Содействие экономическому развитию территорий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В силу относительно ограниченных масштабов сельского туризма по сравнению с другими видами туризма, его социально-экономическая значимость наиболее высока именно на местном и региональном уровнях.

Каналы и формы финансовых поступлений могут быть различными. Наиболее распространены:

- Отчисление доходов от туризма в местный бюджет или специальные фонды в качестве компенсации за природопользование или за эксплуатацию коммунальных объектов.

- Плата за передачу прав пользования от местных органов управления иногородним туристическим компаниям (аренда и т.п.);

- Оказание на местах предварительных услуг турфирмам (например, снабжение продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п.);

- Работа по найму (служащие профессиональных туристических агентств).

Однако роль сельского туризма отнюдь не исчерпывается прямыми финансовыми поступлениями. Не менее важны так называемые немонетарные преимущества, которые не всегда возможно оценить экономически или которые лишь косвенно выражаются экономическими категориями. К ним относятся, к примеру:

- создание новых рабочих мест;

- экологическое образование;

- повышение культурного уровня населения;

- развитие сети инфраструктуры;

- подъем экономики отсталых районов.

Создание рабочих мест для местного населения:

Преимущества Недостатки
- Туризм - одна из современных индустрии с наиболее высокой возможностью создания рабочих мест (в связи с ориентацией на сервис, туризм трудно «автоматизировать»). - Большое количество создаваемых рабочих мест для работников с низкой квалификацией не всегда является негативным фактором, т.к. они заполняются местными жителями, не имеющими высокого образовательного уровня. - Туризм также создает часть квалифицированных рабочих мест для решения различных задач (гиды, менеджеры в сфере туризма и охраны природы и др).           - Туризм создает в основном низкооплачиваемые, сезонные рабочие места, не дающие возможности для роста квалификации. Квалифицированные рабочие места часто недоступны для населения.           - не хватает умений и финансовых средств, чтобы независимо вести бизнес.          - «Импорт» управленческого персонала.

В тех случаях, когда первоначально сельский туризм не является высоко прибыльным предприятием на местном уровне, некоторые государства нередко стимулируют его развитие путем дотаций, налоговых и прочих льгот, поскольку косвенные преимущества на региональном и национальном уровне делают его развитие предпочтительным.

Прямо или косвенно сельский туризм оказывает также сильное влияние на развитие многих других отраслей экономики - в первую очередь, сельское хозяйство, легкую промышленность, производство стройматериалов, и частное предпринимательство.

Доходы от туризма позволяют более эффективно использовать ресурсы и применять более современные технологии (покупать новое оборудование, использовать жидкое горючее вместо дров, повысить образовательный уровень, и тем самым, качество трудовых ресурсов и др.). Все это дает значительный импульс для развития экономики и роста благосостояния местных жителей, особенно в районах, удаленных от крупных индустриальных центров, с традиционно низким уровнем экономического развития.

Влияние, которое в итоге оказывает туризм на социально-экономическую сферу в значительной степени зависит от «эффекта мультипликации» или «множественного эффекта», который выражается в том, что первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают «вращаться» в местной экономике и с каждым «витком» генерируют новые доходы.

Величина «множественного эффекта» от сельского туризма зависит от степени «утечки» получаемых доходов из местной экономики в результате налогов, покупки импортных товаров и услуг и т.д. Вклад туризма в экономическое развитие региона тем выше, чем больше в нем используются продукты и материалы местного производства, а также местный персонал.

Разумеется, это возможно при условии, когда экономика посещаемых регионов достаточно развита, чтобы обеспечить базовый набор товаров и услуг местного производства. Иными словами, туристы, во время своего путешествия останавливающиеся в гостиницах, которыми владеют и управляют (и обслуживают) местные жители, снабжаемых в основном местными продуктами, обеспечат больше дохода в местную экономику, нежели те, кто потребляет в основном импортные услуги и предметы роскоши, равно как те, кто потребляет очень мало товаров и услуг или же вовсе ими не пользуется («дикий» туризм).

Следовательно основной целью экономических мер и программ на местном уровне должно стать удержание на территории большей доли генерируемых в туризме средств.

Однако приток богатых туристов приводит к повышению цен на местную продукцию и услуги, нехватке основных товаров и продуктов, что отрицательно отражается на местных жителях (особенно на тех, кто непосредственно не занят в туристической деятельности). Приток доходов может вызвать развитие как в желательном направлении (например, увеличение производства пищевых продуктов на местах), так и в нежелательном (возрастание потребности в импорте горючего.

Одна из главных задач тех, кто занимается организацией сельского туризма а (а также туризма в целом) - создать такую программу, которая позволяла бы местным жителям получать реальные преимущества от развития.

 

В целом можно выделить следующие позитивные экономические и вместе с тем социальные функции развития сельского туризма:

1. Создание новых рабочих мест для местного населения;

2. Стимулирование традиционных форм природопользования, производства экологически чистых продуктов питания;

3. Увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;

4. Рост благосостояния местного населения и развитие специального образования, направленного на приобретение туристических и природоохранных профессий;

5. Развитие ремесел;

6. Развитие местного самоуправления;

7.Формирование планов развития «изнутри», с учетом интересов местных жителей.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.