Конституционные основы внешней политики России

Прежде всего необходимо отметить закрепленный в Конституции демократический вектор развития страны. Уже в Преамбуле Конституции речь идет о незыблемости демократической основы государ­ственности России.

Хотя в Конституции прямо не сказано о целях внешней политики России, в ней отмечается, что народ принимает ее «сознавая себя частью мирового сообщества». Это положение закрепило новое отноше­ние России к окружающему миру. Страна отныне не считает себя «осажденной крепостью» в окружа­ющем ее враждебном мире. Выступая на открытии Совета Федерации, Б.Ельцин отметил: «Закончилось время, когда наша страна чувствовала себя осажденной крепостью и находилась в конфронтации с остальным миром. Наша задача - наладить действительно широкое и равноправное сотрудничество с мировым сообществом»1. Конституция сконструирована с учетом необходимости обеспечить активное участие России в делах международного сообщества, содействовать его перестройке на демократичес­ких принципах. Этим определяется и характер конституционных принципов и норм, относящихся к между­народному праву2.

Принципиальная позиция России выражена в статье, которая не просто декларирует приверженность меж­дународному праву, а создает юридические гарантии его норм. Статья 15/4 Конституции определяет, что

«общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Фе­ дерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­ родного договора».

Эта статья входит в основу конституционного строя России. Никакие другие положения Конституции, не говоря уже об иных правовых актах, не могут ей противоречить.

Конституция РФ закрепила статус общепризнанных принципов и норм международного права. В зако­нодательстве же СССР, а затем и РСФСР речь шла лишь о международных договорах. Наряду с обще­признанными нормами в сфере прав человека также в Конституции специально выделены общепризнан­ные принципы и нормы международного права, отражающие, по всей видимости, представление о наибо­лее важных на момент принятия Конституции проблемах: о предоставлении политического убежища (ст. 63/1);

об осуществлении юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67/2); о гарантии прав коренных малочисленных народов (ст. 69).

Помимо Конституции, важное значение имеет также ряд других нормативных документов - феде­ральных законов, принятых в последние несколько лет («Об обороне», «О международных договорах Российской Федерации», 16 июня 1995 г., «О государственной границе», 10 августа 1994 г., и «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», 1995 г., и др.).

1 Российская газета. 1994. 12 янв.

2 Лукашук И. Конституция России и международное право//Российский ежегодник международного права,1995. СПб. 1996.

С. 169.

 


Глава 7. Государственное управление и внешняя политика




133


В Федеральном Законе «О международных договорах Российской Федерации» вновь подчеркивается их исключительное положение в правовой системе международных отношений, содействии поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

В Преамбуле закона подчеркивается, что «международные договоры - существенный элемент ста­бильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирова­ния правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договор­ных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международ­ного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств».

Международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого догово­ ра, Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом (ст.1).

В законе учтен и федеральный характер российского государства:

Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые возложена соответствующая функция (ст. 4/1).


 





Дата: 2019-03-05, просмотров: 12.