Ликвидация неграмотности. Школа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Придя к власти, большевики стремились широко внедрить свои взгляды. Но важнейшее средство пропаганды — печать — оказывалось недостаточно эффективно, так как Россия по уровню грамотности сильно отставала от передовых стран. По переписи 1897 г. лишь 223 чел. из каждой тысячи жителей умели читать и писать. К 1917 г. положение несколько улучшилось, но принципиально не изменилось. В 1919 г. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности: «все население республики, не умеющее ни читать или писать, обязано обучаться грамоте». В Красной Армии предписывалось организовать обучение грамоте в каждой роте. Власть пошла даже на такие чрезвычайные меры как сокращение рабочего дня для посещающих курсы ликвидации безграмотности (ликбеза) и привлечение грамотных граждан к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. Были изданы новые, пропитанные революционными идеями, пособия. Букварь, отпечатанный в 1919 г. на оберточной бумаге, начинался словами «Мы не рабы, мы победим». Появились специальные буквари для красноармейцев, крестьян. В сельской местности взрослые нередко обучались грамоте вместе с детьми. Одни воспринимали учебу как долгожданную возможность вырваться из невежества, другие — как тяжелую и никчемную повинность. Случалось, уклоняющихся от занятий лишали продуктовых карточек и даже объявляли дезертирами. В общей сложности за годы Гражданской войны по официальным данным было обучено грамоте 7 млн. чел. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России грамотными были 319 чел.

Большевистская власть энергично взяла в свои руки обучение подрастающего поколения. Уже в 1918 г. деление учебных заведений на гимназии, реальные, коммерческие и начальные училища, земские школы и т.п. было отменено. Их заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней: I — для детей 8–13 лет, II — для подростков 13–17 лет. Образование становилось бесплатным, вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. В школах стали создаваться ученические советы. Руководили ими, как правило, комсомольские активисты, нередко третировавшие учителей как идейно чуждых приверженцев старого режима. Программа РКП(б), принятая VIII съездом партии, решительно заявляла о поставленных перед школой задачах: «Школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

В годы Гражданской войны, несмотря на усилия Советской власти, школа находилась в крайне тяжелом положении. Об этом красноречиво свидетельствует специальная рекомендация в руководстве по ликвидации неграмотности: «Как обойтись без бумаги, без перьев, без чернил, без карандашей». Многие школы были закрыты из-за отсутствия топлива или использовались под госпитали. Да и подросткам, вынужденным заботиться о хлебе насущном, нередко было не до учебы. Поэтому даже школу I ступени посещали только 60–65% детей, а школу II ступени — лишь 7%.

Ситуация не стала легче и с переходом к нэпу. Из-за крайне тяжелого финансового положения число учащихся сократилось с 9,7 млн. в 1920 г. до 7,8 млн. в 1922 г. Х Всероссийский съезд Советов даже предложил временно ввести для обеспеченных слоев городского населения платное обучение.

Перелом наметился в 1923 г. Было образовано Всероссийское общество «Долой неграмотность!», увеличено число общеобразовательных школ и школ ликбеза. К 1927 г. 70% детей посещали начальную школу. Уровень грамотности возрос до 51,1%, в т.ч. в городах до 76,3%. Правда, в восточных районах страны доля грамотных оставалась значительно ниже: так, в Киргизии читать и писать умели лишь 15,1%, а в Таджикистане — 3,7% жителей.

В 20-х гг. была создана сеть фабрично-заводских училищ (ФЗУ), в которых общее образование совмещалось с профессиональным обучением. Это позволяло подросткам быстрее получить специальность и начать зарабатывать, что было очень существенно для многих семей. В ФЗУ нередко поступали подростки, не окончившие даже начальной школы, поэтому учились там 3–4 года.

Начала создаваться и система среднего специального образования: появились техникумы, где могли продолжить образование выпускники 7-летней школы. Больше всего было индустриально-технических, педагогических, медицинских, сельскохозяйственных техникумов и училищ.

Тяжелейшим наследием Гражданской войны стало беспризорничество. Сотни тысяч детей и подростков, осиротевших или потерявшихся, оказались на улице, бродяжничая и промышляя случайными заработками, нищенством и воровством. В 20-х гг. была развернута огромная работа по созданию приютов для беспризорных, колоний для малолетних преступников. Контроль над борьбой с беспризорностью осуществляло ГПУ. Конечно, не все детские дома были столь благополучными, как колония имени Горького, которой руководил А.С. Макаренко[138] или «Республика ШКИД»[139], но все же к середине 20-х гг. проблему детской беспризорности удалось смягчить, хотя и не разрешить до конца.

Стремясь с самых ранних лет привить подрастающему поколению коммунистические взгляды, Советская власть озаботилась созданием под эгидой комсомола массовой детской организации. В мае 1922 г. была создана пионерская организация. Внешне она переняла привлекательные для детей атрибуты скаутского движения: знамя, галстук, горн, барабан. Пионерские отряды поначалу создавались при комсомольских ячейках предприятий. В 1922 г. в стране было всего 4 тыс. пионеров, в 1924 г. — 200 тыс., а летом 1925 г. — уже 1,5 млн. С течением времени пионерские организации стали создаваться в школах, принимали в пионеры теперь целыми классами. В результате уже в 30-х гг. искренняя революционная романтика, лежавшая в основе деятельности первых пионерских отрядов, стала вырождаться, превращаясь в ритуал, а сама организация постепенно стала еще одним скучным и формализованным «инструментом воспитания».

2. Высшее образование

«Классовый подход» особенно сильно проявлялся в отношении Советской власти к высшему образованию. Советская власть с подозрением относилась к старой университетской профессуре, которой все еще приходилось доверять обучение студентов за отсутствием подготовленных преподавателей-марксистов. В марте 1922 г. Ленин писал: «Почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее, развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу»[140].

