Производственная стратегия предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В стратегическом менеджменте производство рассматри­вается как система, т.е. особый класс открытых искусствен­ных материальных систем. Производственная система — это такая система, элементами которой являются компоненты производства (средства и предметы труда, а также люди, осуществляющие производственную деятельность и управля­ющие процессом производства), и связи между элементами устанавливаются такие, чтобы обеспечить необходимое про­текание производственного процесса.

Производственная стратегия — концептуальные решения, определяющие способы преобразования ресурсов в конечную продукцию или услуги.

Объектом производственной стратегии выступают долго­срочные характеристики и параметры производственных про­цессов, позволяющие принимать стратегические решения о составе необходимого оборудования, персонала, зданий, сооружений, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, а также инвестиций в развитие производствен­ной системы предприятия.

Производственная стратегия имеет на предприятии долгосрочный характер и связана, как правило, со значительными инвестициями. В силу этого производственная стратегия яв­ляется относительно устойчивой. Она имеет решающее значение в процессе формирования конкурентоспособности предприятия, так как в значительной степени предопределяет качество производимых товаров и уровень их цен, гибкость реакции предприятия на постоянно меняющиеся требования рынка.

Компоненты производственной стратегии предприятия:

1. Стратегия производственных процессов включает:

- формирование концепции развития производственных процессов - это долгосрочная ориентация предприятия на преимущественный способ развития производства. Выделяют две концепции развития производственных процессов: стратегия, сфокусированная на процесс (используется в том случае, если предприятие имеет большое разнообразие выпускаемых товаров, которые реализуются в небольших ко­личествах; для данной стратегии характерно использование преимущественно универсального оборудования, наличие больших запасов материалов и незавершенного производства, высокая длительность производственного цикла, значитель­ные объемы складских помещений); стратегия, сфокусированная на продукт (используется в случае, когда предприятие имеет малое разнообразие товаров, производимых в больших количествах; для этой стратегии характерно использование преимущественно специального оборудования, наличие небольших запасов материальных ре­сурсов и незавершенного производства, небольшая длитель­ность производственного цикла, хранение материалов и дета­лей непосредственно на рабочих местах, небольшие объемы складских помещений);

- стратегические решения в области выбора типа произ­водства.Тип производства — это классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенкла­туры, регулярности, стабильности и объема выпуска продук­ции. Различаются три основных типа производства: единич­ное, серийное и массовое. Выбор для конкретных стратеги­ческих единиц бизнеса определенного типа производства яв­ляется важным стратегическим решением, поскольку от типа производства во многом зависит характер технического осна­щения и организации производственных процессов;

- стратегический выбор форм организации производства пре­дусматривает стратегические решения в области определения наиболее подходящих для реализации корпоративных и кон­курентных стратегий предприятия форм организации произ­водственных процессов. Выделяют четыре формы организа­ции производства: специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование;

- стратегические решения относительно выбора методов организации производства. Методы организации производства — совокупность приемов и операций изготовления продукции или оказания услуг, выполняемых при определенном сочета­нии элементов производственного процесса. Производствен­ная стратегия предприятия предусматривает использование трех основных методов организации производства: поточный, еди­ничный, бригадный методы.

2. Стратегия размещения производства - решения, связан­ные с размещением предприятия, его структурных подразде­лений и оборудования внутри предприятия. Стратегия размещения производства отвечает за пространственную организацию производства.

Необходимость выработки стратегии размещения производ­ства возникает в случае создания нового предприятия, освое­ния производства новых видов продукции (новых произ­водств), расширения ранее выпускаемой продукции, изме­нений на рынках сбыта, внедрения прогрессивных техноло­гических процессов, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Стратегия размещения производства включает:

- стратегию месторасположения предприятия. К числу наи­более важных факторов при выработке стратегии местораспо­ложения предприятия относятся рынок сбыта, рынок сырья и материалов, трудовые ресурсы, требуемые инвестиции, внутригосударственные налоговые различия (речь идет преж­де всего о региональных и местных налогах), внешнеэконо­мические факторы (таможенные затраты, государственные дотации, субсидии).

При разработке стратегии месторасположения предприятия учитываются следующие уровни выбора расположения: международный (в какой стране или в каких странах долж­но быть месторасположение предприятия); региональный (в каком регионе должно быть месторас­положение предприятия); локальный (в каком месте региона должно быть место­расположение предприятия); внутрилокальный (где внутри данной территории долж­но быть месторасположение предприятия); внутриорганизационный (как пространственно размеща­ются структурные подразделения внутри предприятия).

При выборе месторасположения предприятия сначала учи­тываются важнейшие факторы выбора (базовые требования к месторасположению), затем рассматриваются возможные ме­ста расположения предприятия, далее определяются вероят­ные затраты и результаты по возможным вариантам месторас­положения предприятия и, наконец, определяется оптималь­ное месторасположение;

- стратегию формирования пространственной сети постав­щиков. При разработке данной стратегии учитываются требова­ния к выбору поставщиков, производится оценка возможных поставщиков, осуществляется поиск оптимальных методов выбора поставщиков. К поставщикам предъявляются следу­ющие требования: доступность источников снабжения, каче­ство возможных поставок, имидж поставщиков.

