Организация и обеспечение успеха всех совместных начинаний нуждаются в эффективном сотрудничестве между капиталистическими и социалистическими странами. Естественным поэтому казалось бы вступление Советского Союза в Международный банк реконструкции и развития и его валютный фонд, ибо совместные проекты для своего успешного осуществления требуют сотрудничества между развитыми и развивающимися странами.
Наиболее дальновидные эксперты мирового развития выдвигали идею глобального сотрудничества еще в годы краха колониальной системы. Например, в 50-е годы Гуннар Мюрдаль рекомендовал богатым странам для их же собственной пользы и для пользы развивающихся стран распространить на весь мир политику социального выравнивания, которую они практикуют у себя дома.
Когда в 1957—1961 годах я участвовал в разработке социальной политики Финляндии на 1960-е годы, меня вдохновляла мысль Мюрдаля о том, что «умело направляемая и сбалансированная политика распределения
334
доходов не только способствует экономическому росту, но и составляет одну из важнейших предпосылок устойчивого процесса роста».
В последние десятилетия в странах научно-технической культуры образовалась неразрывная связь между экономическим ростом и перераспределением доходов. Если в 1954 году в индустриальных странах на социальные нужды направлялось только 10—12 процентов валового национального продукта, а в США — всего 5 процентов, то сегодня соответствующие цифры составляют 20—26 и 14 процентов. Национальная ориентированная на рост политика как в развитых капиталистических, так и в социалистических странах дополнилась и смягчилась мерами по социальному выравниванию.
А как же развивающиеся страны? Во второй части книги я пришел к выводу о том, что до сих пор разрыв между развитыми и развивающимися странами расширялся и углублялся в результате эволюционного отставания развивающихся стран. У нас еще нет охватывающей весь мир политики развития. 60-е годы были названы десятилетием развития. Сначала широко обсуждались вопросы помощи развивающимся странам, а затем подробно обсуждались вопросы сотрудничества в этой области. Однако правда состоит в том, что сегодня лишь приблизительно полпроцента валового национального продукта развитых государств выделяется на сотрудничество в этой области. В одном из последних докладов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщается о том, что наблюдается тенденция к сокращению средств, выделяемых на цели сотрудничества странами рыночной экономики, причем как в абсолютном выражении, так и относительно валового национального продукта.
Таким образом, в развитых странах пятая часть доходов от производства перераспределяется с целью обеспечения основных потребительских нужд своих граждан и их потребностей в услугах. Но только полпроцента доходов от производства тратится на обеспечение нужд беднейшего населения в остальных странах мира. В рамках отдельных государств мы с помощью социального выравнивания обеспечили защиту от связанного с капитализмом риска. В мировой же экономике беднейшее большинство все еще не защищено против этих опасностей, которые увеличиваются по мере того, как все более популярными становятся монетаристские докт-
335
рины *. Отчасти по этой причине беднейшие из развивающихся стран все более впадают в нищету, и в Африке больше стран, где доход на душу населения снижается, чем таких, где он растет.
Эксперты по вопросам мирового развития единодушны в том, что такое положение не может оставаться неизменным. В 1980 году советский ученый Д. Гвишиани коснулся глобальных проблем сотрудничества: «Глобальные проблемы — крупномасштабны. Все они прямо или косвенно касаются судеб человечества в целом и поэтому не могут быть разрешены усилиями одной страны или группы стран. Их решение требует согласованных международных действий и сотрудничества... Глобальные проблемы должны рассматриваться не столько как угроза, сколько как вызов, побуждающий к более глубокому проникновению в законы человеческого развития».
Руководитель международного прогностического исследования, предпринятого ОЭСР, Жак Лесурн в 1981 году сделал попытку подготовить французов к предстоящим переменам в международных отношениях. На протяжении всей истории революции никогда не шли на пользу правящим элитам, и причиной гибели этих последних был их отказ от политики приспособления к обстановке. Лесурн задается вопросом, не столкнутся ли завтра ведущие страны Запада с такой же ситуацией, и заявляет, что развитые общества смогут гарантировать свое будущее постепенными реформами, проводимыми с решимостью и гибкостью, а также способными уменьшить их уязвимость путем приспособления их международных отношений к реальности появления новых держав.
