Какие же внешние факторы воздействуют на наше поведение? Как минимум, на человека должны распространяться все те законы, которым подчиняются другие формы жизни. Чтобы поддерживать свое существование, все живые организмы должны размножаться, для этого им необходимы энергия и способность избежать преждевременной гибели. Способы получения энергии и средства самозащиты определяются информацией, которой располагают эти организмы. Таковы правила игры. Следовательно, все формы жизни обладают четырьмя основными функциями:
— получение энергии, т. е. пищи,
— самозащита,
— информационное развитие,
— воспроизведение себе подобных.
Если вдуматься, то именно эти основные функции позволили живым организмам, в том числе людям, взаимо-
36
действовать между собой и развиваться на протяжении многих веков. Они дают возможность понять • ключевые особенности поведения всех животных и, следовательно, человека. Каждая из этих функций — необходимое условие продолжения жизни на Земле. Конечно, жизнь человека во всем ее многообразии нельзя сводить только к размножению, получению энергии, самозащите и информационному развитию, но этого достаточно для объяснения наиболее важных точек соприкосновения человека с природой. Эти же моменты положены в основу проведенного в данной книге анализа, цель которого — исследовать прогресс человека как существа, чьи предки были животными и чье развитие само было явлением природы.
Четыре упомянутых выше фактора я называю «основными функциями», поскольку они характеризуют существование человека внутри экологической системы. Зоологи обсуждают проблемы, связанные с выживанием. Социологи и психологи исследуют основные потребности человека. Важно понимать, что независимо от конкретных формулировок речь идет об одном и том же — об основных формах поведения, общих для всех животных.
(Под информационным развитием подразумевается процесс получения сигналов из окружающей среды, их отбора, обработки и использования в качестве руководства для поведения.)
Добывание пищи
Важнейшим видом жизнедеятельности всех животных — от одноклеточных организмов до слона — является добывание пищи. Первичным источником энергии для всего живого на Земле служит излучение Солнца. Мы всецело зависим от энергии Солнца, поступающей в виде света, и, как бы ни были велики наши успехи в покорении природы, все мы так или иначе остаемся «детьми солнца».
Однако животные могут потреблять энергию только в виде химических веществ: они нуждаются в предварительном преобразовании световой энергии в химическую. Такой процесс, происходящий в зеленых хлорофиллсо-держащих растениях и называемый фотосинтезом, заключается в использовании солнечной энергии для синтеза Сахаров. Его можно уподобить строительству, где строительным материалом служат вода и атмосферная двуокись углерода, а результатом — сахар и другие углеводы. Добавляя к сахарам азот, растения производят аминокислоты — кирпичики, из которых потом строятся белки.
37
Сахар является первичным источником химической энергии, основным топливом для всех клеток и организмов — животных и растительных. Но процесс фотосинтеза, помимо аккумуляции солнечной энергии в виде саха-ров, имеет и другой аспект — высвобождение кислорода в атмосферу. Почти все живые организмы нуждаются в кислороде, и потому зеленые растения по праву считаются основой всех экосистем. Питание животных полностью зависит от зеленых растений. Животные, получающие энергию, поедая растения, называются травоядными, а получающие энергию в виде мяса других животных, главным образом травоядных,— плотоядными, или хищниками. Человек, как и некоторые другие животные, является одновременно и травоядным, и плотоядным.
В экологических системах растения составляют львиную долю биомассы, т. е. общей массы живого органического вещества. Это и понятно — пищи должно быть больше, чем едоков. В целом потребление пищи в пределах экосистемы определяется главным образом величиной прироста биомассы растений. Если она снижается, в результате сокращается и общая масса животных.
Потребление пищи происходит в рамках относительно стабильной структуры — экологической пирамиды, или пирамиды питания, построенной из пищевых цепей различной длины. Основание пирамиды составляют зеленые растения, следующий уровень занимают травоядные животные. На третьем уровне расположены хищники первого порядка (питающиеся травоядными), на четвертом — поедающие их хищники второго порядка.
