Малые и средние предприятия с позиции стратегического менеджмента достаточно специфичны. Представим матрицы стратегического анализа для малых и средних предприятий.
С учетом основного преимущества малых предприятий - гибкости, построена матрица «продукт—форма существования малого предприятия» (рисунок 6.4), которая выделяет четыре вида стратегий малых предприятий. Направленность стратегий на сведение до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использование наилучшим образом гибкости малых фирм.
Продукт малого предприятия
Подобный продукту Оригинальный
крупной фирмы
Стратегия копирования (малые фирмы могут снижать цены на копии за счет экономии на научно-исследовательских разработках и т.д.) | Стратегия оптимального размера (занимаются теми видами деятельности, которые невыгодны крупному бизнесу) |
Стратегия использования преимуществ крупных фирм (пример — франчайзинг) | Стратегия участия в продукте крупной фирмы (выполняют часть производственного процесса крупной фирмы) |
Форма
существования Не зависимая
малого от крупной
предприятия фирмы
Связанная с
крупной
фирмой
Рисунок 6.4 - Основные виды стратегий малого предприятия
Средние предприятий довольно часто придерживаются «нишевой специализации». При этом они могут выбрать один из четырех видов стратегии, представленных на рисунке 6.5.
Стратегии сохранении | Стратегия поиска захватчика (использование финансовых ресурсов крупной компании позволит средней фирме сохранить свое место а нише) |
Стратегия выхода за рамки ниши | Стратегия лидерстве в нише |
Темпы
Роста
фирмы Умеренные
Ускоренные
Рисунок 6.5 - Матрица «Темпы роста предприятия — темпы роста ниши»
Стратегия сохранения направлена на сохранение существующего положения предприятия, так как нет ни необходимости расширения деятельности (темпы роста ниши стабильны), ни возможности (темпы роста фирмы невелики). В данной стратегии есть опасность потери ниши из-за изменений потребностей.
Стратегия поиска захватчика. В данных условиях у фирмы ощущается острая нехватка средств для сохранения своего положения в рамках ниши. Оказавшись в подобной ситуации, как правило, средняя фирма начинает искать крупную компанию, которая могла бы ее поглотить, сохранив при этом ее как относительно самостоятельное автономное производственное подразделение. Использование финансовых ресурсов крупной компании позволит средней фирме сохранить свое место в нише. Фирма при этом может постоянно менять владельцев, сохраняя свою нишевую специализацию.
Стратегия лидерства в нише. В отличие от предыдущей стратегии, данная стратегия возможна только в двух случаях:
- фирма растет так же быстро, как и ниша, что позволяет ей превратиться в ведущую монопольную компанию и не допустить в нишу конкурентов;
- фирма должна иметь соответствующие финансовые ресурсы для поддержания своего ускоренного роста.
Стратегия выхода за рамки ниши. Эта стратегия эффективна только тогда, когда рамки ниши слишком узки для фирмы. Фирма может осуществить попытку превратиться в крупную монополию с потерей «нишевого» лица. Дойдя до границ ниши, фирма столкнется с прямой конкуренцией более сильных и крупных фирм (ранее от прямой конкуренции защищало наличие ниши). Для этого «решающего боя» фирма должна накопить еще в рамках ниши достаточное количество финансовых и иных ресурсов.
Тема 7. Формирование конкурентной стратегии предприятия
Конкурентные преимущества предприятия как основа формирования конкурентной стратегии
Типовые конкурентные стратегии, базирующиеся на достижении конкурентных преимуществ
Конкурентные стратегии, основанные на доле рынка предприятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.