Богатые страны, естественно, хотят, чтобы сотрудничество в области развития проходило на предлагаемых ими условиях. Только сами суверенные государства могут решать, в каком объеме и в какой форме должна оказываться помощь. При современной системе госу-
* Экономические теории, исходящие из определяющей роли массы денег (moneta — лат.) и считающие причиной нарушений в их количестве государственное вмешательство. Наиболее ортодоксальная ветвь современного монетаризма представлена чикагской школой во главе с М. Фридманом. Представители этой школы разработали методологические основы неоконсерватизма, в частности так называемой рейганомики, воспринятой в некоторых странах развитого капитализма и предусматривающей сокращение и даже отказ от государственной программы социальной помощи, а также сведение к минимуму налогов в целях создания максимальной свободы рыночных сил.-- Прим. ред.
336
дарств как соревнующихся военно-экономических предприятий отдельное государство может быть вынуждено проводить политику социального выравнивания внутри своих собственных границ, но в то же время считать, что социальное выравнивание за их пределами не отвечает их целям. Нефтяной кризис 1973 года поколебал иллюзию существования неуклонно растущей мировой экономики, функционирующей на условиях, определяемых богатыми странами. Четырехкратный рост цен на нефть в течение одного года так напугал богатые с граны, что в мае 1974 года на специальной сессии ООН был провозглашен «новый международный экономический порядок» (НМЭП). Под руководством нобелевского лауреата ученого-экономиста Яна Тинбергена в 1974— 1976 годы был подготовлен так называемый «доклад РИО» (начальные буквы английского заголовка «Перестройка международного порядка») об общей реформе международной экономической системы. Тем не менее богатым странам удалось сохранить в своих руках лидерство в общем мировом развитии, а все планы организации международного сотрудничества и экономической реоргани-зиции были отложены на неопределенное будущее.
Но поскольку мы не можем позволить себе упустить время, от всех нас, живущих и в развитых, и в развивающихся странах, требуется проявить мужество. И все же основная моральная ответственность лежит на развитых странах. Мы провозгласили, что все люди имеют определенные права, а потом, вопреки этим правам, обучаем молодых людей убийству себе подобных; мы нарушаем равенство в процессе принятия решений в Организации Объединенных Наций и так крепко держим мировую экономику в своих капиталистических руках, что такие провозглашенные права человека, как социальное обеспечение, работа, досуг, здоровье, богатство и культурная жизнь, звучат насмешкой для двух миллиардов людей.
Буржуазно-демократические государства должны первыми понять, что абсолютно необходимым условием выживания является создание мирового социального сообщества. Подобно социальной системе отдельного общества, мировое социальное сообщество образуется с явной целью упрочить и обезопасить жизнь бедного большинства. Сотрудничество в области развития должно строиться на условиях обеих сторон: и тех, кто дает, и тех, кто получает.
337
С 21 по 23 января 1980 года в Дакаре состоялся первый конгресс Всемирной ассоциации по изучению социальных перспектив. В его декларации под новым углом зрения объясняется, насколько различными могут быть ожидания стран-доноров и стран-получателей в отношении международного сотрудничества. Наиболее существенны следующие семь пунктов:
УЧАСТНИКИ... ЗАЯВЛЯЮТ, что
— во всем мире необходимо учредить новый между
народный экономический порядок, основанный на меж
дународной социальной справедливости;
— понятие развития как синонима простого эконо
мического роста должно быть раз и навсегда отвергнуто
и отброшено и заменено представлением о всеобъемлю
щем эндогенном развитии, охватывающем экономическую,
социальную, политическую и культурную сферы и откры
вающем возможности полного развития индивида и
человечества;
— существенно важным является определение под
линных нужд человека как материальных, так и духов
ных, и борьба против потребительских обществ, являю
щихся символом всего поверхностного, несущественного
и случайного и ведущего человечество на путь гибели;
— должна быть установлена новая шкала ценностей,
в которой большее значение придается социальным и
культурным ценностям каждой нации, с тем чтобы ос
новными целями стали образование и культура;
— понятие заимствования технологии в его совре
менном смысле является неприемлемым. Оно должно
быть подвергнуто безбоязненной критике, выброшено из
международного словаря и заменено понятием научно-
технического обмена и сотрудничества и творческого
вклада всех народов;
— новый мировой экономический порядок не может
быть достигнут без справедливых социальных структур,
которые в свою очередь не могут быть созданы без но
вой системы обучения, рассчитанной на воспитание в
людях будущего совершенно новых установок сознания,
пробуждающих в них стремление в полной мере раскрывать
свой интеллектуальный потенциал;
— сегодня в большей степени, чем когда-либо прежде,
необходимы футурологические исследования и изучение
социальных перспектив, чтобы с их помощью предска
зывать, регулировать, уточнять и переориентировать
действия стран по соблюдению ими своих социальных
338
обязательств и по построению будущего, в котором наконец все люди смогут жить вместе.