Рассчитывая в кратчайшие сроки создать новую советскую интеллигенцию с тем, чтобы вытеснить старых специалистов, Ленин в первые же дни революции потребовал от наркома просвещения Луначарского «позаботиться о расширении доступа в высшие учебные заведения широким массам, прежде всего рабочей молодежи». В августе 1918 г. был принят декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Плата за обучение отменялась. Выходцы из пролетарской и бедняцкой среды принимались в ВУЗы в первую очередь. Для того, чтобы стать студентом, не требовалось не только сдать экзамены, или хотя бы предъявить справку об окончании школы, но даже просто знать грамоту. Известный русский историк профессор Ю.В. Готье записывал по этому поводу в дневнике: «Это уже delirium tremens» [белая горячка (лат.)]. Зато выходцы из среды служащих, интеллигенции, буржуазии встречали немало препятствий на пути к высшему образованию. Практически единственный путь в ВУЗ для них пролегал через завод, где приходилось зарабатывать рабочий стаж.

Прием в высшие учебные заведения абсолютно неподготовленных людей оказался все же невозможен, поскольку они просто не могли воспринимать лекции. Поэтому в 1919 г. стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к учебе в институтах. Рабфаковцы должны были за три года одолеть курс 4–6 старших классов средней школы. К концу 1920 г. на 54 рабфаках обучалось 18 тыс. чел., а в 1925 г. — 57 тыс. чел. Благодаря рабфакам социальный состав студенчества резко изменился.

Курс на «выращивание» пролетарской интеллигенции потребовал роста числа высших учебных заведений. В 1920 в Советской России было 244 ВУЗа, в том числе 16 университетов, против 91 ВУЗа и 8 университетов в России до войны. Численность студентов выросла со 125 тыс. в 1914 г. до 206 тыс. в 1920 г. Значительную часть студенчества составили женщины. Правда, многие ВУЗы оказались нежизнеспособны. В 1925 г. их количество сократилось до 145, а численность студентов — до 167 тыс.

Особое внимание уделялось подготовке людей, которые должны были внедрять в умы российских граждан новую идеологию: работников партийного аппарата, преподавателей общественных наук, журналистов. С этой целью в 1919 г. в Москве был открыт Коммунистический Университет им. Свердлова. К 1926 г. в стране было уже 13 «комвузов», в которых учились 6,5 тыс. чел. Помимо этого действовали 242 совпартшколы с почти 30 тыс. учащихся.

В 1921 г. был создан Институт красной профессуры (ИКП), в котором на основе марксистской теории обучались специалисты в области политической экономии, философии, новейшей истории.

Крайне тяжелая ситуация сложилась с кадрами технических специалистов, без которых невозможен был подъем индустрии. В 1924 г. 92% директоров заводов — выдвиженцы из рабочих — имели только низшее образование. Для преодоления такого нетерпимого положения в 1927 г. была создана Промышленная академия, где готовили руководителей предприятий.

Наука

Уже в годы Гражданской войны Советская власть стремилась привлечь на свою сторону буржуазных специалистов научно-технического профиля: инженеров, химиков, физиков, биологов. Большую роль в спасении отечественной науки сыграла М. Горьким ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых), благодаря которой были введены академические пайки, организовано снабжение дровами, найдены средства на бумагу и т.п. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ, в котором сотрудничали такие видные ученые как химики А.Н. Бах, Н.Д. Зелинский, геолог И.М. Губкин, специалист по аэродинамике Н.Е. Жуковский. В Петрограде был открыт Рентгенологический и радиологический институт под руководством академика А.Ф. Иоффе. Его сотрудниками стали будущие выдающиеся ученые: П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, Я.И. Френкель. В 1921 г. на основе физико-технического отдела института был создан самостоятельный Физико-технический институт, сыгравший в дальнейшем огромную роль в развитии отечественной физики.

В первой половине 20-х гг. больших успехов достигла авиационная наука, в развитии которой сыграл выдающуюся роль Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) во главе которого стояли Н.Е. Жуковский, а затем С.А. Чаплыгин. В 1922 г. был построен первый отечественный самолет-моноплан[141] конструкции А.Н. Туполева. В 1925 г. экспедиция из шести самолетов (в т.ч. три — советского производства) под руководством летчика М.М. Громова совершила за 33 дня перелет по маршруту Москва — Пекин. В следующем году сенсацию в Европе произвел перелет Громова по маршруту Москва—Кенигсберг—Берлин—Париж—Рим—Вена—Варшава—Москва за 34 часа летного времени со средней скоростью более 200 км/час. По тому времени это было выдающимся достижением. В 1929 г. экипаж летчика Шестакова осуществил перелет Москва-Нью-Йорк дальностью свыше 21 тыс. км на отечественном цельнометаллическом самолете АНТ-4 «Страна Советов».

Широко развернулись геологические исследования на Урале, на Крайнем Севере, в Якутии и в Средней Азии. Экспедиция под руководством академика А.Е. Ферсмана исследовала месторождения Кольского полуострова. Продолжалось изучение Курской магнитной аномалии. Для исследования Арктики и Северного морского пути в 1921 г. был создан специальный Морской институт.

На основе лаборатории академика И.П. Павлова был создан Физиологический институт, в котором велась интереснейшая работа по исследованию высшей нервной деятельности у животных и человека. Академик Павлов занимал особое место в российском научном мире как единственный в стране лауреат Нобелевской премии. Еще летом 1920 г. Ленин писал Зиновьеву:

«Знаменитый физиолог Павлов просится за границу ввиду его тяжелого в материальном отношении положения. Отпустить за границу Павлова едва ли рационально, т.к. он раньше высказывался в том смысле, что будучи правдивым человеком, не сможет, в случае возникновения соответственных разговоров, не высказаться против Советской власти и коммунизма в России. Между тем ученый этот представляет собой такую большую культурную ценность, что невозможно допускать насильственного удержания его в России при условии материальной необеспеченности. Ввиду этого желательно было бы, в виде исключения, предоставить ему сверхнормальный паек и вообще озаботиться о более или менее комфортабельной для него обстановке не в пример прочим».

В 1921 г. был принят специальный декрет «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников».

