Деятельностно-коммуникативный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дискуссия.
Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

В современной политологии порой высказываются сомнения от­носительно универсальности демократии и перспектив ее распро­странения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:

А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического ре­жима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантиру­ются права человека, обеспечивается процветание и благосостоя­ние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демо­кратии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических го­сударств есть как экономически развитые, так и экономически от­сталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впе­рвые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитар­ные режимы. Причем темпы их экономического развития значи­тельно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».

А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономичес­кий рост приведут многие страны к демократии».

Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демо­кратия может выжить в иной социокультурной среде?»

А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»

Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатыва­ет режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями запад­ных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли фор­мирование демократии в России?

Семинар.
Политические режимы

1. Понятие политического режима и его типы. Сущность и понятие политического режима. Политический режим как функциональная сторо­на политической системы. Условия и предпосылки формирования политического режима. Факторы, определяющие типы политических режимов. Классификация политических режимов.

2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен. При­знаки тоталитарного политического режима. «Левый» и «правый» тота­литаризм.

3. Авторитарный политический режим. Сущностные черты авторита­ризма. Социально-экономические и социокультурные истоки авторитариз­ма. Разновидности авторитарных режимов: военные, олигархические, по­пулистские и бюрократические режимы. «Авторитаризм развития». Пере­ходные (гибридные) режимы: диктократия и демократура. Режим делегативной демократии. Дискуссия о характере политического режима в совре­менной России.

4. Теории и модели демократии. Либерально-демократическая и ра­дикально-демократическая теории. Модели демократии: конкурентная элитистская демократия, модель демократии Липсета-Лернера, «полиархическая демократия» Р. Даля, экономическая модель демократии Э. Даунса, демократическая модель «прав человека», институциональная мо­дель «интегративной демократии». Характерные черты демократического политического режима.



Контрольно-оценочный блок.

Контрольный тест.

Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

Понятия:

а) деспотия;

б) политический режим;

в) олигархия;

г) демократура;

д) демократия;

е) тирания;

ж) «авторитаризм раз­вития»;

з) тоталитаризм;

и) бюрократический авторитаризм;

к) диктатура;

л) авторитаризм;

м) диктократия;

н) полиархия;

о) делегативная демо­кратия;

Определения:

1) неограниченная власть одного лица или не­большой группы;

2) историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;

3) политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;

4) политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;

5) упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;

6) власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;

7) политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;

8) разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;

9) гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;

10) политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;

11) гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;

12) историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;

13) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;

14) политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.

Контрольные вопросы.

1. Отличия авторитарных режимов от тоталитарных.

2. Социально-политические, экономические и психологические истоки тотали­таризма.

3. Признаки демократического режима.

Темы рефератов.

1. Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эво­люция.

2. Характеристика политического режима в современной России.

3. Демократия: будущее человечества или явление западной цивилизации?

4. Угрозы и дилеммы демократии на пороге XXI в.

5. Теория полиархии Р. Даля.

Тема 9.Избирательные системы.

Цель занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 322.