Тема 2. Учет денежных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. Учет денежных средств

 

Нормативные документы, регулирующие учет денежных средств:

1) Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

2) Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;

3) Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

4) Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)»;

5) Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006);

6) Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П);

7) Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

 

Понятие денежных средств, задачи их учета

 

В соответствии с ПБУ 23/2011 денежные потоки – это движение денежных средств и денежных эквивалентов.

Денежные средства – это наиболее ликвидные активы организации, представляющие собой наличные и безналичные платежные средства в российской и иностранной валюте. Мерой ликвидности является возможность наиболее быстро и с наименьшими потерями конвертировать данный актив в наличные денежные знаки.

Денежные эквиваленты – высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в известную денежную сумму и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. Например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования, векселя Сбербанка России на предъявителя с фиксированной стоимостью.

Денежные средства организации находятся в кассе, на расчетных, валютных, специальных, депозитных счетах, а также на банковских картах, в переводах пути. Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скорость их движения определяет эффективность предпринимательской деятельности организации.

Для учета денежных средств применяются активные счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Задачи бухгалтерского учета денежных средств:

1) точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;

2) контроль наличия денежных средств, их сохранности и целевого использования;

3) контроль соблюдения кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

4) выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Свободные денежные средства должны храниться только в банке, и их выдача и использование осуществляются в соответствии с целевым назначением.

Тема 3. Учет расчетов

 

Нормативные документы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

 

Получение займа

10 66 (67) Получены материалы по договору займа Акт о приемке материалов 19 66 (67) Отражена сумма НДС Счет-фактура 68 19 Возмещение НДС из бюджета Бухгалтерская справка

Возврат займа

66 (67) 10 Переданы материалы в погашение основной суммы долга по договору займа Накладная 66 (67) 68 Начислен НДС при передаче материалов Счет-фактура 91-2 или 66 (67) 66 (67) или 91-1 Отражена разница, возникшая по расчетам с кредитором, и признана прочим расходом (доходом) Бухгалтерская справка

 

Общий порядок отражения в учете начисления процентов по креди­там и займам определен в разделе ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

Затраты по полученным займам и кредитам признаются расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат отнесению на финансовый результат организации.

Проценты начисляются в размере и в сроки, предус­мотренные договором, но не реже одного раза в месяц.

Начисленные проценты по кредитам (займам) отражаются в учете следующими записями:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 66 – начислены проценты по краткосрочным кредитам и займам;

Дебет счета 91-2 Кредит счета 67 – начислены проценты по долгосрочным кредитам и займам.

В особом порядке учитываются проценты по полученным кредитам и займам, используемым на при­обретение инвестиционных активов. К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Расходы организации по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным обязательствам, непосредственно относящиеся к приобретению инвестиционного актива, включаются в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации.

Включение затрат по уплате процентов в первоначальную стоимость инвестиционного актива производится только при наличии следующих условий:

а) расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;

б) расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;

в) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива.

В бухгалтерском учете составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет Кредит Содержание ФХЖ Документ
51 66 (67) Отражена задолженность по полученным заемным денежным средствам ПП, выписка банка
08 60 Отражены затраты, связанные с приобретением инвестиционного кредита (например, консультационные услуги) Акт приемки-сдачи выполненных работ
19 60 Отражена сумма НДС по принятым работам (услугам) Счет-фактура
08 66 (67) Начислены проценты по заемным ресурсам, до даты принятия объекта основных средств на учет Бухгалтерская справка
08 60 Акцептован счет поставщика на стоимость объекта ОС Товарная накладная
19 60 Отражена сумма НДС по приобретенному ОС Счет-фактура
01 08 Объект ОС введен в эксплуатацию в сумме фактических затрат на приобретение Акт ф. № ОС-1

 

После принятия объекта на баланс начисление процентов по заемным ресурсам отражает­ся в общеустановленном порядке:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 66 – начислены проценты по краткосрочным кредитам и займам после ввода основного средства в эксплуатацию;

Дебет счета 91-2 Кредит счета 67 – начислены проценты по долгосрочным кредитам и займам после ввода основного средства в эксплуатацию.

