Перспективы российского внутреннего агротуристического рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится «снизу», практически без участия центральных структур. Отсутствует четко артикулированное политическое решение о поддержке агротуризма, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т.д.).

Инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т. п.

Многое делается в рамках международных проектов (например, в Калиниградской, Ярославской, Иркутской областях). Однако для формирования сектора современной туриндустрии этого явно недостаточно.

Вместе с тем, российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока «не разработанного» в России направления, которое в перспективе может вырасти в доходный и эффективный сектор. Появляются первые компании, напрямую работающие с агротуристическими хозяйствами, которые действуют в этом секторе, фактически как монополисты.

В ряде мест отмечен первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам. В нескольких регионах России делются попытки создания сетей агротуристических хозяйств на основе ассоциации производителей турпродукта.

В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные власти. Интересен опыт Калиниградской области, где при поддержке властей региона и с использованием международного опыта создана сеть из примерно 60 агротуристических хозяйств.

В России уже имеется опыт организации агротуристических предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др. Однако работа в агротуристическом секторе только начинается и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.

По показателю цена-качество российский агротуристический продукт пока не может конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристического сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка. Международный опыт говорит, что во многих странах Европы, где агротуризм получил достаточно большое развитие, это в основном сектор внутреннего туризма, хотя доля зарубежных туристов постепенно растет (например, Италия, Франция, Германия).

Роль органов местного самоуправления муниципальных образований в развитии сельского туризма

 

О роли муниципальных образований в развитии сельского туризма следует сказать отдельно. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.12.2008 г., позволил муниципалитетам использовать центробежную силу туризма для вовлечения в хозяйственную деятельность множества предприятий сферы услуг. В частности, в соответствии с 51 статьей ФЗ № 131, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий при решении вопросов местного самоуправления.

Муниципальные образования, развивая туризм на своей территории, могут получить дополнительные возможности пополнить местный бюджет, активизировать малый бизнес, работу учреждений культуры, а также сопутствующих отраслей (транспорт, связь, общепит, торговлю, народные промыслы).

Муниципальное образование (МО) может стать главным и единственным производителем агротуристического продукта своей территории (дестинации).

Дестинация (от англ. destination - место назначения, цель) - это определенное место, имеющее реальную или умозрительную границу, например, страна, область, остров, город и т.п., которое посещают туристы с определенной целью.

Именно на муниципальном (местном) уровне туристический потенциал конкретной сельской местности - как природный, так и культурно-исторический - преобразуется в туристический ресурс - то, что можно в любой момент использовать в организации маршрутов, экскурсий, досуга туристов.

Именно здесь создаются и оборудуются средства размещения и питания, разрабатывается комплексный пакет туристических услуг - турпродукт, реализуемый в данной местности. Другими словами, на уровне МО реализуется концепция «трёх А»:

 

Рис. 2. Реализация концепции «трёх А» при создании территориального турпродукта

 

Основные задачи для развития агротуризма в муниципальном образовании можно определить так:

- формулирование и реализация концепций турпродуктов данной территории (дестинации);

- политическая, информационно-рекламная и иная поддержка инициатив местного сообщества в сфере агротуристического бизнеса;

- подготовка кадров для организации агротуристического бизнеса и производства агротуристического продукта на местах;

- работа с населением по формированию позитивного отношения к агротуристическому бизнесу, конструктивных поведенческих моделей и т.д.;

- привлечение материально-технических, финансовых и людских ресурсов для совершенствования инфраструктуры туризма;

- информационное обеспечение агротуристической деятельности с применением информационных технологий;

- формирование позитивного образа данной дестинации, условий для информационно-рекламного обеспечения агротуристической деятельности и продвижения конкретных турпродуктов.

Необходимо подчеркнуть, что возможные концепции турподуктов заданы существующими рамочными условиями - совокупностью внешних факторов. Среди них:

- Имеющиеся туристические ресурсы сельской местности (природные, культурно-исторические и др.);

- Экологическая чистота места (при этом удаленность от крупных центров может являться не минусом, а плюсом);

- Доступность места (хорошие подъездные пути - ключевой фактор);

- Наличие современных средств связи;

- Обеспечение безопасности хозяина и гостя;

- Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм;

- Обеспечение соответствующего запросу клиента уровня комфорта.

Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое, например:

- Этнофольклорные мероприятия - предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д. (проект «Уральская деревня ремесленников»)

- Участие в сборе ягод, овощей, яблок, участие в изготовлении традиционных уральских напитков (медовухи, наливок, настоек, самогона) с последующей дегустацией.

- Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов (музей с. Чусовое, музей с. Нижнеиргинское и т.д.)

- Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами (плэнеры в с. Чусовое Шалинского района).

- Организация экскурсий в особо охраняемых природных территориях (Природные парки «Оленьи ручьи», «Река Чусовая», «Бажовские места»),

- Активный отдых - рыбалка и охота.

- Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.

- Спортивные мероприятия (фольклорный праздник Сабантуй на территориях Западного управленческого округа Свердловской области).

Понятно, что владельцы сельских (гостевых) домов не могут самостоятельно обеспечить широкий спектр организации досуга для своих гостей. Поэтому им необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:

- объекты общепита (таверны, бары, придорожные кафе);

 

Рис. 3 Ведущая роль муниципального образования в обеспечении необходимых условий для реализации агротуристического продукта

 

 

- владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты);

- центры народных промыслов и ремесленного производства;

- художественные и этнофольклорные коллективы;

- муниципальные и частные музеи;

- представительные хозяйства (которые можно демонстрировать гостям);

- администрации природных парков.

Рис. 4. Схема формирования агротуристического кластера в рамках муниципального образования

 

Структура, возникающая в результате сотрудничества (называемая в специальной литературе cluster), приносит больше выгод каждому участнику, чем если бы каждый действовал самостоятельно.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.