Успешно развивались и другие области биологической науки. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), в составе которой было 12 институтов. Президентом ВАСХНИЛ стал выдающийся генетик и растениевод Н.И. Вавилов.

В более сложном положении оказались общественные науки. Единой господствующей методологией науки стал марксизм. Многие крупные ученые, придерживавшиеся иных взглядов, были высланы, другим пришлось покинуть университетские кафедры и прекратить выступления в печати. Практически невозможно стало напечатать в России философскую статью или книгу, написанную с немарксистских или, хуже того, религиозных позиций.

В исторической науке воцарилось безраздельное господство идей М.Н. Покровского[142].

В своих трудах Покровский не просто преувеличивал отсталость дореволюционной России, но отказывал ей в каких бы то ни было успехах и достижениях. Даже Отечественную войну 1812 г. он описывал так: «Дворянству и стоявшему за его спиной торговому капиталу… удалось-таки добиться своего: в 1812 г. Россия вновь разорвала с Францией, наполеоновская армия после своего последнего успеха — взятия Москвы — замерзла в русских снегах, против Наполеона образовалась новая, последняя, самая страшная коалиция, и английский промышленный капитал мог наконец торжествовать полную победу».

Дело, однако, не в личных взглядах Покровского. Подчеркнутый нигилизм по отношению к национальному прошлому являлся в эти годы партийной линией, которой ревностно служил главный историк-марксист.

Литература и искусство

Художественная интеллигенция и революция

Первые послереволюционные годы были тяжелым временем для российской культуры. В годы Гражданской войны были уничтожены многие замечательные памятники архитектуры, сожжены дворянские усадьбы, разграблены частные библиотеки и картинные галереи. Погибли бесценные документы. Приход к власти большевиков большая часть интеллигенции встретила с негодованием. М. Алданов, З. Гиппиус и Д. Мережковский, Б. Зайцев, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев и другие авторитетные в среде художественной интеллигенции люди враждебно относились к новой власти. Страшная ненависть водила рукой И. Бунина, когда он писал в «Окаянных днях»:

«Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой… и просвещать насчет «последних достижений в инструментовке стиха» какую-нибудь хряпу с мокрыми от пота руками. Да порази ее проказа до семьдесят седьмого колена, если она даже и «антересуется» стихами! … Лучше тысячу раз околевать с голоду, чем обучать эту хряпу ямбам и хореям, дабы она могла воспевать, как ея сотоварищи грабят, бьют, насилуют».

Но в то же время это были и годы необычайного культурного подъема. Холод, голод, политическая нестабильность, неясность будущего не только не заставили людей отвернуться от литературы и искусства как чего-то несвоевременного, но, напротив, сделали творческую жизнь еще более насыщенной. Это было время неустанного творческого поиска. По свидетельству очевидцев, каждый российский город превратился в «маленькие Афины», где писали и читали стихи, спорили о поэзии, решали философские вопросы. Регулярно проводились лекции на самые различные темы, затевались антирелигиозные диспуты, на которых по словам писательницы О. Форш «даже батюшки говорили стихами, высокой и низкой прозой и политграмотой». Поэты, художники, режиссеры, критики «дрались за свою веру в искусство с фанатизмом первых крестоносцев».

Романтическое увлечение революционной ломкой прошлого предъявило невиданный спрос на художественное творчество. В Наркомпрос приходили заказы на картины для клубов, сопровождаемые иногда зажигательными призывами: «Товарищ художник! Создается очаг мировой революции. Организуется Клуб III Интернационала… Просим написать картину — пылающий трон и лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь у очага мировой революции!»

Почти сразу после революции по инициативе Ленина был принят план монументальной пропаганды. Предполагалось установить памятники выдающимся революционерам и мыслителям прошлого. В Москве были сооружены памятники Марксу и Энгельсу, Робеспьеру, Марату, Дантону, Степану Разину. В Петрограде — Лассалю, Радищеву, Добролюбову, Чернышевскому, Марксу, Гейне. Предполагались памятники Спартаку, Гарибальди, Пестелю… Правда, большинство установленных памятников были выполнены из гипса и оказались недолговечными.

Неудивительно, что, наряду с теми, кто с самого начала отверг власть «узурпаторов» и постарался при первой возможности выбраться из большевистской России, в среде художественной интеллигенции оказалось немало людей, воспринявших революцию с надеждой. А. Блок, В. Брюсов, М. Горький, К. Чуковский, режиссеры Е. Вахтангов, В. Мейерхольд, А. Таиров, художники И. Грабарь, А. Лентулов, А. Бенуа, И. Бродский и другие, несмотря на давление со стороны антибольшевистски настроенной среды и собственное неоднозначное отношение к Советской власти, считали возможным сотрудничество с ней в решении стоящих перед страной культурных задач.

Особое воодушевление испытывали представители «левого искусства»: поэты, художники, архитекторы, стремившиеся к художественному эксперименту, мечтавшие о разрыве с классикой. В революции они увидели возможность раскрепощения и творческой свободы. Маяковский писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Но, добиваясь свободы для себя, многие представители «левого искусства» одновременно стремились к разгрому и уничтожению старой культуры. Газета «Искусство коммуны», ставшая органом футуристов[143], пестрела заголовками: «Футуризм — государственное искусство», «Только футуристическое искусство может считаться сегодня искусством пролетариата». К.С. Малевич призывал «ликвидировать все искусства старого мира», а критик Н.Н. Пунин провозглашал: «Реализм и бездарность — синонимы». И.Э. Грабарь вспоминал, что в те годы под влиянием футуристов все реалистическое, даже просто предметное считалось признаком некультурности, отсталости.

