Широтный индекс лица и величина угла нижней челюсти
у лиц с кариесрезистентными зубами и при поражении зубов множе ственным кариесом
Показатель
Р
Тентные
Множественным кариесом
3,87±0,О5
3,54±0,05
<0,001
Молярами, см
4,93±0,07
4,59±0,07
<0,001
Лярами, см
120,0±1,0
127,0±1,0
>0,001
Градусы
Оказывается, во временном прикусе нет достоверной разницы в развитии челюстей как кариесрезистентных лиц, так и подвержен ных множественному кариесу. Эта разница начинает проявляться в сменном прикусе, прежде всего в показателях ширины альвеоляр ных отростков, а затем полностью представлена в постоянном при кусе (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, В.Л.Васильев, 1987).
Более интенсивная редукция альвеолярных отростков по срав нению с редукцией зубов приводит к развитию ряда зубочелюстных аномалий, основной признак которых — скученное положение зу бов, что может приводить к увеличению поражаемости их кариесом. Можно предположить, что редукция зубов служит приспособитель ным механизмом при значительно уменьшенных альвеолярных от ростках. Уменьшение размера зубов и отсутствие некоторых из них как бы нивелируют образовавшийся дефицит места. При исследова нии были сформированы две контрастные группы: лица с выражен ными признаками редукции зубов (адентия латеральных верхних резцов) и лица с незначительными признаками редукции зубов (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, Н.Г.Дроздовская, З.В.Еремина, 1985). Оказалось, что при большой степени редукции зубов альвеолярные отростки значительно уже и короче по сравнению с лицами, имею щими незначительные признаки редукции зубов (табл. 14).
Интересны результаты исследования поражаемости зубов кари есом в зависимости от степени редукции зубов. Изучался индекс КПУ в области фронтальных и жевательных групп зубов у двух контрастных групп: с выраженными признаками редукции зубов (адентия верхних латеральных резцов) и с незначительными при-
125
6 12 |
Таблица 13
Антропометрические показатели челюстей
у лиц различного возраста (кариесрезистентных
и пораженных множественным кариесом)
Показатель
Временный прикус (4—5 лет)
Сменный прикус начальный период (6—7 лет)
КР
КП
t
Р
КР
КП
t
Р
Индекс Пона
3,18
—
—
—
—
Сагиттальный индекс
1,36
Угол нижней челюсти
1,17
Продолжение
Показатель
Сменный прикус конечный период (9—12 лет)
Постоянный прикус
КР
КП
t
Р
КР
КП
t
Р
Индекс Пона
2,31
83,3±2,5
2,22
Сагиттальный индекс
Угол нижней челюсти
П р и м е ч а н и е : во временном прикусе и начальном периоде сменного прикуса "премолярный индекс" определяется по временным первым молярам.
Таблица 14 | |||||
Антропометрические показатели лица и челюстей | |||||
При различной степени редукции зубов | |||||
Лица с | Лица с | ||||
Показатель | выраженными | незначительными | Р | ||
Признаками |
Признаками | ||||
редукции зубов | редукции зубов | ||||
| |||||
Индекс Пона | |||||
— | премолярный | 89,4±2,2 | 77,9±1,8 | <0,001 | |
— | молярный | 66,6±2,3 | 60,3±1,5 | <0,05 | |
Длина переднего отдела | |||||
Зубного ряда верхней | 12,3±0,7 | 15,7±0,3 | <0,001 | ||
Челюсти, мм | |||||
Угол нижней челюсти, град. | 125,9±1,2 | 122,8±1,2 | >0,05 | ||
Широтный индекс лица | 81,8±3,2 | 84,8±1,5 | >0,05 | ||
знаками редукции зубов (В.А.Дистель, С.Г.Беньковская, И.В.Аниси-мова и другие, 1991). Оказалось, что в группе без выраженных при знаков редукции зубов интенсивность поражения кариесом шести верхних фронтальных зубов составляет 50 % от интенсивности пора жения шести жевательных зубов. В группе же с выраженными при знаками редукции этот показатель равнялся лишь 3,46 %. Естествен но, отсутствие одного или двух латеральных резцов сказалось на ре зультатах в группе с выраженными признаками редукции зубов. Тем не менее можно заключить, что адентия тех или иных зубов при интенсивной редукции жевательного аппарата является при-способительнным механизмом, "спасающим" зубочелюстную систе му от катастрофического разрушения кариозным процессом.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что ана-томо-физиологические особенности жевательного аппарата, разви тие кариеса зубов и зубочелюстных аномалий тесно взаимосвязаны. Это обстоятельство необходимо в первую очередь учитывать при планировании и проведении профилактических мероприятий.
Наиболее важными условиями правильного формирования же вательного аппарата мы считаем следующие:
1. Хороший уровень здоровья будущей матери (здоровый образ жизни).
2. Естественное вскармливание ребенка грудного возраста.
3. После прорезывания временных жевательных зубов употреб ление ребенком достаточно жесткой и витаминизированной пищи (свежие овощи, фрукты, сухари, корка хлеба и др.).
4. Достаточное количество молочных продуктов.
127
5. Рациональная гигиена полости рта.
6. Формирование у ребенка высокого уровня здоровья (физ культура, спорт, общеоздоровительные мероприятия).
7. Первичная стоматологическая профилактика и своевремен ная санация полости рта.
8. Предупреждение развития вредных привычек (сосание соски, языка, пальца и др.).
9. При появлении первых признаков развития зубочелюстных аномалий — консультация у ортодонта.
Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслужива ния населения, включающий необходимый комплекс оздоровитель ных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероп риятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виногра дова, 1988). Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.
