Какие импульсы дает мировая экономическая система государствам? Способна ли она в своем нынешнем виде сглаживать экономические конфликты и противоречия или, напротив, их только усугубляет? Что несет миру глобализация - еще большее социальное расслоение, бедность или надежду на преодоление пропасти между «ядром» и «периферией»? Что представляет собой современный механизм разрешения торговых споров, в какой степени он способен предотвращать торговые войны? Насколько эффективно решаются проблемы развития бедных стран? Стал ли реальностью новый мировой экономический порядок?
К середине XX в. постепенно возникло понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких-либо общих для всех стран механизмов координации и управления. На мйкроуровне фирмы стали активнее создавать вертикальные схемы управления воспроизводственными процессами, включающие их предприятия во многих странах мира, и постепенно переросли в транснациональные корпорации (ТНК). На макроуровне буквально в течение десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций с мандатом наблюдать за мировым экономическим развитием, предупреждать о возникающих дисбалансах и оказывать странам в случае необходимости поддержку. В их числе - Международный валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация, несколько объединений в Европе и мн. др.
Разрушение в 1960-е гг. колониальной системы, крах в конце 1980 - начале 1990-х гг. социалистической системы, ориентировавшейся на экономическою автаркию, и переход бывших колоний и социалистических стран к рынку создали условия для качественно нового уровня экономической открытости в отношениях практически между всеми странами мира. Таким образом, во второй половине XX в. рыночная экономика стала международной, признаками которой являются:
развитая сфера международного обмена товарами на базе международной торговли; развитая сфера международного движения факторов производства, прежде всего, в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии;
Глава 9. Международная среда и внешняя политика
157
международные формы производства на предприятиях, расположенных в нескольких странах. в первую очередь в рамках ТНК;
самостоятельная международная финансовая сфера, не связанная с обслуживанием ни международного движения товаров, ни движения факторов производства;
- система межнациональных и наднациональных, межгосударственных и негосударственных механизмов международного регулирования в целях обеспечения сбалансированное га и стабильности экономического развития;
экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики. По сравнению с 1950 г. в 10 раз (даже с учетом поправки на инфляцию) вырос объем экспорта и неуклонно продолжает расти более быстрыми темпами, нежели мировой объем ВВП. Объем иностранных инвестиций увеличивался еще быстрее; объем продаж, осуществляемых ТНК, намного превышает объем мирового экспорта, а внутрифирменные операции составляют быстрорастущий .сегмент мировой торговли. Ежедневный объем валютных операций превышает сейчас 1,5 трл долларов, в то время как в 1973 г., когда произошло крушение системы фиксированных валютных курсов, он составлял 15 млр долларов. В результате слияния ТНК, действовавших в телекоммуникационном секторе, образовалась компания, рыночная стоимость которой превышает объем ВВП почти половины всех государств - членов ООН, хотя эта компания по объему активов занимает в мире лишь четвертое место1.
Взаимосвязи в рамках международной экономики сложны. Отдельные формы международных экономических отношений пересекаются (нередко движение капитала, миграция рабочей силы и передача технологии рассматриваются как международная торговля специфическими товарами), микроэкономическая политика часто включает регулирование валютных отношений, некоторые формы (международные расчеты) фактически обслуживают другие формы международных экономических отношений, международная торговля финансовыми инструментами может рассматриваться как форма движения капитала и т.д. Значение отдельных форм, их удельный вес и влияние на международную экономику различны. Международная торговля товарами, которая была первой и главной формой международной экономики, в конце XX в. по абсолютным масштабам утратила свою ведущую роль, уступив ее различным формам финансовых операций.
А. Киреев представляет структуру международной экономики следующим образом2:
Экономические
Финансовые
Международное
регулирование и
надзор
Всемирная торговая организация, Организация ООН по развитию и торговле. Программа развития ООН, Организация стран - экспортеров нефти и др.
МВФ, Мировой банк, Европейский ьанк реконструкции и развития и др.
