Русская проза второй половины XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.В.Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов. Произведения не менее трех авторов по выбору. Ю.П.Казаков (1ч.) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). В.Г.Распутин (3ч.) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). В.П.Астафьев (2ч.) (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Васюткино озеро» (возможен выбор другого произведения).      

Русская поэзия второй половины XX века

И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. Н.М.Рубцов (2ч.) (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Б.Ш.Окуджава (1ч.) (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» (возможен выбор других стихотворений). В.С.Высоцкий (1ч.) (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» (возможен выбор трёх других стихотворений).    

Литература народов России

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр». Одно произведение по выбору во фрагментах. Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М.Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведения не менее двух авторов по выбору.   Героический эпос в мировой культуре. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (фрагменты) (1ч.) (возможен выбор другого эпоса). М. Карим (1ч.). (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России). Стихотворения из сборника «Европа - Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений). Г. Тукай (1ч.). (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России). Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).  

Зарубежная литература

Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).   Гомер (2ч.). «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).   «Илиада» Античная лирика. Два стихотворения по выбору.     Античная лирика (1ч.). Катулл. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).   Данте «Божественная комедия» (фрагменты).     Данте (2ч.). «Божественная комедия» («Ад», I, V песни) (возможен выбор других фрагментов).   М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты).   М. Сервантес (2ч.). Роман «Дон Кихот» (фрагменты).     У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении). Два сонета по выбору.   У. Шекспир (3ч.). Трагедия «Ромео и Джульетта». Сонеты: №66; №130 (возможен выбор двух других сонетов). У. Шекспир (2ч.). Трагедия «Гамлет».   Ж.-Б. Мольер Одна комедия по выбору.   Ж.-Б. Мольер (1ч.) Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).     И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты).     И.-В. Гете (2ч.). «Фауст» (фрагменты).   Ф. Шиллер Одно произведение по выбору. Ф.Шиллер (1ч.) Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).       Э.Т.А. ГофманОдно произведение по выбору.       Э.Т.А. ГофманОдно произведение по выбору. Дж. Г. Байрон Одно произведение по выбору.     Дж. Г. Байрон (1ч.). Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения).   П. Мериме Одно произведение по выбору. П.Мериме (2ч.). Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).       Э.А. По Одно произведение по выбору.   Э.А. По (1ч.). Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения).     О. Генри Одно произведение по выбору. О. Генри (1ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Рассказ «Дары волхвов».       Д. Лондон Одно произведение по выбору. Д. Лондон (3ч.). Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения).       А. Сент-Экзюпери Сказка «Маленький принц».   А. Сент-Экзюпери (2ч.). Сказка «Маленький принц».     Х.К.Андерсен, Р.Бернс, У.Блейк, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Ф.Вийон, Г.Гейне, У.Голдинг, В.Гюго, Д.Дефо, А.К.Дойл, Р.Киплинг, Л. Кэрролл, Ф.Купер, Дж.Свифт, Дж.Сэлинджер, В.Скотт, Р.Л.Стивенсон, М.Твен, Э.Хемингуэй. Произведения не менее трех авторов по выбору. Литературная сказка. Х.-К.Андерсен (4ч.) «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки). Д.Дефо (4ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя). Роман «Робинзон Крузо». М.Твен (3ч.) (возможен выбор другого зарубежного писателя). Повесть «Приключения Тома Сойера».       Итого в 5-6 классах= 114 часов Резерв свободного времени =26часов Итого в 7-8 классах= 114 часов Резерв свободного времени =26часов Итого в 9 классе=90часов Резерв свободного времени =15часов 7 номинаций стандарта по литературе не учтены в Примерной программе.

 

При сопоставлении стандарта общего образования по литературе и Примерной программы общего образования по литературе видим, что эти документы в определении содержания по литературе на ступени общего образования совпадают в основном.

Распределение времени на освоение содержания дано в Примерной программе с учетом выделенного для авторов УМК резерва часов.

5-6 классы – всё верно.

