Сельский и экологический туризм как фактор устойчивого развития территории
Введение
«Туризм способен сделать счастливой и богатой любую страну», - заметил как-то правитель Лихтенштейна, казна которого пополнялась за счет большого количества туристов. Вряд ли кто-то станет оспаривать это утверждение.
Однако управление туризмом сегодня требует совершенно новых подходов. Оно должно быть направлено на разработку и реализацию крупных туристических проектов, планирование туристских территорий и туристских центров и привлечение инвестиций в туристическую индустрию. Гостиничные, транспортные, торговые, банковские услуги, услуги связи и индустрии развлечений - все это потребляется туристом, посетившим регион. Это так называемые «новые» деньги.
В мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий.
На смену трем S: sun, sea, sand - солнце, море, песок
приходят три L: landscape, lore, leisure - пейзаж, традиции, досуг.
Новый характер спроса, сложившийся на туристическом рынке, диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на «массовые заезды» не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:
- новых форм организации туристической отрасли,
- открытия новых направлений (секторов) туриндустрии,
- новых видов турпродуктов.
И сельский туризм полностью отвечает вышеперечисленным требованиям.
Пугающий многих поток неорганизованных туристов необходимо рассматривать не как угрозу сельской территории, а как огромный, ни кем на сегодняшний день не занятый рынок.
Уход от привычных автобусных туров (а основная проблема в сельской местности это низкое качество дорог и невозможность накормить и разместить группу в 40-50 человек) дает возможность создавать новые формы турпродукта, учитывающие возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным для сельского туризма может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности.
Наименование показателей
Годовые значения
Примечание. Приведенные данные размещены на сайте АгроТуриэмАссоциации http://www.agritourism.ru.
В соответствии с представленными данными, оба проекта, вне зависимости от первоначальных инвестиций, являются высокорентабельными и быстроокупаемыми. Причем, в хозяйстве «Ольгин хутор» с большей рентабельностью 60,0% преобладает выручка от оказания именно туристических услуг, тогда как в хозяйстве «Солнечная ферма» с рентабельностью 47,6% выручка распределена примерно в равном отношении - половину составляет выручка от оказания туристических услуг, а вторую половину - выручка от реализованных сельскохозяйственных продуктов.
Но, несмотря на высокую долю аграрной составляющей в выручке хозяйства «Солнечная ферма», рентабельность реализации комплексного агротурпродукта очень высока, что свидетельствует о том, что реализация сельхозпродукции посредством агротурдеятельности является действенным способом повышения эффективности сельскохозяйственной деятельности, причем как с использованием перерабатывающих производств, так и без них.
Таким образом, на основании данных, предоставленных устно хозяевами рассмотренных агротуркомплексов, можно сделать вывод о том, что агротуристическая деятельность является высокорентабельной, а вложения в подобные проекты достаточно быстро окупаются - от 2-х до 4-х лет в зависимости от первоначальных инвестиций и доли выручки, полученной от реализации туристических услуг, в общем объеме выручки хозяйства.
В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая все большее количество бизнесменов в эту сферу деятельности.
Рис. 1. Тенденции, благоприятные для сельского туризма, в формировании туристических потоков
Специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый рост развития сельского туризма, для которого в России есть огромные ресурсы.
Но туристский продукт не то же самое что туристский ресурс. Они различаются так же, как газ в газовой горелке отличается от газа в Штокмановском месторождении. И процесс превращения туристского ресурса в продукт такой же длительный и кропотливый, и так же требует профессионального и финансового обеспечения.
Спрос на туристские ресурсы (но не турпродукт!) российской провинции несомненно есть, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма. Следовательно, сегодня наиболее оптимально назвать сельский туризм в России более скромно - «сельское гостеприимство». Возможно, это даже более правильно с исторической точки зрения, так как русские люди всегда отличались хлебосольностью по отношению к гостям. Определимся с терминологией.
Сельское гостеприимство - первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организацию развлекательных мероприятий (баня, приготовление шашлыков, совместное хождение за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как кормление животных, сбор урожая, ягод или овощей.
Гостевые усадьбы и туристические деревни могут быть следующим этапом в развитии сельского туризма.
Туристическая (гостевая) усадьба - туристский объект в сельской местности, выполняющий функцию сельской гостиницы. Состоит из жилого дома с номерным фондом от 2-х номеров, как правило с баней, беседкой, зоной барбекю, с хозяйственными постройками. Имеет прилегающую территорию, оформленную в виде парка, составляющую единый культурный ландшафт с хозяйственными и жилыми постройками.