Такое же положение сложилось в театральном искусстве, переживавшем сразу после революции необыкновенный подъем. Наряду с прежними профессиональными создавались театры ведомственные, рабочие (в т.ч. рабочей молодежи — ТРАМы), красноармейские, профсоюзные, частные… Общее число театров, театральных студий и кружков в России достигло восьми-девяти тысяч. В одной Костромской губернии насчитывалось около 400 театров, в Москве — 168 (накануне I Мировой войны — 35). Возникло множество театральных обществ. В большинстве своем новые театры стояли на самых «левых» позициях, безоглядно ниспровергая прежние каноны и традиции. Театральный отдел Наркомпроса (ТЕО), созданный осенью 1918 г., последовательно возглавляли О.Д. Каменева[144], А.В. Луначарский, знаменитый режиссер В.Э. Мейерхольд. Все они были едины во мнении, что «рабочий класс не должен поддерживать старого театра». Первые советские пьесы были откровенно агитационными, примитивно плакатными, но зрители принимали их восторженно[145].

Пренебрежение к классическому искусству иногда принимало формы в буквальном смысле смертельные. Так, решая вопрос о предоставлении академических пайков, Отдел изобразительного искусства Наркомпроса вычеркнул из списков, обрекая тем самым на голод, художников В.И. Мухину, А.С. Голубкину, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, А.И. Ларионова и других лишь на том основании, что они были не «левыми», а «реалистами».

Политика Советской власти в области художественной культуры

Советская власть была с самого начала чрезвычайно идеологизирована. Руководители партии (Ленин, Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Сталин) проявляли постоянный интерес к литературным делам и лично вмешивались в них. По мере того, как положение Советской власти упрочивалось, руководство партии и аппарат ЦК оказывали все большее влияние на литературно-художественную жизнь, добиваясь, чтобы, как требовал Луначарский на X съезде РКП(б), «все науки, все искусства» были «пропитаны коммунистическим духом». В 1920 г. в структуре ЦК появился Агитационно-пропагандистский отдел (Агитпроп). Первым его руководителем был Сталин[146]. Агитпроп осуществлял общее руководство политикой в области культуры и образования, координируя деятельность Наркомпроса, Госиздата, цензурных ведомств, Главного Политуправления Красной Армии и т.п.

В 1924 г. был восстановлен существовавший в царской России и отмененный революцией разрешительный порядок создания творческих обществ и союзов. Надзор за их деятельностью осуществлял НКВД. Так был сделан первый шаг к огосударствлению творческих общественных организаций.

Уже в 20-х гг. художественная литература испытала растущее давление цензуры. Не случайно Е. Замятин в 1921 г. писал в статье «Я боюсь»: «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-нибудь нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь — я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое».

Впрочем, запреты распространялись и на «прошлое» русской литературы. Власти не только ограничивали издание книг русских классиков, но и предписывали изымать их из библиотек. В 1923 г. Главполитпросвет Наркомпроса, во главе которого стояла Н.К. Крупская, предписал очистить библиотеки от «контрреволюционной и вредной литературы». М. Горький писал В.Ф. Ходасевичу о том, как потряс его этот указатель, в котором значились произведения не только Платона и Канта, но также Л. Толстого и Н. Лескова. Подобные чистки проводились и позднее. Изымались книги Л. Андреева, И. Бунина, И. Гончарова, Ф. Достоевского. Особенно ретиво действовали на местах. В 1928 г. в журнале «Красный библиотекарь» рассказывалось, что в библиотеке г. Холмогоры было приказано изъять все книги Лескова и Л. Толстого. Библиотекарь робко признавалась, что все-таки иногда выдает «Войну и мир», поскольку «у нас, знаете, очень мало беллетристики, а спрос на нее большой».

В 1925 г. Главрепертком опубликовал список разрешенных к постановке опер.

Из сопроводительного циркуляра:

«Подавляющее большинство текущего оперного репертуара настолько чуждо нам идеологически или является настолько отсталым в художественном отношении, что говорить приходится не о твердом разрешении, а об известной терпимости его в социалистическом государстве. С другой стороны, в этот список не вошел ряд опер, которые категорически запретить по тем или иным причинам нельзя. Например, оперы «Снегурочка», «Аида», «Демон» и др. идеологически неприемлемы (демократически-монархическая тенденция в «Снегурочке», империалистический душок «Аиды», мистическая библейщина «Демона»),— но, принимая во внимание, что в опере впечатление от идейного момента ослабляется и до некоторой степени рассеивается музыкальной стороной… ГРК не возражает против разрешения в отдельных случаях и таких опер… Разрешению той или иной непомещенной в настоящем списке оперы должен предшествовать просмотр ее текста — в целях удаления… наиболее неприятно поражающих глаз и ухо моментов…»

Не обошли цензоры вниманием и детскую литературу. Н.К. Крупская писала: «Необходима непримиримая борьба с детскими книгами, проникнутыми чуждой идеологией, преподносимой обычно в весьма замаскированной, но очень эмоциональной форме». Специальная инструкция предписала изъять из детских библиотек произведения Буссенара, Жюль Верна, Стивенсона и др. Не рекомендовалось выдавать читателям книги Д. Хармса и К. Чуковского. О замечательной сказке последнего Крупская в 1928 г. отозвалась так: «Я думаю, что «Крокодил» нашим ребятам давать не надо… потому, что это буржуазная муть». «Чуковщине» была объявлена непримиримая война.

Впрочем, сказкам вообще не повезло. В 1925 г. одна из ведущих сотрудниц Наркомпроса объявила их «опиумом для народа», поскольку «в них недостает классового материала… они затуманивают его, порождают смуту в сознании ребенка» и мешают «воспитывать отважных борцов, бодро и смело глядящих на природу». В 1922 г. была запрещена (правда, ненадолго) сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», обвиненная не только в монархизме, но и… в порнографии! В 1925 г. подверглась запрету «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, а в 1927 г. две комиссии Наркомпроса долго и всерьез спорили о возможности издания такого опасного произведения как «Курочка-Ряба».

И все же как во время Гражданской войны, так и в двадцатых годах партия не брала на себя функции непосредственного руководства художественным творчеством, не предписывала литераторам, художникам, режиссерам и музыкантам, как им следует писать. Ленин, чрезвычайно жесткий в вопросах идеологии, не считал возможным навязывать художнику творческую манеру. Известно его высказывание о Маяковском: «Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области». Пройдет время и подобное заявление покажется свидетельством почти немыслимого либерализма. Но в то время такая позиция была общепринятой.