7-8 классы – не 114 часов, как заявлено в программе, а фактически 115 (можно пересчитать!). Если убрать один час с первой номинации «Литература как искусство слова», то цифра выйдет 114. Что я и сделала.

9 класс – в Примерной программе обозначено, что на освоение содержания 91 час, а фактически 90 (можно пересчитать).

Может быть, это опечатка издательства? Серьёзно.

Чтобы составить рабочую программу, учителю необходимо иметь в глазах эту таблицу: теперь понятно, что выполнить стандарт уже несложно, добавить номинации, не учтенные в Примерной программе, но заявленные в стандарте.

А вот дальше учителю будет очень сложно, потому что теперь нужно обращаться к авторской программе. Для авторов Министерство выделило только часы, обозначенные в резерве!!! Что делают авторы: кроят содержание стандарта как хотят!!!

Второй шаг – сравниваем авторскую программу с ГОСом и Примерной программой. Для этого выстраиваем ещё одну таблицу. Поскольку мы выяснили соотношение стандарта и Примерной программы по литературе, то сравнивать для удобства будем Примерную программу и авторскую.

Авторская программа для 5 класса состоит из двух разделов.

Первый раздел «Реальность и вымысел» состоит из тем: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда».

Две первые темы первого раздела («Фольклор», «Авторская и литературная сказка») не нарушают логику Примерной программы. А порядок следующих тем определяется авторской концепцией, т.е. видением путей изучения литературы на каждом этапе образования.

Название первого раздела программы для 5 класса уже определяет авторскую концепцию: показать отличительную особенность художественной литературы – наличие вымысла и наличие реальности в произведении в той или иной художественной форме.

Поэтому наша вторая таблица будет построена от авторской программы к содержанию Примерной программы. Так мы ясно увидим соотношение содержания в программах, учителю останется только решить, что изменить, добавить, исключить или скорректировать в рабочей программе, составленной для конкретного контингента обучающихся.

 

Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 5 класс Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 6 класс Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-6 классов
Литература как искусство слова (1ч.). Литература как искусство слова (1ч.). Литература как искусство слова.
Раздел первый «Реальность и вымысел»  (21 час+3 часа вн.чт.). Раздел первый «Как появилась поэзия и проза» (11ч.+1ч. вн.чт.).  
Тема 1. «Фольклор» (4часа+1час вн.чт.) Малые жанры фольклора (1ч.). Пословицы и поговорки. Русские народные сказки (3ч.). «Хрустальная гора…» Волшебная сказка. «Как старик домовничал». Бытовая сказка. «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Вн.чт. «Пойди туда, не заню куда…» (1час). Тема 1. «Истоки и вершины» (5ч.) Песня (1час). Былина «Садко» (2часа). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2часа). Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Песня как форма словесно-музыкального искусства. Миф и сказка. Виды сказок. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Былина (в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.). «Повесть о Петре и Февронии Муромских») (возможен выбор другого произведения).
Тема 2. «Авторская и литературная сказка» (11часов+1час вн.чт.). А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (2часа). Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (2часа). Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (1час). Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (3ч.). М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (2ч.). В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было…» (1ч.). Вн.чт. В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» (1ч.). Тема 2. «Классические образцы поэзии и прозы» (6ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Утес» (2часа). А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» (1час). А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (3ч.). Вн.чт. Л.Н.Толстой. «Юность» (1ч.). Литературная сказка. Х.-К.Андерсен «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки (не автора!) (в авторской программе Андерсен отсутствует). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «Зимнее утро», «И.И.Пущину». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Роман «Дубровский». Повесть «Выстрел». Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (в Примерной программе нет). Э.Т.А. Гофман. Одно произведение по выбору (в Примерной программе нет, но есть в стандарте, поэтому включать для изучения обязательно!). Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».) М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения). В.М.Гаршин (в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.)
Тема 3. «Легенда» (6часов+1ч.вн.чт.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1ч.). М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» (1ч.). «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей» из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2ч.). А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2ч.). Вн.чт. «Легенда о Томасе Лермонте» (1ч.).   А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино», «Три пальмы», «Листок». «Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения.
Раздел второй «Этот необычный мир…»  (28часов+3ч. вн.чт.). Раздел второй «О чём и о ком рассказывает литературное произведение»  (12часов+2ч. вн.чт.).  
Тема 1. «Басня» (2ч.+1ч. вн.чт.) И.А.Крылов. «Басни Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак» «Слон и Моська» (2ч.). Вн.чт. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» (1ч.). Тема 1 (7ч.+1ч. вн.чт.) А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» (2ч.). Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник» (2ч.). А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (2ч.). Н.А. Некрасов. Поэма «Саша» (1ч.). Вн.чт. Ю.С.Рытхэу. «Хранитель огня» (1ч.). И.А. Крылов. Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен). Н.С. Лесков. Рассказ «Левша». (Авторы заменяют произведение). А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Тема 2. «Лирическое стихотворение» (11ч.+1ч. вн.чт.). Мир чувств. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «И.И.Пущину» (1ч.). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Листок», «Молитва» (2ч.). Тема 2. «Тема литературного произведения» (5ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт» (2ч.). А.В. Кольцов. Стихотворение «Косарь» (1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (1ч.). Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (1ч.). Вн.чт. А.Тукай. «Пара лошадей», «Совет» (1ч.). М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Молитва» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса); стихотворение «Поэт» тоже в курсе 9 класса. А.В. Кольцов (возможен выбор другого поэта пушкинской поры). Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (авторская концепция). Н.М.Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Произведения А.Тукая в курсе 9 класса по Примерной программе
Мир природы. А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику» (2ч.). Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» (2ч.). И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» (1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Береза» (1ч.). Вн.чт. Г.Гейне. «На севере диком…». И.-В.Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» (1ч.).   А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…». Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога. Поэма «Мороз Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). И.А. Бунин (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема 3. «Роман, повесть, рассказ» (15ч.+1ч. вн.чт.). Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (2ч.). А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» (2ч.). А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (2ч.). И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» (2ч.). Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога» (1ч.). Д. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» (1ч.). В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» (2ч.). О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих» (1ч.). М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» (2ч.). Вн.чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) (1ч.).   Д.Дефо (возможен выбор другого зарубежного писателя). Роман «Робинзон Крузо». А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести). А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого произведения). И.С. Тургенев. Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести), (рассказа «Бежин луг» в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). Ю.П.Казаков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Д. Лондон. Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). В.П.Астафьев (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Васюткино озеро» (возможен выбор другого произведения). О. Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя) Рассказ «Дары волхвов». М.М. Зощенко (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.).
  Раздел третий «Литература: мир вопросов и ответов»  (27часов+3ч. вн.чт.).  
  Тема 1. «Как человек понимает мир и себя» (6ч.+1ч. вн.чт.). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога» (2ч.). Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна». Баллада «Прометей» (2ч.). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (2ч.). Вн.чт. В.Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…» (1ч.). Дж. Г. Байрон (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (в Примерной программе для 5-6кл. нет).
  Тема 2. «Как отражается таинственное в судьбе человека» (3ч.). В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь» (1ч.). Э.А. По. «Ворон». Народная баллада «Черный ворон». А.С.Пушкин. «Ворон к ворону летит» (1ч.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (1ч.). В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). Э.А. По. (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса).
  Тема 3. «Как человек относится к людям и ко всему живому» (10ч.+1ч. вн.чт.). Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (2ч.). В.В. Маяковский. Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте» (2ч.). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (2ч.). И.А. Бунин. Рассказы: «Лапти», «Подснежник» (2ч.). А.И. Куприн. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» (2ч.). Вн. чт. И.С.Тургенев. «Муму» (1ч.). Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения). В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». (Стихотворения «Послушайте» в Примерной программе для 5-6кл. нет). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). И.А. Бунин. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл. А.И. Куприн. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл.
  Тема 4. «Отражение социальных проблем в литературе» (8ч.+1ч. вн.чт.). Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» (1ч.). В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (2ч.). К.Г. Паустовский. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога, «Размышления у парадного подъезда» (2ч.). С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) (1ч.). Вн.чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) (1ч.). Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). К.Г. Паустовский. Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в Примерной программе для 7-8кл. С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) (1ч.). (в Примерной программе для 5-6кл. нет).

