Урок 2. «Нравственная проблематика сказки-были. Добро и зло в жизни и природе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Дома вы дочитали сказку до конца и подобрали заголовки к каждой части. Прочитайте их.

Тайна Антипыча.

Митраша в беде.

Настя на палестинке.

Появление Травки.

Спасение Митраши.

Благополучное возвращение.

2. Беседа по содержанию произведения.

Сказка-быль прочитана до конца. С каким чувством вы дочитали последнюю страницу? А теперь давайте поразмышляем над произведением.

Почему автор назвал сказкой-былью своё произведение? Найдите элементы сказки. А где здесь признаки были?

Расскажите о героях сказки. Какие они? Почему их так любовно называли односельчане? Как жили одни, оставшись сиротами? Что помогало им справляться со всеми сложностями самостоятельной жизни?

Как случилось, что дети нарушили закон добра, правды и справедливости? Как объяснил свой выбор дороги Митраша? Что можно сказать о нём как о человеке?

Почему Настя выбирает другую дорогу? Чем руководствуется она в своём выборе?

К чему может привести нарушение закона дружбы, взаимопонимания, добра?

Кто помог детям выйти из сложного положения? Почему, рассказывая о Травке, автор вводит рассказ об Антипыче?

Какую правду «перешептал» он Травке?

Кто же главный герой этого произведения? Почему?

Какими стали герои в конце повествования? Почему изменились они?

Текст сказки-были сопровождают иллюстрации мастеров – пейзажистов. Найдите в тексте фрагменты, которые могли бы служить подписями под иллюстрациями художников. Прочтите выбранные фрагменты выразительно.

3. Итог урока. Мы завершаем изучение сказки-были «Кладовая солнца». Почему же автор её так назвал? Подумайте и составьте кластер на тему «Кладовая солнца». (Самостоятельная работа учащихся).

Домашнее задание: подготовьте рассказ об одном из трёх персонажей: история Травки; история Митраши; история Насти;

выучите наизусть отрывок – описание природы в сказке-были.

 

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

сош№71 г.Ярославль

Урок «Мир человека и мир природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Эпиграф: (подбирают дети).

Ход урока

1. Повторение пройденного. Викторина по изученным произведениям.

Беседа перед викториной:

Что вы знаете о сказках?

Какие особенности отличают сказки от других литературных жанров?

Хорошо ли вы ориентируетесь в пройденном материале, мы проверим с помощью викторины.

Викторина:

· Какое из названных произведений не является сказкой: «Золотой ключик», «Лебедь, рак и щука», «Иван-царевич и серый волк»?

· В чем главное отличие между двумя сказками: «Хрустальная гора» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

· Кого из отрицательных сказочных героев вы знаете?

· Какое из изученных произведений можно охарактеризовать как: волшебную сказку, пьесу-сказку, сказочную повесть?

2. Введение понятия «сказка-быль». Проверка домашнего задания.

Сегодня мы познакомимся с произведением, жанр которого определяется как сказка-быль. Вспомните определение сказки. А что такое быль?

В тетрадь: Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии.

Как же могут между собой сочетаться эти два противоположные понятия? (чтение отрывка из статьи учебника на с. 176) Введение темы урока.

Задание: в течение урока подумайте, какие слова из произведения М.М.Пришвина можно использовать в качестве эпиграфа к нашему разговору.

Что узнали о писателе М.М.Пришвине из статьи, прочитанной дома?

Читали ли вы его произведения раньше?

Какие особенности его произведений отмечаются в статье?

Как авторы закончили текст (учебник с.177)? (увлекательные, добрые и мудрые).

3. Работа с текстом произведения.

Где и когда происходит действие? (чтение начала). Похоже ли начало произведения на сказку?

Что знаете о Великой Отечественной войне?

Кого мы можем назвать главными героями произведения?

Задание: Опираясь на текст 1-2 глав, выполни задание из рабочей тетради (Часть 1. Раздел «Пришвин М.М. «Кладовая солнца», задание V).

Сравни характеры брата и сестры (Настю и Митрашу; какие сходные черты есть у брата и сестры, в чем они отличаются). Заполни таблицу.

  Настя Митраша
как автор называет героев    
черты сходства характеров    
черты различия характеров    

Какие отношения складываются между братом и сестрой? Какое они имеют значение? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).

4. Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь.

На какое дело серьезное дело решились дети?

Почему автор называет их «охотниками»?

Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань).

Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы).

Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе?

Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение».

В тетрадь: Олицетворение – это…

Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»).

Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства?

Чтение отрывка на с. 185:

Что меняется? Как меняется?

Как развиваются события дальше?

Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы).

5. Подведение итогов.

Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах?

Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор?

Зачем он противопоставляет людей и природу?

Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору?

6. Домашнее задание.

Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

гимназия №1 г.Углич

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.