История развития аптек в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еще задолго до возникновения аптечного дела в России торговля всевозможными лекарственными веществами производилась в зеленных и москательных лавках. Отчасти вследствие того, что при отпуске сильнодействующих средств случались отравления, а главным образом для ограждения царских аптек от конкуренции и от утечки товаров было издано распоряжение о прекращении всякой торговли лекарствами в упомянутых лавках. Население Москвы лишилось обычного способа приобретения медикаментов, ибо царские аптеки, конечно, не могли удовлетворить спрос всей столицы и, кроме того, к казенным аптекам не было особого доверия. Однако к концу XVII века ни две-три казенные аптеки, ни невежественные зеленщики уже не могли удовлетворить потребность большой столицы в лекарственной помощи.

Хотя ко времени учреждения в России первых аптек уже существовали совершенно обособленные профессии врачей и аптекарей, но они были, по-видимому, весьма тесно связаны, и в деле врачевания аптека играла в то время центральную роль, как видно из названия административного центра, заведовавшего всем медицинским и аптечным; делом. Имеются данные о существовании уже при Иване Грозном аптекарской палаты, которая была преобразована Борисом Годуновым в Аптекарский приказ. Это учреждение, как и подведомственные ему аптеки и врачи, обслуживало главным образом царский двор и знатных бояр. В смутное время Приказ прекратил свои функции и был восстановлен лишь в 1620 г.

Главным источником дохода аптек служили отчисления других приказов, и, в особенности, приказа „Большой денежной казны".

На службе в Аптекарском приказе состояли „дохтура", т. е. врачи по внутренним болезням, „лекаря", т. е. хирурги, которые строго отличались от „дохтуров" и, не имели права самостоятельно лечить, и „аптекари", которые принимали ближайшее участие в лечение больных и консилиумах.

Петр I, стремившийся преобразовать все учреждения на европейский лад, занялся и аптечным делом, стремясь, в частности, положить конец самолечению и безрецептурному отпуску лекарственных средств. Им, 20 ноября 1701 г., был издан указ об открытии восьми аптек.

Очевидно, уже тогда можно было опасаться, что частная аптека увлечется напитками и начнет их продавать не только для лекарственных целей, и поэтому и том же указе прибавлено: „а виноградного или иного какого нелекарственного питья в тех аптеках не держать". Монопольное право аптек на продажу лекарств имело, очевидно, решающее значение, ибо всего через месяц после первого указа Петр I опять обрушивается на зеленщиков, не ограничиваясь простым запретом торговли, а требуя сломать лавки. Но эти меры не остановили самовольное распространение лекарственных средств, хотя, конечно, их оборот достаточно существенно снизился.

Таким образом, была закреплена аптечная монополия привилегия, которая с некоторыми изменениями просуществовала вплоть до Октябрьской революции. Насколько учреждение аптек было трудным делом, видно из того, что на устройство восьми аптек понадобилось 12 лет. Первая аптека была открыта в 1702 г., а последняя из восьми лишь в 1713 г. В первой половине XVIII века в Москве было лишь 14 аптек. После этого аптеки стали открываться и в другие городах. Однако учреждение казенных и госпитальных аптек всюду предшествовало учреждению частных.

Точной даты возникновения первой аптеки установить не удается. В 1581г. из Англии по рекомендации королевы Елизаветы в Россию приехал аптекарь Джемс Френчем и устроил небольшую царскую аптеку.

В аптеке занятия происходили ежедневно, и аптекари должны были оставаться „до вечернего благовеста". При болезни членов царской семьи аптекари должны были „дневать и ночевать в аптеке". За любые прогулы из жалованья аптекарей делали вычеты.

Лишь в начале второй половины XVII столетия стала допускаться продажа лекарств из царской аптеки частным лицам.

Медикаменты для царской аптеки приобретались первоначально исключительно на Западе, главным образом и Англии, но впоследствии они стали пополняться различными путями.

Несмотря на исключительную нужду в лекарственной помощи, испытываемую всем населением, все же прошло около ста лет до открытия второй аптеки в Москве. Лишь в 1672 году в новом Гостином Дворе была основана вторая "новая" аптека. Она отличалась от старой", или царской аптеки, тем, что была предназначена „для продажи всяких лекарств всяких чинов людям". В административном отношении новая аптека подчинилась царской.

В конце XVII столетия многие аптекарские товары имелись в продаже в специальных аптекарских складах в пограничных городах. Но впоследствии

правительство нашло невыгодным делать подобные закупки в аптекарских складах и стало посылать своих людей за границу для специальной закупки лекарств из первых рук.

В начале XVIII века аптечная сеть развивалась главным образом под влиянием военных нужд. Аптеки учреждались при военных и морских госпиталях. Эти аптеки были достаточно хорошо устроены, при них были лаборатории, а при некоторых и лекарственные огороды.

Сеть частных аптек развивалась очень медленно, несмотря на предоставленные Петром I исключительно широкие льготы. Учредителям частных аптек для поощрения, предоставлялись все возможные преимущества и привилегии.

Интересы учредителя аптеки были ограждены монополией: никто в данном городе или районе не мог открывать другой аптеки. Аптеки были освобождены от военных постоев, а фармацевты - от воинской повинности и податного состояния.

В отличие от всех других торговых учреждений аптеки пользовались государственным гербом на вывесках и на упаковках.

