Отличительной положительной особенностью программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной является предложенное авторами распределение часов на изучение содержания программы, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи, обобщение изученного, резервные часы (для учителя ОУ).
5класс | 6класс | 7класс | 8класс | 9класс | 10класс | 11класс | |
Аудиторные занятия | 50 | 51 | 50 | 51 | 89 | 85 | 87 |
Аудиторные сочинения | 6 | 6 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 |
Внеклассное чтение | 6 | 6 | 5 | 4 | 2 | - | - |
Обобщение изученного | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 10 | 8 |
Резерв | 6 | 5 | 5 | 5 | - | ||
Всего | 70 | 70 | 70 | 70 | 105 | 105 | 105 |
Анализ представленной таблицы позволяет сделать следующие выводы:
1. Разумное распределение часов на изучение содержания авторами программы создает благоприятные условия учителю любого класса при составлении (проектировании) рабочей программы, потому что:
количество отводимых часов на освоение содержания предмета «Литература» авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в 5 классе 70, в 6 классе 70 совпадает с количеством часов «Примерной программы основного общего образования по литературе» в 5-6 классах 140 часов;
количество отводимых часов на освоение содержания предмета «Литература» авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в 7 классе 70, в 8 классе 70 совпадает с количеством часов «Примерной программы основного общего образования по литературе» в 7-8 классах 140 часов;
количество отводимых часов на освоение содержания предмета «Литература» авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в 9 классе 105 совпадает с количеством часов «Примерной программы основного общего образования по литературе» в 9 классе 105 часов;
количество отводимых часов на освоение содержания предмета «Литература» авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в 10 классе 105, в 11 классе 105 совпадает с количеством часов «Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень» в 10-11 классах 210 часов, т.е. по 105 часов в каждом классе.
2. В авторской программе учтены уроки, обеспечивающие выполнение требований «Примерной программой основного общего образования по литературе» в части рекомендаций выделения часов на развитие речи «в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинения)»[30]и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень», где предложены темы сочинений и количество сочинений: в X классе – 9, в XI классе – 8 (вид работы – домашняя или классная – решает учитель). Как видим, часы, спланированные авторами программы, позволяют выполнить требования к аудиторным сочинениям.
3. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают систему уроков внеклассного чтения, что в свою очередь создает положительные условия учителю для выполнения задач литературного образования. Предлагаемая система уроков внеклассного чтения выражает авторскую идею, поэтому содержательные единицы, распределение часов предлагается самими авторами, хотя учитель может внести необходимые коррективы, если того требуют условия конкретного класса.
4. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают спланировать часы на обобщение изученного материала. Учитель-практик понимает, насколько важны эти уроки.
5. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают резервные часы. Это дает возможность учителю при разработке рабочей программы:
возможность выразить своё видение изложения материала,
учесть уровень обучающихся детей в классе,
вносить коррективы в программу в течение учебного года (если, например, пропущены уроки по каким-либо причинам).
Таким образом:
авторская программа Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в целом отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по литературе,
соотносится с «Примерной программой основного общего образования по литературе», «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень»,
не противоречит требованиям, обозначенным в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области».
Все названные достоинства авторской программы создают благоприятные условия для разработки рабочей программы по литературе.
Структура рабочей программы
Рабочая учебная программа имеет определённую структуру, включающую в себя несколько обязательных блоков: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематический план, методический блок, приложения.
Титульный лист программы содержит все необходимые реквизиты.
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки следует указать:
нормативно-правовые, нормативно-методические документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа;
цели и задачи на данный учебный год;
какие внесены изменения в части номинативной, в части распределения учебного времени; обоснования изменений;
используемый учебно-методический комплект.
Учебно-тематический план – это разработка структуры учебного курса, внутреннее упорядочение и установление согласованности учебных тем. Тематический план раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, распределяет учебные часы по разделам и темам курса, указывает виды уроков (традиционный - нетрадиционный уроки, уроки развития речи, внеклассное чтение).
Предлагаемая форма учебно-тематического плана
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Формы контроля | |||
Традиц. уроки | Нетрадиц. уроки | Уроки развития речи | Уроки внеклассного чтения | Возможные формы контроля: вводный, текущий, тематический, промежуточный, итоговый | |||
Календарно-тематический план – это распределение по урокам учебного материала каждой темы. Как правило, такой план составляется на полугодие или год и утверждается директором школы.
