Вопросы возможности строительства подземных объектов определяются многими факторами. Во-первых, это целесообразность строительства. И прежде всего экономическая целесообразность. Анализ работ ведущих ученых нашей страны и зарубежного опыта показывает, что подземное пространство является важнейшим государственным ресурсом из-за его эффективности, обусловленной:
•прогрессирующим убыванием свободных площадей на поверхности Земли, пригодных для использования в народнохозяйственных целях;
•необходимостью обеспечения безопасности производств и устройством подземных хранилищ с длительным периодом эксплуатации, создания подземных АЭС;
•нарастающим ущербом, наносимым окружающей среде наземными сооружениями и промышленностью;
•отсутствием альтернативы комплексному освоению подземного пространства мегаполисов;
•возможностью освоения подземного пространства с учетом различных свойств недр и массивов горных пород.
Академик РАН Н.Н. Мельников, отмечает, что имеется методологический пробел в оценке (в денежной форме) ущерба, наносимого окружающей среде наземными сооружениями и производствами, а соответственно нет и методики оценки стоимости компенсирующих природоохранных мероприятий, отсутствует до сих пор и методика оценки экономической эффективности освоения подземного пространства.
Качество подземных сооружений и экономическая эффективность освоения подземного пространства в значительной мере обусловлены технологией проходки подземных горных выработок и архитектурно-планировочными решениями подземных объектов. Современные подземные сооружения являются большими сложными системами интеллектуального уровня со встроенными инвариантными техническими и архитектурными решениями, отвечающими современным требованиям и критериям «польза, прочность и красота».
Вставка. Некоторые архитектурные подходы к дизайну подземных сооружений (излагается по Д.Кармоди и Стерлингу)
В отличие от наземных структур, при работе над дизайном подземных сооружений следует учитывать негативную психологическую реакцию на них населения. Вместе с тем, подземное строительство дает уникальную возможность создать такие внешние формы, которые трудно, если не невозможно, получить при традиционных решениях. Например, хотя наземному зданию можно придать приятные и отвечающие природному окружению формы, оно всегда присутствует в ландшафте и ясно от него отличается. В то же время, располагая полностью или частично здания под землей, можно добиться почти полной его интеграции с естественной средой. Это не только создает ощущение единства искусственных и естественных форм, но дает возможность разместить строящийся объект без разрушения масштабов, открытого пространства или характера территории. Подземные строения могут иметь большой выбор форм, в которых широко варьируются внешний вид и степень зрительного восприятия.
Следует отметить, что дизайн заглубленных зданий имеет специфические проблемы, связанные с конкретной привязкой к месту строительства. Так, в сельской местности обычным является строительство заглубленных зданий, обвалованных землей и покрытых природным растительным материалом. Подобный дизайн, однако, совершенно не пригоден для городских условий, где подземное расположение объектов имеет большие преимущества, но их дизайн должен соответствовать масштабу, материалам и формам соседних зданий и существующим условиям открытых пространств.
Другой озабоченностью, относящейся к внешнему виду подземного здания, является необходимость ясного понимания публикой его размеров, расположения и входов. Большинство традиционных строений имеет вполне различные грани, ощущаемые массы и ясные входы, так, что они могут быть легко воспринимаемы, как объекты, и описаны, как специфические места. Подземное строение может не проявить этих визуальных признаков, особенно, если оно расположено под землей полностью.
В застроенном районе, где заглубленное строение располагается под участком, окруженном существующими зданиями, оно легко распознается и описывается, поскольку эти здания ясно показывают ее расположение.
На открытом участке с менее ясными границами пространство над и вокруг подземной структуры должно быть организовано так, чтобы четко показывать входы в нее. Для этого используются изменения наклона земной поверхности, тротуары, деревья, кустарник, насыпи, подпорные стены и другие планировочные элементы. В отличие от наземных строений, которые зрительно воспринимаются благодаря монументальности форм, внешними признаками, привлекающими внимание к подземному зданию, становятся его входы, обваловка, прилегающий или покрывающий ландшафт.