Л.Д. Троцкий, уделявший очень много внимания вопросам литературы и искусства, в 1923 г. писал: «Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и должна ограждать, содействовать и лишь косвенно — руководить. … Никаких готовых решений по вопросу о формах стихосложения, об эволюции театра, об установлении литературного языка, об архитектурном стиле и пр. у партии нет и быть не может».

18 июля 1925 г. ЦК РКП(б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы». В ней провозглашалось: «Партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы». ЦК высказывался «…за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области»» и призывал «проявлять терпимость ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним».

По сравнению с абсолютным партийным диктатом, утвердившимся в области литературы и искусства с 30-х годов, эта резолюция, автором которой был Н.И. Бухарин, выглядит либерально. Правда, специалисты считают, что во многом она была продиктована тактикой борьбы с оппозицией и стремлением привлечь на свою сторону творческую интеллигенцию. Относительная свобода, предоставленная художникам, и привела к тому, что двадцатые годы остались в истории советской культуры как время художественного разнообразия, борьбы различных школ и направлений, смелых творческих экспериментов.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в этой борьбе сами представители различных литературно-художественных групп нередко прибегали к политическим обвинениям в адрес соперников и обращениям к власти, иной раз принимавшим характер прямых доносов.

Пролеткульт

В июне 1918 г. в Петрограде состоялась конференция деятелей пролетарской культуры (пролеткультов). Она потребовала:

— ликвидировать буржуазную Академию Наук и создать пролетарскую академию социалистических знаний при Пролеткульте;

— создать пролетарский театр;

— закрыть кинематограф, который «является отравой для массовой психологии, возбуждая импульсы разврата и пошлости, и рассадником идей буржуазного общества».

Окончательно Пролеткульт сформировался в сентябре 1918 г., на первой всероссийской конференции пролеткультовских организаций. Вдохновитель Пролеткульта А.А. Богданов и его единомышленники провозглашали, что подлинно пролетарскую культуру могут создать только сами рабочие, которые являются единственными носителями подлинно пролетарской идеологии.

Люди, вставшие у руля Пролеткульта, в массе своей были типичными революционными фанатиками. Прошедшие тюрьмы, ссылки и эмиграцию, они искренне верили в светлое будущее и создание нового человека. В этом будущем не было место старому, несущему на себе отпечаток прежнего эксплуататорского общества. Проникнутые коллективистскими идеями, они были убеждены в том, что творческая индивидуальность — вздор, а незаменимых людей нет. О.Д. Каменева всерьез убеждала В.Ф. Ходасевича, что поэтами и художниками не родятся, а делаются, что идея о «даре» выдумана феодалами и каждого рабочего можно сделать поэтом — все дело лишь в доброй воле, хороших учителях и усидчивости. Теоретики Пролеткульта требовали, чтобы писатели перестали изображать чувства и судьбы отдельных людей. Более того, они призывали создавать художественные произведения коллективным методом[147].

Один из пролеткультовских поэтов В.Т. Кириллов еще в конце 1917 г. писал в стихотворении «Мы»:

Во имя нашего завтра — сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Пролеткульт стал всероссийской структурой. Его высшим органом была конференция, собираемая 1 раз в год. Она избирала ЦК Пролеткульта и его Президиум, председателя и заведующего отделом пролеткультов Наркомпроса. Центральным печатным органом Пролеткульта являлся журнал «Пролетарская культура». В 1919 г. насчитывалось свыше 100 провинциальных пролеткультов, которые издавали 15 журналов. Значительную часть средств Пролеткульт получал за счет субсидий Наркомпроса. Одновременно пролеткультовцы добивались автономии от государства и претендовали на превращение Наркомпроса в исполнительный орган Пролеткульта. Луначарский поначалу защищал «право пролетариата… на создание собственной культуры, независимой даже от Советского государства». Но Ленин занял непримиримую по отношению к Пролеткульту позицию. На I Всероссийском съезде Пролеткультов он добился принятия резолюции: «Всероссийский съезд Пролеткульта самым решительным образом отвергает, как теоретически неверные и политически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации, разграничивать области работы Наркомпроса и Пролеткульта или устанавливать «автономию» Пролеткульта внутри учреждений Наркомпроса и т.п.»

В начале 20-х гг. руководство Пролеткульта было сменено. Пролеткультовские организации сосредоточились в основном на вопросах образования.

Неприязнь к идеям Пролеткульта Ленин сохранил и позднее. В январе 1923 г. в одной из своих последних работ «Странички и дневника» он с раздражением говорил: «В то время, как мы болтали о пролетарской культуре и о соотношении ее с буржуазной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже и с буржуазной культурой дела обстоят у нас очень слабо. Оказалось, что, как и следовало ожидать, от всеобщей грамотности мы отстали еще очень сильно, и даже прогресс наш по сравнению с царским временем (1897 годом) оказался слишком медленным. Это служит грозным предостережением и упреком по адресу тех, кто витал и витает в эмпиреях «пролетарской культуры». Это показывает, сколько еще настоятельной черновой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивилизованного государства».

У многих трезво настроенных партийных интеллигентов идеи Пролеткульта вызывали иронию. Так, видный партийный деятель и литературный критик Н.С. Ангарский писал в 1923 г.: «Можно было бы подождать писать о пролетарской литературе до тех пор, пока она не появится».

Литературные группировки первых советских лет

Пролеткульт был влиятелен и пытался подчинить себе всю литературную жизнь. Однако одновременно с ним существовало немало других литературных направлений и групп. В 1918 г. возник Всероссийский союз писателей, в который вошли среди других Ю. Айхенвальд, Н. Бердяев, И. Бунин, М. Гершензон, Вс. Иванов, Б. Зайцев, Ф. Сологуб, К. Федин. По отзыву современника, союз объединил «беловатых» писателей.

