Ход урока
1. Слово учителя.
Ребята, а вы любите путешествовать? А на чём предпочли бы отправиться в долгий и увлекательный путь? Ведь из окна вагона много не увидишь, из иллюминатора теплохода тоже. А вот одна героиня сказки нашла удивительный способ, с помощью которого она увидела так много и под собой, и вокруг себя, и впереди, и сзади… Догадались, что это за путешественница? Конечно, это лягушка из одноимённой сказки удивительного писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
2. Работа с учебником. Чтение статьи учебника на с. 205. Чтение заданий, обмен впечатлениями о сказке «Лягушка – путешественница».
3. Чтение статьи учебника о В.М.Гаршине. Беседа по вопросам учебника.
К какому типу сказок относится «лягушка – путешественница»? Почему ты так считаешь?
Вспомни или перечитай материал на с.17, каковы основные особенности фольклорных сказок о животных?
Как ты думаешь, зачем писатели, в том числе и Гаршин, делают героями своих рассказов «говорящих» животных?
Какой же ответ вы нашли на вопрос: чем справедливых людей привлекает творчество Гаршина?
4. Чтение сказки «То, чего не было».
1. Беседа по содержанию сказки.
Назови всех героев – насекомых и животных, действующих в сказке. Есть ли среди них те, кому ты симпатизируешь? Поясни свой ответ.
О чём беседуют герои? Беседа это или спор? Почему рассуждения о столь сложных жизненных проблемах Гаршин вкладывает в «уста» насекомых? А кому адресована сказка?
Как вы думаете, почему рассказ заканчивается трагически для героев?
Объясни смысл названия «То, чего не было». Чего действительно не могло быть? Что в рассказе соответствует реальности?
Чем же необычна эта сказка? Над какими вопросами заставляет она задуматься читателя? А как бы вы ответили на вопросы о том, что такое мир, для чего стоит жить, в чём заключается смысл человеческой жизни?
Точку зрения какого героя использовали бы в ответе?
Вывод. Мы познакомились с очень мудрой сказкой, которую можно назвать философской, потому что в ней подняты проблемы, важные для каждого человека. Используя иносказательную форму, автор побуждает человека с детства задумываться над важными жизненными вопросами, находить правильные ответы, думать, к чьему мнению можно прислушаться, а кому доверять не стоит. Такая сказка носит название притчи.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке-притче; прочитать сказку В.Гауфа «Холодное сердце».
Царева Елена Николаевна,
учитель сош№76 г.Ярославль
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Занятие-игра «В гостях у сказки»
Сказка – это колыбель мысли.
В.А.Сухомлинский
Цель мероприятия: Закрепить и расширить знания, полученные при изучении разделов "Фольклор" и "Авторская и литературная сказка"
Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. Авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.
С использованием ИКТ.
Аннотация мероприятия: Игра проводится после изучения разделов «Фольклор» и «Авторская и литературная сказка». Цель игры – закрепить полученные знания, расширить представление о сказке. Участвуют две команды: сош№71 и сош№76. Каждая из команд получает домашнее задание:
• придумать название и эмблему команды;
• подготовить предметы-загадки;
• создать диафильм по русской народной сказке (например, «Колобок» или «Репка»);
• подготовить кроссворд из семи слов по изученным произведениям.
Материалы к некоторым заданиям даны в приложении. К конспекту прилагается презентация игры.
Ход игры
1. Организационный момент. Объяснение условий игры. Представление жюри.
2. Представление команд. Название и эмблема. Максимальный балл – 6 (3 за название и 3 за эмблему).
3. Разминка «Угадай героя по предмету». Каждая команда представляет по 4 предмета, которые принадлежат какому-то сказочному герою. За правильную отгадку команда получает 1 балл (жетон).
4. Аукцион. О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Каждая команда имеет право назвать одно из традиционных сказочных выражений. Проигрывает та команда, которая первой замолкает.
5. Вставь словечко. Каждая команда получает текст, в котором пропущены некоторые слова. Дайте определение этого понятия. Вставьте в текст пропущенные слова, характерные для русских народных сказок. Максимальный балл - (1 за определение постоянных эпитетов, по 1 баллу за каждое вставленное слово).
6. Конкурс загадок (конкурс для болельщиков). Отгадай загадку. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное название сказки – еще 1 балл.
7. Конкурс диафильмов. Команды представляют диафильмы к русским народным сказкам. Оценивается качество рисунков (3 балла), удачность подписей (3 балла) и мастерство «сказителя» (3 балла).
8. Кроссворд. Команды обмениваются составленными кроссвордами. Максимальный балл по количеству отгаданных слов.
9. Конкурс капитанов. Установите соответствие между произведениями, их авторами и жанрами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений).
10. Сочини сказку. Команда выделяет по 3 человека. Участники тянут по жребию начало сказки. Задание – по началу текста сочинить маленькую сказку за 5 минут. Максимальный балл – 5.
11. Тест. Команды получают тестовые листы. В каждом из них по 5 заданий. Максимальный балл – 5.
12. Подведение итогов игра. Награждение команд.
Приложение
К конкурсу «Аукцион». Сказочные выражения:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 326.