Развитие народной медицины и лекарствоведения в Московском государстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В России народная медицина занимала ведущее положение вплоть до середины XVII столетия, когда в стране стали развиваться государственные формы подготовки лекарей.

Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных травниках и лечебниках, а также исторических и историко-бытовых повестях того времени. Среди них — записанная в XV в. "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра.

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали берёзовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого "Христианская топография" Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о.Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с "лежащими к Западу от них странами" .

Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести "Александрия" (о походе Александра Македонского в Индию), в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина "Хожение за три моря" (1466-1472), которые в силу их большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в "Вертограде", впервые переведенном на древнерусский язык с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым.

В XV и XVI в. Московская Русь переживала период своего возрождения. Осваивались новые земли, совершенствовались орудия труда, быстро развивались ремесла. Одновременно в Москве и других городах возникали элементы подлинного западноевропейского Ренессанса в архитектуре, искусстве и ремеслах. В XV в. в Москве появились итальянские, немецкие и другие западноевропейские архитекторы, английские и голландские врачи и аптекари. Однако в государстве наблюдалось значительное отставание в области просвещения. Тем не менее богатые традиции медицины и лекарствоведения не были утрачены. «Лечцы» в городах и селах Руси продолжали практиковать, составлять и распространять рукописные произведения медицинского характера. К XV в. относится составление «Лечебника Строгановых лекарств», а также рукописи под названием «Книга, глаголемая Травник, травам всяким по азбучным словам».

Самое широкое распространение на Руси получили лечебники, травники и зелейники, в которых находил отражение опыт народной медицины и русских лекарей-профессионалов. В них описывались лечебные свойства растений, давались советы, как лечить некоторые заболевания. Лечебники и зелейники содержали практические сведения без всяких элементов религии и мистики.

К первой половине XV в. относится список рукописи «Галиново на Иппократа», т.е. комментарии Галена к Гиппократу, обнаруженный в Кирилло-Белозерском монастыре. Это был переводной трактат-комментарий, в котором кратко излагались достижения античных авторов в теории медицины. Еще более выразительным было произведение, известное под названием «Врата Аристотеливы» или «Тайная тайных». Книга пробуждала интерес к человеческой личности. По-новому был обрисован этический облик врача -- в нем одинаково хороши должны быть как его мысли, так и внешний облик и его физическое состояние. Внутренним украшением врача являлись отзывчивость, доброта, упражнения в постоянном самовоспитании. Медицинские знания ему рекомендовалось систематически черпать из книг.

Лекарственные формы рукописных травников и лечебников отличались большим разнообразием: «питие», «порохи», «мазуни», «пласты-ри». «Горошки» (пилюли) должны были «клатися болящему под язык». Прописывались полоскания настоями лекарственных трав, применялись ингаляции паром через камышинку из горшка с кипящей водой. Использовались присыпки на язвы и раны «из пороха жженой коры березовой», растертого «ладана росного». Для исправления вкуса применяли мед, уксус, соль, сахар, молоко. Вино должно быть «не мутно».

Взвешивание было обязательным при назначении сильнодействующих веществ. Часто гирьки заменяли монетами, бобовыми и ячменными зернами. Авторы лечебников предпочитали обращаться к бытовой метрологии: «горсть», «ковш», «чарка добрая». Иногда для этой цели служила яичная скорлупа или скорлупа грецкого ореха. В глазной практике применяли капли.

Количество назначаемого лекарства в лечебниках ставилось в зависимость от возраста и физической крепости больного. «Люди дебелые и мокростные» противопоставлялись «людям сухолявым и тощим». Существовала «особна лечба бражникам».

29).Первые аптечне заведения в России- Москательные и зелейные лавки.

История аптечного дела в России началась со времен Ивана Грозного, точнее с 1581 г., когда Джеймс Френхем, талантливый химик и искусный изготовитель лекарственных веществ, открыл в Москве первую аптеку. Долгое время она выполняла роль и первой российской химической лаборатории. Здесь проводил свои опыты крупнейший отечественный химик Товий Ловиц. Кстати, в XVI-XVII веках в аптеках работали и многие выдающиеся европейские химики.

Царская аптека оставалась единственной в России на протяжении почти 100 лет. Сначала она обслуживала только царскую семью, но позднее лекарствами из этой аптеки могли пользоваться дворяне и приказные служители. Источником лекарств для остального народа служили так называемые зелейные и москательные лавки. Именно о них мы и поговорим дальше.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.