В принципе особенности питания' каждого вида постоянны, и незначительные отклонения — это результат адаптации к сезонным изменениям. Естественно, каждый вид стремится иметь возможность питаться в соответствии с сезонными потребностями. Поэтому животные обитают в границах сравнительно небольших жизненных зон — в своих экологических нишах, где они в нужное время имеют нужную пищу. Когда условия меняются, животные вынуждены переселяться на другие территории и заново создавать себе экологическую нишу. Таким образом, добывание пищи — это фактор группирования и миграции животных. В прошлом эта сила оказывала мощное воздействие на жизнь и перемещения человека. Она продолжает играть свою роль и поныне. Экосистемы представляют собой целостные циклы воспроизводства собственных ресурсов, где все взаимосвязано и части зависят
38
от целого. Человек преуспевал в добывании пищи, но в результате он стал возмутителем спокойствия и постоянной угрозой для кормящей его экосистемы.
Самозащита
Способность к самозащите — обязательный элемент поведения всех животных. Даже вирусы снабжены белковой оболочкой, а простейшие клетки покрыты защитной мембраной. Млекопитающие — животные, состоящие из множества клеток,— создают для них подобие защитной среды. Внутри тела животного клетки обеспечены постоянными концентрациями воды, кислорода, солей, Сахаров и других необходимых химических веществ, они защищены от превратностей внешнего мира. Животное сохраняет эту защитную среду с помощью различных форм поведения и таким образом противостоит факторам, угрожающим его существованию. Оно избегает неблагоприятных местообитаний и стремится жить там, где имеется достаточно пищи. Кроме того, у млекопитающих для самозащиты существуют специализированные структуры — кожа и шерсть, а также поведенческие приемы — миграции, поиски укрытий, устройство логовищ, гнезд, нор и т. д.
Животному приходится защищаться и от других организмов. На микроскопическом уровне оно располагает системами, помогающими противостоять инфекциям и болезням, на макроуровне — широким набором защитных приспособлений, к которым относятся, например, панцири, оперение, окраска. Целям защиты служат и разнообразные приемы поведения — выделение неприятных запахов, угрожающие позы и звуки и, конечно, уклонение от схватки. Бегство или отступление — наиболее распространенные способы защиты от нападения.
По сравнению с человеком защитное поведение животных имеет массу любопытных особенностей. Когда животные объединяются в группы — рыбы в косяки, птицы в стаи, обезьяны в семьи,— то делают они это прежде всего для защиты от врагов. Косяк обеспечивает большую безопасность от хищных рыб, стая дроздов решительно нападает на ястреба, семейство бабуинов отгоняет любого, кто угрожает их детенышам. Таким образом, у животных групповое существование создает защиту для отдельных особей, причем надежность этой защиты повышается с ростом организации внутри сообщества. В ее основе обычно лежит строгая иерархия. На птичьем дворе
39
решающим фактором иерархической структуры является физическая сила; это относится и ко многим млекопитающим. Но у приматов, в частности бабуинов, вожак группы наряду с физической силой и агрессивностью обязан обладать и определенными социальными качествами.
Какова же роль агрессивности (т. е. борьбы внутри сообщества) и альтруизма (т. е. заботы о благе других даже в ущерб себе) в моделях поведения, используемых животными в целях защиты?
В борьбе за пищу внутривидовая агрессивность — обычное явление среди позвоночных как хищных, так и травоядных. Животные защищаются от агрессивности своих собратьев, расселяясь и занимая все большее жизненное пространство. Агрессивность и территориальное поведение взаимосвязаны — поединки между представителями одного и того же вида широко распространены в животном мире, но они, как правило, не угрожают жизни отдельных особей.
Альтруизм, проявляющийся при защите молодняка, встречается уже у рыб, земноводных и пресмыкающихся. У птиц и млекопитающих он выражается также в помощи неродственных особей друг другу в опасных ситуациях. По мнению И. Эйбл-Эйбесфельдта, как агрессивность, так и альтруизм необходимы для успешного существования вида, и человек, как представитель приматов, обладает врожденной склонностью и к агрессивному, и к солидарному поведению. Чтобы обеспечить необходимую защиту, человек, как полагает И. Эйбл-Эйбесфельдт, должен был, с одной стороны, все лучше контролировать свою агрессивность, а с другой — все больше тяготеть к объединению с себе подобными.