Перечисление процентов по заемным ресурсам отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 66 Кредит счета 51 – перечислены проценты за пользование краткосрочными кредитами и займами;

Дебет счета 67 Кредит счета 51 – перечислены проценты за пользование долгосрочными кредитами и займами.

 

Нормативные документы:

1. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»

2. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»

3. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

4. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды»

5. Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов»

Нормативные документы:

1. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»;

2. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»;

3. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

4. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

5. «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст);

6. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (рекомендационный характер).

При хозяйственном способе

20 10 Отпущены материалы на ремонт ОС основного производства Требование-накладная 20 70 Начислена заработная плата работникам за ремонт объекта основных средств Наряд на сдельную работу 20 69 Начислены страховые взносы Ведомость начисления страховых взносов 20 23 Оказаны услуги вспомогательных производств по ремонту объектов ОС (транспортные работы, водоснабжение и т.д.) БС

При подрядном способе

20 60 Отражена стоимость выполненных подрядчиком работ по ремонту объекта основных средств основного производства Акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат 19 60 Отражена сумма НДС по выполненным работам Счет-фактура 68 19 Предъявлены к вычету суммы НДС Бухгалтерская справка 60 51 Оплачен счет подрядчика за выполненные работы ПП, выписка банка

 

При наличии структурного подразделения, занимающегося ремонтом ОС, все затраты по ремонту объектов предварительно отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», а по завершении ремонта списываются на затраты того производства, где используется ремонтируемый объект, н-р, Дт сч. 20 К тсч. 23 – списаны затраты по ремонту ОС, закрепленного за основным производством.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения ОС, повышенными нагрузками и другими новыми качествами.

Реконструкцией является переустройство существующих ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции ОС в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Учет затрат по модернизации и реконструкции объекта основных средств ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Модернизация, реконструкция объектов основных средств проводится хозяйственным и (или) подрядным способом.

Согласно ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию ОС средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС.

Приемка законченных работ по модернизации, реконструкции объекта основных средств оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС. На основании данного акта производятся соответствующие записи в инвентарной карточке. Из-за увеличения первоначальной стоимости ОС должны быть пересмотрены ежемесячные амортизационные отчисления.

Корреспонденция счетов по учету затрат по модернизации и реконструкции объектов ОС:

Дебет Кредит Содержание ФХЖ Документ
08 10 Списаны материалы, израсходованные на работы по модернизации и реконструкции объекта ОС Требование-накладная
08 70 Начислена заработная плата работникам, выполняющим работы по модернизации и реконструкции Наряд на сдельную работу
08 69 Начислены страховые взносы Ведомость начисления страховых взносов
08 23 Отражены расходы вспомогательных производств на реконструкцию, модернизацию объекта ОС Ведомость распределения услуг, работ вспомогательных производств
08 60 Отражена стоимость работ сторонних организаций по реконструкции, модернизации объекта ОС Акт приемки-сдачи выполненных работ
19 60 Отражена сумма НДС по выполненным работам Счет-фактура
01 08 Увеличена стоимость основных средств на сумму расходов по реконструкции, модернизации Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС
68 19 Предъявлены к вычету суммы НДС Бухгалтерская справка

 

Нормативные документы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая);

2. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007»;

3. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02».

 

Средства индивидуализации

фирменные наименования

товарные знаки и знаки обслуживания

наименования мест происхождения товаров

коммерческие обозначения

 

НМА – это, прежде всего, право. НМА нельзя отождествлять с материальными носителями информации, на которых отображен тот или иной результат интеллектуального труда.

Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект – совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и т. п.