Международные организации
Факторы международных экономических отношений | Товарами | Услугами | Капитала | Рабочей силы | Технологии | Валю- той | Ценными бумагами | Дериватами | Кредитами | Расчеты |
Международная торговля | Международное движение факторов производства | Международная торговля финансовыми инструментами | ||||||||
Государственное регулирование | Регулирование внешней торговли | Регулирование движения факторов производства | Валютное и банковское регулирование | |||||||
Микроэкономическая политика | Макроэкономическая политика |
Мировое хозяйство
Базовые понятия
Мировой рынок
Международное разделение труда
1 Аннан К.Мы, народы... С. 5.
2 Киреев А. Международная экономика. В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэконолшка: движение товаров и факторов
производства: Учеб. пособие для вузов. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 39—40.
Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики
Одной из острейших проблем современных международных отношений является несоответствие из-мений внутри международных экономических организаций быстрым и значительным переменам в мировой экономике. Главная задача - найти ответы на вызовы глобализации применительно к мировой экономике в целом, различным группам стран, а также отдельным слоям общества на национальном уровне.
Мы уже указывали, что глобализация негативным образом влияет на развивающиеся страны - снижали уровень жизни, растут социальные проблемы, возрастает угроза государственному суверенитету отдельных стран и т.п. Глобализация стимулировала тенденции появления мировых олигополии или монополий в результате слияния компаний или поглощения слабых.
Развивающиеся страны ощутили на себе, что капитализм (неолиберальные реформы) и свободный рынок сами по себе не приводят к росту и развитию.
Система международных экономических организаций оказалась плохо приспособлений для решения
новых проблем, связанных с глобализацией. Речь, прежде всего, идет о существующей финансовой системе. Прямые иностранные инвестиции остаются привилегией малого числа стран, а развивающиеся страны практически ничего не получают.
Кроме того, программы помощи наименее развитым странам достигли минимального за последние 20 пет уровня. Представители развивающихся стран указывают на то, что развитые страны, требуя от них открытости экономик, сами этому принципу не следуют и, напротив, ухудшают условия торговли некоторыми сырьевыми ресурсами, составляющими основу экономик развивающихся государств.
Общий вывод, к которому склоняются представители развивающихся стран, состоит в том, что необходимо добиться изменения международной финансовой системы и реструктурирования соот ветствующих институтов. Без этого велик риск новых финансовых кризисов. Прозрачность в деятельности финансовых институтов, создание форума по вопросам финансовой стабильности, деятельности «группы 20-ти» и т.п. - важные шаги в этом направлении. Главная цель реформы - сокращение возможностей краткосрочного спекулятивного движения капитала.
Вторая задача состоит в создании справедливой, равноправной и предсказуемой системы мировой торговли. Экономический рост и устойчивое развитие должны стать одним из приоритетов в деятельности Всемирной торговой организации. Процесс принятия решений в ВТО должен быть пересмотрен с учетом интересов развивающихся стран. Кроме того, в рамках ВТО должны быть признаны принципы постепенной либерализации, а также особые условия вхождения в ВТО для стран, переживающих период трансформации, и развивающихся стран. Имеется потребность в сокращении торговых барьеров в сфере сельского хозяйства, текстильной промышленности для развивающихся стран.
Облегчение долгового бремени бедным странам - важнейшее условие оздоровления ситуации в развивающихся государствах. Отмечая позитивность начавшегося процесса списания долга в результате саммита «большой семерки» в Германии в 1999 г., беднейшие страны-должники высказывают пожелание по дальнейшему списанию долгов и созданию независимой комиссии для оценки способности африканских стран платить по долгам. Нужен новый международный экономический порядок (НМЭП) как результат согласования интересов всех стран. Что же имеется в виду?
Необходимость создания НМЭП
С момента создания ООН международно-правовое регулирование международного экономического порядка базировалось на основе демократических принципов свободы и равенства, которые нашли отражение в специальных правовых принципах - взаимности, наибольшего благоприятствования и недискриминации. Эти принципы регулировали отношения равных субъектов и являлись краеугольным камнем всех соглашений, регулирующих международные торговые и финансово-валютные отношения. Однако после крушения колониальной системы и выхода на международную арену новых суверенных государств в развитии международного экономического порядка наступил новый качественный период. Бывшие колониальные страны не считали себя причастными к созданию существовавшего МЭП, который представлялся им «несправедливым» (дискриминация суверенных прав на пользование природными ресурсами, низкие цены на сырье, высокие цены на промышленные товары из развитых стран и т.д.). В тех условиях бывшие колонии были изначально поставлены в неравные условия с другими субъектами международного права, и применение существовавших принципов МЭП способствовало углублению изна-
Глава 9. Международная среда и внешняя политика __________________________________________________________ 159
чально существовавшего неравенства («ядра и периферии», как бы сказал Валлерстайн). В связи с этим возникли предложения по выходу из создавшейся ситуации.