Наконец, внешний вид подземного здания определяют некоторые элементы, видимые на поверхности земли, которые могут доминировать над ансамблем прилегающих зданий, например, грузовые въезды, вентиляционные сооружения для свежего и исходящего воздуха, дымоходы, пожарные входы. Однако, эти элементы имеют обычно незначительные размеры по сравнению с традиционными зданиями и поэтому могут быть незаметно для восприятия интегрированы в комплекс традиционных зданий или окружающий ландшафт.
Дизайн заглубленного здания в значительной степени определяется топографией выбранного участка строительства. Так, на плоском участке существенно варьируются высота и уклон обваловки, число оконных и дверных проемов, воздействующих на внешний вид здания. На него влияют также растительность, подпорные стены, строительные материалы, другие элементы ландшафта, придающие зданию вид части окружающей среды. С другой стороны, обваловка, формируемая геометрически и сочетаемая с бетоном и кирпичом, показывает, что здание является продуктом человеческой деятельности.
При расположении заглубленного здания в склоне холма возникают возможности дизайна, недостижимые при строительстве на плоском участке. Так, одна сторона здания может быть открыта, тогда как противоположная - полностью расположена под землей. В этом случае с открытой стороны располагается вход в здание.
Описанный подход к дизайну подземных и заглубленных зданий относится к тем из них, которые строятся открытым способом. Если подземный объект строится подземным способом, основные черты такого подхода могут быть применены к тем частям этого объекта, которые имеют выход на земную поверхность, например к стволам различного назначения.
Дизайном заглубленных зданий должны приниматься решения по снижению психологического воздействия подземного пространства. Вероятно, наиболее важным критерием этого является освещенность подземных или безоконных заглубленных структур. Человеческое тело воспринимает определенный спектр света, включающий части, лежащие за пределами видимости. Так, известно, что ультрафиолетовый свет определяет солнечный загар, борется с бактериями и влияет на усвоение витамина В, необходимого для предотвращения болезней. У животных уровень освещенности и его спектральный состав важны для репродуктивных функций, поведения и физического состояния. Освещение влияет на нейронные и метаболические функции. Поэтому за исключением складских и других операций, где присутствие людей второстепенно, естественное освещение желательно в каждом подземном объекте. Степень необходимости и уровень освещенности его различных помещений зависит от их специфического назначения. В строении, состоящем, главным образом, из малых постоянно занятых помещений, таких, как частные офисы или госпитальные палаты, необходимостью в естественном освещении может определяться общая форма здания. В помещениях, функции которых не требуют наличия окон, например, классных комнатах, аудиториях, выставочных залах естественным освещением обеспечиваются только коридоры и вестибюли. Другим решение являются так называемые «суррогатные» окна с использованием линз и зеркал или видеоизображений. Даже, когда подземное пространство совершенно изолировано от поверхности, через узкую шахту или по видеокабелям может передаваться обзор окрестностей с информацией о состоянии окружающей среды - погодных условиях, изменениях освещенности и деятельности на поверхности земли).
Другим психологическим фактором негативного отношения к подземному расположению зданий с ограниченными возможностями для устройства оконных проемов часто является отсутствие (полное или частичное) естественной вентиляции. Компенсация этого фактора достигается адекватной искусственной вентиляцией, предотвращающей загрязнение внутреннего воздуха и удаляющей избыток тепла* из помещений, занятых людьми. Загрязнения часто вызываются радоном - радиоактивным газом, выделяемым грунтовыми и породными структурами, а также строительными материалами -бетоном и камнем. Считается, что воздухообмен равный 0,5 подземного объема за 1 час удерживает содержание радона на допустимом уровне.
Подземные сооружения нового поколения предусматривают использование свойств массива пород и меры по укреплению горных пород, повышению устойчивости подземных горных выработок и предотвращению просадок поверхности земли и возможных негативных последствий. Эти подземные сооружения оснащены новыми системами вентиляции, безопасности и эвакуации людей при пожарах и могут использоваться для укрытия в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривают использование четкой организации строительных работ, продуманное расположение стройплощадок, выполнение работ по разработанным графикам и эффективные схемы инвестирования строительства, Строительство современных подземных сооружений невозможно без привлечения опытных подрядчиков — специализированных строительных и машиностроительных фирм, владеющих высокими технологиями, а также архитектурных мастерских мирового класса.