Предлагаемая форма календарно-тематического плана
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы урока (традиц.-нетрадиц., вн.чт., р.р.) | Содержание урока (в этом разделе учитель может обозначить основные теоретико-литературные понятия; категории вечных ценностей; проблематику, произведения для заучивания наизусть …) | Оборудование (в этом разделе учитель может указать технические средства, иллюстративный, дидактический и др. материал) | Форма контроля |
Форма календарно-тематического плана может иметь развернутый формат, при этом возможны рубрики:
цель урока или темы (раздела) в целом (тогда необходимо добавить горизонтальную строчку для наименования раздела);
виды деятельности учащихся на уроке;
теоретико-литературные понятия;
нравственно-философские категории;
виды домашних заданий (в том числе индивидуальные);
вопросы повторения;
методические материалы к уроку (журнал, цифровые образовательные ресурсы) и др.
Имея такой формат планирования, учитель может не создавать поурочного планирования. Заполняя содержательную составляющую календарно-тематического плана, необходимо сосредоточить внимание на заполнении графы «дата проведения урока», так как именно своевременное заполнение и корректировка этой графы обеспечит контроль выполнения учебного плана (т.е. необходимое количество часов). Изменения даты проведения урока по объективным или субъективным причинам для удобства можно фиксировать в плане другим цветом. Эти действия учителя не напрасны: анализ и оценка результатов реализации программы проводится в конце четверти, полугодия, за год.
Содержание программы – это основное содержание всех разделов, тем курса, т.е. краткое описание изучаемого материала, основные понятия, которые определены авторами программы. Поэтому к рабочей программе обязательно прилагается авторская программа. Содержание авторской программы переписывать в рабочую программу не следует.
Учебно-методический комплект включает в себя перечень основной и дополнительной литературы для учителя и учащихся.
учебник;
рабочая тетрадь;
методическое пособие для учителя;
дидактические материалы;
учебные материалы для тематического контроля.
Список литературы включает библиографические описания изданий, которые располагаются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Требования к уровню подготовки обучаемых. В этом блоке рабочей программы фиксируются требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При формулировке требований к уровню подготовки обучаемых ориентирами являются «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента образовательного стандарта, а также соответствующий раздел авторской программы.
Методический блок. Включает в себя краткое описание используемых технологий, методов и организационных форм обучения с кратким обоснованием их выбора. Это наиболее трудный для учителя блок рабочей программы, т.к. требует времени, определенных знаний, учета контингента обучающихся и т.д. Поэтому целесообразно заполнять этот раздел рабочей программы в течение учебного года.
Анализ и оценка результатов реализации программы. Наиважнейший раздел рабочей программы, где подводятся итоги выполнения содержания Программы, учебного плана, требований к результатам обученности и т.д.
Приложения. К данному блоку нет обязательных требований, но есть рекомендация – предоставить рабочей программе дидактическую поддержку. Все учебно-дидактические материалы по курсу, для которого разработана данная рабочая программа, необходимо сгруппировать в приложения. Целесообразными считаются следующие приложения:
дидактическое обеспечение всех видов контроля по курсу (тесты, самостоятельные проверочные работы, контрольные работы и др.);
перечень тем докладов, рефератов, проектов, виды творческих работ, уроки развития речи, уроки внеклассного чтения, которые будут предлагаться учащимся в ходе изучения материала;
опорные схемы, алгоритмы, справочники по изучаемым темам;
модели, конспекты нетрадиционных уроков и др.
Рабочая программа проходит экспертизу на предмет соответствия общим требованиям, ГОСу по предмету, учебному плану и визируется руководителем МО и (или) председателем методического совета. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
Рабочая программа представляется на утверждение руководителю образовательного учреждения до начала учебного года.
Рабочая программа утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.
Таким образом, предложенная разработка даёт право считать этот проект документом – рабочей программой по литературе для 5 класса.
Вниманию учителя предлагается вариант рабочей программы, отдельные формы, разделы, идеи которой помогут составить планирование для своего класса
Рабочая программа
Разработка Н.Н.Петровой
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для 5 класса. СЮДА вставить краткую характеристику класса!!! Сколько человек, как читают, есть ли интерес к чтению, что любят делать на уроке чтения и т.п. Класс в начальной школе обучался по программе, что дает возможность заниматься по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными в государственном образовательном стандарте по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, требованиями к уровню подготовки учащихся 5 класса и характеристикой класса как читателей изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Создать условия для формирования, сохранения, укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Создать условия для развития речи учащихся.