Наиболее полное доктринальное толкование эти меры получили в концепции, впоследствии обозначенной как «право развития», сформулированное американцем В. Фридманом. Он утверждал, что каждое государство, наряду с правом на существование и сотрудничество, обладает правом развития. Впоследствии усилиями французских юристов право развития стали трактовать достаточно широко и включать в него не только экономические права государств, но и право на получение помощи развивающимися странами от иных субъектов международного сообщества. С точки зрения права эта помощь может выражаться в предоставлении льготных преференциальных режимов развивающимся странам во многих сферах международного сотрудничества.
В известном смысле данные положения входили в противоречие с существовавшими нормами публичного права, рассчитанными на взаимоотношения субъектов, находящихся на одном уровне развития.
Вместе с тем идея о необходимости правового оформления такого рода отношений получала все большую поддержку не только на теоретическом, но и на политическом уровне, в том числе и в ООН.
К этому времени страны Третьего мира уже инициировали создание форума для изложения своих взглядов по экономическим вопросам (Конференция ООН по вопросам торговли и развития, 1964 г.). В результате встреч и консультаций в рамках ЮНКТАД по предложению Рауля Пребиша была сформирована «Группа 77-ми» (1964), выражавшая интересы развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. Кроме того, в 1965 г. появилась Программа развития ООН (ПРООН).
Таким образом, к концу 1960-х гг. страны Третьего мира имели большие возможности для пропаганды своих идей, однако в институтах Бреттон-Вудса, Совете по экономическим и социальным вопросам, а также на Конференции ООН по вопросам торговли и развития они не обладали достаточными возможностями для принятия нужных им решений.
В конце концов именно ООН сформулировала политико-правовую концепцию НМЭП. Основные положения этой концепции были зафиксированы в Программе НМЭП, принятой на VI специальной сессии ГА (весна 1974 г.) и в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой XXIX сессией ГА в декабре 1974 г.
Весной 1974 г. на Шестой специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по вопросам сырьевых ресурсов и развития «Группа 77» приняла Декларацию и Программу действий по учреждению Нового. Экономического Порядка. Основные положения этого документа сводились к следующему:
1) постоянный суверенитет государств в отношении их естественных ресурсов;
2) расширение взаимного экономического, торгового, финансового и технического сотрудничества меж
ду развивающимися странами, которые должны объединить свои ресурсы и усилия в целях преодо
ления экономической отсталости и достижения реальной политической независимости; право разви
вающихся стран создавать ассоциации экспортеров сырья;
3) введение индексации цен на сырье в зависимости от цен на импорт из развитых стран;
4) установление международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций.
В литературе господствует (и справедливо) мнение о том, что НМЭП так и не стал реальностью. Нормы НМЭП не носят обязательного характера на глобальном уровне, хотя многие из них вошли в соглашения локального и регионального характера. Однако рекомендации, содержащиеся в Программе и Хартии о НМЭП, послужили основой деятельности нескольких межправительственных организаций системы ООН. В системе ООН был создан специальный механизм по реализации принципов НМЭП. Субъектами его внедрения стали Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), а также вспомогательные органы ООН - ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН, ряд специализированных учреждений. Вероятно, процесс реализации НМЭП был бы усилен в случае принятия специальной универсальной конвенции о новом международном экономическом порядке. Основная проблема - позиция развитых стран Запада, которые на словах поддерживают оба документа, а на деле их отвергают. Они не проявляют заинтересованности и в переводе норм НМЭП в универсальное межгосударственное соглашение.