В современных условиях огромное значение приобретает система критериев и показателей оценки эффективности инвестиционных проектов. Анализ публикаций отечественных и зарубежных ученых, результатов экспертизы инвестиционных проектов и бизнес-планов показывает, что достигнуть приемлемых технико-экономических и финансовых показателей в инвестиционных проектах можно только путем наилучшего сочетания подсистем и параметров проекта подземного объекта. Так, например, при строительстве подземных сооружений рассматриваются различные варианты размещения его по глубине и конфигурации, способов проходки подземных горных выработок, организации строительства, конструкции крепей подземных горных выработок и укрепления вмещающих массивов горных пород с целью повышения их устойчивости для предотвращения просадки поверхности земли, применения горнотранспортного оборудования и строительной техники, технических, архитектурных, конструктивных и объемно-планировочных решений.
При строительстве горнодобывающих предприятий рассматриваются варианты мощности предприятия и номенклатуры продукции, основных технологических решений и календарного плана отработки запасов месторождений с учетом первоочередной выемки наиболее богатых руд или наиболее продуктивных пластов, обеспечения предприятия ресурсами, основных строительных решений. Следует также помнить, что при разработке инвестиционных проектов и их экспертизе производится оценка воздействия любого подземного объекта на окружающую среду и соответствия принятых решений техническим условиям и требованиям согласовывающих организаций и инвесторов.
Известны различные критерии оценки целесообразности освоения подземного пространства. Используя эти критерии, мы облегчаем принятие решения об экономической эффективности освоения подземного пространства. Однако для более объективной и всесторонней оценки экономической эффективности освоения подземного пространства и выявления новых подходов к этой проблеме нужно расширить спектр критериев. Таким критерием, например, является необходимость освоения подземного пространства, которая диктуется в основном дефицитом территорий, отсутствием стратегических запасов энергоносителей и питьевой воды (под землей), экологической перегрузкой окружающей среды различными отходами и др.
Поскольку, свойства подземных сооружений являются осуществленной функцией их способности обеспечить бесперебойную работу подземного объекта в определенных условиях с учетом предотвращения вредных последствий, то становится понятным, что в качестве критерия целесообразности освоения подземного пространства, выдвигается длительная устойчивость подземных сооружений, их надежность как укрытия от оружия массового поражения в особый период и в чрезвычайных ситуациях, как хранилище радиоактивных и токсичных отходов, складов стратегических запасов энергоносителей, продовольствия и питьевой воды и т.д.
Экономические факторы естественно также должны рассматриваться в качестве критерия оценки целесообразности освоения подземного пространства. Опыт освоения подземного пространства свидетельствует об успешном использовании энергии и тепла; об уменьшении потерь при хранении энергоносителей и продовольствия; о повышении защищенности населения от эпидемий при подземном хранении воды и в чрезвычайных ситуациях; о снижении затрат при освоении подземного пространства городов и повторном использовании отработанных подземных горных выработок. Обоснования инвестиций, разработанные в соответствии с эталоном, служат основанием для принятия решений о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности строительства, получения акта выбора земельного участка для размещения объекта и выполнения проектно-изыскательских работ. Обоснования инвестиций подлежат государственной экспертизе в установленном порядке.
Современные методы оценки экономической эффективности освоения подземного пространства изложены в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов предприятий угольной промышленности». В них приведены:
•система критериев и показателей оценки эффективности инвестиционных проектов;
•оценка сравнительной экономической эффективности инвестиционных проектов;
•коммерческая эффективность проекта;
•бюджетная эффективность проекта;
•эффективность реализации инвестиционного проекта;
•особенности оценки эффективности проекта;
•особенности оценки эффективности проектов с иностранными участниками;
•оценка социальных и экологических последствий реализации проекта;
•расчет инвестиционных рисков.
В результате общей оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и анализа, его устойчивости определяются основные технико-экономические и финансовые показатели, среди которых объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, продолжительность строительства, балансовая прибыль, чистая прибыль, срок окупаемости инвестиций, дисконтированный срок окупаемости, внутренняя норма доходности (норма прибыли), дисконтированный чистый доход за расчетный период, рентабельность инвестиций (индекс доходности), источники финансирования проекта (собственные средства, заемные средства, бюджетные ассигнования) и сроки возврата кредита.
