Советская внешняя политика в 1953–1955 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новые подходы проявились в первые послесталинские годы во внешней политике. В июле 1953 г. было подписано соглашение о прекращении огня в Корее. СССР урегулировал отношения с Турцией, отказавшись от территориальных претензий к ней и проекта совместной обороны черноморских проливов.

В августе 1953 г. Маленков призвал к снижению уровня военного противостояния, а в марте 1954 г. заявил, что «советское правительство… решительно выступает против политики «холодной войны», ибо эта политика есть политика подготовки новой международной бойни, которая при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации».

Последнее заявление Маленкова вызвало возражения партийных консерваторов во главе с Молотовым. Под их давлением Маленкову вскоре пришлось заявить, что в случае новой войны гибель ждала бы только империалистические государства. Фактически Маленков вынужден был вернуться к своим же рассуждениям 1949 г. — тогда он утверждал, что новая мировая война приведет к уничтожению империализма.

· Чем был вызван пересмотр принципов советской внешней политики?

 

Летом 1953 г. в ряде стран Восточной Европы прокатились антиправительственные митинги и забастовки, вызванные попытками правящих кругов провести форсированную индустриализацию и коллективизацию, ужесточить налоги с крестьянства и увеличить нормы выработки для рабочих. Советское руководство настояло на отмене наиболее непопулярных экономических мер. Тем не менее, в ГДР произошли массовые волнения, в которых приняли участие более 100 тыс. чел., главным образом рабочих крупных промышленных центров. Советские войска силой подавили рабочие выступления. Стремясь несколько смягчить впечатление от расправы и ослабить внутриполитическое напряжение в Восточной Германии, Советское правительство с 1954 г. прекратило взимать с ГДР репарации.

· Проанализируйте действия СССР в ходе событий 1953–1954 гг. в Восточной Германии.

 

В 1954 г. западные державы подписали Парижские соглашения, в соответствии с которыми ФРГ получила право воссоздать вооруженные силы и (вместе с Италией) вошла в НАТО. Одновременно был создан Западноевропейский союз в составе Англии, Франции, ФРГ, Италии и государств Бенилюкса. Таким образом завершилась интеграция ФРГ в военные структуры Запада. В ответ в мае 1955 г. СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия создали Организацию Варшавского договора (ОВД).

В 1955 г. в Москву прибыл с визитом канцлер ФРГ К. Аденауэр. СССР и ФРГ установили дипломатические отношения друг с другом. Тем самым Москва признала вхождение ФРГ в западную экономическую и военно-политическую систему свершившимся фактом. Мирный договор с Германией так и не был подписан, но состояние войны между двумя странами официально прекратилось.

В то время как два германских государства вступили в противостоящие друг другу военные блоки, Австрия сохранила единство. В мае 1955 г. СССР, США, Англия и Франция подписали Государственный договор с Австрией и вывели свои войска с ее территории. Вскоре австрийский парламент принял закон о постоянном нейтралитете.

· Охарактеризуйте состояние германского вопроса в середине 50-х гг.

 

В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча на высшем уровне четырех великих держав: СССР, США, Англии и Франции. Формальным главой советской делегации был Председатель Совета Министров Н.А. Булганин, реальным — Н.С. Хрущев. В центре внимания конференции оказались четыре темы:

— германская проблема

— европейская безопасность

— разоружение

— развитие контактов между Востоком и Западом

Советская делегация настаивала на заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности сроком на 50 лет. Предполагалось, что полноправными участниками договора станут все европейские страны, в том числе ФРГ и ГДР, а также США. СССР предложил установить предельные уровни вооружения для каждой великой державы и принять взаимные обязательства не применять первыми ядерного оружия.

Советские предложения встретили резкое противодействие западных делегаций, особенно американской. Президент США Д. Эйзенхауэр уже во вступительной речи предложил обсудить проблему объединения Германии на основе свободных выборов. Он заявил, что «объединенная Германия должна сама сделать свой выбор, она имеет право на коллективную самооборону». На практике это означало призыв к вступлению единой Германии в НАТО. Эйзенхауэр также потребовал «восстановления суверенных прав народов Восточной Европы», то есть проведение демократических выборов в странах, где при поддержке СССР были установлены коммунистические режимы. Президент США настаивал на пресечении деятельности международного коммунизма, то есть на отказе СССР от политики экспорта революций. Эйзенхауэр считал, что ограничение вооружений будет иметь смысл лишь в том случае, если СССР и США разрешат друг другу проведение инспекций своей территории с воздуха. Это предложение получило название «открытого неба». Однако Хрущев счел его откровенно шпионским и решительно отверг.