Информационное развитие
Добывание пищи и самозащита — важнейшие условия выживания. Но каким образом животное узнает, где нужно искать корм или от кого необходимо защищаться? Как ему следует осуществлять взаимодействие со средой, чтобы не погибнуть?
Для этого животное нуждается в каких-то каналах связи с внешним миром, т. е. в информации. Каждый живой организм постоянно получает сигналы из окружающей среды и реагирует на них. У многоклеточных имеются специальные органы чувств и нервная система, позволяющие собирать, систематизировать и анализировать информацию, которая в той или иной степени опре-
40
деляет все возможные формы поведения животного. Несколько упрощая, можно сказать, что именно благодаря центральной нервной системе животное выбирает формы поведения, приспосабливается к условиям существования — словом, живет.
У разных видов животных усвоение информации происходит неодинаково — очевидно, каждый вид воспринимает мир по-своему. Во всяком случае, представления медузы существенно отличаются от наших с вами, причем то и другое восприятие мира несовершенно. Каждое животное анализирует сигналы, полученные органами чувств из окружающей среды, и строит на этой основе свое поведение: у медузы это может оказаться всего лишь движение в направлении более благоприятного местообитания, у человека речь может идти о выборе наилучшего решения энергетической проблемы. Вероятно, такое сопоставление покажется несколько утрированным. И тем не менее, поскольку поведением и того и другого организма управляет нервная система, разница в их поведении в принципе определяется «качеством» обрабатываемой информации.
Таким образом, встает вопрос о нейронах — клетках, составляющих нервную систему. По нашему, человеческому, разумению, уровень развития системы нейронов — это важнейший критерий эволюционной зрелости всех представителей животного мира. Функция нейронов заключается в получении сигналов и преобразовании их с помощью клеточных мембран в электрохимическое возмущение. Распространяясь по системе нервных волокон, оно в конечном счете управляет поведением. Так что система нейронов, по сути, представляет собой систему преобразования сигналов. Эффективность ее работы зависит прежде всего от количества нейронов и структуры их сети. В организме медузы они исчисляются тысячами, у млекопитающих — миллионами, у человека — миллиардами. Более того, сами нервные волокна различаются как по числу, так и по степени сложности. Эти волокна формируют сеть нейронов, в синапсах которой фокусируются все поступающие сигналы. Синапсы — это участки, осуществляющие передачу импульса с одного нейрона на другой. Механизм этого процесса еще во многом неясен, но важно подчеркнуть, что его изучение прольет свет на проблемы, связанные с обучением и памятью.
Развитие нервной системы и превращение ее в цент-
41
ральный орган, управляющий жизнью животного, потребовало совершенствования ее энергоснабжения и защиты. Например, у млекопитающих для этих целей служит прочная черепная коробка, гемато-энцефалический барьер, не пропускающий в мозг многие циркулирующие в крови химические соединения, усиленное кровоснабжение мозга и спинномозговая жидкость.
Работа высокоразвитой нервной системы ни в коей мере не сводится лишь к приему импульсов, поступающих в данный момент. Напротив, в ней происходит накопление полученных, отобранных и проанализированных электрохимических сигналов. Это хранение информации осуществляется, вероятно, в синапсах и проявляется в изменении способа передачи ими импульсов. Вопрос, какие именно синапсы будут в этом участвовать, определяется генетическими факторами: информация об этом содержится в генах организма. Информация — наследственная, а также полученная в результате жизненного опыта — определяет все возможные формы поведения. У низших организмов, таких, как медуза, способность нервной системы накапливать информацию, а следовательно, и круг возможных форм поведения очень ограниченны. На противоположном конце этой шкалы — человек, обладающий наибольшими информационными способностями и в силу этого широким диапазоном форм поведения.
