Снижение рисков, связанных с экономическими конфликтами, в том числе и торговыми спорами, способно в значительной степени оздоровить международные отношения. Создание Всемирной торговой организации на базе Генерального соглашения о тарифах и торговле и усовершенствование механизма разрешения торговых споров, безусловно, способствуют снижению конфликтности в области международных экономических отношений.
Что такое ВТО? ВТО представляет собой международную организацию специальной компе тенции в области международной торговли. По кругу участников ВТО является универсальной организацией, членство в которой открыто для любого государства. С точки зрения порядка вступления ВТО является закрытой организацией, так как прием новых членов производится с согласия учредителей.
Важнейшими преимуществами ВТО являются:
1) система способствует укреплению мира (разрешение торговых споров мирным путем, укрепление
международного сотрудничества и доверия);
2) конструктивное разрешение споров (государства не остаются «один на один» друг с другом, а нахо
дятся в условиях определенного правового режима и обладают правовым механизмом решения
споров. С 1995 г. урегулировано более 100 споров и ни один не привел к серьезному политическому
противостоянию) ;
3) система основана в большей степени на силе права, нежели на военной силе (все равны перед
нормами ВТО. Слабый может подать иск на сильного, если он нарушает нормы права). Государ
ство в большей степени защищено от лоббирования;
4) система стимулирует дисциплину государств.
.Основной задачей процедур разрешения споров в рамках международных экономических организаций было и остаётся не решение вопроса о том, кто прав и кто не прав, и не определение ответственности государств в этом вопросе, а нахождение такого решения, при котором даже серьезные нарушения являлись бы лишь временными и устранялись бы как можно скорее.
Для того чтобы уяснить новизну механизма разрешения споров в рамках ВТО, сравним его с практикой, существовавшей рамках ГАТТ.
Исследователи обычно выделяют три черты, которые были характерны для процедур, предусмотрен- ных Генеральным соглашением:
1) в случае возникновения конфликтной ситуации основное внимание уделялось консультациям
и переговорам для нахождения приемлемого для сторон решения спора. Сначала рассмотрение
спора ограничивалось лишь непосредственно заинтересованными сторонами, и только в случае неспо
собности их прийти к соглашению в течение «достаточного» для этого времени (reasonable time) к реше
нию спора привлекались другие члены ГАТТ, возможности которых также были достаточно ограничен
ными. Речь шла о рекомендациях конфликтующим сторонам, проведении консультаций с ними, а также с
Советом по экономическим и социальным вопросам ООН (ст. XXIII). И лишь при наличии «серьезных
обстоятельств», связанных с нарушениями ГАТТ, мог быть поставлен вопрос о санкциях в отношении
нарушителя вплоть до его исключения из Генерального соглашения;
2) общим правилом было стремление избегать формально юридической оценки спора;
3) даже в том случае, если речь доходила до определенного решения членов ГАТТ в отношении того
или иного спора, доминировала тенденция недопущения применения каких-либо санкций. Речь шла преж
де всего о мерах, описываемых в литературе как «компенсационные».
Кроме того, специалисты отмечают длительные сроки рассмотрения споров (от 3 до 9 месяцев) и недостаточность компенсаций, если решение о них принималось, К недостаткам процедуры разрешения споров относилось большое количество исков, что удерживало страны от подачи новых (до 115 исков в год в 1980-е гг.), а также возможность затяжек рассмотрения споров (основание жюри или рабочих групп или блокирование принятия их отчетов). Проблемой являлись также недостаточная квалификация и беспристрастность членов рабочих групп, а также неисполнение рекомендаций и решений, изложенных в отчетах.
Этот «мягкий» механизм разрешения споров в рамках ГАТТ в некотором смысле был недостаточно эффективным, чтобы предотвращать нарушения Соглашений членами ГАТТ. Однако он был необходим для выживания ГАТТ в периоды кризисов. По мнению одного из главных специалистов по проблемам ГАТТ и ВТО Джона Джексона, «существующие процедуры представляются наиболее эффективными
Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики
с точки зрения процесса примирения сторон и менее эффективными - с точки зрения вынесения санкций>>.
Иначе дело обстоит в ВТО. «Система разрешения споров внутри ВТО является главным элементом в деле обеспечения безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы», говорится в статье 3.2 Правил и процедур, касающихся урегулирования споров (0811). Важно учитывать, что ВТО, будучи очень молодой международной организацией, становится наиболее важной в сфере международного экономического сотрудничества. Более ясные и отточенные уставные документы ВТО по сравнению с ГАТТ дают ей чрезвычайно широкий мандат в осуществлении экономивши дипломатии. Механизм разрешения конфликтов может быть назван в числе важнейших новелл этой организации. Дипломаты и государственные деятели всех без исключения государств с беспокойством относятся к тому, в какой степени им удастся приспособиться к новым правилам ВТО.
В течение последних десяти-пятнадцати лет экономисты неоднократно присоединялись к мнению юристов в отношении того, что международные институты играют все большую роль в экономичес-ком развитии и эффективном функционировании рынка. Нобелевский лауреат Д. Нортс отметил, что (институты уменьшают неопределенность, создавая структуру для повседневной деятельности...».