Переговоры на конференции приняли чрезвычайно жесткий характер. Ни одного конкретного решения принять так и не удалось. Но уже сам факт встречи лидеров четырех держав, их готовность вести переговоры об ограничении вооружений имели огромное значение.

ИЗ КНИГИ С. АМБРОЗА «ЭЙЗЕНХАУЭР. СОЛДАТ И ПРЕЗИДЕНТ»

«В течение пяти лет, предшествовавших Женевской встрече, почти каждый месяц появлялись основания опасаться возникновения новой войны, не говоря о том, что две большие войны уже шли — в Корее и в Индокитае. В течение пяти лет, последовавших за Женевской конференцией, опасения развязывания войны возникали довольно редко, больших войн не было, исключением стал лишь Суэц в 1956 г.[410] … Женева принесла неосязаемый, но вполне реальный дух, который почувствовали и оценили во всем мире».

· Как вы считаете: отсутствие конкретных договоренностей на Женевской конференции было закономерно или явилось лишь результатом несговорчивости советских и западных лидеров?

 

Важнейшим внешнеполитическим достижением СССР в середине 50-х гг. явилось урегулирование отношений с Югославией. На протяжении 1954 г. Хрущев, преодолевая сопротивление Молотова, готовил соглашение с Тито. Летом 1955 г. Хрущев, Булганин и Микоян нанесли визит в Белград. В ходе переговоров было, по существу, признано, что ответственность за возникший в 1948 г. конфликт лежит на советской стороне. Вопреки действительности Хрущев утверждал, что в обострении советско-югославских отношений виноваты «разоблаченные враги» Берия и Абакумов. Югославия не вошла в СЭВ и Варшавский договор. Она стала первой нейтральной социалистической страной. Совместная советско-югославская декларация фактически признавала право каждой страны самостоятельно выбирать модель движения к социализму. Подтверждением такого курса советского руководства стала ликвидация в 1956 г. Коминформа.

· Чем было вызвано решение советского руководства урегулировать отношения с Югославией?

 

В целом советская внешняя политика 1953–1955 гг., как и внутренняя, носила переходный характер и постепенно освобождалась от сталинистских догм, с трудом преодолевая сопротивление сторонников конфронтации и продолжения холодной войны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем вы объясняете либеральное содержание реформ, предложенных Л.П. Берией?

2. В чем были едины и чем различались взгляды Л.П. Берии, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева на перспективы обновления страны? Какие выводы можно сделать на этом основании?

3. Чем было вызвано и какое значение имело отстранение Л.П. Берии от власти?

4. Как связаны между собой идеологическая либерализация и смена экономической политики государства?

5. Какое влияние оказывали друг на друга процесс реабилитации и борьба за власть в высших эшелонах советского руководства?

6. В чем проявилась десталинизация внешней политики СССР в 1953–1955 гг.?



ХХ съезд КПСС

1. Принятие шестого пятилетнего плана

14 февраля 1956 г. в Москве открылся ХХ съезд КПСС — единственный партийный съезд, «детьми» которого называет себя целое поколение россиян.

В течение первых десяти дней делегаты съезда слушали и обсуждали отчетные доклады ЦК КПСС и ревизионной комиссии, доклад о директивах шестого пятилетнего плана. Работу съезда в эти дни нельзя назвать рутинной. В отчетном докладе отмечалось, что ЦК «решительно выступил против чуждого марксизму-ленинизму культа личности». В проекте директив шестого пятилетнего плана был намечен широкий спектр социальных мероприятий: сокращение рабочего дня с 8 до семи часов, повышение пенсий и зарплат низкооплачиваемых рабочих и служащих, массовое жилищное строительство. В прениях было высказано немало критических замечаний по отдельным вопросам экономической политики, но все они носили частный характер и не поднимались до серьезных обобщений.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 538.