Воспроизводство
Хотя все живые существа смертны и жизнь каждого индивида имеет свой предел, биологический вид продолжает существовать. Рождение и смерть, таким образом,— неотъемлемые свойства жизни, а средством поддержания ее непрерывности служит продолжение рода.
Способы размножения различных растительных и животных видов исключительно многообразны. Даже у млекопитающих репродуктивное поведение варьирует в широких пределах. Мыши достигают половой зрелости в возрасте одного месяца, беременность длится 3—4 недели, а в каждом помете бывает примерно 6 детенышей. Таким образом, пара новорожденных мышей теоретически может в течение года произвести на свет более 20 тыс. потомков. Слониха, напротив, за это время способна родить лишь одного слоненка.
Общий закон природы таков, что каждый биологический вид размножается настолько интенсивно, насколько
42
позволяет ему окружающая среда. Следовательно, репродуктивное поведение вида должно соответствовать, во-первых, его индивидуальным биологическим особенностям и, во-вторых, условиям, диктуемым внешней средой. Если эти условия неблагоприятны и изменчивы, необходимо более многочисленное потомство. Для успешного существования вида нужно, чтобы рождалось и выживало по меньшей мере столько же особей, сколько погибает. Двух здоровых потомков достаточно для поддержания численности вида на постоянном уровне. Но у животных обычно размножение происходит более интенсивно. Естественным результатом такого «перепроизводства» является борьба за жизненное пространство.
Если цель репродуктивного поведения — увеличение численности вида, а это ведет к обострению борьбы за жизненное пространство, как же в конечном счете регулируется рост популяций различных видов животных? Для человечества этот вопрос имеет принципиальное значение. Взрывоподобный рост численности населения заставляет задуматься о путях ее регулирования. Как осуществляется эта регуляция у животных? Не исключено, что понимание общности происхождения человека и животных поможет найти подход к проблеме.
Судя по всему, популяции животных имеют механизм саморегуляции, позволяющий ограничивать рост численности данного вида. Без сомнения, лимитирующим фактором является недостаток пищи и неблагоприятные условия внешней среды. Но даже популяции, которым не угрожают голод, жажда, хищники, паразиты, болезни и неблагоприятные климатические изменения, увеличивают свою численность лишь до определенного предела. Каким же образом он устанавливается? При возрастании плотности популяции жизненное пространство каждого индивида сокращается, и животные реагируют на это, изменяя свое репродуктивное поведение. Увеличивается число бесплодных самок, детенышей в пометах становится меньше. Ослабевает забота о потомстве, и в результате снижается число выживающих детенышей. В природе, таким образом, неограниченный рост популяции невозможен.
Каковы же особенности репродуктивного поведения человека? Женщины, подобно самкам крупных млекопитающих, могут производить на свет детей не чаще, чем раз в году. Половой зрелости люди достигают позднее, чем животные: если крупные хищники приобретают способность к размножению приблизительно в двух-трехлетнем
43
возрасте, крупные обезьяны — в 8—12 лет, то люди, как правило,— в 11 —17 лет. В отличие от большинства млекопитающих человек придерживается моногамии. Среди млекопитающих моногамными являются лишь немногие — лисы, волки и некоторые другие хищники. (Правда, моногамия часто встречается у птиц. Видимо, она получает распространение в тех случаях, когда для выживания потомства необходима совместная забота о нем обоих родителей.)
Что больше всего отличает людей от животных, так это отношение к сексу. В животном мире копуляция осуществляется лишь во время эструса у самок и целиком подчинена задаче воспроизводства потомства. Секс ради наслаждения — специфическая черта человеческого поведения, наложившая отпечаток на весь его образ жизни.
Несмотря на это, а может быть, и благодаря этому наше репродуктивное поведение отвечает задачам успешного развития человечества как биологического вида. Хотя до достижения половой зрелости и рождения детей у человека проходит не менее 20 лет и размножение является лишь побочным результатом половых отношений, население планеты растет все более высокими темпами. Это происходит потому, что по сравнению с детенышами других животных наши дети имеют предпочтительные шансы на выживание и воспроизводство себе подобных. Таким образом, человек представляет собой необычное создание. Он научился успешно добывать пищу, защищаться и производить потомство. Способность получать сигналы из окружающей среды, хранить и использовать информацию позволяет человеку успешнее всех других животных выбирать адекватные формы поведения.