В этом смысле ВТО может рассматриваться как часть международной институциональной структуры, необходимой для эффективного функционирования мировых рынков. Таким образом, «конституция» ВТО будет определять будущую мировую экономику, а также оказывать воздействие на многие неэкономические проблемы, включая поддержание мира.
Процедура разрешения споров внутри ВТО и имеющийся в той области опыт свидетельствуют о двух существенных новшествах: во-первых, ориентация на правовой, а не на политический подход к раз решению споров, во-вторых, новая процедура будет оказывать весьма неоднозначное воздействие на проблему «свободы воли» входящих в организацию государств.
Применительно к первому из названных вопросов исследователи обычно выделяют два способа анализа процесса разрешения споров в ВТО - рассмотрение собственно принятых процедур, а также изучение практики их применения в реальной жизни.
Трансформация механизма разрешения споров в сторону права не означает, однако, полного отказа от практики ГАТТ, основанной прежде всего на дипломатическом урегулировании и ведении переговорного процесса (ст. 3.4). Однако имеющаяся практика применения норм ВТО показывает, что основным методом решения споров является правовое регулирование. Это проявляется на всех стадиях рассмотрения спорных вопросов, начиная с подбора членов комиссии для первичного рассмотрения вопроса. Несомненно, этот подход отличается от привычного механизма разрешения межгосударственных споров, в которых первое слово принадлежит не юристам, а дипломатам и политикам.
Уяснение и реализация субъектами международной экономической деятельности правового характера в разрешении споров формирующегося режима ВТО у разных стран происходит по-разному. Это связано со многими факторами - традиционным представлением о механизмах разрешения международных споров в целом, общим направлением экономической политики государства, опытом участия в ГАТТ и степенью осознания правил ее деятельности и др., соотношением международного и национального права, традиционной ролью протекционизма в защите национальных экономических v интересов и не в последнюю очередь особенностями национального характера потребителей товаров и услуг.
Несомненно, что с этим обстоятельством будут связаны сложности и в Российской Федерации, которая стремится стать членом ВТО. Зачем России стремиться в ВТО?
ВТО - основа глобальной системы мировой торговли, и Россия, стремящаяся «в мир», не может ее игнорировать. РФ страдает от различного рода санкций антидемпингового характера, ежегодно теряет около 1 млрд долларов (с 1992 по 1997 г. ЕС начал в отношении России 11 антидемпинговых расследований, в том числе по удобрениям, химикалиям, бесшовным трубам и др.). Россия теряет из-за антидемпинговых процедур в отношении проката, квот на ввоз урана, коммерческих запусков ракет, экспорта алюминия и др. Главное состоит в том, что Россия не может использовать Антидемпинговый кодекс ГАТТ (1994), в котором юридически регламентированы критерии понятия дем-
1 Ведьяминов Г.М. Порядок урегулирования споров во Всемирной торговой организации II Московский журнал международного права. 1999. № 1. С. 96-109.
Глава 9. Международная среда и внешняя политика
163
пинга, возможности применения антидемпинговых процедур и соответственно основания для оспаривания таковых, а также использовать порядок ВТО для урегулирования споров1.
Применительно к первому обстоятельству следует отметить, что Россия стремится обеспечить присоединение к ВТО в возможно более короткие сроки в качестве равноправного партнера. Главной задачей переговоров о вступлении в ВТО было и остается получение условий членства в ВТО, исключающих последующее ущемление прав России в торговле.
Однако по-прежнему в России с большим трудом отделяют экономику от политики. Россия в отличие от развитых стран Запада не часто прибегала к услугам Международного суда (чаще речь шла о декларировании, а не реальной практике) для решения имеющихся у нее споров с другими государствами, и даже на уровне СНГ абсолютно доминирующим остается политическое, а не правовое урегули рование экономических проблем и споров.
Вопросы для контроля
1. Используя географическую карту мира, проанализируйте геополитическое положение новых неза
висимых государств.
2. Как соотносятся друг с другом понятия «политическая культура», «идентичность» и «менталитет»?
3. Выделите основные элементы могущества государства. В чем состоит значение социально-куль
турного компонента?
4. Даш ; общую характеристику механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой органи
зации. Чем он отличается от практики ГАТТ?
