Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Выразительное чтение учителем отрывка из повести.

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, что бы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».

Беседа. Мастерство Н.В.Гоголя в описании природы.

Мысленно нарисуйте себе эту картину, что на ней изображено?

Какие звезды вы себе представили? Почему у Гоголя они «глянули»?

Почему «месяц величаво поднялся», какой художественный прием использовал при этом автор?

Охарактеризуйте эпитетами эту ночь. (Живая, волшебная, яркая, таинственная).

Почему Гоголь рисует именно такую необычную ночь?

Как вы думаете, почему Гоголь так подробно описал рождественскую ночь?

Посмотрите на картинки на слайдах, сравните их с художественным описанием в тексте. Сумели ли художники передать замысел Гоголя? Докажите. (См. слайды «Рождественская ночь»).

Какой вы себе представляете рождественскую ночь?

Прочитайте выразительно описание ночи так, чтобы мы почувствовали ваше восхищение ее красотой (с. 135)

Найдите в тексте повести другие пейзажные зарисовки. Выразительно прочитайте (с.136-137 – эпизод кражи месяца и звезд; с. 139 – Чуб смотрит в окно; с. 146 – метель на пути Чуба; с. 166-167 – полет Вакулы в Петербург).

Какая из зарисовок вам больше всего понравилась, почему?

Какие художественные приемы употребил автор во всех этих зарисовках?

Выразительное чтение учителем отрывка из повести.

«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался с утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Черт таким же порядком отправился вслед за нею…»

Беседа. Юмор. Юмор в повести.

Представьте, что вы Солоха, вы замерзли и вам нужно спуститься домой. Изобразите ее действия.

Почему Гоголь просто не написал, что ведьма и черт на метле спустились в дом? Как автор описал спуск героев? (Смешно, с юмором).

Оказывается в литературном произведении юмор – это не просто смешной эпизод, герой, его черты, это еще и литературный прием. Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение.

Юмор – добродушный смех в произведении. Сам Н.В.Гоголь утверждал: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа».

Объясните смысл этого высказывания.

Найдите в тексте повести примеры юмора. Почему нам не страшны в повести ведьма и черт?

Докажите с помощью найденных примеров справедливость высказывания Г.Гейне: «Юмор, как плющ, вьется вокруг дерева. Без ствола он никуда не годен».

5. Творческое задание.

Письменно ответьте на вопрос: В чем неповторимость стиля Гоголя? (очень сложный вопрос).

Итог урока.

Возникло ли у вас желание прочитать другие произведения Н.В. Гоголя? В чем притягательность его произведений?

7. Домашнее задание.

1. Читать по ролям понравившийся отрывок повести.

Объяснить (письменно) смысл высказывания В.Гюго: «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

 

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район

Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.