Корпоративные и конкурентные стратегии предприятия должны подкрепляться разработкой функциональных стратегий. Последние конкретизируют выбранную траекторию развития предприятия в соответствии с направлениями развития отдельных его функциональных зон. Данные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия, которые осуществляют поиск эффективного поведения в рамках общей стратегии предприятия. Задачей функциональных подразделений является оптимальное распределение выделяемых ему ресурсов с целью наиболее эффективной реализации стратегии развития предприятия.
Различные функциональные службы предприятия по-своему видят достижение поставленных стратегических ориентиров предприятия. Разрабатываемые ими стратегии иногда противоречат друг другу. В связи с этим важной задачей высшего менеджмента является согласование и координация разрабатываемых на предприятии функциональных стратегий.
Стратегический маркетинг
Стратегический маркетинг представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.
Стратегический маркетинг включает:
- исследовательскую функцию – здесь необходимо определиться с формами и методами сбора, анализа и обработки информации о рынке; определить, по каким направлениям анализа внешней среды следует осуществлять наибольшие усилия;
- выбор концепции маркетинга. Эволюцией концепции маркетинга выделены следующие концепции: производственная концепция, или концепция совершенствования производства; товарная концепция, или концепция совершенствования товара; сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, которая основной упор делает на сбытовой и коммуникативной политике; традиционная маркетинговая концепция — максимальная ориентация на нужды и потребности целевых групп потребителей; концепция социально-этического маркетинга, предусматривающая учет интересов не только целевых групп потребителей, но и общества в целом; концепция взаимодействия, реализующая на предприятии «маркетинг отношений». Данная концепция опирается на индивидуальный подход к клиентам, установление с ними долгосрочных партнерских отношений;
- стратегическое сегментирование рынка представляет собой предварительное сегментирование рынка с целью разработки нового товара. Тактическое сегментирование рынка осуществляется непосредственно перед выводом разработанного и произведенного товара на рынок;
- разработку нормативов конкурентоспособности предприятия предусматривает установление оптимальных значений факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия, которые должны быть достигнуты или превышены;
- формирование общих стратегий маркетинговой деятельности,
- стратегическое планирование инструментария маркетинга-микса. Маркетинг-микс (или комплекс маркетинга) включает разработку товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики предприятия.
Стратегия маркетинга рассматривается как одна из ведущих функциональных стратегий предприятия, поскольку маркетинг обеспечивает информационные стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Функциональная деятельность маркетинга тесно связана с другими функциональными зонами предприятия.
Стратегия маркетинга, или маркетинговая стратегия, развития предприятия представляет собой совокупность направлений его деятельности на рынке и принятия решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.
Основные компоненты маркетинговой стратегии предприятия:
I. Общие стратегии маркетинга определяются степенью охвата рынка и характером спроса на нем.
А) Стратегия охвата рынка. При выборе стратегии охвата рынка могут быть использованы три типа общих стратегий маркетинга:
- стратегия недифференцированного (массового) маркетинга не предусматривает деление рынка на сегменты. Главными факторами успеха фирм, которые придерживаются данной стратегии, являются стандартизация и массовость производства товаров. Стратегия обеспечивает в целом достаточно низкие затраты на производство и сбыт продукции. Ее рекомендуется применять в случае достаточно однородного товара, который предназначен для всего рынка или крупного сегмента рынка (соль, сахар, спички и т.д.). На всем рынке предприятие работает с одним и тем же комплексом маркетинга;
- стратегия дифференцированного маркетинга требует от предприятия организации его деятельности на нескольких сегментах, со специально разработанными товарами и маркетинговыми программами. Это позволяет добиться роста сбыта за счет более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка;
- стратегия концентрированного маркетинга, смысл которой заключается в сосредоточении деятельности и средств не на всех рыночных сегментах, а на ограниченном количестве (чаще всего один-два) главных сегментов — наименее изученных и охваченных конкурентами («белых пятнах»), обладающих хорошей покупательной способностью. При этом для всех выбранных сегментов предприятие использует один и тот же комплекс маркетинга. Стратегия концентрированного маркетинга требует от предприятия сосредоточения усилий на одном или нескольких, но обязательно прибыльных сегментах. По своему содержанию эта стратегия соответствует концепции рыночной ниши, рекомендуется применять при ограниченных ресурсах. Она наиболее предпочтительна для малых и средних предприятий.