Оценка возможных поставщиков включает систему показа­телей оценки в рамках трех направлений: продукт — качество, цена, упаковка, система скидок, размер поставок, общий объем продаж; обслуживание — условия транспортировки, время по­ставки, качество поставки, система платежей, уровень послепродажного сервиса; общая характеристика поставщика — географическое рас­положение, финансовое состояние, размер или мощ­ность, производственный диапазон, уровень торгового персонала, качество менеджмента, исследовательские и технические возможности;

- стратегию пространственной планировки предприятия. Раз­работка данной стратегии осуществляется при организацион­ном проектировании производственной системы. Компонен­тами стратегии являются стратегические аспекты: организационного проектирования производственной структуры предприятия, представляющей собой состав производственных единиц, их специализацию и взаи­мосвязи; проектирования производственной структуры цехов; проектирования производственной инфраструктуры, включающей комплексную подготовку производства, инструментальное обеспечение, организацию контро­ля качества, внутрипроизводственное снабжение, ре­монтное обслуживание, транспортное обслуживание и т.д.; разработки генерального плана предприятия, включа­ющего расположение на территории предприятия всех цехов, служб, сооружений, устройств и коммуникаций, согласованных с особенностями рельефа местности, тре­бованиями благоустройства территории и охраны при­родной среды;

- стратегию размещения оборудования. Разработка стратегии включает выбор вариантов размещения оборудования и мето­дов рациональной планировки оборудования.

Варианты размещения оборудования непосредственно свя­заны с понятием специализации производственных подразде­лений: функциональное (технологическое размещение) — вме­сте группируется оборудование, выполняющее схожие функции; поточное размещение — оборудование группируется для выпуска какого-либо продукта; размещение по групповой технологии — оборудование группируется для выпуска семейства (группы) конструк­тивно и технологически однородных продуктов.

 

 

4. Стратегия научно-технического развития

 

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней сре­ды предприятия обуславливают повышение требований к со­держанию его технической политики. Основу технической политики предприятия составляет стратегия научно-техниче­ского развития, которая определяет приоритеты перспектив­ного развития предприятия.

Стратегия научно-технического развития — это долгосроч­ная программа конкретных действий, связанных с созданием нового продукта и технологии производства.

Разработка данной стратегии опирается на информацию о предполагаемых технологических изменениях, новых откры­тиях, временных горизонтах инновационных «прорывов». Стратегия научно-технического развития фокусирует внима­ние на распределении ресурсов внутри научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологической под­готовки производства.

Разработка стратегии научно-технического развития вклю­чает следующие направления инновационных работ:

- определение оптимального соотношения между прове­дением собственных НИОКР и участием предприятия в межфирменном сотрудничестве в научно-технической сфере, покупкой патентов, лицензий, ноу-хау для про­ведения новой технической политики;

- определение необходимого объема НИОКР;

- разделение НИОКР по степени воздействия на рынок (НИОКР для существующего производства и выхода на новые рынки).

Содержание стратегии научно-технического развития обу­славливается характером, особенностями инновационной де­ятельности предприятия и условиями внешней среды.

В зависимости от условий внешней среды функциониро­вания предприятия выделяют два вида стратегии научно-тех­нического развития:

- адаптационная, оборонительная, пассивная стратегия;

В общем виде сущность адаптационной стратегии состо­ит в проведении непринципиальных изменений, позволяю­щих усовершенствовать ранее освоенные продукты, техноло­гические процессы. В этом случае инновации рассматрива­ются как форма вынужденной ответной реакции на измене­ния внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

Вариантами адаптационной стратегии являются:

- защитная стратегия — может разрабатываться в двух ос­новных направлениях, либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций;

- стратегия инновационной имитации— предполагает, что предприятие делает ставку на успешность новшеств кон­курентов, занимаясь их копированием;

- стратегия выжидания— ориентирована на максималь­ное снижение уровня риска в условиях высокой нео­пределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Предприятие рассчитывает с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок нов­шества, предлагаемого другим предприятием, и в слу­чае его успеха оттеснить разработчика. В отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченны­ми основной организацией, производитель, выбира­ющий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приоб­ретает момент начала активного действия против орга­низации-разработчика. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обо­их случаях производитель прежде всего стремится убе­диться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциали­зации новшества.

- творческая, наступательная, активная стратегия.

Творческая наступательная стратегия научно-техниче­ского развития опирается на более радикальные инновации, осуществляемые в целях повышения конкурентоспособности предприятия, расширения и укрепления его рыночных пози­ций, освоения новых областей применения изделий.

