М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 2 часа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Солнце, такое горячее и чистое»

Первый урок

Ход урока

I. Проверка усвоения сведений о жизни и творчестве М.М.Пришвина.

1. Рассказ о жизни писателя (по плану).

2. Ответы на вопросы:

а) в каких жанрах писал М.М.Пришвин?

б) что такое эпиграф?

3. Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве М.М.Пришвина после революции?

4. Какие виды сказок мы изучали? (волшебную; о животных; сказку-анекдот (бытовую).

Наша задача понаблюдать, как использует М.М.Пришвин для создания нового жанра – сказки-были – традиции известных видов народных сказок.

II. Особенности художественного мира М.М.Пришвина.

М.М.Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.

Какое художественное выражение имеет эта мысль в начале повествования в рассказе о Насте?

Настя – сирота, но ей помогают, о ее жизни повествует рассказчик. Настя напоминает золотую курочку, видимо, не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием. Природа выступает мерой совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки» - ряд слов, соотносящих рассказ о девочке с упоминанием пространства, в котором происходит действие. В центре этого пространства – солнце, выступающее символом жизни, времени и тепла.

Задание. Раскрыть значение слова «символ».

Словарь: Символ – условный знак какого-то понятия, чего-нибудь.

В рассказе о Митраше учащиеся получают возможность самостоятельно отметить художественные средства изображения героя и выразить авторскую мысль о единстве человека с миром («…с хвостиком», «с золотыми веснушками», животные, их кличка Зорька, Дочка, Хрен – объединяют все живое и космос).

Как, рассказывая о жизни детей после смерти их родителей, Пришвин выражает свою любимую мысль о необходимости «пути из одиночества… к людям»? («… Их носики можно было видеть…»).

Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе трудолюбивой Насти о длинном дне? «Солнце» - не только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, «солнце» олицетворяет вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.

Какое выражение эта философская мысль находит в развитии внешнего сюжета? В ходе сборов детей в лес.

Задание. Определить значение слова «философия».

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать.

Найдите использованный автором сказочный мотив запрета. В сказках какого вида он известен? Какова его функция в сказках? Мотив «запрета» характерен для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь «запрет» - не ходить в Слепую елань.

Какие события ожидают детей по законам волшебной сказки? Они должны нарушать «запрет», их ожидают испытания, которые они преодолеют.

Задание. Выразительно прочитать текст третьей главки от слов: «Лет двести тому назад…» до слов: «…а волк выл от неизбывной злобы к нему».

Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? «Деревья… боролись между собою корнями за питание».

Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? «До того близок был живым существам этот стон…».

Обобщение наблюдений по тексту: каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»? Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности. Отрывок - миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «… великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» в этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.

«Вот бы и нам так устроиться в жизни. Но мы, если любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого – то забываем всех». (Дневниковая запись М.М.Пришвина)

Задание. Какими средствами при описании утра возле Лежачего камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого живого существа? Лес – «великий храм природы», в котором все живое тянется к солнцу: сосны – «зажженные свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон голосов, движения, радости и тревоги. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».

Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? Выделяют отдельное существование озабоченного тетерева Косача, наблюдают за «проснувшейся» елью и сосной, их «взаимоотношениями».

Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой главки? «На распутье», зловещее «кра» ворона, в жанре сказки о животных эпизод, рассказывающий о Косаче.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ по плану.

    1. Жизнь человека рассматривается в единстве с космосом, миром природы и другими людьми. Портреты детей, их жизни в деревне после смерти родителей.

    2. Утверждается связь отдельной человеческой жизни с общей жизнью человечества, существованием преемственности жизненных ценностей между поколениями, памятью о прошлом.

    Солнце выступает символом вечной общей жизни, символом памяти о нравственных ценностях человечества – света, тепла и красоты. Сборы в лес, утро в лесу.

    3. Символика повествования (о ели и сосне) в утверждении «родственного внимания» человека к природе.

    4. Художественная роль сказочных элементов повествования в утверждении мысли о мире, полном сказочных чудес, в утверждении необходимости обращения к народному жизненному опыту, сохранению представлений о добре и зле, беде и счастье.

Или другое задание. Ответить на вопросы:

    1. Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим их миром?

    2. Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого? Как помогает понять эту мысль история «несчастливых деревьев» и ее влияние на судьбу других обитателей леса?

 

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Дата: 2019-03-05, просмотров: 333.