Расстояние между премолярами и молярами,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Широтный индекс лица и величина угла нижней челюсти

 

у лиц с кариесрезистентными зубами и при поражении зубов множе­ ственным кариесом

 

Показатель

Кариесрезис- Пораженные

Р

 

Тентные

Множественным кариесом

                  Расстояние между пре­

3,87±0,О5

3,54±0,05

<0,001

 

Молярами, см

          Расстояние между мо­

4,93±0,07

4,59±0,07

<0,001

 

Лярами, см

          Широтный индекс лица 86,4±0,69 89,3±1,46 <0,05   Угол нижней челюсти,

120,0±1,0

127,0±1,0

>0,001

 

Градусы

         

 

Оказывается, во временном прикусе нет достоверной разницы в развитии челюстей как кариесрезистентных лиц, так и подвержен­ ных множественному кариесу. Эта разница начинает проявляться в сменном прикусе, прежде всего в показателях ширины альвеоляр­ ных отростков, а затем полностью представлена в постоянном при­ кусе (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, В.Л.Васильев, 1987).

 

Более интенсивная редукция альвеолярных отростков по срав­ нению с редукцией зубов приводит к развитию ряда зубочелюстных аномалий, основной признак которых — скученное положение зу­ бов, что может приводить к увеличению поражаемости их кариесом. Можно предположить, что редукция зубов служит приспособитель­ ным механизмом при значительно уменьшенных альвеолярных от­ ростках. Уменьшение размера зубов и отсутствие некоторых из них как бы нивелируют образовавшийся дефицит места. При исследова­ нии были сформированы две контрастные группы: лица с выражен­ ными признаками редукции зубов (адентия латеральных верхних резцов) и лица с незначительными признаками редукции зубов (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, Н.Г.Дроздовская, З.В.Еремина, 1985). Оказалось, что при большой степени редукции зубов альвеолярные отростки значительно уже и короче по сравнению с лицами, имею­ щими незначительные признаки редукции зубов (табл. 14).

 

Интересны результаты исследования поражаемости зубов кари­ есом в зависимости от степени редукции зубов. Изучался индекс КПУ в области фронтальных и жевательных групп зубов у двух контрастных групп: с выраженными признаками редукции зубов (адентия верхних латеральных резцов) и с незначительными при-


 


125


 

6 12

 

 

Таблица  13

 



Антропометрические показатели челюстей

 

у лиц различного возраста (кариесрезистентных

и пораженных множественным кариесом)

 

 

Показатель

Временный прикус (4—5 лет)

   

Сменный прикус начальный период (6—7 лет)

                                       

КР

КП

t

 

Р

КР

КП

 

t

   

Р

               

 

                                 

Индекс Пона

                                  — премолярный 69,1±2,1 67,3±2,0   0,64     >0,05   71,9±2,1   80,9±1,9

3,18

    <0,01   — молярный —

 

—   —     —  

Сагиттальный индекс

139,4±5,9 140,9±4,2   0,21     >0,05   160,6±7,2   171,8±4,8

1,36

    >0,05  

Угол нижней челюсти

127,6±1,0 126,3±1,0   0,91     >0,05   125,0±1,0   126,9±1,3

1,17

    >0,05                                                                    

Продолжение

табл. 10          

 

 

     

 

 

       

Показатель

Сменный прикус конечный период (9—12 лет)

     

Постоянный прикус

                                         

КР

КП

 

t

   

Р

 

КР

 

КП

 

t

 

Р

       

 

         

 

                                 

Индекс Пона

     

2,31

           

83,3±2,5

 

2,22

        — премолярный 83,0±1,8 88,6±1,6       <0,05   76,2±1,8         <0,05   — молярный 65,8±1,2 68,6±1,4   2,48     <0,05   59,0±1,7   65,4±0,8   3,32     <0,01  

Сагиттальный индекс

166,5±7,4 176,2±4,4   1,12     >0,05   183,2±5,5   227,2±13,5   3,01     <0,01  

Угол нижней челюсти

127,9±1,4 130,9+2,9   0,94     >0,05   120,0±1,0   127,0±1,0   4,96     <0,001                                        

 

П р и м е ч а н и е : во временном прикусе и начальном периоде сменного прикуса "премолярный индекс" определяется по временным первым молярам.


