Представим себе те далекие времена, когда человек, еще почти не отличавшийся от обезьяны, делал первые шаги в покорении природы. Как и обезьяны, он был тогда малораспространенным видом, питался, по-видимому, плодами, насекомыми и т. п. и обитал лишь там, где эта пища была доступна круглый год. Вглядываясь в тот ушедший в прошлое мир, невольно задаешься вопросом: почему человек в отличие от обезьян столь преуспел?
Поражает также обилие и разнообразие существовавших тогда видов крупных животных, резко контрастирующее с их малочисленностью в наше время. Не в этом ли ключ к разгадке процветания человека?
Заметим, что среди множества крупных животных были тогда и травоядные и плотоядные. Первые сохранились и поныне, хотя широко распространены лишь несколько видов, причем почти все они одомашнены —
2-730
коровы, лошади, овцы и т. д. Что же касается крупных хищников, то их число многократно сократилось по сравнению с прошлым.
Создается впечатление, что тогда, как и сейчас, природа располагала ограниченным и относительно постоянным числом мест обитания для крупных животных. Экологические ниши многочисленных прежде разновидностей крупных травоядных сейчас в основном заполнены несколькими одомашненными видами, а те, что некогда принадлежали разнообразным хищникам, теперь ■захвачены одним видом приматов — человеком.
По мнению П. Дж. Дарлингона, на протяжении всей истории, судя по имеющимся данным, мир в целом и его основные регионы были заселены популяциями позвоночных, относительно постоянными по своей численности и адаптационной структуре. Он полагает, что наша планета никогда не была переполнена животными, так же как и никогда не была пустой. Ни одна из существенных экологических ролей надолго не оставалась вакантной.
Иначе говоря, природа — с точки зрения воспроизводства ее ресурсов (т. е. как экологическая система) — располагает относительно ограниченным набором любого рода жизненных возможностей. Если данный вид прогрессирует и увеличивает свою численность, он неизбежно вытесняет по меньшей мере один какой-то другой вид. Так что успех человека как биологического вида был, по-видимому, достигнут в соответствии с теми же законами, которым подчиняется поведение всех животных в рамках данной экосистемы. Система эта изменилась, но ее основные структуры остались прежними, и прогресс человека явился закономерным результатом. Однако теперь человек — довольно крупное животное — столкнулся со многими проблемами. Изменяя экологическую среду, он оказался во все более углубляющемся конфликте с нею самой. На наш взгляд, мы не сможем найти выход из этого противоречия до тех пор, пока не придем к пониманию необходимых изменений в поведении человека как представителя животного мира.
Достаточно ли для этого информации, полученной при изучении поведения животных? Не являются ли главенствующее положение человека в природе и его интеллектуальные способности препятствием для экстраполяции данных, почерпнутых из изучения поведения животных, на поведение человека?
Этот непростой вопрос в последнее время широко
обсуждается в мировой научной литературе. Ученые-естествоиспытатели считают, что законы, выявленные при исследовании поведения животных, в основном справедливы и для человека. Зато обществоведы подчеркивают опасность прямого переноса выводов, относящихся к поведению животных, на поведение человека. По их мнению, принципиальное различие коренится в том «факте», что человек руководствуется разумом, а животные — инстинктами. Если человек в изменяющихся обстоятельствах способен выбирать наиболее адекватную, с его точки зрения, модель поведения, то животные не могут выйти за рамки инстинктивных реакций. Более того, человек не только мыслящее, но и общественное существо. Его поведение социально и, следовательно, обусловлено взаимоотношениями между людьми. Это означает, что оно может быть понято только в контексте этих взаимоотношений. Исследовать и объяснить во всей полноте поведение социального существа можно лишь средствами социологии.
Тем не менее этология — наука о поведении животных — бурно прогрессирует и не только привлекает широчайший интерес, но и сулит возможности практического применения. Не уверенные в своем будущем, мы обращаемся к далекому прошлому, чтобы найти пути нашего дальнейшего развития. Пытаясь извлечь уроки из прошлого, человек поступает как рационально мыслящее существо, которое планирует свое будущее с учетом всего накопленного исторического опыта.
Что касается лично меня, то владевшее мной стремление к синтезу природного и социального облегчило преодоление искусственных барьеров, созданных моим гуманитарным образованием. Мне стало очевидно, что бессмысленно рассматривать конфликт между человеком и природой лишь под социологическим углом зрения. С другой стороны, недостаточно и чисто биологических представлений. Поведение человека отличается целостностью, и для понимания его взаимосвязи с природными и экологическими факторами необходимо комплексно изучать все его формы — от устойчивых стереотипов, характерных и для поведения животных, до значительно более гибких, сугубо человеческих черт. Видимо, имеет смысл пояснить это разделение на стереотипные и меняющиеся в соответствии с нашим выбором формы поведения. Во-первых, не следует думать, что животные в отличие от человека всецело руководствуются инстинктами.
35
В поведении всех животных обнаруживается известная гибкость, а у высших млекопитающих важную роль играет способность к обучению. Таким образом, общие принципы, лежащие в основе процесса обучения, влияют и на поведение животных. Выявление этих закономерностей, в частности с помощью исследований в области поведения животных и нейрофизиологии, поможет пролить свет и на поведение человека.
Во-вторых, имеется два типа стереотипного поведения — генетически обусловленные инстинкты и те формы поведения, которые навязываются внешними обстоятельствами — например, правилами функционирования экосистемы, физическими законами, закономерностями эволюции. Независимо от той роли, которую мы отводим инстинктам, человеческое поведение, без сомнения, складывается под влиянием таких внешних факторов. Именно в этой второй категории стереотипного поведения обнаруживается сходство между человеком и другими представителями животного царства, ибо поведение тех и других подчиняется одним и тем же общим законам.
Эти стереотипные черты поведения человека особенно трудно направлять и контролировать, и, пока они не будут выявлены и изучены, все наши усилия по преодолению конфликта между человеком и природой могут оказаться тщетными.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.