Научить учеников видеть в художественном тексте ключевые образы и воспринимать их эмоциональное значение.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обращаясь к текстам художественных произведений, предложенных авторской программой, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность.
Довести до понимания пятиклассников:
отличие бытового рассказа от литературного повествования, для этого раскрыть смысл новых понятий: «художественный образ»; «информационный ряд» и «эмоционально-образный ряд»; «тема», «идея».
Начать работу по формированию круга читательских умений на основе овладения теоретическими знаниями, а именно: определить и отработать понятия, которые, по замыслу авторов программы, являются конкретным инструментом аналитического познания текста: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); ввести их в активную речевую практику учащихся.
Учить читать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план прочитанного; пересказывать эпизод, фрагмент текста.
Учить художественному рассказыванию текста.
Закреплять умение и навык чтения наизусть.
Закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера.
Продолжить работу по иллюстрированию художественного произведения.
Особое внимание уделить технике чтения учеников:
Продолжить начатую работу в начальной школе по знакомству учащихся и их родителей с литературными местами (или походы в театр, выезды на спектакль, в литературный музей).
По замыслу авторов программы предполагается компетентностный подход к обучению, позволяющий сформировать познавательную и деятельностную компетенции.
Весь курс литературы 5 класса строится в авторской программе по принципу от вымысла к реальности. По этому же принципу подобраны художественные произведения в каждом разделе. Учащимся 5 класса под силу проследить и понять принцип при изучении предложенных авторской программой произведений.
Основанием для составления рабочей программы служат нормативно-правовые, методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на федеральном и региональном уровнях:
Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 0903.2004 г. № 1312);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом МО РФ от 05.03.04 г. №1089;
стандарт основного общего образования по литературе;
примерная программа основного общего образования по литературе;
методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
учебно-методический комплект по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.;
федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2009-2010 учебный год;
методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2009-2010 учебном году.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (по условиям БУПа и авторской программы – 70 часов).
В данной рабочей программе на аудиторные часы отведено 54 часа, на проведение уроков развития речи и внеклассного чтения – по 6 часов. В конце учебного года проводится итоговый урок по проверке знаний учащихся (контрольная работа), а также читательская конференция учащихся с приглашением родителей и классного руководителя.
Отметим отличия рабочей учебной программе от авторской:
Авторский вариант распределения часов | Вариант учителя |
Аудиторные занятия – 50 часов. | Аудиторные занятия – 54 часов. |
Аудиторные сочинения – 6 часов. | Аудиторные сочинения – 6 часов. |
Внеклассное чтение – 6 часов. | Внеклассное чтение – 7 часов. |
Обобщение изученного – 2 часа. | Обобщение изученного – 3 часа. |
- | Итоговый контроль – 1 час (учтен в обобщении) |
- | Читательская конференция – 1 час (учтен в вн.чт.) |
Резерв – 6 часов. | Резерв – нет. |
Всего 70 часов | Всего 70 часов |
Произведение | Количество часов в программе Г.В.Москвина | Количество часов в рабочей программе | Причина изменений |
Фольклор Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки как основные малые жанры | 1 | 2 | Устное народное творчество всегда вызывает большой интерес у учащихся. Одного часа, чтобы вспомнить, что такое загадки, пословицы и поговорки, содержание, построение, интонацию и т.д., мало. Да и примеров загадок и пословиц мало, значит, нужно время на работу с дополнительной литературой. Предполагается «защита» сборников загадок и пословиц ребят. |
Э.-Т.-А.Гофман Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» | 1 | 2 | Данное произведение – большое по объёму, а в классе есть плохо читающие дети. На этом произведении можно поучить детей создавать рисованный фильм |
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) | 2 | 3 | Медленно читающие дети не вычитают текст к уроку, даже ко второму. |
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | 3 | Во-первых, это объёмное произведение. Во-вторых, при дополнительном часе есть возможность провести урок – ролевую игру для лучшего понимания и обобщения материала произведения. |
Итоговый контроль | - | 1 | Для осуществления итогового контроля необходимо отдельное время. Данный час нужно внести в часы, отводимые на обобщение. |
Читательская конференция | - | 1 | Данный час можно внести в часы, отводимые на внеклассное чтение. |
Таким образом: | 6 часов | 12 часов |
Таким образом, часы резерва (6 часов) распределены с учетом интереса детей к тематике произведений, с учетом трудностей учащихся при чтении, с учетом запланированных видов практической деятельности.
Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.; не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями: «На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Дополнение списка произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской программе.
Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы), 15-20 строк (9-11 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определятся формой монолога.
В списке подчеркнуты произведения, входящие в кодификатор элементов содержания по литературе, предлагаемых в качестве контрольных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса. Следовательно, на данных произведениях необходимо акцентировать внимание ученика и учителя».[31]
5 класс: 12поэт.+3пр.
1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
2. А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).
3. А.С. Пушкин «Няне».
4. А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
5. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
6. И.А. Крылов «Квартет».
7. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).
8. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
9. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
10. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика»).
11. А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».
12. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».
13. Ю.П. Казаков «Оленьи рога» (отрывок).
14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).
15. М.М. Зощенко Отрывок из любого рассказа.
Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. четко определяет уроки внеклассного чтения. В рабочей программе авторское планирование уроков внеклассного чтения сохранено.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Согласно рекомендациям Примерной программы основного общего образования по литературе и методическому письму о преподавании предмета количество аудиторных сочинений в 5 классе равно 3, домашних равно 1.[32] Авторы программы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. не указывают, какие художественные произведения выносятся на уроки развития речи, следовательно, учитель сам определяет их, исходя из своего понимания, интересов учеников класса. Поэтому на уроки развития речи спланированы следующие произведения: обучающие классные сочинения – рассуждения??? Домашние??? Есть ли контрольное сочинение?
Кроме сочинений, спланированы следующие виды творческих работ в 5 классе:
- сочини сказку, рассказ, басню при изучении темы «»
- «защити» свой рисунок, поделку, альбом при изучении темы «»
- представь, что ты – психолог…, эколог…, турист… и т.д., проведи исследование, дай советы, научи… при изучении темы «»
- напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…) при изучении темы «»
- составь викторину, кроссворд (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Главные герои сказки», «Внимательный ли ты читатель?») при изучении темы «»
- составь синквейн на тему при изучении темы «»
- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу при изучении темы «»
- выполни мини-проект при изучении темы «»
- оформи сборник, книжку-малышку загадок, пословиц, потешек при изучении темы «»
II . Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов |
Из них
Нет формы контроля!!!
III . Календарно-тематический план
№п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Форма урока | Содержание урока | Оборудование | Формы контроля, творческие работы |
Введение 1 час | |||||||
1. | Литература как искусство слова | 1 | традиц. беседа | Литература и жизнь. Что такое литература и чем данный предмет отличается от чтения в начальной школе? Зачем изучать литературу? Что ждут от уроков в 5 классе? Какие книги прочитали летом, какие особенно запомнились? | Выставка книг Иллюстрации учебника | ||
Фольклор. 5+1Вн.чт. | |||||||
2. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | 1 | традиц. комбин. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Роль средств худож. изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. Лексическая работа: смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок. | Сборники пословиц Иллюстрации Фразеологический словарь | Текущий: творческая работа: составить Устав школы с использованием пословиц; В качестве д/з: мини-сочинение по пословице | |
3. | Малые жанры фольклора. Загадки. | 1 | традиц. комбин. | Малые жанры фольклора. Загадки. Выражение народного миропонимания. Художественные средства выразительности. | Сборники загадок Иллюстрации | Текущий: творческая работа: создание книжки-малышки | |
4. | Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. | 1 | традиц. комбин. | Сказка как выражение миропонимания и мироотношения. Художественный мир сказок. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура и герои волшебной сказки. | Сборники сказок Иллюстрации Фонохрестоматия | Текущий: пересказ сказки | |
5. | Бытовая сказка. «Как старик домовничал» | 1 | традиц. комбин. | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. | Выставка книг Иллюстрации Фонохрестоматия | Текущий: выразительное чтение диалога | |
6. | Сказка о животных. «Лиса и тетерев» | 1 | традиц. комбин. | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. | Выставка книг Иллюстрации Фонохрестоматия | Текущий: инсценировка сказки | |
7. | Внеклассное чтение №1 Сказка «Пойди туда, не знаю куда…» | 1 | Вн.чт. | Конкурс рисунков и викторина по изученным сказкам. Лексическая работа: пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках; Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок. | Выставка книг Иллюстрации Видеофрагменты Фразеологический словарь Словарь крылатых выражений | Тематический в форме теста Текущий: чтение по ролям | |