Учет расходов на продажу

 

Расходы на продажу – это расходы организации по сбыту про­дукции и доведению ее до потребителей. В состав расходов на про­дажу включаются:

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой про­дукции;

- расходы на транспортировку продукции до пункта, обуслов­ленного договором (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, автомобили и т. п., оплата   услуг специализированных транспортно-экспедиционных фирм);

- комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты для участия в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

- прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

Организации промышленной и иной производственной деятель­ности ведут учет данных расходов на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Дт

Счет 44 «Расходы на прода­жу»

Кт

Сальдо – сумма расходов на продажу, относящаяся к остатку ГП  (товаров) на начало или конец отчетного периода

 

ДО – фактические расходы на продажу готовой продукции за отчетный период

КО – списание фактических расходов на продажу за отчетный период

       

 

Расходы на продажу вместе с производственной себе­стоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Корреспонденция счетов по учету расходов на продажу:

Содержание хозяйственных операций Документ Дебет Кредит
Израсходованы материалы на упаковку ГП на складе Требование-накладная 44 10
Списаны расходы вспомогательных производств по доставке продукции до потребителя Путевой лист, товарно-транспортная накладная 44 23
Отражены расходы по рекламе Акт выполненных работ 44 60
Отражена сумма НДС по услугам Счет-фактура 19 60
Акцептован счет автотранспортной организации на доставку продукции до пункта назначения Акт выполненных работ 44 60
Начислена заработная плата за упаковку готовой продукции на складе, погрузку и т.д. Наряд на сдельную работу 44 70
Начислены страховые взносы Ведомость начисления страховых взносов 44 69
Отражена сумма комиссионного вознаграждения за продажу готовой продукции через посредника Акт выполненных работ 44 76
Отражена сумма НДС Счет-фактура 19 76
Начислена амортизация по основным средствам, используемым в процессе продажи готовой продукции Ведомость начисления амортизации 44 02
Начислена амортизация по товарному знаку Ведомость начисления амортизации 44 05

 

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета расхо­дов на продажу по указанным ранее статьям расходов.

Порядок списания расходов на продажу в бухгалтерском учете осуществляется согласно ПБУ 10/99: ком­мерческие расходы (расходы на продажу) могут признаваться в се­бестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчет­ном году в качестве расходов по обычным видам деятельности полностью или частично.

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то распределению подлежат расходы на транспортиров­ку и упаковку готовой продукции. Эти расходы по продаже распре­деляют между проданной и непроданной продукцией пропорцио­нально их производственной себестоимости или другим способом. Все остальные расходы на продажу (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестои­мость проданной продукции (работ, услуг).

Списание расходов на продажу оформляется в бухгалтерском учете записью:

Дебет 90 Кредит 44 – списаны расходы на продажу в отчетном периоде.

На отдельные виды продукции расходы на продажу относятся прямым путем, а при невозможности такого отнесения распределя­ются пропорционально весу, объему, производственной себестоимо­сти или др. способом. Регистры по учету расходов на продажу – карточка счета 44, анализ счета 44.

 

Учет уставного капитала

 

Уставный капитал – совокупность вкладов учредителей организации, зарегистрированный в учредительных документах. Он представляет собой стартовый капитал, который вносится при создании организации его учредителями для обеспечения первоначальной производственной деятельности организации с целью получения в дальнейшем прибыли от этой деятельности.

Величина уставного капитала должна быть указана в учредитель­ных документах организации: Уставе, учредительном договоре. Минималь­ный размер уставного капитала определяется федеральными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций различ­ных организационно-правовых форм. Например, минимальный УК публичного общества должен составлять 100 000 рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять 10 000 рублей.

УК акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций общества, которые приобретены акционерами. К моменту регистрации полная оплата акций не требуется. Не менее 50% акций, распределенных при учреждении АО, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества, а оставшиеся 50% в течение года с момента регистрации.

Учет и обобщение информации о состоянии и движении уставного капитала организации ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Счет основной, фондовый. Кредитовое сальдо счета 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах.

Дт

Счет 80 «Уставный капитал»

Кт

 

Сальдо – величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах, на начало или конец отчетного периода

ДО – уменьшение уставного капитала после перерегистрации учредительных документов

КО – увеличение уставного капитала после перерегистрации учредительных документов

       

 

На основе учредительных документов организации на дату государ­ственной регистрации делается запись:

Дебет 75-1 Кредит 80 – отражена величина зарегистрированного ус­тавного капитала на сумму вкладов участников (собственников), объявленную в учреди­тельных документах (учредительные документы, выписка из общего собрания акционеров, бухгалтерская справка).

