Матрицы стратегического анализа малых и средних предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Малые и средние предприятия с позиции стратегического менеджмента достаточно специфичны. Представим матрицы стратегического анализа для малых и средних предприятий.

С учетом основного преимущества малых предприятий - гибкости, построена матрица «продукт—форма существования малого предприятия» (рисунок 6.4), которая выделяет четыре вида стратегий малых предприятий. Направленность стратегий на сведение до минимума остроты конкуренции с круп­ными фирмами и использование наилучшим образом гибкости малых фирм.

 

                                                 Продукт малого предприятия

                                                  Подобный продукту                     Оригинальный

                                                      крупной фирмы

Стратегия копирования (малые фирмы могут снижать цены на копии за счет экономии на научно-исследовательских разработках и т.д.) Стратегия оптимального размера (занимаются теми видами деятельности, которые невыгодны крупному бизнесу)
Стратегия использования преимуществ крупных фирм (пример — франчайзинг) Стратегия участия в продукте крупной фирмы (выполняют часть производственного процесса крупной фирмы)

Форма

существования Не зависимая

малого                    от крупной

предприятия    фирмы

 

                            Связанная с

                            крупной

                 фирмой
Рисунок 6.4 - Основные виды стратегий малого предприятия

 

Средние предприятий довольно часто придерживаются «нишевой специализации». При этом они могут выбрать один из четырех видов стратегии, представленных на рисунке 6.5.

    Стратегии сохранении Стратегия поиска захватчика (использование финансовых ресурсов крупной компании позволит средней фирме сохранить свое место а нише)
    Стратегия выхода за рамки ниши     Стратегия лидерстве в нише  

Темпы

Роста

фирмы               Умеренные

 

 

                           Ускоренные
Рисунок 6.5 - Матрица «Темпы роста предприятия — темпы роста ниши»

 

Стратегия сохранения направлена на сохранение существующего положения предприятия, так как нет ни необходимости расширения деятельности (темпы роста ниши стабильны), ни возможности (темпы роста фирмы не­велики). В данной стратегии есть опасность потери ниши из-за изменений потребностей.

Стратегия поиска захватчика. В данных условиях у фир­мы ощущается острая нехватка средств для сохранения своего положения в рамках ниши. Оказавшись в подобной ситуации, как правило, средняя фирма начинает искать крупную компа­нию, которая могла бы ее поглотить, сохранив при этом ее как относительно самостоятельное автономное производствен­ное подразделение. Использование финансовых ресурсов круп­ной компании позволит средней фирме сохранить свое место в нише. Фирма при этом может постоянно менять владель­цев, сохраняя свою нишевую специализацию.

Стратегия лидерства в нише. В отличие от предыдущей стратегии, данная стратегия возможна только в двух случаях:

- фирма растет так же быстро, как и ниша, что позволя­ет ей превратиться в ведущую монопольную компанию и не допустить в нишу конкурентов;

- фирма должна иметь соответствующие финансовые ре­сурсы для поддержания своего ускоренного роста.

Стратегия выхода за рамки ниши. Эта стратегия эффек­тивна только тогда, когда рамки ниши слишком узки для фир­мы. Фирма может осуществить попытку превратиться в круп­ную монополию с потерей «нишевого» лица. Дойдя до гра­ниц ниши, фирма столкнется с прямой конкуренцией более сильных и крупных фирм (ранее от прямой конкуренции за­щищало наличие ниши). Для этого «решающего боя» фирма должна накопить еще в рамках ниши достаточное количество финансовых и иных ресурсов.

 


Тема 7. Формирование конкурентной стратегии предприятия

 

Конкурентные преимущества предприятия как основа формирования конкурентной стратегии

Типовые конкурентные стратегии, базирующиеся на достижении конкурентных преимуществ

Конкурентные стратегии, основанные на доле рынка предприятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.