Сведения об авторах
КУЗНЕЦОВ Владимир Евгеньевич - кандидат исторических наук (1988 г.), доцент, заместитель декана факультета международных отношений СпбГУ по научной работе (1994-96 гг.), заведующий кафедрой теории и истории международных отношений (1 996-2000 гг.), проректор Восточноевропейского международного института. Стажировался в институте государственного управления (Маастрихт), колледже Европы (Брюгге) и университете Лимерик (Ирландия), участник Летней школы по проблемам формирования внешней политики США (Мичиганский университет). Автор более 20 публикаций по проблемам европейской идеи и истории европейской интеграции, проблемам европейской безопасности и расширения ЕС, в том числе "История европейской идеи и европейской интеграции", СПб, изд-во СпбГУ, 1995, а также статей в "Вестнике Санкт-Петербургского университета" : "Европеизация системы европейской безопасности: проблемы и перспективы" (1996); "Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза: история и перспективы (1995); "Расширение Европейского Союза: история и перспективы" (1997). ( eeii@spbpost.ru)
ЛИСОВСКИЙ Александр Владимирович - кандидат психологических наук (1981г.), магистр социологии (Ви1се , 1993), доцент кафедры теории и истории международных отношений ФМО СпбГУ (1 995-2000). Стажировал-
ся в университете Лимерик. В настоящее время - докторант кафедры социальной психологии психологического факультета СПбГУ, директор по качественным и маркетинговым исследованиям Оа11ир 8рВ. Автор более 30 научных публикаций. ( sliss@mail.ru)
ЛОМАГИН Никита Андреевич - кандидат исторических наук (1990), докторант кафедры мировой экономики экономического факультета СПбГУ (по совместительству - доцент этой же кафедры). Окончил исторический факультет Ленингосуниверситета в 1986 г. и юридический факультет СПбГУ в 1997. В 1994-1998 гг. стажировался в Школе права Мичиганского университета, в Питтсбургском университете (О8Р1 А), университете Джорджа Вашингтона, в ряде европейских университетов (Маастрихт, Брюгге, Лимерик) . В 1 994-99гг. рабе гл в должности доцента кафедры мировой политики факультета международных отношений СпбГУ; в 2000 г. являлся сотрудником Финского института международных отношений. Стипендиат Фонда Пью, МОНФ, НАТО, программы Айрекс, Института "Открытое общество". Автор более 30 публикаций по различным аспектам международных отношений, внешней политики России и истории второй мировой войны на русском и английском языках, в том числе "Международные организации: теория и практика деятельности" (СПбГУ. 1 999, 1 2 п.л.), "В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД" (СПб, 2000, 38 п.л.), "Democratization and Russian Foreign Policy" (1998), Web page NATO; «Soldiers at War: German Propaganda and Soviet Army Moral During the Battle of Leningrad, 1941-44» (Pottsburgh, 998); "Новые независимые государства как сфера интересов России и США", Pro et contra, том 5, № 2. Весна 2000; "Новое в механизме разрешения споров в рамках ВТО и Россия " в кн.: "Россия и международная торговая система" (СПб, 2000); "Глобализация, международные организации и государственное управление" в кн.: "Государственное управление и политика. Уч. пособие. Под ред. Л.В. Сморгунова" (2001 , СПб); "Анализ внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации по направлению "Турция- Азербайджан", в кн: "Десятилетие сотрудничества (1988-1 998): Европейский Союз и Россия в перспективе (Спб, 1 999), "Россия и проблема международной безопасности в Х1Х-ХХ вв. (СПб, 1 998), а также статей в "Вестнике Санкт-Петербургского университета": "Россия и Украина: четыре года отношений (1 991-1995 гг.)" (1996), "Россия и спор о каспийской нефти: новые характеристики российской внешней политики" (1997), "Россия и МВФ в 1 988-1998 гг.: период упущенных возможностей'?" (2001) и др. (panelnl@spb.cityline.ru)
ПАВЛОВ Андрей Юрьевич - кандидат исторических наук (1995 г.), доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ). Стажирова; оя в университете Мэрилэнд по программе "Международная безопасность" (1997). Автор десяти публикаций по истории и теории международных отношений, в том числе The Globalization of Eastern Europe . Eds. K.. Segbers, K. Imbusch, LIT , 2000 и монографии "Русские экспедиционные силы во Франции и на Балканах" в годы Первой мировой войны", СПб, изд-во СпбГУ, 1998. ( apavlov@dip.pu.ru)
СУТЫРИН Сергей Феликсович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики СпбГУ. После окончания в 1974 г. экономического факультета Ленгосуниверситета был оставлен на факультете в качестве ассистента и за четверть века прошел по всем основным ступеням преподавательской карьеры. Первоначально специализировался на вопросах истории экономической мысли, а на протяжении последних десяти лет занимается проблемами теории и практики функционирования системы мирохозяйственных связей. Читает лекционные и специальные курсы по международным экономическим отношениям, теоретическим основам регулирования внешнеэкономической деятельности, теории налогообложения. Начиная с 1990-х гг. регулярно читает лекции в различных высших учебных заведениях Финляндии (университеты Вааса, Тампере, Турку, Хельсинки, Высшая школа экономики и управления бизнесом Турку) . Автор свыше 1 00 научных работ по различным направлениям экономической теории, в том числе более 10 работ, опубликованных в Западной Европе и США. Участвовал во многих международных конференциях и симпозиумах, а также в международных исследовательских и образовательных проектах, в двух проектах ТАС15. Соавтор и член редколлегии коллективной монографии "Россия и международная торговая система" (Спб, 2000).
ВВЕДЕНИЕ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.