Вклады в уставный капитал могут вноситься денежными средствами и другими видами имущества. Внесение вкладов фиксируется записями:

Дебет 50 (51, 52) Кредит 75-1 – получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал (ПКО, платежное поручение, выписка банка);

Дебет 08 Кредит 75-1 – получены в качестве вклада в уставный капитал ОС, нематериальных активов по согласованной оценке между учредителями (акты приема-передачи);

Дебет 01 (04) Кредит 08 – внесенные объекты ОС приняты в эксплуатацию (приняты на учет НМА) по первоначальной стоимости (акт о приемке-передаче объектов ОС, акт приемки НМА);

Дебет 10 (41) Кредит 75-1 – получены в качестве вклада в уставный капитал материалы (товары) по согласованной оценке между учредителями (акты приема-передачи).

При оплате акций неденежными средствами для акционерного общества обязательно привлечение независимого оценщика для определения рыноч­ной стоимости имущества, вносимого в оплату акций независимо от их стоимости.

Увеличение уставного капитала. Учредители (участники) могут принять решение об увеличении ус­тавного капитала. Соответствующие изменения в учредительных доку­ментах должны быть зарегистрированы. Уставный капитал может быть увеличен только после того, как будут полностью оплачен ранее объяв­ленный капитал. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета увеличения уставного капитала аналогичен его формированию.

Корреспонденция счетов по увеличению уставного капитала:

Содержание операций Дебет Кредит
Отражено увеличение уставного капитала за счет средств акционеров (участников) 75 80
Отражено увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала (нераспределен­ной прибыли) общества 83 80
Отражено увеличение уставного капитала за счет нераспределен­ной прибыли общества 84 80
Отражено увеличение уставного капитала на номинальную стоимость дополнительно раз­мещенных акций путем подписки 75 80

Выше приведенные записи отражаются в бухгалтерском учете организации, только после того как соответствующие изменения в учредительных доку­ментах должны быть зарегистрированы. Основанием для составления записей являются: учредительные документы, выписка из протокола общего собрания акционеров, бухгалтерская справка.

Уменьшение уставного капитала. Учредители могут принять решение об уменьшении ус­тавного капитала, исходя из собственных интересов либо из требова­ний законодательства. Акционерное общество обязано в соответствии с ГК РФ принять решение об уменьшении уставного капитала, если по данным годового бухгалтерского баланса стоимость чистых активов ак­ционерного общества станет меньше величины уставного капитала. Если в результате произведенного уменьшения балансовая стоимость устав­ного капитала окажется ниже установленного минимума, общество под­лежит ликвидации.

Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения но­минальной стоимости акций либо (если такая возможность предусмотре­на в уставе общества) путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала возможно в случае изъятия вкладов участниками, анну­лирования собственных акций акционерным обществом, уменьшения вкла­дов или номинальной стоимости акций.

Корреспонденция счетов по уменьшению уставного капитала:

Содержание операций Дебет Дебет
Аннулированы собственные акции, выкуп­ленные у акционеров 80 81
Уставный капитал уменьшен до величины чистых активов 80 84
Отражено уменьшение уставного капитала, если он не полностью оплачен в течение года после регистрации 80 75
Уменьшение величины уставного капитала на сумму уменьшения номинальной стои­мости акций или на сумму вклада при вы­ходе одного из участников из состава орга­низации 80 75

 

Выше приведенные записи отражаются в учете организации, только после того как соответствующие изменения в учредительных доку­ментах должны быть зарегистрированы. Основанием для составления записей являются: учредительные документы, выписка из протокола общего собрания акционеров, бухгалтерская справка.

Аналитический учет по счету 80 организуется по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

Организация аналитического учета уставного капитала в разрезе ак­ционеров должна решать две основные задачи:

- учет и точное подтверждение прав собственников (в т.ч. при их смене) на ценные бумаги;

- получение информации о лицах, которые вправе требовать от акцио­нерного общества исполнения обязательств по выпущенным ценным бумагам.