Туристическая деревня - туристский объект в сельской местности, специализированный отель, выполняющий функцию сельской гостиницы. Состоит из нескольких зданий (построек), объединенных единой концепцией, имеющие единую инфраструктуру и управление.
Еще одна форма агротуристического объекта, развивающаяся на территории России - историческое поселение.
Историческое поселение («историческая деревня», «национальная деревня» или иной тип поселения - стойбище, башкирский аул, «рыбацкая», «охотничья деревня» и т.д.) - туристический объект в сельской местности, на территории которого расположены объекты культурного наследия, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. Основной задачей исторического поселения являются воссоздание и реконструкция исторической социокультурной среды.
Турпродукта
Развитие сельского туризма основывается на уравновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Агротуристическое предложение формируется на основании нескольких компонентов:
Рис. 5. Компоненты, формирующие туристическое предложение в сельской местности
Виды туризма, обычно практикуемые в сельской местности:
1. Отдых, сочетающий активные и пассивные формы: путешествия с целью отдыха и развлечений одни из наиболее востребованных в предложениях туристических агентств. В последнее время ради отдыха путешествуют все большее количество туристов и тратят в этих целях все больше денег. Эта тенденция растет с каждым годом.
2. Познавательный туризм: одним из наиболее важных мотивов для путешествий является желание познакомиться с ценностями той или иной территории, которые обычно представлены:
- объектами культурного и исторического наследия,
- своеобразными музейными коллекциями,
- репрезентативными экономическими объектами,
- живописным ландшафтом,
- фольклорными художественными коллективами,
- интересными личностями.
Для того, чтобы туроператоры могли включать эти объекты в туристический маршрут (тур), они должен отвечать определенным требованиям:
a) находиться в ведении определенного лица или заведения,
b) быть интересным для конкретного сегмента потребительского рынка,
c) быть оригинальным.
3. Гастрономический туризм - эта форма туризма, постоянно привлекающая интерес туристов к тем сельскохозяйственным зонам мира, где производят алкогольные напитки, сыры, другие эксклюзивные продукты и располагают всем необходимым для проведения дегустаций.
Потребителем (целевой группой) сельского туризма в России могут быть: семьи с детьми; пожилые люди; пожилые люди с внуками; компании молодых людей; люди, любящие спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж и т.д.).
Некоторые считают, что ехать в сельскую местность бессмысленно, ведь многие имеют дачу. Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию «сельского гостеприимства».
Но, во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги, стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.
Во-вторых, «сельское гостеприимство» дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям.
В-третьих, оно позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице.
В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности.
Таким образом, в сельском туризме есть возможность экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители обычно пренебрегают или не слишком эффективно используют.
К примеру:
- Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки, которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.
- Местные праздники считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
- Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
- С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды, обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.
Федеральные законы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018)
4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О развитии сельского хозяйства"
6. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
7. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве".
8. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция).
9. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О землеустройстве".
10. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Сельский и экологический туризм как фактор устойчивого развития территории
Введение
«Туризм способен сделать счастливой и богатой любую страну», - заметил как-то правитель Лихтенштейна, казна которого пополнялась за счет большого количества туристов. Вряд ли кто-то станет оспаривать это утверждение.
Однако управление туризмом сегодня требует совершенно новых подходов. Оно должно быть направлено на разработку и реализацию крупных туристических проектов, планирование туристских территорий и туристских центров и привлечение инвестиций в туристическую индустрию. Гостиничные, транспортные, торговые, банковские услуги, услуги связи и индустрии развлечений - все это потребляется туристом, посетившим регион. Это так называемые «новые» деньги.
В мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий.
На смену трем S: sun, sea, sand - солнце, море, песок
приходят три L: landscape, lore, leisure - пейзаж, традиции, досуг.
Новый характер спроса, сложившийся на туристическом рынке, диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на «массовые заезды» не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:
- новых форм организации туристической отрасли,
- открытия новых направлений (секторов) туриндустрии,
- новых видов турпродуктов.
И сельский туризм полностью отвечает вышеперечисленным требованиям.
Пугающий многих поток неорганизованных туристов необходимо рассматривать не как угрозу сельской территории, а как огромный, ни кем на сегодняшний день не занятый рынок.
Уход от привычных автобусных туров (а основная проблема в сельской местности это низкое качество дорог и невозможность накормить и разместить группу в 40-50 человек) дает возможность создавать новые формы турпродукта, учитывающие возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным для сельского туризма может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.