Специфика басни.
1. Проверка домашнего задания (учебник с.8 задание Е):
Перескажите содержание статьи «Басня», используя опорные слова из задания Е «Проверь себя».
В каких произведениях мы уже встречались с понятием «иносказание»? Дайте толкование этого понятия.
2. Работа с учебником: статья об И.А.Крылове (с. 8 – 10):
Сколько лет прожил И.А.Крылов? Почему часто в рассказах о нем баснописца называют «дедушкой»? (работа с портретом)
Какие известные басни являются переложением известных басен? Почему же все-таки мы считаем автором этих басен не Лафонтена, а Крылова?
Какие оригинальные басни создал Крылов? Какие человеческие пороки высмеивал баснописец?
Что общего между баснями и драматическими произведениями?
Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица».
Вспомните, какие черты характера традиционно приписываются лисе. Похожа ли басенная лиса на лису из русских народных сказок? Объясните свой ответ. Как двигается лиса? Как говорит? Какое качество воплощает в себе эта героиня?
Что такое «льстец»?
Расскажите о характере Вороны, опираясь на текст басни. Похожа ли она на тот образ, который нарисовала Лиса? Почему же Ворона поверила?
Найдите мораль этой басни. Почему лесть «гнусна, вредна»? Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
Работа с рабочей тетрадью. Сравните басню Крылова с басней Эзопа. (Рабочая тетрадь. Часть 2. Раздел «Творчество И.А.Крылова», задание I):
Ворон и лисица
Далось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и горит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам – проку не выйдет.
Сравни главных героев:
Каким традиционно изображается ворон в русских сказках? А каков он у Эзопа?
Что общего у лисы Эзопа и Лисы Крылова? В чем разница? В какой из басен героиня ярче? Почему?
Сопоставьте мораль басни Крылова и басни Эзопа.
Чем отличается язык Крылова от языка басни Эзопа?
Найдите в басне И.А.Крылова выражения, которые перекочевали в нашу обыденную речь как афоризмы.
Почему басня Крылова более популярна в России, чем басня Эзопа?
Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».
Сколько действующих лиц в басне?
Можно ли назвать автора действующим лицом басни? Когда мы слышим его голос?
Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?
Как раскрываются характеры героев в драме?
Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).
Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?
Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?
Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?
Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.
Заполните таблицу:
Черты сказок о животных | Черты драматического произведения |
Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?
6. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.
2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.
Царева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
сош №76, г.Ярославль
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.
Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».
Ход урока
1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).
Согласны ли вы со словами Исаковского?
Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова.
Узнайте басню по морали:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).
Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона! («Слон и Моська»)
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик»)
Продолжите крылатые слова:
Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)
А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).
Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя,кума, оборотиться)
3. Работа с учебником. Слово о Крылове.
Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.
4. Беседа. Вопросы для проверки усвоения материала:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?
Каким был первый литературный опыт Крылова?
В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?
Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?
4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.
Что такое басня?
Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.
5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».
Что такое мораль басни?
Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.
6. Анализ басни «Свинья под дубом»:
чтение басни учителем;
по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
Какой описывает Крылов Свинью?
Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?
Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?
В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?
Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.
7. Работа с учебником. Что такое аллегория?
Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?
(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.
Чтение басни по ролям.
8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.
Басню читает учитель.
Кто главные герои басни?
В каких строчках заключена мораль басни?
Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?
Ответьте на вопросы учебника.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.