Регистры по учету уставного капитала карточка счета 80, анализ счета 80.

Учет резервного капитала

 

Резервный капитал создается для покрытия убытков организации, а также погашения облигаций организации и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для иных целей. Создание резервного капитала организации осуществляется в соответствии с законо­дательством РФ и учредительными документами организации. Образование резервного капитала организации осуществляется за счет чистой прибыли организации.

Создание резервного капитала в обязательном порядке предусмотрено только для ак­ционерных обществ. Установлено, что акционерные общества создают резервный капитал в размере, пре­дусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Резервный капитал акционерного общества формируется путем обязательных ежегод­ных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от ежегодной чистой прибыли до достижения размера, установленного ус­тавом общества.

Такие организации как ООО и унитарные пред­приятия могут создавать или не создавать резервный капитал. Эти организации могут создавать резервный капитал (фонд) в по­рядке и в размерах, которые предусмотрены их уставами. ООО могут расходовать средства резервного капитала, как на покрытие убытка, так и на другие цели, предусмотренные их уставами. Законодательных ограничений на использование средств резервного капитала для ООО не установлено.

 Учет капитала ведется на пассивном счете 82 «Резервный капитал». Счет основной, фондовый.

Дт

Счет 82 «Резервный капитал»

Кт

 

Сальдо – величина резервного капитала на начало или конец отчетного периода

ДО – использование (уменьшение) резервного капитала

КО – увеличение резервного капитала

       

 

Корреспонденция счетов по учету операций, отражающих создание и использование ре­зервного капитала:

Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит
Произведены отчисления в резервный капитал органи­зации из чистой прибыли (нераспределенной прибыли) 84 82
Средства резервного капитала направлены на погаше­ние облигаций акционерного общества, выпущенных для привлечения краткосрочных займов 82 84
Отражено погашение убытка организации за счет средств резервного капитала 82 84

 

Основанием для составления записей по счету 82 являются: учредительные документы, выписка из протокола общего собрания акционеров, бухгалтерская справка.

Аналитический учет по счету 82 ведется по направлениям его использования.

Регистры по учету резервного капитала – карточка счета 82, анализ счета 82.

 

Учет добавочного капитала

Добавочный капитал – это составляющая собственного капитала организации, выделяемая в качестве объекта бухгалтерского учета и самостоятельного показателя отчетности. Система нормативного регули­рования бухгалтерского учета определяет добавочный капитал путем пе­речисления его составных частей.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в РФ уста­новлено, что в качестве добавочного капитала учитываются:

- сумма до­оценки ОС, проводимой в установленном по­рядке,

- сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества),

- другие аналогич­ные суммы.

Добавочный капитал характеризует это источники увеличения сто­имости имущества организации. Для обобщения информации о добавоч­ном капитале используется пассивный счет 83 «Добавочный капитал». Счет основной, фондовый. Схема счета 83 имеет следующий вид:

Дт

Счет 83 «Добавочный капитал»

Кт

 

Сальдо – величина добавочного капитала на начало или конец отчетного периода

ДО – уменьшение добавочного капитала

КО – увеличение добавочного капитала

       

 

Источниками формирования добавочного капитала являются:

- прирост стоимости основных средств, выявляе­мый по результатам их переоценки – отражается Дебет 01 Кредит 83; Дебет 83 Кредит 02;

 - сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость (эмиссионный доход).

Акционерные общества при продаже акций на фондовом рынке обычно реализуют их по рыночной цене, которая может отличаться от их номинальной стоимости.

Сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, называется эмиссионным доходом.

Сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций при продаже по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход), отражается: Дебет 75-1 Кредит 83;

-  положительные курсовые разницы, связанные с формированием уставного (складоч­ного) капитала организации – Дебет 75-1 Кредит 83.

Суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списы­ваются.

Уменьшение добавочного капитала допускается лишь в следующих случаях:

- погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по резуль­татам их переоценки – отражается Дебет 83 Кредит 01; Дебет 02 Кредит 83;

- направления средств добавочного капитала на увеличение уставного капитала организации – Дебет 83 Кредит 80;

- распределения средств добавочного капитала между учредителями организации – Дебет 83 Кредит 75;

- возникновения отрицательных курсовых разниц, связанных с формированием устав­ного капитала организации – отражаются Дебет 83 Кредит 75-1.