Дакарская декларация заставляет задуматься тех из нас, кто достиг стадии научно-технической культуры. Она осуждает культуру, основанную на росте и неизменно поклоняющуюся новой технике и новым товарам. Основной акцент Дакарская декларация ставит не на энергетике и обеспечении продуктами питания, а на развитии методов информации. Поскольку мы явно являемся детьми информации, написанная Ассоциацией декларация о международном сотрудничестве представляется мне исключительно интересной с точки зрения общего биосоциального развития человека: она проэволюционна.
Мое внимание привлекло различие в ценностях, которые управляют поведенческими изменениями в нашей научно-технической, потребительской культуре, и тех, которые определяют культуру социального развития, описываемую участниками конференции в Дакаре. С точки зрения биологии страны научно-технической культуры просто не могут продолжать вести свой нынешний образ жизни. В своем репродуктивном поведении пятая часть человечества, создавшая научно-техническую культуру,— европейцы, североамериканцы, русские к западу от Урала и японцы,— уже перешли к неполному воспроизводству населения. Эта культура в ее существующей форме уже начинает становиться небиологичной.
Природа измеряет успех человека точно таким же образом, как и успех других видов,— численностью популяции, а не отношениями с окружающей средой. И она дает понять, что человек как вид, создавший нашу нынешнюю форму научно-технической культуры, нежизнеспособен. Я убежден, что это — самая правильная оценка жизни современного человека и пути, по которому он идет. Успех человека, рассматриваемый как природное явление, синтез биологической и культурной эволюции дают возможность увидеть, что человеческий род теряет приспособленность к жизни и как носитель научно-технической культуры поворачивает в направлении вырождения. Такого рода вывод действует отрезвляюще. Может быть, мы все-таки осознаем, что развитым странам остро необходимы и развивающиеся страны, и новые государства, и новые пространства. Сейчас доноры и
339
получатели образуют единое целое, огромное человечество, в котором каждый и дает, и получает.
К счастью, международное сотрудничество не полностью зависит от инициативы национальных правительств. В последние годы граждане различных стран разработали новые подходы для того, чтобы мобилизо-вывать силы народов на выполнение совместных задач. Возможно, самым привлекательным из опубликованных до сих пор планов международного сотрудничества является итоговый документ работы возглавлявшейся Вилли Брандтом независимой внеправительственной Комиссии, учрежденной в 1980 году под названием «Север — Юг: программа выживания». Читая его, я не мог не думать: эволюция есть совместный процесс. Мы одновременно в разных местах приходим к пониманию одних и тех же новых истин, и это понимание не замедлит преобразоваться в поведение людей, а за ним и народов. Процитируем этот документ: «Почему мы должны считать нереалистичной идею о введении приемлемой формы налогообложения по скользящей шкале, учитывающей возможности каждой из стран? Почему бы не ввести небольшой сбор с международной торговли или более суровый налог на экспорт оружия?» Мне кажется полностью правильной мысль Брандта о том, что взаимные интересы народов в результате приведут к созданию некоторого подобия совместного правительства всех наций. У нас никогда не будет соответствующей целям выживания энергосистемы и совместного выравнивающего регулирования использования природных ресурсов, пока не будет изменен мировой порядок и международное сотрудничество не станет основой политики человечества.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.