 

Таким образом, в части наименований имен и произведений авторская программа в основном соответствует Примерной программе, а значит и требованиям стандарта общего образования по литературе.

В части соотношения количества часов – 26 часов - на авторское видение программа Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной не выходит за рамки и в основном соответствует требованиям Примерной программы.

Авторы программы дают четкое распределение часов по разделам и темам, учитывая письменные работы, обобщение изученного, уроки внеклассного чтения. При этом оставляют учителю резервные часы, что очень важно при составлении рабочей программы по литературе.



Планы и конспекты уроков

 

Фольклор

 

Петрова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская сош Рыбинский район

Тест: Малые жанры фольклора

Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров.

1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – …          а) фольклор

2) Фольклорный и литературный эпический жанр,              б) потешки

 в котором отражены в мифической форме события,              в) легенда

имевшие место в действительности – …

3) Произведения устного народного творчества – …

Задание 2. Укажите жанр, который не относится к малым фольклорным.

а) легенда          б) поговорка

в) песня                г) потешки

Задание 3. Укажите, к каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор».

а) к спорту           б) к туризму

в) к литературе    г) к образованию

Задание 4. Выберите наиболее точное определение пословицы.

а) …рассказ о каком-либо событии

б) …краткое изречение с назидательным содержанием

в) …краткое изречение, которое делает нашу речь образной и выразительной

Задание 5. Завершите утверждение: Вопрос или задание, требующее разгадки – это …

а) поговорка             б) потешка

в) загадка                г) пословица

Задание 6. Приведите примеры пословиц _____________________________________

Задание 7. Отгадайте загадки и впишите ответы в соответствующие строки

Предметы быта: _____________________________________________________________

Явления природы:____________________________________________________________

Сельское хозяйство: __________________________________________________________

  1. Без рук, а рисует,                                             5. Повернулось к солнцу

Без зубов, а кусает.                                              Золотое донце.

  1. Крашеное коромысло над рекою повисло.   6. Посреди двора стоит копна,
  2. Раскалённая стрела                                              Спереди – вилы, сзади – метла.

Дуб свалила у окна.                                         7. Без рук, без ног под лавку – скок.

  1. В землю – блошкой,                                         8. Сверху дыра,

Из земли – лепёшкой.                                         Снизу дыра,

                                                                                           А посередине – огонь и вода.

Задание 8. Соотнесите произведение устного народного творчества с его жанром.

1) Без головы, а в шляпе.                                       а) пословица

2) Вилами на воде писано.                                    б) загадка

3) Яблочки от яблоньки недалеко падают.          в) поговорка

Задание 9. Распределите данные пословицы по темам. Вспомните 1-2 другие пословицы на эти же темы.

О труде:______________________________________________________________________

О дружбе:_____________________________________________________________________

О хитрости:___________________________________________________________________

а) Терпение и труд всё перетрут

б) Говорит направо, а глядит налево

в) Старый друг лучше новых двух

Задание 10. Завершите пословицы, подбирая (в рифму) подходящее продолжение.

  1. И вашим и нашим________________________________________________________
  2. В лесу жить,_____________________________________________________________
  3. Когда ни умирать,________________________________________________________

а) лешим слыть.                    г) у матери болит.

б) день терять.                       д) за копейку спляшем.

в) а узелок-то тут.                 е) будет и великий пост.

Задание 11. Объясните смысл пословицы.

а) Тише едешь – дальше будешь:______________________________________________

б) Семь раз отмерь, один раз – отрежь:_________________________________________

в) Не всё коту масленица – будет и великий пост:________________________________

 

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

«Лиса и тетерев» сказка о животных

Цель урока: Показать жанровые черты бытовой сказки.

Аннотация содержания урока: на уроке учащиеся закрепляют знания о волшебной сказке (сюжетные и композиционные элементы), знакомятся со своеобразием сказок о животных.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.