Б) Стратегии маркетинга в зависимости от характера спроса на рынке:
- конверсионный маркетинг ориентирует потребителей на изменение отрицательного отношения к какому-то продукту на положительное путем переделки продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения. Конверсионный маркетинг применяют, например, табачные фирмы, когда активность органов здравоохранения и общественности приводит к резкому сокращению числа лиц, употребляющих табачные изделия;
- стимулирующий маркетинг используют при отсутствии спроса, задачей его является поиск и проведения мероприятий по развитию интереса у потребителей к конкретному предложению на важнейших сегментах потенциального рынка. В качестве таких подходов обычно используют резкое снижение цен, усиление рекламных кампаний;
- развивающий маркетинг применяют в условиях скрытого спроса. Задачей этого типа маркетинга является оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, чтобы превратить потенциальный спрос в реальный. Изучение неудовлетворенных потребностей покупателей при использовании существующих продуктов, разработка новых продуктов для удовлетворения изученных потребностей, применение специальных рекламных средств могут способствовать созданию реального спроса;
- ремаркетинг используют в случае падения спроса, задачей его является восстановление спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориентированных на новые потребности покупателей;
- синхромаркетинг может быть рекомендован при наличии сезонных, ежедневных или часовых колебаний спроса. Его задачей является сглаживание спроса с помощью гибких цен, переходы на другие сегменты рынка, поиск индивидуальных методов продвижения и стимулирования товаров;
- поддерживающий маркетинг используется, когда предприятие удовлетворено результатами сбытовой деятельности, ее объемами и качественными показателями. В таких случаях отмечают наличие полноценного спроса, и задачей этого типа маркетинга является поддержание существующего спроса с учетом изменения предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке;
- демаркетинг — стратегия маркетинга, применяемая в условиях чрезмерного спроса. Ее задачей является поиск и применение способов и методов, способствующих снижению спроса. В качестве таких способов могут выступать повышение цен, временное прекращение рекламной работы, передача прав на производство данного продукта, лицензии, ноу-хау другим фирмам. В последнем случае обязательно оговаривается необходимость упоминания марки фирмы, передавшей свои права другой организации;
- противодействующий маркетинг применяют для ликвидации или снижения такого спроса, который называют нерациональным или иррациональным. Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и услуг (например, алкогольные напитки, наркотики, табачные изделия и т.д.).
Применение той или иной стратегии маркетинга в зависимости от характера спроса на рынке позволяет осуществлять гибкую маркетинговую деятельность, базирующуюся на высокой ответственности перед покупателями и обществом.
II. Маркетинг-микс. Стратегическое планирование инструментария маркетинга-микса предусматривает разработку стратегических ориентиров в рамках отдельных элементов комплекса маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики.
А) Товарная политика. Варианты товарных стратегий предприятия:
- стратегия инновации рассматривается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых товаров. Она включает две разновидности — стратегию дифференциации и стратегию диверсификации, которые используются в соответствии с выбранной стратегией роста предприятия. Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров-конкурентов. Диверсификация - вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число видов производимых товаров. Различают три типа стратегии диверсификации: горизонтальная, вертикальная и концентрическая;
- стратегия вариации товара предусматривает модификацию товара, который уже производится и находится на рынке путем изменения его отдельных свойств или показателей качества. Важнейшими стратегиями модификации могут быть стратегии улучшения качества товара, повышения полезности товара, улучшения формы и стиля товара;
- стратегия элиминации товара предполагает изъятие существующих продуктов из производственной программы предприятия; прекращение производства товара; вывод товара с рынка как потерявшего конкурентоспособность на рынке и спрос. Различают три типа стратегии элиминации: стратегия «сбора урожая» предусматривает постепенное сокращение объемов сбыта товара при получении максимально возможной прибыли без расходования средств на поддержание данного товара на рынке; стратегия упрощения ассортимента используется в том случае, когда для поддержания всей широты ассортимента у предприятия недостаточно средств, однако оставшиеся варианты товара позволяют обеспечить необходимый объем прибыли; стратегия ликвидации всего ассортимента используется в том случае, когда товары совсем не продаются на рынке (устаревший товар, который больше не находит своего покупателя).
Б) Ценовая политика. Разработка ценовых стратегий предприятия зависит от жизненного цикла товаров. Особые требования предъявляет этап внедрения товара на рынок. Различают ценовые стратегии подлинной новинки и товара, имитирующего уже существующие на рынке.
Предприятие, предлагающее рынку защищенную патентом или «ноу-хау» новинку, при установлении цены на нее может выбрать:
- стратегию «снятия сливок» - предусматривает высокие цены, чтобы «снять сливки» с рынка. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену, привлекая дополнительных клиентов, которых устраивает новая цена. Подлинные лидеры затем переходят на выпуск новой, более совершенной продукции. Применение стратегии «снятия сливок» целесообразно при следующих условиях: высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей; издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы исключить финансовые выгоды; высокая цена поддерживает образ высокого качества товара;
- стратегию прочного внедрения на рынок - предполагает сравнительно низкую цену новинки в надежде на привлечение большого числа потребителей и завоевания большой доли рынка. Эта стратегия может быть реализована путем экономичного массового производства. На товар устанавливают минимально возможную цену, завоевывают большую долю рынка и сокращают издержки производства. По мере их сокращения продолжают постепенно снижать цену. Эта стратегия возможна в следующих условиях: рынок очень чувствителен к ценам и низкая цена способствует его расширению; с ростом объемов издержки производства и реализации падают; низкая цена непривлекательна для конкурентов.