 

     

Таблица 14

 
 

Антропометрические показатели лица и челюстей

   
 

При различной степени редукции зубов

   
           
    Лица с Лица с    
 

Показатель

выраженными незначительными

Р

 
 

Признаками

Признаками

 
       
    редукции зубов редукции зубов    

 

       

Индекс Пона

       
премолярный 89,4±2,2 77,9±1,8 <0,001  
молярный 66,6±2,3 60,3±1,5 <0,05  

Длина переднего отдела

       

Зубного ряда верхней

12,3±0,7 15,7±0,3 <0,001  

Челюсти, мм

       

Угол нижней челюсти, град.

125,9±1,2 122,8±1,2 >0,05  

Широтный индекс лица

81,8±3,2 84,8±1,5 >0,05  
           

 

знаками редукции зубов (В.А.Дистель, С.Г.Беньковская, И.В.Аниси-мова и другие, 1991). Оказалось, что в группе без выраженных при­ знаков редукции зубов интенсивность поражения кариесом шести верхних фронтальных зубов составляет 50 % от интенсивности пора­ жения шести жевательных зубов. В группе же с выраженными при­ знаками редукции этот показатель равнялся лишь 3,46 %. Естествен­ но, отсутствие одного или двух латеральных резцов сказалось на ре­ зультатах в группе с выраженными признаками редукции зубов. Тем не менее можно заключить, что адентия тех или иных зубов при интенсивной редукции жевательного аппарата является при-способительнным механизмом, "спасающим" зубочелюстную систе­ му от катастрофического разрушения кариозным процессом.

 

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что ана-томо-физиологические особенности жевательного аппарата, разви­ тие кариеса зубов и зубочелюстных аномалий тесно взаимосвязаны. Это обстоятельство необходимо в первую очередь учитывать при планировании и проведении профилактических мероприятий.

 

Наиболее важными условиями правильного формирования же­ вательного аппарата мы считаем следующие:

 

1. Хороший уровень здоровья будущей матери (здоровый образ жизни).

2. Естественное вскармливание ребенка грудного возраста.

 

3. После прорезывания временных жевательных зубов употреб­ ление ребенком достаточно жесткой и витаминизированной пищи (свежие овощи, фрукты, сухари, корка хлеба и др.).

 

4. Достаточное количество молочных продуктов.


 


127


5. Рациональная гигиена полости рта.

 

6. Формирование у ребенка высокого уровня здоровья (физ­ культура, спорт, общеоздоровительные мероприятия).

 

7. Первичная стоматологическая профилактика и своевремен­ ная санация полости рта.

 

8. Предупреждение развития вредных привычек (сосание соски, языка, пальца и др.).

 

9. При появлении первых признаков развития зубочелюстных аномалий — консультация у ортодонта.

 

Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслужива­ ния населения, включающий необходимый комплекс оздоровитель­ ных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероп­ риятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виногра­ дова, 1988). Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.

 

Для успешного проведения профилактических и лечебных ме­ роприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дош­ кольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспан­ серных группах детей является участковый детский стоматолог. Ор­ тодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально — за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными анома­ лиями и деформациями они группируются по нозологическим фор­ мам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходи­ мо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10 ООО детей.

 

Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:

 

1. Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий

 

и деформаций и установление предрасполагающих факторов и при­ чин их развития.

 

2. Определение диспансерных групп и составление плана про­ филактических и лечебных мероприятий.

 

3. Своевременное направление детей со сформированными ано­ малиями на лечение.

 

4. Контроль за началом и проведением специализированного ле­ чения, контакт с родителями и воспитателями.

 

5. Контроль за устранением выявленных факторов возникнове­ ния аномалий и деформаций.

 

6. Организация и проведение в детских коллективах обучения де­ тей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содер­ жанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигие­ нических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.

 

7. Организация и проведение миогимнастики.


 



128


 

При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объедине­ ния по нозологическим формам, группируются по признаку этапно-сти развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяе­ мую при этом систему.

I группа. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Воз­ можные незначительные отклонения в строении жевательного аппа­ рата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям прово­ дится воспитание гигиенических навыков, способствующих здоро­ вому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматрива­ ются участковым детским стоматологом один раз в год.

 

II группа. Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функ­ ций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артику­ ляции языка, губ, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска", предрасполо­ жение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероп­ риятий значительное место у детей этой группы должно быть отве­ дено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упраж­ нения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушен­ ную функцию данного ребенка.

 

Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в тече­ ние трех месяцев. После полного устранения причин развития зубо­ челюстных аномалий и нормализации всех функций они, как прави­ ло, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть де­ тей переходит в третью диспансерную группу.