Авторская и литературная сказка. 12+2р.р.+1Вн.чт. | |||||||
8. | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет. | 1 | традиц. комбин. | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие. | Портретная галерея Выставка книг Иллюстрации Толковый словарь | ЧТО? Вид работы? Вид контроля? Сравнительная характеристика царевны и царицы | |
9. | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика. | 1 | традиц. беседа | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость | Выставка книг Иллюстрации Фонохрестоматия Толковый словарь | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения; выполнение задания по словарю | |
10. | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки. | 1 | нетрадиц. с применением ИКТ | Слово о писателе. Сказка-пьеса. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Читатель и зритель. | Компьютер, Портретная галерея | Текущий: проверочная работа (письменная) (ответ на вопрос: по содержанию произведения) | |
11. | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». | 1 | традиц. комбин. | Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | Портретная галерея Иллюстрации | Текущий: инсценировка сказки, чтение наизусть | |
12. | Р.р.№1 Обучающее сочинение по пьесе-сказке «Два клёна» | 1 | Р.р. | Классное сочинение-рассуждение. Лексическая работа: | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: письменная работа | |
13. | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке. | 1 | традиц. комбин. | Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Лексическая работа: смысл категорий: добро о – зло; жизнь – смерть; власть; Смысл слов: повелевать, удовольствие | Компьютер, Портретная галерея | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения | |
14. | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни. | 1 | нетрадиц. (мультфильм) | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Лексическая работа: смысл категорий: мечта – фантазия; жизнь – смерть; добро - зло | Компьютер, Портретная галерея | Текущий: создание рисованного фильма (работа в группах) | |
15. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои. | 1 | традиц. комбин. | Слово о писателе. Сюжет повести. Образы героев. Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка - реальность | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения | |
16. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои. | 1 | традиц. комбин. | Фантастическая повесть. Изображение быта в повести. Лексическая работа: | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения | |
17. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор. | 1 | нетрадиц. с применением ИКТ видеофильм | Художественные средства в повести. Юмор. Волшебные и фольклорные основы повести. Лексическая работа: | Компьютер, Портретная галерея | Текущий: инсценировка, чтение наизусть | |
18. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев. М.М. Пришвин и Ярославский край. | 1 | нетрадиц. комбин. с применением ИКТ виртуальная экскурсия | Слово о писателе. Специфика сказки-были. Образы героев. Понятие краеведения. Лексическая работа: смысл слов и понятий: родина, родня, отчизна, любовь к ближнему, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание, милосердие, страдание, сострадание, сочувствие. | Компьютер, Портретная галерея Толковый, орфографический словари | Текущий: пересказ любимых эпизодов | |
19. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика. М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М.М. Пришвина. | 1 | традиц. комбин. с применением ИКТ видеозапись встречи с прототипами героев сказки-были | Сказочные элементы в произведении. Нравственная проблематика. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость, патриот, гражданин. | Компьютер Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: пересказ любимых эпизодов, выразительное чтение эпизода | |
20. | Р.р.№2 Обучающее сочинение-рассуждение по сказке-были М.М. Пришвина. «Кто прав: Настя или Митраша?» | 1 | Р.р. | Обучение сочинению-рассуждению: структура, умение выбрать цитату. Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость: составление рядов однокоренных слов. | Учебник литературы Толковый, орфографический словари | Текущий: письменная работа | |
21. | В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра. | 1 | традиц. комбин. | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя | |
22. | Внеклассное чтение№2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце». | 1 | Вн.чт. с применением ИКТ | Игра «Знатоки сказки Гауфа» (по принципу «вертушки») | Компьютер, Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя; творческое задание; индивидуальное задание | |
Легенда 6+1Вн.чт. | |||||||
23. | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире. | 1 | традиц. комбин. | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Стихотворение «Анчар». Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. Лексическая работа: смысл слов: анчар, добро - зло | Портретная галерея Иллюстрации Учебник литературы Толковый, словарь Энциклопедия (сведения об анчаре) | Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание; выполнение задания по словарю | |
24. | 1 | традиц. | |||||
25. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения. | 1 | нетрадиц. | Летописная основа произведения. Легендарное и художественное. Человек и судьба. Поэтический мир произведения. | компьютер, диск | Наизусть отрывок | |
26. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора. | 1 | традиц. | Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. | портрет писателя, иллюстрации к произведению | ||
