Отечественные предприятия по ряду экономических показателей (уровень производительности труда, доля новых технологий, материально-вещественная структура хозяйственного комплекса) пока еще существенно отстают от зарубежных организаций. В то же время активизация внешнеэкономической деятельности способствует повышению уровня конкурентоспособности не только предприятий, но и страны в целом.
Стратегия внешнеэкономической деятельности вырабатывает правила и приемы поведения предприятия на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг, определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства.
Основу стратегии импорта составляет исследование качества и цен импортируемых товаров, сроков и качества обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и т.д.
Разработка стратегии экспорта предприятия осуществляется с учетом его экспортного потенциала, выбора наиболее подходящих зарубежных рынков, определения стратегических целей экспорта, рационального распределения ресурсов предприятия по формам экспортной деятельности.
Выработка предприятием стратегии внешнеэкономической деятельности должна опираться на изучение современной международной окружающей среды.
Виды стратегий:
Стратегии проникновения на зарубежные рынки
Выделяют следующие основные стратегии проникновения предприятия на зарубежные рынки:
- стратегия прямого и косвенного экспорта является самым простым способом выхода на зарубежный рынок. Предприятие может экспортировать свой товар двумя способами:
а) косвенный экспорт — при использовании услуг независимых международных маркетинговых посредников. Предприятие продает товар внутренним посредникам, которые, в свою очередь, находят внешние рынки для сбыта его товаров;
б) прямой экспорт, когда проводит экспортные операции самостоятельно. Ориентируется на устоявшихся партнеров, зарубежных оптовых торговцев, которые могут действовать как агенты фирмы в пределах национальных или региональных рынков.
- стратегия совместной предпринимательской деятельности — это соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная предпринимательская деятельность может осуществляться в следующих формах: лицензирование, подрядное производство, управление по контракту, совместные предприятия.
- стратегия прямого инвестирования за рубежом (наиболее полная форма вовлечения в деятельность на зарубежном рынке) – помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.
Международная и глобальная стратегии
Международная стратегия предусматривает автономную разработку стратегий для разных стран (для каждой страны – своя стратегия) При данной стратегии освоение нового рынка представляет собоф адаптацию прошлого опыта работы предприятия на других рыгках к специфическим особенностям этого нового рынка.
Глобальная стратегия заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. При этом использование глобальной стратегии не означает, что предприятие стремится работать во всех странах.
Стратегии маркетинга-микса
На практике одни предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, стремятся максимально стандартизировать свой комплекс маркетинга, другие — в наибольшей мере приспособить его к условиям каждого зарубежного целевого рынка.
Товарная стратегия состоит в выработке стратегии и тактики адаптации товара на зарубежном рынке. Выделяют три стратегии адаптации товара к зарубежному рынку:
1) распространение в неизменном виде;
2) приспособление товара, которое предполагает внесение в этот товар изменений в соответствии с местными условиями или предпочтениями;
3) изобретение новинки — заключается в создании чего-либо совсем нового. Различают регрессивное и прогрессивное изобретения. Регрессивное изобретение — это возобновление выпуска товара в его ранее существовавших формах, хорошо приспособленных для удовлетворения нужд той или иной страны. Прогрессивное изобретение — это создание совершенно нового товара для удовлетворения нужды, существующей в другой стране.
Стратегия комплекса маркетинговых коммуникаций - предприятие может использовать как уже апробированные методы и средства комплекса маркетинговых коммуникаций, так и менять их в зависимости от условий нового рынка.
Обычно элементы комплекса маркетинговых коммуникаций варьируются лишь в мелочах (цвет, название продукта), но может меняться и стратегия продвижения, и тема продвижения, и комбинация элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. Например, в большинстве стран Латинской Америки пурпурный цвет ассоциируется со смертью, в Японии белый цвет — это цвет траура, в Малайзии зеленый цвет ассоциируется с тропической лихорадкой. Приходится менять и названия. На немецком языке английское слово «туман» означает «навоз», а название клейкой ленты «скотч» звучит как «драгоценность», в Норвегии и Швеции запрещена телевизионная реклама, в Бельгии и Франции — телевизионная реклама сигарет и алкоголя, а в России она жестко ограничена временем показа. В Италии и Австрии осуществляется жесткий контроль за рекламой, рассчитанной на детей. В Италии основными носителями рекламы являются журналы, а в Австрии они непопулярны. В Великобритании широко распространена реклама в общенациональных, а в Испании — в местных газетах.
Ценовая стратегия. Выделяют следующие наиболее встречающиеся на практике стратегии установления цен на зарубежных рынках:
1. Установление унифицированных цен. При выборе такой ценовой стратегии предприятие устанавливает на свой товар единую для всех стран цену. В то же время такой подход может привести к потере конкурентоспособности на рынках слаборазвитых стран.
2. Установление специальных рыночных цен для каждой страны. Данная стратегия открывает возможность для перекупщиков закупать товары по более низким ценам в одной стране и продавать их в другой по более высоким, что также ведет к снижению конкурентоспособности предприятия.
Нередко производители запрашивают на зарубежных рынках более низкую цену за свои товары. Практика, при которой за границей производитель берет за товар меньше, чем на отечественном рынке, называется демпингом. Таможенные власти могут в этом случае обложить товар антидемпинговой пошлиной.
Сбытовая стратегия. Разработка стратегии в области сбытовой политики должна осуществляться:
- на территории своей страны — специальной службой предприятия, осуществляющей разработку общей маркетинговой концепции распределения и обеспечения доставки товара до границы иностранного государства;
- на территории иностранных государств — участниками международных каналов распределения, а в некоторых случаях внутри каждого иностранного государства национальными (местными) участниками.
Существуют большие различия между количеством и типами участников каналов распределения товаров в разных странах. Поэтому сбытовые стратегии, реализуемые в отдельных государствах, могут сильно отличаться друг от друга.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.