I I I группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюст­ ные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов

 

и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнас-тика является самостоятельным методом лечения, то в третьей — комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин

 

и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

 

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные факторы у них устраняются по методике,


 



129


определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Исключение из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнасти-ка в этой группе может применяться как в период активного лече­ ния, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).

 

При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков пер­ вой группы, то есть в группу здоровых детей.

 

Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в преддиспансерную группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консуль­ тация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнас­ тика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлини­ ки, консультация и лечение у окулиста и др.).

 

Медицинская карта стоматологического больного ф. 043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта дис­ пансерного наблюдения ф.030/у, утвержденная приказом МЗ СССР

 

от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.

 

В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппара­ та, а также к необходимости дополнительного вмешательства тера­ певтов, хирургов, помощи логопедов. Все это в свою очередь влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ор­ тодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на актив­ ное аппаратурное лечение большое количество больных.

 

Ежемесячно врач, работающий в отделении 2—3 года, заканчи­ вает лечение от 6 до 8 детей, они не снимаются с диспансерного учета, а переводятся в группу здоровых детей и остаются иод на­ блюдением. Постоянно из 3—4 групп часть детей с улучшением пе­ реходит в группу 2 и 1, освобождая место для вновь выявленных.

 

Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечеб­ ной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.

 

Для оценки организации и эффективности диспансеризации ис­ пользуются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторы­ ми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:


 



130


 

1. Отбор больных для диспансерного наблюдения.

 

2. Непосредственно диспансерное наблюдение.

 

Соответственно и анализ работы проводится в двух направле­ ниях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.

 

Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):

 

а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) ос­ мотров;

 

б) выявление больных на 1000 осмотренных;

 

в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);

 

г) полнота охвата диспансерным учетом;

 

д) своевременность выявления заболевания (ранней профилак­ тической направленности).

 

Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения)

 

оценивается на основе таких показателей как:

 

а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);

 

б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке; в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоро­

 

вительных мероприятий;

 

г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и при­

 

менение современных конструкций лечебных аппаратов в целях со­ кращения сроков лечения.

 

Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии произ­ водятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необ­ ходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансер­ ных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумевают­ ся количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие ак­ тивное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприя­ тий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у кото­ рых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рециди­ вов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклоне­ ний. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюст­ ной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каж­ дый врач-ортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.

 

Диспансерная работа каждого врача-ортодонта характерна сле­ дующими основными показателями:


 



131


1. Охват диспансерным наблюдением:

 

число детей, принятых на диспансерное наблюдение в текущем году

х 100

число зарегистрированных заболеваний, подлежащих

 

диспансерному наблюдению

 

2. Посещаемость больных, состоящих под диспансерным наблю­ дением врача:

 

число посещений больными, состоящими на диспансерном наблюдении врача

х 100

число больных, состоящих на диспансерном учете

 

3. Эффективность диспансеризации (по группам):

 

а) выздоровление

 

число больных, у которых наступило выздоровление

 

число больных, находящихся на диспансерном учете

х 100    
     
б) улучшение      
число больных, у которых наступило улучшение      

число больных, находящихся на диспансерном учете

х 100    
     
в) без перемен и ухудшение      

число больных, у которых состояние ухудшилось или осталось без перемен

   

число больных, находящихся на диспансерном учете

х 100  
   

 

На основании анализа данных, имеющихся у каждого ортодон­ та, может быть получено представление о диспансерной работе от­ деления за определенный период.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Каковы основные профилактические мероприятия в первый период (внутриутробный) развития зубочелюстной системы?

2. Каковы основные профилактические мероприятия во вто­ рой период (от рождения до 6 месяцев) развития зубочелюстной системы?

 

3. Каковы основные профилактические мероприятия в третий период (от 6 месяцев до 3 лет) развития зубочелюстной системы?

4. Каковы основные профилактические мероприятия в четвер­ тый период (от 3 до 6 лет) развития зубочелюстной системы?

 

5. Каковы основные профилактические мероприятия в пятый период (от 6 до 9 лет) развития зубочелюстной системы?


 

132


 

 

6. Изложите суть взаимосвязи кариеса зубов, редукции жева­ тельного аппарата и зубочелюстных аномалий.

 

7. Каковы основные организационные мероприятия при диспан­ серизации детей с зубочелюстными аномалиями?

8. Изложите основные задачи, решаемые в I и II диспансерных группах.

9. Изложите основные задачи, решаемые в III и IV диспансер­ ных группах.






Дата: 2019-03-06, просмотров: 307.