К числу основных характеристик любой социально-экономической системы, имеющих существенное значение для понимания логики планирования финансово-хозяйственной деятельности, относится взаимосвязь и инерционность. Первая характеристика означает, что одной из очевидных особенностей действующей коммерческой организации как системы является естественным образом согласованное взаимодействие ее отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности предприятия могут быть описаны с помощью количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на эти оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, по крайней мере вариабельность действий имеет определенные ограничения.
Вторая характеристика - инерционность . Смысл ее состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких "всплесков" в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если доля себестоимости продукции в общей выручке составила в отчетном периоде около 70%, то, как правило, нет оснований полагать, что в следующем периоде значение этого показателя существенно изменится.
Эти достаточно очевидные заключения в отношении хозяйствующих субъектов послужили основой для разработки и широкого использования метода прогнозирования, известного как метод пропорциональных зависимостей показателей. Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей.
В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от продаж, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Последовательность процедур данного метода следующая:
1 Идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от продаж).
2 Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для руководства предприятия (например, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяется его значимостью в отчетности.
3 Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя:
Р = f(B).
Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов:
а) значение Р устанавливается в процентах к В (например, на основе экспертных оценок);
б) путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессионная зависимость (линейная) Р от В.
Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой; например, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например, отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой процедурой.
4 При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляется прогнозный вариант отчета о финансовых результатах, так как в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5 При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей; а именно, чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6 Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира осуществляются уже с помощью неформализованных критериев.
Описанный метод основан на предположениях, что:
а) значения большинства статей баланса и отчета о финансовых результатах изменяются прямо пропорционально объему реализации;
б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется в виду, что, например, уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 313.