Методические рекомендации по разработке бизнес-плана, обоснования инвестиций в строительство предприятий и эталона излагают методы разработки бизнес-планов инвестиционного проекта как программы вложения средств для реализации инновационного проекта с целью последующего получения прибыли. Анализ эталона и изложенных в нем методических рекомендаций по оценке экономической эффективности инвестиционного проекта показывает, что результаты оценки основных параметров и показателей производятся на основе изучения условий строи тельства объектов, технических, технологических, строительных и архитектурных решений, а также организации строительства и анализа основных технико-экономических показателей и финансирования строительства, т.е. оценивается качество проектов подземных сооружений и горнодобывающих предприятий через призму экономической эффективности инвестиций в строительство указанных объектов. Следовательно, совокупная оценка экономической эффективности определяется путем анализа многомерного вектора оценок технического и экономического уровня ТЭО инвестиций и бизнес-планов на строительство горнодобывающих предприятий и подземных сооружений как больших сложных систем, а также путем определения степени соответствия этих обоснований и бизнес-планов основным достижениям науки и техники, нормам проектирования, правилам безопасности, строительным нормам и правилам. Такой подход к оценке экономической эффективности инвестиций не соответствует мировой практике, когда комплекс целей строительства и социальное значение новых подземных объектов выдвигаются на первый план. Экономическая сторона обоснований инвестиций рассматривается в эталоне как главный критерий целесообразности создания (реконструкции) горнодобывающих предприятий и освоения подземного пространства.
В выводах об экономической эффективности строительства подземного объекта приводится следующая информация: хозяйственная и коммерческая целесообразность реализации проекта; техническая возможность его реализации; выгоды от реализации проекта (экономические и социальные); финансовая устойчивость проекта; прогрессивность используемых в проекте научно-технических решений, технологий, оборудования.
Одновременно с этим нужно иметь в виду, что по каждому подземному объекту необходимо проводить и выбор экономически эффективных схем инвестирования строительства.
Анализ экспертных заключений по инвестиционным проектам горнодобывающих предприятий убедительно доказывает связь основных показателей и результатов этих проектов с их целями и техническими решениями. Это наблюдение весьма существенно, поскольку еще раз подчеркивает необходимость разработки вариантов этих решений с целью выбора из них наилучшего. Оценка экономических показателей эффективности инвестиций в целом должна производиться по совокупности свойств проекта, т.е. с учетом его качества.
При строительстве метрополитена и его последующей эксплуатации учитывается социальная стоимость, т.е. оцениваются расходы на все виды транспорта, в том числе индивидуальный; убытки от наземного транспорта, обусловленные шумом, загрязнением воздуха, потерями времени; доходы от экономии городской территории, которую можно использовать с большим эффектом, и от экономии времени на передвижение; убытки, связанные с гибелью людей в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
Таким образом, общая экономическая эффективность включает в себя:
Эобщ = Эцт +Ээт + Ээр +Экв +Эвс + Эдп + Э в + Эу + Эн,
где Эцт — эффект от повышения градостроительной ценности городской территории в районах, где проходит метрополитен, так как повышается стоимость земли и жилья (определяется конкретным расчетом по городу);
Ээт — эффект от экономии городской территории; метрополитен занимает в 100 раз меньше городской территории, чем автомагистрали наземного транспорта (определяется конкретным расчетом по городу);
Ээр — эффект от снижения эксплуатационных расходов по наземному транспорту (в среднем составляет 18%);
Экв — эффект от снижения капиталовложений в наземный транспорт (в среднем составляет 7,5%);
Эвс — эффект от сокращения вредных выбросов в воздушную среду (метрополитен экологически чистый вид транспорта) и снижения транспортного шума (в среднем составляет 5%);
Эдп — эффект от снижения дорожно-транспортных происшествий (в среднем составляет 3,5%);
Эв — эффект за счет экономии времени на передвижение (эксплуатационная скорость метрополитена 42 км/ч, наземного транспорта до 15 км/ч) и повышения комфортабельности передвижения (в среднем составляет 38%);
Эу — эффект от снижения транспортной усталости в метрополитене (в среднем составляет 28%);
Эн — непосредственный доход действующего метрополитена (определяется расчетом по эксплуатационной деятельности).