Обе стратегии долгосрочных перспектив не имеют.
Ценовые стратегии товара, имитирующего уже существующие на рынке:
- стратегии нового товара-имитатора. Предприятие, планирующее разработать новый товар-имитатор, сталкивается с проблемой его позиционирования. Оно должно принять решение о позиционировании новинки по показателям качества и цены. Обычно выделяют три уровня цены и три уровня качества. Сочетания образуют девять вариантов стратегии (рисунок 1). Выбор определяется путем изучения девяти соответствующих сегментов рынка и конкурентов.
На этапе роста используются стратегии, применяемые на предыдущем этапе — этапе введения товара на рынок.
На этапе зрелости применяют два вида ценовых стратегий: стратегия скользящей падающей цены и стратегия преимущественной цены;
| Цена | |||
Качество
| Высокая | Средняя | Низкая | |
Высокое | 1.Стратегия премиальных наценок | 2. Стратегия глубокого проникновения на рынок | 3. Стратегия повышения ценностной значимости | |
Среднее | 4. Стратегия завышенной цены | 5. Стратегия среднего уровня | 6. Стратегия доброкачественности | |
Низкое | 7. Стратегия ограбления | 8. Стратегия показного блеска | 9. Стратегия низкой ценностной значимости |
Рисунок 1 - Ценовые стратегии нового товара-имитатора
- стратегия скользящей падающей цены является логическим продолжением стратегии «снятия сливок» и эффективна при тех же условиях. Применяется когда предприятие надежно застраховано от конкуренции. Суть состоит в том, что цена последовательно скользит по кривой спроса, т.е. изменяется в зависимости от спроса и предложения товара. Для того, чтобы стимулировать спрос и оградить предприятие от конкуренции, обязательна деятельность по разработке новых товаров;
- стратегия преимущественной цены является продолжением стратегии прочного внедрения. Данная стратегия применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности предприятия. Условия применения и эффективности соответствуют стратегии прочного внедрения. Суть данной стратегии — достижение преимущества по отношению к конкурентам (реальным или потенциальным) по издержкам (тогда цена устанавливается ниже цен конкурентов) или по качеству (тогда цена устанавливается выше цен конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный, уникальный);
Следует подчеркнуть, что на этапе жизненного цикла товара «зрелость», ценовые стратегии не являются самыми важными в поддержании объема продаж на высоком уровне. Здесь возрастает роль неценовых стратегий, связанных с модификацией рынка (ведется поиск новых потребителей, новых сегментов рынка), с модификацией товара (выпуск товара с улучшенными свойствами).
На этапе спада применяются три специфические стратегии. Первая основана на снижении цены товара до очень низкого уровня. Вторая похожа на первую, преследует те же цели, только протекает несколько медленнее в зависимости от степени и продолжительности периода вытеснения товара новейшим товаром. Третья стратегия направлена на удлинение жизненного цикла товара путем увеличения расходов на его продвижение.
В) Сбытовая политика. В области сбытовой политики предприятия принимаются стратегические решения относительно предполагаемого использования каналов распространения (сбыта) товара и системы товародвижения.
Выбор путей распределения товаров и услуг — важнейшая стратегическая задача предприятия. Канал сбыта — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Стратегическое планирование каналов сбыта предусматривает выбор определенной его протяженности и ширины.
Протяженность канала сбыта — это число звеньев участников сбыта или посредников во всей сбытовой цепочке. Выделяют канал нулевого уровня — канал «производитель - потребитель»; одноуровневый — канал «производитель -
розничный торговец — потребитель»; двухуровневый — «производитель - оптовый торговец — розничный торговец — потребитель»; трехуровневый канал — «производитель — оптовый торговец — мелкий оптовый торговец — розничный торговец — потребитель».
Ширина канала сбыта — это число независимых участников сбыта на отдельном звене сбытовой цепочки.
Товародвижение — деятельность по планированию, реализации и контролю перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю. Стратегические решения в области товародвижения предусматривают решение проблемы транспортировки, хранения, контакта с потребителями.
Предприятия пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение среднего или длительного отрезка времени. Транзитные склады получают товары с разных предприятий и от разных поставщиков и как можно скорее отгружают их в места назначения.
Г) Коммуникативная политика — это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения товаров и услуг на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.
К стратегическим задачам коммуникативной политики относятся формирование имиджа фирмы и разработки фирменного стиля, определение оптимальной структуры комплекса маркетинговых коммуникаций. Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, брендинг. Кроме того, при разработке коммуникативной политики необходимо выработать стратегию продвижения товара для каждого целевого рынка.
Выделяют два вида стратегии продвижения:
- стратегия вынуждения адресует продвижение конечным потребителям товара в расчете на то, что спрос конечных потребителей окажется достаточно интенсивным, чтобы вынудить торговые организации произвести закупки продвигаемого товара;
- стратегия проталкивания адресует продвижение торговому посреднику в расчете на то, что он сам будет продвигать товар по торгово-распределительным каналам к конечному потребителю.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.