- при выбытии объекта основных средств (стоимость которого в результате переоценки была увеличена) сумма его дооценки, числящаяся на счете 83 «Добавочный капитал», включается в состав нераспределенной прибыли – Дебет 83 Кредит 84.

Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и на­правлениям использования средств добавочного капитала.

Регистры по учету добавочного капитала карточка счета 83, анализ счета 83.

 

12.4 Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

 

Нераспределенная прибыль–это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) и осталась в распоряжении предприятия.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспре­деленной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Экономи­ческое содержание этого счета заключается в аккумулировании невып­лаченной в форме дивидендов (доходов) или нераспределенной прибы­ли, которая остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера.

Схема счета 84 имеет следующий вид:

Дт

Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кт

Сальдо – сумма непокрытых убытков прошлых лет на начало или конец отчетного периода 

Сальдо – сумма нераспределенной прибыли прошлых лет на начало или конец отчетного периода 

ДО – отражение непокрытого убытка отчетного периода, использование нераспределенной прибыли отчетного периода

КО – отражение нераспределенной прибыли отчетного периода, списание непокрытого убытка отчетного периода

       

 

В течение отчетного года финансовый результат организации (при­быль или убыток) отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». 31 де­кабря каждого года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 на счет 84.

Формирование нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) от­ражается следующими записями:

Дебет 99 Кредит 84 – отражена чистая прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99 – отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

Чистая прибыль может быть использована на:

- выплату дивидендов акционерам (участникам) организации;

- создание и пополнение резервного капитала;

- увеличение добавочного капитала;

- погашение убытков прошлых лет.

Решение о распределении чистой прибыли принимается собственни­ками организации. Такое решение обычно принимается в начале года, следующего за отчетным. Распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) и не может быть осуществлено единоличным распоряжением (приказом руководителя организации). Собрание акционеров организации может при­нять решение не распределять полученную прибыль или оставить не­распределенной какую-то ее часть. Организация может самостоятельно организовать аналитический учет прибыли, чтобы обеспечить получение информации по направлениям ис­пользования средств.

Корреспонденция счетов по использованию нераспределенной прибыли

Содержание операций Дебет Кредит
Начислены дивиденды (доходы) учредите­лям (участникам), являющимся сотрудника­ми организации 84 70
Начислены дивиденды (доходы) учредите­лям (участникам) организации 84 75-2
Чистая прибыль направлена на увеличение уставного капитала (после внесения измене­ний в учредительные документы) 84 80
Чистая прибыль направлена на формирова­ние (увеличение) резервного капитала 84 82
Чистая прибыль отчетного года направлена на погашение убытков прошлых лет 84 84

 

В случае получения убытка решение о том за счет, каких средств он будет покрыт, принимается собственниками (учредителями) органи­зации. Убыток может быть погашен за счет:

- целевых взносов акционеров (участников) организации;

- средств резервного капитала;

- средств нераспределенной прибыли прошлых лет.

Убыток может быть списан с баланса, если общее собрание при­мет решение об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов.

Корреспонденция счетов по погашению убытков организации:

Содержание операций Дебет Кредит
Убыток покрыт за счет целевых взносов учредителей организации 75 84
Средства резервного капитала направлены на погашение убытка 82 84
Средства добавочного капитала направлены на погашение убытка 83 84
Уставный капитал уменьшен до величины чистых активов (после внесения изменений в учредительные документы) 80 84

 

Основанием для составления записей по счету 84 являются: учредительные документы, выписка из протокола общего собрания акционеров, бухгалтерская справка.

Аналитический учет по счету 84 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств.

Регистры по учету нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) – карточка счета 84, анализ счета 84.

 

 

Тема 2. Учет денежных средств

 

Нормативные документы, регулирующие учет денежных средств:

1) Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

2) Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;

3) Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

4) Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)»;

5) Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006);

6) Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П);

7) Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.