Чуть раньше был создан Всероссийский союз поэтов. В нем состояли авторы самых разных направлений, объединенные стремлением воспевать романтику революции и способные шокировать публику такими, например, строчками: «И хилое тело Христа на дыбе вздыбливаем в Чрезвычайке» (А.Б. Мариенгоф). В 1921 г. Луначарский, состоявший почетным председателем союза, сложил с себя это звание, с возмущением заявив, что произведения членов союза «при несомненной талантливости авторов, представляют собой злостное надругательство и над собственным дарованием, и над человечеством, и над современной Россией…»

В 1919–1920 г. сложилась литературная группа «Серапионовы братья», в которую входили М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин, В. Шкловский и др. Все они стали впоследствии известными писателями и поэтами. Лев Лунц писал в программной статье: «У каждого из нас есть идеология, есть политические убеждения… Мы же вместе, мы — братство — требуем одного: чтобы голос не был фальшив, чтобы мы верили в реальность произведения, какого бы цвета они ни было… Мы пишем не для пропаганды. Искусство реально, как сама жизнь, и, как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует потому, что не может не существовать … Роман без ясного и точного мировоззрения может быть прекрасным, роман же на одной только голой идеологии — невыносим».

Зато группа «Кузница», отколовшаяся в 1920 г. от Пролеткульта, видела в пропаганде главную задачу творчества. Лидерами «Кузницы» были В. Казин (автор знаменитого стихотворения «Мы кузнецы и дух наш молод…», С. Обрадович, С. Родов, Н. Телешов и др. «Кузница» провозглашала: «Художественное творчество — функция общественной идеологии», а старое искусство именовала «искусством мертвецкой».

Возникновение РАППа

Осенью 1920 г. был образован Всероссийский союз пролетарских писателей. Весной 1921 г. он был переименован во Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП или РАПП). Наиболее активную роль в РАППе играли члены «Кузницы» и отколовшейся от нее группы «Октябрь». Позже к ним присоединились Л. Авербах, А. Безыменский, В. Ермилов, Ю. Либединский, Ф. Раскольников.

С 1923 г. РАПП издавал журнал «На посту» (с 1926 г. — «На литературном посту»). «На посту» объявил войну так называемым «попутчикам»[148], требуя «не пускать их в литературу». Особенно решительно журнал нападал на А. Толстого[149], И. Эренбурга, Л. Сейфуллину, Б. Пильняка, А. Ахматову, С. Есенина. «Напостовцы» травили «Серапионовых братьев», и даже Маяковского, которого именовали «мелкобуржуазным поэтом».

РАПП и «напостовцы» стремились не просто отбросить старое искусство, но и разорвать с прошлым. Даже употребление слов «Родина», «Россия» допускалось только в негативном смысле.

«Левый фронт»

В марте 1923 г. вышел первый номер журнала «ЛЕФ» («Левый фронт»). Вокруг журнала сложилось одноименное литературно-художественное общество, лидером которого был В.В. Маяковский. Программу «За что борется ЛЕФ» подписали Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак. В 1927–1928 гг. издавался журнал «Новый ЛЕФ».

Маяковский говорил: «Течение ЛЕФ это… всегдашняя борьба форм… постоянная борьба новых форм с формами отживающими, формами отмирающими». По словам Маяковского «лефистом» именовался «каждый, кто с ненавистью относится к старому искусству». Теоретики ЛЕФа выдвинули лозунг «литературы факта», требуя от писателей не романов, а работы в газете, фельетонов, стихов-агиток и т.п. Они считали, что нужно разрушить границы, отделяющие искусство от жизни. В театре В.Э. Мейерхольда, которому были близки идеи ЛЕФа, сцена сливалась со зрительным залом, зрители становились участниками представления.

«Перевал»

В 1924 г. образовалось общество рабоче-крестьянских писателей «Перевал». В него вошли: А. Веселый, Дж. Алтаузен, Э. Багрицкий, М. Голодный, А. Караваева, И. Катаев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Светлов и др. Группа заявила о том, что отвергает пролеткультовщину и РАПП, стремится к «художественному оформлению действительности». Группа сформировалась вокруг журнала «Красная новь», выходившего с 1921 г. под редакцией А.К. Воронского. «Перевальцы» отрицали возможность создания особой «пролетарской литературы» и вели нелегкую борьбу с РАППом[150]. Один из ведущих критиков «Перевала» А. Лежнев отмечал, что ЛЕФ и Пролеткульт (их идеи он считал практически совпадающими) игнорируют специфику искусства как особого вида человеческой деятельности, сводят его назначение к примитивно понятой целесообразности.

Литературное творчество

Пожалуй, самое существенное в литературе 20-х гг. было создано вдали от шумной борьбы литературных группировок. Несмотря на сложные отношения с властью и нелегкие бытовые условия, продолжали творить А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Достигли расцвета «крестьянские поэты»: С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев. Появились и новые замечательные поэтические имена: Э. Багрицкий, Н. Тихонов, И. Уткин.

Вышли из печати новые произведения М. Горького: «Мои университеты» (1923 г.) и «Дело Артамоновых» (1925 г.).

Гражданской войне были посвящены романы Д. Фурманова «Мятеж» и «Чапаев», повесть Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69», рассказы И. Бабеля «Конармия». С иных позиций писал о Гражданской войне М. Булгаков в «Белой гвардии»[151].

В 1925 г. появился замечательный исторический роман Ю. Тынянова «Кюхля». Историческому прошлому страны были посвящены также романы А. Чапыгина «Разин Степан» и О. Форш «Одеты камнем».

В 20-х гг. появилась и социальная фантастика. В 1920 г. Е. Замятин написал знаменитую антиутопию «Мы»[152]. В 1924 г. вышла повесть М. Булгакова «Дьяволиада», в следующем году — «Роковые яйца». В это же время была написана повесть «Собачье сердце»[153].

Драматургия и театральное искусство в 20-х гг.

