Качества | Ранг-1 | Ранг-2 | d (разность) | d2 (квадрат) |
Ум (У) | 1 | 5 | 4 | 16 |
Сила (С) | 5 | 4 | 1 | 1 |
Честн. (Ч) | 3 | 3 | 0 | 0 |
Решит. (Р) | 2 | 1 | 1 | 1 |
Красота (К) | 4 | 2 | 2 | 4 |
∑ d2 =21
Если подставить все значения в формулу, то получим
6*21 126
rs = 1 - = 1 - = 1 – 1,05= -0,05
125-2 120
По данному коэффициенту получаемые значения могут оказаться в интервале от -1 до +1. Показателем хорошего соответствия между сравниваемыми ранговыми ря-дами является 0,6-0,7. Поэтому полученный результат (-0,05) свидетельствует о невысоком соответствии представлений подростка о важности рассматриваемых качеств для данного бизнеса и развитости этих качеств у себя самого.
Аналогично можно подсчитать соответствие между другими ранговыми рядами.
12.6. "Как поживаешь?"
Опросник "Как поживаешь?" используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются...
Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно 30-40 минут.
Общий порядок работы с опросником следующий:
_____________________
1 См. подробнее: Словарь-справочник по психологической диагностике /Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова.- Киев: Наукова думка, 1989.- С. 67.
1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы листы оказались в горизонтальном положении, рисуют такой бланк (табл. 32).
2. Общая инструкция: "Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая ценность для Вас важнее, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте + 1 и сразу напишите в бланк новый результат = 11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что - менее".
3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... - в конце данного раздела), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают).
4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15 ценностей для наглядности обводятся кружочком.
5. Ведущий зачитывает по каждой ценности "нормы" (табл. 33). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе "нормы" он проставляет напротив ценности знак минус ("-"), если выше - знак плюс ("+"), если попадает в норму включительно - ноль ("О").
Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой "ценностью"...
6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (табл. 34), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипов, которые тут же выписываются на доске1.
7. "Мнение стереотипа" по поводу тех или иных ценностных ориентации конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты (табл. 34, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе "нормы"), полученными после соотнесения результатов с нормами, и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стерео-тип, как "домохозяйка". По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки конечно же "плюс". У подростка после соотнесения результатов с нормами в графе "нормы" напротив автомобиля также стоит "плюс". В итоге получается два плюса, то есть уже в графе стереотипа "домохозяйка" напротив ценности "автомобиль" делается запись "++". Если при сложении знаков оказываются "плюс" и "минус", то в итоге - "ноль". Если "минус" и "ноль", в итоге - "минус" и т.п.
8. Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывается алгебраическая сумма всех "плюсов" и "минусов" и итог выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа.
9. Ведущий сразу же зачитывает "норму" для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток, осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма "плюсов" и "минусов" меньше нормы, то, скорее всего, стереотип Вас "не очень уважает", если выше - "уважает очень даже..." (а может, и завидовать еще начнет...), если попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим ценностным ориентациям "нормальное" и спокойное.
Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование "норм" и всяческих "расчетов"...
10. Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.
Перечень вопросов к методике "Как поживаешь ?"
Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая - менее (-1 в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов - для удобства их поиска при работе с опросником.
Итак, что лично для Вас более важно в жизни?..
1.1- автомобиль ("Мерседес") или 8 - здоровье (сила, выносливость...).
2. 5 - друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - друзья-рабочие (простые люди).
3. 9 - красота (обаяние, модные одежды) или 11 - творческая работа (возможность создать что-то значительное).
4. 2 - вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - друзья-ученые (учителя, инженеры...).
5. 1 - автомобиль ("Вольво") или 9 - красота (обаяние, дорогие наряды...).
____________________
1 Если работать со всеми 13 имеющимися в методике стереотипами, то это займет много времени и методика может показаться утомительной для учащихся.
6. 3 - отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 10 - пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами...).
7.4 - друзья-артисты (поэты, журналисты - "богема") или 15 - опасные приключения (жизнь, полная азарта).
8. 9 - красота (обаяние, привлекательность) или 12 - вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать).
9. 14 - вера в Бога (умиротворение души...) или 15 - опасные приключения (масса событий, куча переживаний...).
10. 2 - вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - друзья-артисты ("богема").
11. По своему выбору прибавьте к одной любой ценности "+1", а из любой другой ценности вычтите "-1".
12. 5 - друзья-иностранцы ("валютные") или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души...).
13.7 - друзья-рабочие (простые люди) или 15 - опасные приключения (азарт жизни).
14. 3 - отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - Вас страстно любят (готовы за Вас жизнь отдать).
15. 8 - здоровье (сила, выносливость) или 11 - творческая работа (возможность сделать что-то великое).
16. 10 - пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).
17. 1 - автомобиль ("Ситроен") или 11 - творческая работа (возможность проявить свои таланты). 18.2 - вилла с бассейном или 8 - здоровье.
19. 12 - Вас страстно любят или 13 - Вы сами влюблены.
20. 3 - отдых в Италии или 14 - вера в Бога (успокоение души...).
21. 4 - друзья-артисты ("богема") или 7 - друзья-рабочие (простые люди).
22. По своему выбору прибавьте к одной любой ценности "+1", а из любой другой ценности вычтите "-1".
23. 5 - друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валюты...).
24. 2 - вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками).
25. 4 - друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - вера в Бога (очищение души..).
26. 2 - вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо...).
27. 3 - отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - Вы сами влюблены (Ваша душа страдает и блаженствует...).
28. 7 - друзья-рабочие (простые люди) или 14 - вера в Бога (отпущение грехов...).
29. 1 - автомобиль ("БМВ") или 6 - друзья-ученые (интересные, эрудированные люди...).