Привилегиями и льготами правительство стремилось обеспечить добросовестность аптекарей как в отношении надлежащего устройства аптеки, так и в отношении правильного отпуска лекарств.

Аптеки представляли собой в масштабе того времени неплохо устроенные лаборатории. До середины XIX века аптеки по закону обязаны были изготовлять решительно все препараты в своей лаборатории. Правда, с возникновением производств промышленного масштаба некоторые препараты аптеки закупали, но как правило, большинство препаратов производили сами или приобретали в других аптеках.

По закону аптека обязана была все поступающие препараты подвергать исследованию. Аптека обслуживала население не только лекарствами. Все косметические, технохимические и тому подобные препараты готовились в аптеках.

Особое место в развитии русской фармации XIX века занимало Фармацевтическое общество в Петербурге, возникшее в 1818 г. С 1839 г. по 1917г это Общество издавало "Фармацевтический журнал". В 1845 г. состоялось постановление Правительства о выдаче Обществу ежегодно из государственных средств субсидии в размере-1 200 рублей. В 1889 г. при Обществе имелась библиотека в 2200 томов, фармакогностические и минералогические коллекции, гербарий из 3330 экземпляров, школа и касса взаимопомощи.

Вскоре, однако, это Общество, состоявшее почти исключительно из владельцев аптек, главное внимание обратило на защиту аптечной монополии и классовых интересов аптекарей и сыграло, как увидим в дальнейшем, в развитии русской фармации реакционную роль.

Подготовка фармацевтических кадров в России.

Наличие современной фармацевтической и медицинской промышленности является одним из показателей развитой экономики, сильного научно-технического и производственного потенциала государства. За период 1990-х годов в России практически исчезли собственные производственные мощности, способные обеспечивать страну лекарственными субстанциями и препаратами, а так же сырьем и оборудованием, необходимым для их производства. Серьезный урон по нес и научно-исследовательский потенциал, что во многом, было обусловлено отсутствием целей и задач по развитию, значительно устаревшей материально-технической базой и отсутствием новых кадров. Таким образом, сложилась ситуация, создающая прямую угрозу безопасности страны в области обеспечения отечественными лекарствами, даже из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не говоря уже об инновационных молекулах и системах доставки.

 

Для изменения данной ситуации в Российской Федерации были разработаны программы развития государства, а так же медицинской и фармацевтической отрасли, получившие отражение в ряде основополагающих документов:
1) Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (далее – ФЦП), утвержденная Правительством Российской Федерации.
2) Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации
3) Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года «Фар ма-2020» (да лее – «Фар ма-2020»), разработанная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
4) Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В данных документах произведен анализ сложившейся ситуации, выявлены наиболее перспективные пути развития медицинской и фармацевтической науки, а так же созданы механизмы, поддерживающие переход отечественной фармацевтической промышленности на инновационную модель развития и способствующие коммерциализации научных продуктов.
Исходя из положений Стратегии, в ближайшие годы планируется активное развитие инновационных биомедицинских технологий, в частности молекулярной медицины, биотехнологии, медицинской техники, новых диагностических систем, продуктов клеточной технологии и нейрокомпьютеров.
В «Фарме-2020» был проведен глубокий анализ ситуации на отечественном фармацевтическом рынке и предложена инновационная модель развития со значительной государственной поддержкой в области финансирования научно-исследовательских работ (НИР) и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ ОКР), создания рынка инновационных проектов, что создает условия для развития производства высоко технологичной фармацевтической продукции, а следовательно, российской прикладной науки и инженерии. При этом включены механизмы инвестиционного развития отрасли, направленные на локализацию производства современных препаратов-дженериков и инновационных препаратов на территории Российской Федерации.
Стоит отметить, что проведение научных исследований по разработке и всестороннему изучению новых лекарственных препаратов – дорогостоящий, длительный и трудоемкий процесс, имеющий конкретную цель – выпуск препарата на рынок. Под фармацевтической разработкой понимают комплекс исследований, позволяющих получить готовую лекарственную форму с заданным действием и стандартизованную технологию ее производства и анализа . В условиях введения над лежащей производственной практики на производстве растут требования к оформлению результатов научно-исследовательской работы и полученной технической документации.
Одним из ориентиров является руководство по фармацевтической разработке Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека (The International Conference on Harmonisation, ICH). После завершения стадии разработки происходит переход к опытно-промышленному и промышленному производству, что так же является достаточно трудоемким процессом, в особенности для инновационных препаратов с отличными от традиционных технологиями производства.
Фармацевтическое производство – одно из самых наукоемких и инновационных производств в мире. Его развитие в стране позволит решить проблему нехватки отечественных препаратов и снизить, а в перспективе полностью устранить зависимость от импортных лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Однако возрастающие требования к качеству лекарственных препаратов, сложность производства современных высокотехнологичных лекарств, введение правил надлежащей производственной практики делают совершенно необходимым наличие высококвалифицированных кадров. Этот вопрос отмечен в «Фар ме-2020» как один из первостепенных для решения. В частности, уже сейчас наблюдается дефицит квалифицированных технологов-разработчиков и производственников, специалистов в области доклинических исследований.
При всей глобальности задач возникает вопрос, а кто не посредственно будет проводить разработку новых препаратов, создавать системы доставки и строить производство? Безусловно, для успешной работы нужен весь спектр специалистов, при чем нужны как сами разработчики, так и специалисты, способные сопровождать весь цикл фармацевтической разработки.













Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.