Начиная последнюю главу истории человечества как вида, я все еще задаюсь вопросом, как же построить свое повествование, чтобы убедить в том, что все теперь зависит от нас самих.
Я снова и снова подчеркиваю, что эволюция — это естественный процесс, происходящий внутри заключенной в организме информации. Эволюция протекает медленно, если речь идет о генетической информации, и быстро, когда мы имеем в виду информацию в нашей нервной системе. Поскольку информация и поведение связаны между собой и соответствуют друг другу, стремительные изменения в имеющейся у людей информации, происходящие в период научно-технической культуры, привели также и к радикальным изменениям в их основных функциях.
В сфере репродуктивного поведения изменение состояло в переходе к сознательному контролю; в области энергетики и добывания пищи наше поведение также меняется в сторону сознательного контроля: мы стремимся найти неистощимые источники энергии и с их помощью создать жизнеспособные системы обеспечения энергией и продуктами питания. Подобные изменения не коснулись, однако, поведения, направленного на достижение безопасности, над которым нами еще не установлен сознательный контроль. Здесь мы продолжаем пассивно плыть по течению саморегулирующейся эволюции. Характерным свойством достигнутой нами стадии нашего развития является то, что основные функции эволюционировали с различной скоростью; культурная эволюция представляет собой естественный процесс, отдельные части которого движутся несогласованно друг с другом.
Я уверен, что испытываемые нами сейчас чувства неуверенности и бессмысленности жизни проистекают из этой недостаточной синхронности эволюции. Даже при отсутствии понимания эволюции эта рассогласованность
316
в ее темпах порождает в нас ощущение того, что человечество как вид прекратило свое движение вперед.
Я вновь повторяю: ошибка состоит в отсутствии понимания. Коль скоро мы не понимаем нашей собственной эволюции, мы не в состоянии понять и примитивность и небиологичность нашего защитного поведения.
Война есть пережиток аграрной эпохи. Теперь уже невозможно улучшить или упрочить жизнь народов посредством организованного вооруженного насилия.
Это стало очевидным после второй мировой войны и нашло подтверждение во всех точках земного шара, где происходили и происходят сегодня вооруженные конфликты.
Почему же тогда не меняется наше поведение? Почему еще более неистовой становится гонка вооружений? Почему в мировой политике господствующее положение принадлежит генералам, а военные интересы диктуют поведение государств?
Причина проста: эволюция происходит в информационном развитии человека и в его поведении. Чтобы укрепить нашу способность к выживанию, мы должны преобразовать наше новое мышление в новое поведение. Но здесь мы вступаем в конфликт с институтом под названием «государство». Даже если законы природы призывают человека отказаться от войн, за них крепко держится государственная машина. И жизнь человеческого вида, поделенного на 160 суверенных государств, продолжает быть связанной с организованными массовыми убийствами себе подобных, так как анархия, коренящаяся в национально-государственном принципе организации, мешает человеку освободиться от войн; другими словами, она противодействует контролю над разрушительными силами, создаваемыми научно-технической культурой. Означает ли это, что мы обречены на уничтожение из-за того, что как законопослушные граждане государств мы должны участвовать в соперничестве между собой этих военно-экономических организаций? Или же мы способны изменить не только свое защитное поведение, но и межгосударственные отношения?
Именно это мы обязаны сделать. Переход от саморегулирующейся к управляемой эволюции неизбежно означает существенное изменение в определении границ контроля как индивидуального, так и социального поведения. По примеру наших попыток сознательного контроля численности населения и энергии мы должны уста-
317
новить сознательный контроль над нашим защитным поведением и в противоположность нынешнему поведению государств найти новые методы и механизмы, обеспечивающие продолжение и поддержание человеческой жизни.
Уже сейчас в Европе и других регионах проблемы мира и разоружения, как никогда ранее, объединяют людей различных возрастов, социальных слоев и профессий. Всеми доступными средствами мы стараемся покончить с безумием войн. Однако наши возможности ограниченны. Нельзя избежать войны, просто устраивая антивоенные демонстрации. Десятилетия непрекращающихся переговоров не приблизили нас к разоружению. Только после установления сознательного контроля над нашим обеспечивающим безопасность поведением мы сумеем овладеть такими ключевыми формами поведения, как видовая солидарность и всеобщее сотрудничество.
Никакое другое знание, никакая другая информация не являются более существенными для защитного поведения человека, чем признание преимуществ, которые принесут с собой осуществление видовой солидарности и всеобщего сотрудничества. Мы все принадлежим к одному виду, который в настоящее время ставит под угрозу свое собственное существование. Мы должны все вместе действовать так, чтобы обеспечить выживание вида.
Выше речь уже шла о четырех изменениях, необходимых для проведения политики выживания:
— прекращение роста численности населения;
— переход к надежной энергетической системе выжи
вания;
— переход к выравнивающему различия совместному
регулированию природных ресурсов;
— отказ от войн.
Теперь разберемся, почему видовая солидарность составляет неотъемлемую часть решения проблем обеспечения безопасности и отказа от войн и, следовательно, является необходимым элементом стратегии выживания последующих десятилетий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.