В условиях нэпа число театров быстро сократилось из-за нехватки средств. Так в Москве в 1925 г. сохранилось 36 театров из 168, действовавших в 1918 г. Переведенные на хозрасчет театры увольняли часть актеров, сокращали жалование остальным. Относительное благополучие сохранялось на эстраде и в оперетте, поддерживаемых частным капиталом. Положение же драматических и оперных театров постепенно выправилось только во второй половине 20-х гг.

Репертуар театров и сценический язык сильно изменились по сравнению с годами Гражданской войны. Уже к началу 20-х гг. стало очевидно, что прежнее агитационное искусство перестало удовлетворять зрителя. Футуристические эксперименты в театре (как и в монументальной пропаганде, живописи) оказались непонятны тем самым рабочим, от имени которых стремились говорить «левые» художники. Число приверженцев «Театрального Октября» Мейерхольда постепенно сокращалось.

В 1923 г. Луначарский выступил с призывом «Назад к Островскому!». В театре возрождается реализм, внимание к бытовым деталям. Огромную роль в восстановлении театральных традиций сыграли старые академические театры, прежде всего МХАТ во главе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

В 20-х гг. возникли новые театральные коллективы, стяжавшие большую известность: театр МГСПС (впоследствии — им. Моссовета), театр Революции (им. Маяковского), театр им. Вахтангова, 2-й МХАТ во главе с М. Чеховым (ликвидирован в 1936 г.), Большой Драматический театр в Ленинграде.

В репертуаре первой половины 20-х гг. преобладала классика (Гоголь, Островский, Шекспир, Шиллер), так как советские пьесы были откровенно слабы. Правда, «левые» театры стремились к нетрадиционному и даже авангардному прочтению классической драматургии[154].

Театры смогли всерьез обратиться к современной тематике лишь с середины 20-х гг. с появлением таких драматических произведений как «Дни Турбиных» М. Булгакова (поставлена МХАТом в 1926 г.), «Любовь Яровая» К. Тренева (Малый театр, 1926 г.), «Шторм» В. Билля-Белоцерковского (театр МГСПС, 1926 г.), «Разлом» Б. Лавренева (БДТ и театр им. Е. Вахтангова, 1926 г.), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (МХАТ, 1927 г.), «Мандат» Н. Эрдмана (театр Мейерхольда, 1927 г.). Однако почти все эти спектакли пробивались к зрителю с огромным трудом из-за яростного сопротивления цензуры.

Кинематограф

Широко известна фраза Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Действительно в огромной стране с малограмотным населением кинематография обладала уникальными возможностями с точки зрения просвещения и пропаганды. Кинофильм могли увидеть жители самых отдаленных уголков, куда никогда не добрался бы театральный коллектив. Однако до этого оставалось еще далеко: российское кинохозяйство после революции было крайне скудным.

Фактически стояла задача создания новой кинематографии. В 1919 г. все оставшееся в России кинопроизводство было национализировано. Несмотря на трудности, фильмы все же выпускались. Только в Москве за время Гражданской войны было выпущено 13 художественных, 6 детских, 35 агитационных. 12 научно-популярных картин и 150 короткометражных лент. В 1919 г. была создана первая киношкола. В 1922 г. на ее основе были основаны Государственные мастерские, а в 1925 г. — Государственный техникум кинематографии.

С началом нэпа стало восстанавливаться частное производство кинофильмов, рос импорт зарубежных, преимущественно развлекательных, лент. Вместе с дореволюционными картинами они полностью преобладали на экране, в то время как советские фильмы занимали ничтожное место в прокате. Для того, чтобы исправить положение и сделать кино мощным идеологическим оружием, в конце 1922 г. было создано центральное государственное кинопредприятие «Госкино», получившее монопольное право на прокат картин. В 1926 г. была создана кинокомиссия при Отделе агитации и пропаганды ЦК и худсовет в составе Главполитпросвета. В их руках сосредоточилось идеологическое руководство кинематографом. Партия, как и требовала резолюция XIII съезда РКП(б), «овладела» кинематографом.

Постепенно наметился рост советского кинопроизводства. Если в 1923 г. было снято 12 художественных фильмов, то в 1927 г. — 98. В 1923–1927 гг. были сняты такие картины как «Красные дьяволята» И. Перестиани, «Аэлита» Я. Протазанова, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, «Поручик Киже» С. Юткевича. Всемирную славу завоевал фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».

Но по-настоящему широкого распространения в стране кинематограф в 20-х гг. еще не получил. В 1927 г. на всей территории СССР было 7 тыс. киноустановок, в том числе в деревне — лишь 2 тыс.

Архитектура и изобразительное искусство

20-е годы внесли много нового в архитектурное творчество. Продолжали работать мастера предшествующей эпохи, творцы русского модерна (Ф.О. Шехтель) и псевдорусского стиля (А.В. Щусев), но ведущим архитектурным направлением эпохи стал конструктивизм, характеризующийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм. В этом стиле был построены Краснопресненский универмаг (архитекторы В.А. и А.А. Веснины), Дом коммунальников на Стромынской площади и клуб завода «Каучук» на Плющихе (арх. К.С. Мельников), клуб им. Зуева на Лесной улице (арх. И.А. Голосов), здание газеты «Известия» на Тверской улице (арх. Г.Б. Бархин), стадион «Динамо» (арх. А.Я. Лангман).

Одним из заметных московских зданий начала 20-х гг. был 11-этажный (для того времени — почти небоскреб!) дом Моссельпрома (архитектор Д.М. Коган, инженер В.Д. Цветаев). Фасады дома были выкрашены в два цвета, украшены яркой рекламой: надписями «Дрожжи, папиросы, пиво и воды, печенье, конфеты, шоколад» и знаменитой строчкой Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме!».

Однако и в эти годы создавались совершенно иные постройки. Так, при расширении здания Госбанка архитектор И.В. Жолтовский возвел боковые шестиэтажные корпуса в неоклассическом стиле, за что, правда, подвергся нападкам критики.