27. | 1 | ||||||
28. | «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей»). | 1 | традиц. | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. «Основание Киева» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге. | Сборник «Повесть временных лет» | ||
29. | Внеклассное чтение №3. «Легенда о Томасе Лермонте». | 1 | традиц. | ||||
Басня. 2ч.+1Вн.чт. | |||||||
30. | Басня. Специфика жанра. И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Слон и Моська». | 1 | нетрадиц. (ИКТ, диск КиМ) | Слово о писателе. Басни, особенности жанра. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | портрет писателя, иллюстрации к произведению, диск (презентация, мультфильм) | наизусть на выбор | |
31. | И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак» | 1 | традиц. | И.А.Крылов. Басни «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | иллюстрации к произведениям | рисунки | |
32. | Внеклассное чтение: Эзоп, Жан де Лафонтен | 1 | нетрадиц. (ИКТ, диск КиМ) | Представители басенного жанра. Обсуждение «похожих» басен. | компьютер, диск КиМ | ||
Лирическое стихотворение. 11+1р.р.+1Вн.чт. | |||||||
33. | А.С.Пушкин «Няне», «И.И.Пущину» | 1 | традиц. | Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения. | иллюстрации по теме | чтение наизусть | |
34. | 1 | нетрадиц. (вирт.экск) | |||||
35. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва». Стремление человека к гармонии с миром. | 1 | традиц. | Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. | компьютер, диск | выразительное чтение | |
36-37. | А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк», «Мальчику». | 2 | традиц. | Слово о поэте. Стихотворения Фета. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. | |||
38-39. | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы. Человек и природа. | 2 | 1 нетрадиц. (ИКТ) 1 традиц. | Слово о поэте. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. | компьютер, диск | Мини-проверочная работа типа ЕГЭ | |
40-41. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. | 2 | традиц. | Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. | иллюстрации | наизусть отрывок | |
42. | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Композиция. Образ природы. | 1 | традиц. | Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения. | |||
43. | С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». Образ природы. | 1 | нетрадиц. (ИКТ) | Слово о писателе. Стихотворение «Берёза». Образ природы. Поэтический мир стихотворения | компьютер, диск | чтение наизусть | |
44. | Сочинение. Анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся) | 1 | традиц. | Структура подобного сочинения, отличие от сочинения по рассказу; выбор стихотворения и поэта; самостоятельная работа | памятки | обсуждение проверенных сочинений, работа над ошибками | |
45. | Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…». И.-В.Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» | 1 | традиц. | Разные варианты перевода стихотворения «На севере диком». Особенности поэтического восприятия | |||
Роман, повесть, рассказ. 17 часов+3Р+1Вн. | |||||||
46-48. | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. | 3 | традиц. | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Роман «Робинзон Крузо» (главы I,II,V,X). Воля и труд. (главы XXVI, XXVII, XXVIII, XXX). | поделки, рисунки | ||
49. | Сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?» | 1 | традиц. | Совместное обсуждение вопроса, составление плана, подбор рабочих материалов, цитат | |||
50-51. | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. | 2 | традиц. | Слово о писателе. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика. | |||
52. | Сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» | 1 | традиц. | Обсуждение в группах, аргументация тезиса; самостоятельная работа | |||
53-54. | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. | 2 | традиц. | Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя | портрет писателя | ||
55-56. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. | 2 | нетрадиц. (ИКТ, экск.) традиц. | Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев. | компьютер, диск | ||
57. | Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека. | 1 | традиц. | Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | портрет писателя | ||
58. | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Человек и природа. Характер главного героя. | 1 | традиц. | Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя. | |||
59-61. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя. | 3 | 2-нетрадиц. (ИКТ - экск., ролевая игра) 1-традиц. | компьютер, диск | поделки, рисунки | ||
62. | Сочинение по рассказу В.Астафьева | 1 | традиц. | Выбор и защита тем, написание сочинения | |||
63. | О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Необычная ситуация. Комическое. | 1 | традиц. | Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое. | |||
64-65. | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька», «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова». столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | 2 | традиц. | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое». Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Золотые слова». | портрет писателя | ||
66. | Внеклассное чтение №6 «Мы помним» | 1 | нетрадиц. (лит.гостиная) | Произведения о Великой Отечественной войне. | компьютер, диск, иллюстрации по теме, магнитофон | ||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 249. |