Прежде всего необходимо отметить закрепленный в Конституции демократический вектор развития страны. Уже в Преамбуле Конституции речь идет о незыблемости демократической основы государственности России.
Хотя в Конституции прямо не сказано о целях внешней политики России, в ней отмечается, что народ принимает ее «сознавая себя частью мирового сообщества». Это положение закрепило новое отношение России к окружающему миру. Страна отныне не считает себя «осажденной крепостью» в окружающем ее враждебном мире. Выступая на открытии Совета Федерации, Б.Ельцин отметил: «Закончилось время, когда наша страна чувствовала себя осажденной крепостью и находилась в конфронтации с остальным миром. Наша задача - наладить действительно широкое и равноправное сотрудничество с мировым сообществом»1. Конституция сконструирована с учетом необходимости обеспечить активное участие России в делах международного сообщества, содействовать его перестройке на демократических принципах. Этим определяется и характер конституционных принципов и норм, относящихся к международному праву2.
Принципиальная позиция России выражена в статье, которая не просто декларирует приверженность международному праву, а создает юридические гарантии его норм. Статья 15/4 Конституции определяет, что
«общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Фе дерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна родного договора».
Эта статья входит в основу конституционного строя России. Никакие другие положения Конституции, не говоря уже об иных правовых актах, не могут ей противоречить.
Конституция РФ закрепила статус общепризнанных принципов и норм международного права. В законодательстве же СССР, а затем и РСФСР речь шла лишь о международных договорах. Наряду с общепризнанными нормами в сфере прав человека также в Конституции специально выделены общепризнанные принципы и нормы международного права, отражающие, по всей видимости, представление о наиболее важных на момент принятия Конституции проблемах: о предоставлении политического убежища (ст. 63/1);
об осуществлении юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67/2); о гарантии прав коренных малочисленных народов (ст. 69).
Помимо Конституции, важное значение имеет также ряд других нормативных документов - федеральных законов, принятых в последние несколько лет («Об обороне», «О международных договорах Российской Федерации», 16 июня 1995 г., «О государственной границе», 10 августа 1994 г., и «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», 1995 г., и др.).
1 Российская газета. 1994. 12 янв.
2 Лукашук И. Конституция России и международное право//Российский ежегодник международного права,1995. СПб. 1996.
С. 169.
Глава 7. Государственное управление и внешняя политика
133
В Федеральном Законе «О международных договорах Российской Федерации» вновь подчеркивается их исключительное положение в правовой системе международных отношений, содействии поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
В Преамбуле закона подчеркивается, что «международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств».
Международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого догово ра, Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом (ст.1).
В законе учтен и федеральный характер российского государства:
Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые возложена соответствующая функция (ст. 4/1).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.