Субсидирование (дотации) эксплуатационных расходов действующим метрополитенам в России производят только местные бюджеты. В зарубежных странах (Бельгия, Нидерланды) эксплуатационные расходы полностью покрываются государством, а в Италии государство покрывает до 85% расходов.
Важно отметить, что без стабильной государственной поддержки, как показывает отечественная и зарубежная практика, развитие метрополитена невозможно.
Например, центр города и районы, прилегающие к Садовому кольцу, достаточно насыщены предприятиями торговли, притягивающими к себе большое количество единиц транспорта и людей. С этой точки зрения они не являются объектами первостепенной важности. А вот дальнейшее расширение транспортных сетей и строительство подземных автостоянок – очень насущная для мегаполиса проблема. Нет смысла говорить о важности прокладки коммуникационных тоннелей различного назначения, без них жизнь города просто невозможна.
Вторым основным фактором являются горно-геологические и геомеханические характеристики породного массива, которые допускают строительство не каждого вида подземного сооружения. В последнее время добавляют еще и геодинамическую характеристику массива. Строительство городских подземных сооружений необходимо вести с учетом того, что массив горных пород уже не природного, а природно-техногенного происхождения.
Далее, – характер сложившейся застройки предполагаемого места строительства, ее плотность, наличие ранее построенных подземных сооружений, и все это в увязке с функциональным назначением строящегося объекта и его конструктивными особенностями. Отсюда возникает совершенно новый вопрос в проектировании: где нельзя строить подземные сооружения? Возможно, будут выделены особые зоны в исторических районах города, где для гарантии их сохранения строительство подземных сооружений будет запрещено или резко ограничено. А для строительства их в исключительных случаях следует создать элитную научно-проектно-строительную организацию.
Для решения всех обозначенных проблем потребуется районирование городских территорий с выделением участков, допускающих строительство тех или иных по значимости подземных объектов.
Как строить?
Арсенал подземного строительства, как у нас, так и за рубежом насчитывает множество способов и технологий ведения горностроительных работ. За последнее время созданы уникальные образцы проходческой техники. Глобализация производства в сфере подземного строительства, понимаемая как интеграция, сближение взглядов и подходов, выработка общего понимания основных принципов решения проблем, обусловливает выход за рамки складывавшихся десятилетиями отраслевых и ведомственных интересов. Этот процесс сопровождается переходом от узко специализированных организаций к многопрофильным. Период, когда интересы строителей ограничивались либо строительством метро, либо коллекторных тоннелей, либо оснований и фундаментов, уходит в прошлое.
Сейчас строительные организации значительно расширили свой профиль и в состоянии строить подземные объекты различного функционального назначения. Подземные городские объекты становятся все более масштабными и разнообразными по своему функциональному назначению. Начав с подземных гаражей, затем построив ТРК на Манежной площади и успешно решая проблему Сити, мы осуществили строительство объекта мирового в техническом отношении уровня – Лефортовского тоннеля. Оценивая в целом уровень научной, технической и технологической оснащенности подземного строительства, можно смело говорить о том, что сегодня в городском подземном строительстве России сформировались научно-технические силы, которым по плечу реализация проектов любого уровня сложности.
Вместе с тем нужны новые подходы к выбору способов и технологий строительства, новая идеология проектирования, обеспечивающая, в частности, максимальное сокращение экономических, технических и организационных рисков. Каждый из перечисленных выше рисков общего характера являет собой интегрированное проявление рисков более частного характера. Например, нарушение сроков строительства тоннеля может быть вызвано сочетанием таких рисков, как несовершенство горнопроходческого оборудования, недостоверность данных геологических и геомеханических изысканий, недостаточно квалифицированное кадровое обеспечение, форс-мажорные обстоятельства и т.п. Поэтому одним из основных принципов, заложенных в исследования по совершенствованию методов проектирования и строительства объектов любого функционального назначения, должен стать принцип минимизации ущерба от последствий негативных проявлений указанных рисков. Актуальной проблемой прогресса в подземном городском строительстве является научное сопровождение.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.