Но как удалось этого добиться? И вправе ли мы считать себя истинными покорителями природы, коль скоро наше вторжение в окружающую среду породило множество острых проблем?
Научные исследования постепенно отодвигают границу знаний о происхождении человека все дальше в глубь веков. Стало возможным проследить эволюцию приматов на протяжении по меньшей мере 60 млн. лет, вплоть до того момента, когда человек в нашем сегодняшнем понимании еще не существовал. Благодаря великому эволюционному процессу человеческий род занял в природе уникальное положение, но одновременно достиг критической стадии развития. Не является ли человек — продукт эволюции — одновременно ее пленником? Способно ли человечество управлять собственной судьбой?
Перейдем теперь к вопросу об эволюции человека.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
«Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Такая статическая картина мира царила в сознании людей в течение многих веков. Истинность ее казалась самоочевидной во времена, когда на протяжении одной человеческой жизни существенных перемен не происходило, а наблюдаемые изменения носили циклический характер. Горы веками стояли неподвижно, реки текли, но не меняли русла; звезды двигались по небосклону, но их расположение определялось временем суток и временем года; люди рождались, росли и в конце концов умирали, но жизненные циклы и общественное устройство, казалось, оставались неизменными от поколения к поколению.
Согласно традиционному мышлению, достоверные сведения можно было получить только о тех предметах, которые оставались неизменными либо менялись циклически. Текущие же изменения считались непредсказуемыми, ниспосылались богами и были недоступны пониманию простых смертных.
Статическая картина мира была поставлена под сомнение древнегреческим ученым Гераклитом, но первый серьезный удар ей был нанесен гелиоцентрической теорией строения солнечной системы, предложенной в 1543 г. Николаем Коперником. Она революционизировала представления человека о мире, разрушив миф о Земле как неподвижном центре Вселенной.
Событие, имевшее еще более значительные последствия, произошло 24 октября 1859 г. В этот день вышла в свет работа Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Он не был ни первым, ни единственным эволюционистом; идеи биологической эволюции уже носились в воздухе, и в книге Дарвина они наконец обрели четкую формулировку. Первые 1250 экземпляров были распроданы в один день, и с этого момента человеческая мысль обрела новое направление.
45
Помимо вклада в биологию, работа Дарвина замечательна тем, что она доказала возможность нециклических изменений.
Ясно, что изменениям подвержены не только живые организмы. Меняются неподвижные на вид звезды, меняется Земля вместе с континентами, горами и реками. В самом деле, меняется все, за исключением законов, управляющих этими изменениями. По существу, концепция эволюции — это мысль о постоянном изменении, охватывающем все во Вселенной и саму Вселенную. Эта концепция приложима и к идеям, включая саму идею эволюции. За последние 120 лет теория биологической эволюции Дарвина эволюционировала и обогатилась в результате ряда новых открытий. Еше в 1870 году Грегор Мендель начал исследования, приведшие к открытию законов генетики. Физическим основам наследственности впоследствии дала объяснение молекулярная биология. В 1970-х годах достижения палеонтологии и археологии позволили составить достаточно ясное представление о продолжавшемся миллионы лет эволюционном развитии человека.
Предлагаемая читателю книга едва ли могла быть написана в 1960-х годах, так как она основывается на результатах современных научных исследований развития человека. Только сейчас мы получили возможность плодотворно изучать это равитие как природное явление, и есть основания надеяться, что такой подход позволит наметить необходимые изменения в нашем поведении. Человечество весьма неохотно расстается со статическим представлением о мире. За пределами научного сообщества идея эволюции получает признание очень и очень медленно. Вместе с тем становится все очевидней, что оценить место человека в современном мире можно только на основе изучения многовекового развития человечества. Только поняв, что «все ново» под солнцем, мы будем в состоянии сознательно искать альтернативы нашего поведения и выбирать из них те, которые позволят человечеству выжить.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.