Президент определяет основные направления внешней политики в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 80/3). Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ст. 80/4). Президент имеет право назначать членов правительства по предложению премьера без одобрения со стороны Государственной думы. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83/ж,з,л).
Президент обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84/е).
Кроме того, Президент:
ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем, дипломатических представителей (ст. 86);
является Верховным Главнокомандующим ВС РФ (ст. 87/1);
в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение (ст. 87/2); назначает по согласованию с соответствующими комитетами парламента послов.
Таким образом, Президент, его администрация и структуры, которые подчинены Президенту, играют важнейшую роль в принятии решений по вопросам внешней политики.
Структура органов, подчиненных президенту, неоднократно изменялась. В свое время были институты вице-президента, госсекретаря, а также Совет Обороны, которые были упразднены. Нередко эти органы дублировали деятельность внешнеполитического ведомства, существенно затрудняя его работу. Например, госсекретарю было поручено осуществлять «оперативное руководство МИД». Он также возглавлял ряд временных и постоянных комиссий, ведавших важными внешнеполитическими вопросами (например, переговоры с Японией о заключении мирного договора) и т.д. Очевидно, что все это негативно сказывалось на работе МИД.
Структура органов, занимающихся внешнеполитической деятельностью, может быть представлена на рис. 1.
Роль и место Совета Безопасности заключается в выработке целостной государственной политики в области безопасности страны, преодоления ведомственного подхода со стороны федеральных органов власти, в том числе силовых структур и спецслужб. Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии СБ.
134
Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики
Президент | |||
Администрация Президента | Помощник по международным вопросам, помощник по связям с группой промышленно развитых стран | Совет Безопасности | Совет по внешней политике |
Служба внешней разведки | Министерство иностранных дел | Министерство обороны | Федеральная пограничная служба |
Государственная дума | Правительство | Совет Федерации |
Рис. 1. Структура органов, занимающихся внешнеполитической деятельностью
Совет Безопасности готовил такие важные решения, как участие России в урегулировании ситуации в Абхазии, Приднестровье, вывод войск из Прибалтики, введение войск в Чечню (важно с точки зрения оценки ситуации и международных последствий). Совет Безопасности разрабатывал военную доктрину, государственную концепцию национальной безопасности, а также информационной безопасности. Совет Безопасности ведет работу по обеспечению экономической безопасности государства, экологии, проблемам разоружения и ликвидации ОМУ и др.
Совет Безопасности в первые годы российской государственности играл роль «внутренней оппозиции» МИД, особенно в вопросах отношений с СНГ. Он настаивал на смещении со своего поста А. Козырева и реализовал идею создания Министерства по делам СНГ. Таким образом, на организационном уровне вопросами отношений с новыми независимыми государствами непосредственно занимались два министерства, что снижало эффективность проводимой работы.
В целом при первом российском президенте Совет Безопасности не стал новым «политбюро», хотя и играл существенную роль.
Все попытки изменить его статус (особенно после выборов 1996 г., когда секретарем Совбеза стал А. Лебедь) пресекались.
После избрания на должность президента В. Путина роль Совета Безопасности значительно возросла, что в некоторой степени стало отражением «секьюритизации» политики и органов управления.
В конце 1995 г. в целях повышения эффективности внешней политики и реализации полномочий Президента по определению основных направлений внешней политики был создан Совет по внешней политике.
ПОЛОЖЕНИЕ о Совете по внешней политике при Президенте Российской Федерации
Советом по внешней политике при Президенте Российской Федерации (далее именуется —Совет) руководит Президент Российской Федерации. Совет является координационным органом при Президенте Российской Федерации, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики Российской Федерации и подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации.
Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение. Основными задачами Совета являются: подготовка для Президента Российской Федерации предложений и рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации; разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики;
Глава 7. Государственное управление и внешняя политика
135
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.