Вариантами творческой наступательной стратегии явля­ются:

- стратегия разработки новых технологий, обеспечивающих лидерство на широком рынке, основана при широкомас­штабном проведении НИ ОКР в области продукции и технологии для обеспечения устойчивых рыночных по­зиций во многих сегментах;

- стратегия разработки новых технологий, способных обес­печить лидерство в одном из сегментов рынка. Страте­гия предусматривает проведение НИОКР в узком спек­тре систем продукции и технологии;

- стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные конкурентные преимущества. Характери­зуется широким спектром поисковых научно-исследова­тельских работ с целью освоения радикальных новшеств;

- стратегия слияний и приобретений предполагает мень­ший риск по сравнению с другими отмеченными выше вариантами стратегий, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на осво­енные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных предприятий на базе объединения ранее обо­собленных структур.

Техническая политика предприятия

Стратегия научно-технического развития составляет осно­ву технической политики предприятия.

Техническая политика предприятия содержит мероприятия по обновлению и повышению технического уровня выпускае­мой продукции, технического и организационного уровня производства. Основой ее разработки является концепция технического развития предприятия и выпускаемой продук­ции. Техническая политика предприятия предусматривает разработку мероприятий, направленных на повышение эф­фективности производства.

Техническая политика предприятия разрабатывается по сле­дующим направлениям:

- создание и освоение производства новой продукции;

- разработка и внедрение прогрессивных технологических процессов;

- комплексная автоматизация и механизация производ­ства;

- повышение эффективности использования материаль­ных и топливно-энергетических ресурсов;

- обновление и модернизация основных фондов;

- совершенствование управления, организации труда и производства;

- научно-исследовательские и конструкторские разра­боток;

- повышение технического уровня производства и выпус­каемой продукции,

Создание новой продукции более высокого технического уров­ня и качества зачастую связано с повышением трудоемкости изготавливаемого изделия и, как следствие, с повышением его себестоимости. Поэтому, прежде чем включить в план создание или модернизацию новой выпускаемой продукции, рассчитывается возможный годовой прирост прибыли от реа­лизации этой продукции с учетом изменения себестоимости и цены.

При включении в план мероприятий по разработке и вне­дрению прогрессивной техники, технологии, механизации, ав­томатизации производства устанавливаются показатели по снижению трудоемкости выпускаемой продукции, сокра­щению численности рабочих, занятых в производстве этой продукции, снижению материалоемкости и себестоимости продукции. Эффективными можно считать только те ме­роприятия, внедрение которых обеспечивает уменьшение чис­ленности занятых рабочих, снижение материалоемкости и ма­териальных затрат на выпускаемую продукцию, снижение се­бестоимости выпускаемой продукции.

Основными направлениями работ по совершенствованию организации труда являются; рациональное разделение и ко­оперирование труда; организация обслуживания рабочих мест, в частности, многостаночное обслуживание; совмещение про­фессий и специальностей; внедрение передовых методов и приемов труда; совершенствование нормирования и оплаты труда; улучшение социального климата в коллективе.

Техническая политика предприятия включает работы, обес­печивающие достижение научно-технического прогресса (НТП) на предприятии, повышение его технического уровня.

На техническую политику предприятия оказывает влияние рыночная позиция предприятия, определяемая контролируемой долей рынка и динамикой его развития, до­ступом к источникам финансирования и сырья, позицией ли­дера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе.

Техническом политика предприятия во многом определя­ется типом производства. При различных типах производ­ства неодинаково организован производственный процесс, различны технология производства и применяемая техника, соотношение между основным, вспомогательным и обслужи­вающим производством. Каждый тип производства имеет свою специфику развития и направление технической политики. При разработке технической политики мероприятия техниче­ского развития и организации производства обосновываются с помощью показателей экономической эффективности ин­вестиций.

В единичном и мелкосерийном производстве выпускается в основном новая, иногда принципиально новая продукция в малых количествах. В этих условиях стратегия технической политики направлена на совершенствование научно-техниче­ского уровня и качества выпускаемой продукции, которые за­висят or квалификации рабочих, конструкторов, технологов.

В серийном производстве важным показателем, характери­зующим стратегию технической политики, является техниче­ская мобильность, т.е. способность к быстрому переходу от одной серии продукции к другой. Поэтому в серийном производстве планируют орга­низацию гибких производственных систем. Экономика серий­ного производства прямо зависит от качества выпускаемой продукции и частоты ее обновления.

В массовом производстве выпускается освоенная продук­ция узкой номенклатуры большим объемом. Замена одного изделия другим производится относительно редко, качество выпускаемой продукции обусловлено высоким уровнем орга­низации производства. Оборудование в массовом производ­стве высокопроизводительное, специальное и специализиро­ванное. При научно-технической стратегии в массовом про­изводстве рассматривают прежде всего вопросы специализа­ции производств, повышения технического уровня покупных

изделий и полуфабрикатов, а также связанные с этим вопро­сы кооперирования.

В процессе разработки технической политики предприятия важную роль играет вы­бор приоритетных направлений исследований и разработок. Приоритетные направления исследований и разработок реа­лизуются в виде крупных исследовательских проектов по со­зданию, освоению и распространению технологий, способ­ствующих кардинальным изменениям в технологическом ос­нащении технологических процессов, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обес­печению различных инвестиционных программ, укреплению международных связей.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.