Советская культура второй половины 40-х — начала 50-х гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Система образования

Война нанесла огромный ущерб образованию. На оккупированной территории школы, как правило, не работали. В тылу подростки трудились на производстве и тоже не имели возможности учиться. Война породила массовое сиротство. В неполных семьях детям приходилось уже с 14–15-ти лет зарабатывать. Тысячи школьных зданий были разрушены, недоставало учебников, тетрадей. В селах на освобожденной от оккупантов территории под школы использовались крестьянские избы, а то и землянки.

Остро не хватало учителей: во время войны сократились выпуски педагогических вузов, многие учителя-мужчины не вернулись с фронта. В средней школе в 1945 г. 48% учителей не имели педагогического образования. Между тем, страна нуждалась в квалифицированных работниках, которых невозможно было подготовить без повышения уровня общего образования. В четвертой пятилетке (1946–1950 гг.) в стране построили и восстановили около 20 тыс. школ. Приняли студентов 73 новых педагогических и учительских института[395]. В 1950/1951 г. в школах СССР трудилось на 250 тыс. учителей больше, чем накануне войны. Все это позволило в 1949/1950 г. завершить переход к всеобщему семилетнему образованию. В Москве, Ленинграде, некоторых других крупных городах большинство школьников оканчивало полную среднюю школу — десятилетку. Для молодых людей, которые в годы войны не имели возможности учиться, а теперь были уже слишком взрослыми, чтобы сесть за парты вместе с детьми, открывались вечерние сменные школы (школы рабочей молодежи). В 1950/1951 г. таких школ насчитывалось свыше 20 тыс., а учились в них свыше 1,7 млн. чел.

Тем не менее, преодолеть последствия войны за несколько лет было невозможно. Занятия во многих школах приходилось вести в две-три смены, по-прежнему не хватало учебных пособий, крайне низкой оставалась зарплата учителей. Многие школьники, особенно из неполных семей, учились из-под палки, плохо успевали. Нелегкими проблемами школы тех лет были второгодничество и хулиганство.

Большое внимание государство уделяло высшей школе. Стремление к образованию было после войны необычайно сильным. Уже в 1947 г. в стране было больше студентов, чем в 1940 г. Несмотря на то, что в 1946–1950 гг. появилось 112 новых вузов[396], конкурсы быстро росли. К 1950 г. численность студенчества превысила запланированные показатели более, чем на полмиллиона человек. Наряду с вчерашними школьниками в вузы пришли фронтовики. В аудиториях бок о бок оказались люди, различавшиеся не столько числом прожитых лет, сколько принципиально разным жизненным опытом.

Многие из тех, кто хотел бы получить высшее образование, не могли позволить себе учебу на дневных отделениях вузов, так как должны были содержать себя и свои семьи. Поэтому быстро развивалось вечернее и заочное образование. В 1950 г. в стране было 17 заочных вузов и 450 заочных отделений в обычных вузах. Заочно учились свыше 400 тыс. чел. К сожалению, в большинстве случаев заочное образование заметно уступало дневному по уровню приобретаемых знаний.

Точные и естественные науки

В послевоенные годы государство не жалело средств на научные исследования, особенно имевшие оборонное значение. Во второй половине 40-х гг. в Академии Наук СССР появились новые научно-исследовательские институты: атомной энергии, ядерных проблем, точной механики и вычислительной техники, радиотехники и электроники, прикладной геофизики, физической химии и др. Общее число научно-исследовательских институтов (НИИ) в СССР увеличилось с 2061 в 1946 г. до 2848 в 1950 г. Численность научных работников возросла до 162,5 тыс. Президентом АН СССР в 1945 г. был избран С.И. Вавилов, а после его смерти в 1951 г. — А.Н. Несмеянов.

Особое внимание после войны уделялось развитию ядерной физики. В декабре 1946 г. в СССР впервые была осуществлена ядерная цепная реакция в атомном реакторе. Параллельно с работами по созданию атомной бомбы, которые возглавлял И.В. Курчатов, под руководством А.И. Алиханова, И.Е. Тамма, Д.И. Блохинцева началась разработка важнейших основ атомной энергетики. В 1954 г. в СССР вошла в строй первая в мире атомная электростанция мощностью 5 тыс. киловатт.

В Ленинградском физико-техническом институте под руководством А.Ф. Иоффе велись исследования в области физики полупроводников, давшие возможность создать принципиально новые радио- и геодезические приборы, фото- и термоэлементы.

Продолжались начатые еще до войны работы в области ракетостроения. В 1948 г. была запущена первая дальняя управляемая ракета Р-1, созданная в КБ под руководством С.П. Королева.

В начале 50-х гг. началось создание отечественной вычислительной техники. В 1952 г. появилась первая большая электронно-счетная машина (БЭСМ). Однако дальнейшее развитие электронно-вычислительной техники сковывалось нехваткой средств из-за негативного отношения властей к кибернетике, объявленной фашистской буржуазной лженаукой.

Важнейшие химические исследования в те годы велись в области органического синтеза и изучения теории строения вещества. Были созданы новые жаропрочные сплавы, появились материалы с заданными свойствами: пластики, смолы, металлоорганические соединения.

До 1948 г. успешно развивалась советская биологическая наука, но разгром генетики на сессии ВАСХНИЛ и торжество лысенковщины (см. §58) нанесли ей исключительно тяжелый удар.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 305.