Не выполнил возлагавшихся на него функций ЭКОСОС - один из главных органов ООН. Дело в том, что развивающиеся страны изначально не доверяли ему и старались не выносить на его рассмотрение важные и серьезные вопросы реализации НМЭП. Причин такого недоверия к ЭКОСОС было три:
1. ЭКОСОС - орган ограниченного состава (состоит из 54 членов, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на три года с ротацией 1/3 состава каждый год). В силу этого 120 развивающихся государств имели мало возможностей влиять на процесс выработки решений в этом органе.
160
Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики
2. ЭКОСОС изначально не обладал правом принимать обязательные решения, и, следовательно, про
работка вопроса в этом органе не могла привести к появлению правовой нормы.
3. ЭКОСОС не обладал правом формирования самостоятельных фондов финансирования программ
помощи развивающимся странам.
В конечном итоге оказалось, что более интенсивную работу по реализации НМЭП в ООН способны проводить региональные комиссии, а основная функция по реализации НМЭП закрепилась за вспомогательными органами ООН - ЮНКТАД, ЮНИДО и ПРООН.
Эти органы в определенной степени обладали самостоятельными источниками финансирования, вводили новые организационные механизмы сотрудничества развивающихся стран (особенно ЮНКТАД), имели совместные программы со многими межправительственными организациями системы ООН, в первую очередь с ГАТТ, Мировым банком и МВФ, ФАО, ИФАД, ЮНЕСКО, МОТ и т.д. Такая совместная деятельность привела к тому, что специализированные учреждения ООН стали активнее заниматься вопросами реализации программы НМЭП.
В первую очередь это нашло свое отражение в том, что специализированные учреждения ООН в своих внутренних правилах обосновали дифференцированный подход к государствам-членам в зависимости от того, на каком уровне развития находится это государство.
Во-первых, в МБ-МВФ, ГАТТ/ВТО, ФАО, ИФАД и др. было введено деление государств-членов на три категории - развитые, развивающиеся и наименее развитые.
Каждое из специализированных учреждений имеет свои критерии внесения государства в список той или иной категории. В зависимости от того, к какой категории относится данное государство, определяет-ся объем его прав, привилегий и обязанностей. Статус каждой категории еще не сформировался, но общие тенденции уже обозначились:
на развитую страну возлагаются дополнительные финансовые, материальные и технические обязанности;
развивающиеся и менее развитые государства получают льготный преференциальный статус в отношении обязательств перед организацией, а также в случае получения помощи. В то же время отметим, что четкого различия между второй и третьей категориями еще не определено.
Во-вторых, специализированные учреждения стали применять преференциальный режим в отношении договоров, заключаемых с развивающимися странами.
Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в деятельности ГАТТ и МБРР-МВФ. Так, в ГАТТ при заключении договоров с развивающимися странами действуют системы преференций и изъятий. В МВФ и МБРР созданы «буферные» резервы, а впоследствии и «специальный» резерв для заимствования, в основном предназначенные для развивающихся стран. Для них же существует система компенсационного финансирования, «продленный фонд» с отсрочкой выплаты долга на пять-десять лет. В 1976 г. МВФ создал так называемый траст-фонд с целью предоставления кредитов наиболее бедным странам. В данном случае принимался во внимание доход в данной стране на душу населения.
Итак, межправительственные организации системы ООН оказали серьезное влияние на вне дрение концепции НМЭП. Это проявилось в том, что:
1. Основные нормы НМЭП были сформулированы в правовых документах межправительственных
организаций системы ООН, которые носят рекомендательный характер, но могут рассматривать
ся как этап становления международно-правовой нормы.
2. Требования Программы НМЭП о предоставлении преференциальных, льготных условий для со
трудничества развивающихся стран в значительной мере были реализованы в рамках межправи
тельственных организаций системы ООН.
3. В системе ООН сформировался механизм, направленный на реализацию Программы НМЭП, по
зволяющий развивающимся странам действовать сообща на глобальном уровне с целью реализа
ции основных идей НМЭП.
4. Оганизации системы ООН позволяют развивающимся странам в той или иной мере реализовать
положения Программы НМЭП в локальных договорах и многосторонних соглашениях, заключае
мых в рамках межправительственных организаций ООН.
Глава 9. Международная среда и внешняя политика
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.