Для успешного проведения профилактических и лечебных ме роприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дош кольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспан серных группах детей является участковый детский стоматолог. Ор тодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально — за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными анома лиями и деформациями они группируются по нозологическим фор мам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходи мо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10 ООО детей.
Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:
1. Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий
и деформаций и установление предрасполагающих факторов и при чин их развития.
2. Определение диспансерных групп и составление плана про филактических и лечебных мероприятий.
3. Своевременное направление детей со сформированными ано малиями на лечение.
4. Контроль за началом и проведением специализированного ле чения, контакт с родителями и воспитателями.
5. Контроль за устранением выявленных факторов возникнове ния аномалий и деформаций.
6. Организация и проведение в детских коллективах обучения де тей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содер жанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигие нических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.
7. Организация и проведение миогимнастики.
128
При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объедине ния по нозологическим формам, группируются по признаку этапно-сти развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяе мую при этом систему.
I группа. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Воз можные незначительные отклонения в строении жевательного аппа рата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям прово дится воспитание гигиенических навыков, способствующих здоро вому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматрива ются участковым детским стоматологом один раз в год.
II группа. Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функ ций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артику ляции языка, губ, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска", предрасполо жение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероп риятий значительное место у детей этой группы должно быть отве дено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упраж нения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушен ную функцию данного ребенка.
Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в тече ние трех месяцев. После полного устранения причин развития зубо челюстных аномалий и нормализации всех функций они, как прави ло, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть де тей переходит в третью диспансерную группу.
I I I группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюст ные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов
и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнас-тика является самостоятельным методом лечения, то в третьей — комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин
и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.
IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные факторы у них устраняются по методике,
129
определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Исключение из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнасти-ка в этой группе может применяться как в период активного лече ния, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).
При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков пер вой группы, то есть в группу здоровых детей.
Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в преддиспансерную группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консуль тация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнас тика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлини ки, консультация и лечение у окулиста и др.).
Медицинская карта стоматологического больного ф. 043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта дис пансерного наблюдения ф.030/у, утвержденная приказом МЗ СССР
от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.
В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппара та, а также к необходимости дополнительного вмешательства тера певтов, хирургов, помощи логопедов. Все это в свою очередь влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ор тодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на актив ное аппаратурное лечение большое количество больных.
Ежемесячно врач, работающий в отделении 2—3 года, заканчи вает лечение от 6 до 8 детей, они не снимаются с диспансерного учета, а переводятся в группу здоровых детей и остаются иод на блюдением. Постоянно из 3—4 групп часть детей с улучшением пе реходит в группу 2 и 1, освобождая место для вновь выявленных.
Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечеб ной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.
Для оценки организации и эффективности диспансеризации ис пользуются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторы ми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:
130
1. Отбор больных для диспансерного наблюдения.
2. Непосредственно диспансерное наблюдение.
Соответственно и анализ работы проводится в двух направле ниях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.
Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):
а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) ос мотров;
б) выявление больных на 1000 осмотренных;
в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);
г) полнота охвата диспансерным учетом;
д) своевременность выявления заболевания (ранней профилак тической направленности).
Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения)
оценивается на основе таких показателей как:
а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);
б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке; в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоро
вительных мероприятий;
г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и при
менение современных конструкций лечебных аппаратов в целях со кращения сроков лечения.
Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии произ водятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необ ходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансер ных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумевают ся количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие ак тивное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприя тий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у кото рых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рециди вов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклоне ний. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюст ной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каж дый врач-ортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.
Диспансерная работа каждого врача-ортодонта характерна сле дующими основными показателями:
131
1. Охват диспансерным наблюдением:
число детей, принятых на диспансерное наблюдение в текущем году
х 100
число зарегистрированных заболеваний, подлежащих
диспансерному наблюдению
2. Посещаемость больных, состоящих под диспансерным наблю дением врача:
число посещений больными, состоящими на диспансерном наблюдении врача
х 100
число больных, состоящих на диспансерном учете
3. Эффективность диспансеризации (по группам):
а) выздоровление
число больных, у которых наступило выздоровление
число больных, находящихся на диспансерном учете | х 100 | ||
б) улучшение | |||
число больных, у которых наступило улучшение | |||
число больных, находящихся на диспансерном учете | х 100 | ||
в) без перемен и ухудшение | |||
число больных, у которых состояние ухудшилось или осталось без перемен | |||
число больных, находящихся на диспансерном учете | х 100 | ||
На основании анализа данных, имеющихся у каждого ортодон та, может быть получено представление о диспансерной работе от деления за определенный период.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Каковы основные профилактические мероприятия в первый период (внутриутробный) развития зубочелюстной системы?
2. Каковы основные профилактические мероприятия во вто рой период (от рождения до 6 месяцев) развития зубочелюстной системы?
3. Каковы основные профилактические мероприятия в третий период (от 6 месяцев до 3 лет) развития зубочелюстной системы?
4. Каковы основные профилактические мероприятия в четвер тый период (от 3 до 6 лет) развития зубочелюстной системы?
5. Каковы основные профилактические мероприятия в пятый период (от 6 до 9 лет) развития зубочелюстной системы?
132
6. Изложите суть взаимосвязи кариеса зубов, редукции жева тельного аппарата и зубочелюстных аномалий.
7. Каковы основные организационные мероприятия при диспан серизации детей с зубочелюстными аномалиями?
8. Изложите основные задачи, решаемые в I и II диспансерных группах.
9. Изложите основные задачи, решаемые в III и IV диспансер ных группах.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 353.