Интересные градостроительные решения 20-х гг. воплотились в кооперативном поселке «Сокол». Он был спроектирован как поселок-сад с бульварами и парком. «Сокол» стал своеобразным полигоном малоэтажного строительства. Известные архитекторы Н.В. Марковников, В.А. Веснин, И.И. Кондаков и др. возвели здесь дома необычной, подчас причудливой планировки из различных материалов: дерева, кирпича, панелей и т.п.

Для развития изобразительного искусства 20-х гг. характерно острое противостояние «левых» направлений и реализма. В традициях старого реалистического искусства работали И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин, К.Ф. Юон, различные направления художественного авангарда разрабатывали в своем творчестве П.П. Кончаловский, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин, В.Е. Татлин, П. Филонов и другие. Во второй половине 20-х гг. появляются новые выдающиеся имена: С.В. Герасимов, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон…

Существовало множество различных художественных объединений и групп: «Бубновый валет» (в 1925 г. преобразован в «Общество московских живописцев»), общество «Искусство — жизнь», НОЖ (новое общество живописцев), общество художников и скульпторов «Жар-цвет», Общество художников им. Репина, общество «Четыре искусства», общество станковистов (ОСТ) и другие.

Реалистические традиции прежних лет стремилось поддерживать «Товарищество передвижных художественных выставок». В декларации, связанной с открытием в 1922 г. своей 47-й выставки, передвижники провозглашали: «Оставаясь верными реалистической живописи, мы будем искать более близких народным массам приемов, чтобы… помочь массам осознать и запомнить великий исторический процесс».

В 1922 г. они создали новое объединение — Ассоциацию художников революционной России. Лидеры АХРР П.А. Радимов и Е.А. Кацман выдвинули лозунг «героического реализма». Художник должен был «запечатлеть величайший момент истории в ее революционном порыве». Одним из первых проектов АХРР стало предложение создать в стиле героического реализма портреты членов Совнаркома. Власти, однако, отказались финансировать заказ, считая передвижников «давно угасшей художественной организацией».

Вместе с тем, положение «левых» не было прочным. Художники из-за исчезновения после революции богатых меценатов оказались особенно зависимы от государства, ставшего их практически единственным заказчиком. Представители новой власти зачастую просто не понимали авангардистского искусства, невзирая на провозглашаемую им ультрареволюционность. Одним из первых симптомов будущего конфликта государства с художественным авангардом стало в 1923 г. возмущенное требование М.В. Фрунзе убрать с выставки его портрет, выполненный в художественной манере кубизма.

В 1923 г. идеологи АХРР предприняли серьезную атаку на «левое» искусство, объявив футуризм буржуазным явлением, отражающим «гниение капиталистической системы. Именно этим объясняли они успех художественного авангарда в начале ХХ века. Творчество К.С. Малевича было объявлено «реакционной абракадаброй». В 1926 г. состоялась дискуссия в журнале «Жизнь искусства». Глава АХРР Е. Кацман заявил: «Что дали левые? Ничего, или почти ничего». «Левые» ответили обвинениями в примитивной технике и рабском следовании традициям XIX века.

В середине 20-х гг. АХРР нашла поддержку в Наркомпросе и с его помощью постепенно оттеснила «левых» от прежде занимавшихся ими руководящих позиций. Ряды АХРР быстро росли, к ней присоединились художники многих других групп и направлений. Спустя годы Е. Кацман вспоминал: «Сначала нас вообще не признавали. Потом стали говорить, что идеологически мы правы, но плохие художники. Дальше признали среди нас нескольких хороших художников. И наконец, растерявши всякие возражения и желая шагать в ногу с эпохой, стали забрасывать нас заявлениями о вступлении к нам в АХРР».

Стремление АХРР к монополии побудило художников других направлений обратиться с жалобой в высокие государственные инстанции. В 1926 г. в письме на имя Сталина представители пяти художественных обществ язвительно отметили, что «писание портретов партийных и советских вождей в манере… старых генеральских портретов» не является доказательством особой революционности одной из групп и просили партийное руководство дать «ясную формулировку в виде партийной руководящей директивы по аналогии с резолюцией о художественной литературе». Художники просили о равной государственной поддержке всех творческих направлений.

Итак, в изобразительном искусстве, как и в литературе, в 20-х гг. происходила острая борьба направлений. Сталкивались «левые» и традиционные школы и группы, обсуждались вопросы пролетарского искусства. Размежевание среди художников было даже глубже, чем среди писателей. В изобразительном искусстве не было такой мощной и агрессивной организации, какой был РАПП. Но именно в эти годы, даже раньше, чем в литературе, начал складываться художественный метод социалистического реализма с присущей ему героизацией и приукрашиванием окружающей жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем была вызвана организация кампании по ликвидации неграмотности? Какое значение она имела?

2. Как изменилось российское школьное образование после революции и в 20-х гг.?

3. Какие цели преследовало создание Всесоюзной пионерской организации? Почему эта организация создавалась на базе школы?

4. Охарактеризуйте политику Советской власти в области высшего образования.

5. Как и почему изменилось после революции положение общественных наук?

6. Охарактеризуйте отношения Советской власти с художественной интеллигенцией в первые послереволюционные годы.

7. Чем объясняется небывалое оживление культурной жизни в годы Гражданской войны?

8. Каковы причины возникновения Пролеткульта? Чем объясняется его конфликт с партийным руководством?

9. Какие литературно-художественные группировки 20-х гг. вы считаете идейно близкими пролеткульту, какие — противостоящими ему?

10. Как вы понимаете термин «пролетарская культура»? Согласны ли вы с тем, что культура носит классовый характер?

11. Охарактеризуйте политику партии в области литературы и художественного творчества в первой половине и середине 20-х гг.

12. Что такое «героический реализм»? Почему сразу после революции восторжествовало «левое искусство», но уже с середины 20-х гг. оно начало утрачивать завоеванные позиции?



ТРАГЕДИЯ «БОЛЬШОГО СКАЧКА»

Мы живем, под собою не чуя страны.

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлевского горца —

Душегубца и мужикоборца.

О. Мандельштам

Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.