Основные проблемы:
1. Понятие политического режима. Типы политических режимов
2. Тоталитаризм как социальный и политический феномен
3. Авторитарный режим.
4. Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии
5. Политический режим в современной России.
Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демократия, либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демократии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».
Режим политический ( фр. regime порядок, система правил, государственный строй) - тип, формы и методы осуществления политической власти, принципы организации ветвей и конкретных институтов власти. Понятие "Р.п." раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками Р.п. являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические.
Диктатура ( лат. dictatura неограниченная власть) - 1) в Древнем Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности Д. - тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности Д. - авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения Д. усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.
Диктатура ( лат. dictatura неограниченная власть) - 1) в Древнем Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности Д. - тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности Д. - авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения Д. усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.
Тоталитаризм ( лат. totalis весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. - разновидность диктатуры. Термин "Т." впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета "Тайме" употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах "победившего социализма".
Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951), Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.
Т. - это "реакция" общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения "массового производства" и "массового человека" особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20- 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма ("марксизм-ленинизм", "национал-социализм").
Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов.
Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй - в коммунистических странах.
Авторитаризм ( лат. auctoritas власть, влияние) - политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры Древнего Рима; феодальные государства средневековой Европы; политические режимы части европейских стран в период между Первой и Второй мировыми войнами, а в наши дни - многие государства Азии и Африки.
Отличительные признаки А.: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; Ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти. При А. могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер.
Причинами сохранения А. в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической Культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы А. - военный, олигархический, популистский, бюрократический, "А. развития".
Демократура - разновидность переходного ("гибридного") политического режима. Д. предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.
Диктократия разновидность переходного (гибридного)политического режима. Д. возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напр., в Кении и Кот - дИвуаре, а также в ряде др. африканских государств.
Теория плебисцитарной демократии - ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат - "машину" - и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности "вождя нации", в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами власти. В центре "плебисцитарной вождистской демократии" - харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и "социалистического коллективизма". Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему, создан во Франции Шарлем де Голлем. Теория партисипаторной демократии - теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер)остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять собой; в отличие от плюралистов и элитистов, они полагают, что демократическая система политической власти еще не существует в полном объеме, что нельзя сохранять статус-кво, а необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений. В отличие от элитистов, они считают, что антидемократическая позиция масс - это не имманентно присущая им черта, а результат недостаточного воспитания, экономическое неравенство, отсутствие у них возможности эффективного воздействия на политический процесс. Сторонники Т.п.д. полагают, что можно избежать "парадокса свободы", когда большинство может выбрать тирана или же само стать новым тираном. Против тирании элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительные учреждения. По мнению К.Макферсона, в больших обществах демократия участия должна быть организована как "пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания". При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формировании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности.
Теория плюралистической демократии - концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок, каждая из которых обладает своими собственными специфическими интересами. Эти группировки представлены различного рода группками интересов, между которыми возникает соперничество. На государство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Процесс принятия решений представляет собой выбор некоторого "среднего пути", который не сводится к какому-л. одному интересу. Т.о. обеспечивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.
Теория элитарной (элитистской) демократии - концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается Й. Шумпетер, понимавший под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии отмечаются: политическая конкуренция, регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы.
Основные научные подходы:
Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики.
В книге Хайека "Дорога к рабству" (1944) генезис тоталитаризма связывался с антилиберальными и социалистическими политическими течениями второй половины XIX в., отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. Основные черты тоталитаризма, по Хайеку, - отказ от свободы конкуренции, подавление государством индивидуальных свобод.
Спор с социалистами, по мнению Хайека, - спор не о ценностях, а о фактах, не об идеалах, а о последствиях, вытекающих из попыток воплотить эти идеалы в жизнь. Ученый полагает, что цели социализма недостижимы и программы его невыполнимы: "...социализм несостоятелен фактически и даже логически". В своей работе "Дорога к рабству" (буквальный перевод книги звучит как "Дорога к крепостничеству") Хайек показывает, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями социалистов ("Кто не совершенствует своих принципов, тот попадает в лапы к дьяволу").
Пафос исследований Хайека - отстаивание рыночных ценностей и классического либерализма. Он утверждает, что реальная альтернатива для человечества - либо свобода, опирающаяся на рыночные отношения и либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма.
Основные работы Хайека - "Индивидуализм и экономический порядок" (1948), "Основной закон свободы" (1960), "Политический строй свободного народа" (1979), "Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма" (1988).
Арендт Ханна (1906-1975) - немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма.
В работе "Истоки тоталитаризма" (1951) Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм - это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации на практике идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. "Тоталитарный человек", по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель "массы", сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и телесные реакции.
Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) - выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма.
Новгородцев обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, -одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию ученый называл "философией легального деспотизма".
Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые философ усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл "кризисом правосознания".
Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение "идеи земного рая". Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство - это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис - это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как "абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений", а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде "принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы", или "свободного универсализма", в котором воплощаются "и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения". Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.
Основные труды Новгородцева - "Кризис современного правосознания" (1909), "Об общественном идеале" и др.
Шумпетер Йозеф (1883-1950) - один из крупнейших экономистов, социологов, политических ученых XX в.
По Шумпетеру, судьбу капитализма нельзя понять, исходя только из логики экономических процессов, решающее значение для нее имеют социальные, политические и культурные факторы. Рассматривая их, ученый приходит к формулировке "другой теории демократии" ("элитарной демократии"), противопоставленной классической ее теории, базировавшейся на идеях народного суверенитета, общей воли и общего блага, представительства, политической рациональности избирателя. Все эти понятия, считает Шумпетер, лишаются смысла в условиях современного капитализма, политика - не более чем продолжение и отражение экономики, причем рационально-бюрократически организованной, а не свободно-рыночной, какой она рисуется либеральному воображению и какой она в известной мере была в прошлом.
По мнению Шумпетера, демократический порядок - это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают право делать политику через конкурентную борьбу за избирательные голоса народа. Политический процесс ученый рассматривает как рыночный процесс: избиратели - те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы - те, кто эти требования удовлетворяют.
Основные работы Шумпетера - "Теория экономического развития" (1912), "Капитализм, социализм и демократия" (1942) и др.
Сартори Джованни (1924) - итальянский политолог.
Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим проблемам политологии, и, в частности, по теории демократии. Сартори - автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии и других стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах.
Даль Роберт Алан (1915) - видный представитель американской политической науки.
В ряде получивших мировую известность книг, таких как "Введение в демократическую теорию" (1956), "Современный политический анализ" (1964), "Политические оппозиции в западных демократиях" (1966), "Дилеммы плюралистической демократии" (1982), Даль рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии.
Всеобщий интерес вызвала разработанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая как действительность, отличная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам - возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия - особый тип режима правления в современном обществе, который отличается от других политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами. Теория полиархии получила развитие в работах Даля "Полиархия. Участие и оппозиция" (1971) и "Демократия, свобода и равенство" (1986).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 247.