30. 5 - друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - красота (Ваша волшебная привлекательность...).
31.8 - здоровье или 10 - пиво с воблой (и никаких забот...).
32. 12 - Вас страстно любят (ради Вас готовы на все) иди 14 - вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним...).
33. По своему выбору прибавьте к одной любой ценности "+2", а из любой другой ценности вычтите "-2".
34. 13 - Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания).
35. 1 - автомобиль ("Форд") или 7 - друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты...).
36. 4 - друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 - красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...).
37. 5 - друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 - пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...).
38. 6 - друзья-ученые (воспитанные и образованные) иди 14 - вера в Бога (очищение и благоговение...).
39. 8 - здоровье или 12 - Вас страстно любят.
40. 3 - отдых в Италии или 15 - опасные приключения.
41.6 - друзья-ученые или 7 - друзья-рабочие.
42.11 - творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...).
43. 2 - вилла с бассейном или 12 - Вас страстно любят.
44. По своему выбору прибавьте к одной любой ценности "+2", а из любой другой ценности вычтите "-2".
45. 4 - друзья-артисты (утонченные люди, "богема") или 13 - Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое счастье...).
46. 3 - отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - друзья-ученые (знают много удивительного и интересного...).
47. 5 - друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости...) или 11 - творческая работа (возможность раскрыть свои таланты).
48. 10 - пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - опасные приключения (возможность испытать себя...).
49. 8 - здоровье (долголетие) или 9 - красота (все восхищаются Вами...).
50. По своему выбору прибавьте к одной любой ценности "+3", а из любой другой ценности вычтите "-3".
Таблица 32
Пример бланка для опросника-шутки “Как поживаешь?”
Ценности (обязательно с порядковыми номерами) | Начальные баллы — по 10 (слева-направо сразу выписываются новые значения) | “Нормы” | “Деловой” человек | Труженик | Домохозяйка |
1. Автомобиль | 10 | ||||
2. Вилла с бассейном | 10 | ||||
3. Отдых в Италии | 10 | ||||
4. Друзья-артисты | 10 | ||||
5. Друзья-иностранцы | 10 | ||||
6. Друзья-ученые | 10 | ||||
7. Друзья-рабочие | 10 | ||||
8. Здоровье | 10 | ||||
9. Красота | 10 | ||||
10. Пиво с воблой... | 10 | ||||
11. Творческая работа | 10 | ||||
12. Вас страстно любят | 10 | ||||
13. Вы сами влюблены | 10 | ||||
14. Вера в Бога | 10 | ||||
15. Опасные приключения | 10 |
Таблица 33
Примерные "нормы" для опросника "Как поживаешь?"
Ценности | Девушки | Юноши | Женщины | Мужчины |
1. Автомобиль | 7-12 | 6-14 | 6-9 | 5-12 |
2. Вилла с бассейном | 7-14 | 9-12 | 8-11 | 9-13 |
3. Отдых в Италии | 8-15 | 7-13 | 9-13 | 10-13 |
4. Друзья-артисты | 9-12 | 4-11 | 5-9 | 2-9 |
5. Друзья-иностранцы | 5-12 | 7-11 | 6-9 | 6-12 |
6. Друзья-ученые | 6-10 | 6-14 | 9-14 | 7-15 |
7. Друзья-рабочие | 4-8 | 9-12 | 8-11 | 8-11 |
8. Здоровье | 8-16 | 15-20 | 14-20 | 16-21 |
9. Красота | 9-17 | 9-14 | 6-13 | 9-13 |
10. Пиво с воблой | (-3) - 9 | (-1)-9 | (-2) - 7 | 1-5 |
11 . Творческая работа | 5-12 | 5-11 | 10-17 | 7-15 |
12. Вас любят | 12-18 | 10-15 | 9-15 | 9-14 |
13. Вы влюблены | 6-14 | 8-14 | 9-14 | 8-15 |
14. Вера в Бога | 2-13 | 5-17 | 6-15 | 1-16 |
15. Опасные приключения | 6-13 | 6-12 | 2-8 | 7-12 |
Таблица 34
Стереотипы и их примерное “отношение” к тем или иным ценностным ориентациям
Ценности | Домохозяйка | Аристократ | Честный человек | Иностранец в России | Верующий | Труженик | Пьяница | Творческая личность | Преступник | Красавица, мечтающая о выгодном браке | Хитрый малый, желающий где-то пристроиться | «Деловой» человек | Ребенок (дошкольник) |
1. Автомобиль | + | о | о | 0 | о | + | о | о | + | 4- | + | + | + |
2. Вилла с бассейном | + | + | о | + | о | + | о | о | + | + | + | + | + |
3. Отдых в Италии | + | + | о | + | о | + | о | о | + | + | + | о | + |
4. Друзья-артисты | + | + | о | + | — | + | + | + | + | + | + | о | + |
5. Друзья-иностранцы | + | + | о | о | о | 0 | о | о | + | + | о | + | + |
6. Друзья-ученые | 0 | + | + | + | о | + | — | + | о | о | о | + | о |
7. Друзья-рабочие | — | — | + | - | + | + | о | о | о | — | о | о | о |
8. Здоровье | + | о | о | + | + | - | — | о | - | + | + | о | + |
9. Красота | + | + | о | + | — | о | — | + | о | + | о | о | + |
10. Пиво с воблой | о | о | о | + | — | о | + | о | + | — | + | + | - |
11. Творчество | - | о | + | + | — | + | — | + | о | - | о | + | о |
12 Вас любят | . + | 4- | + | + | о | о | + | + | + | + | + | о | + |
13 Вы влюблены | — | 0 | + | о | — | о | — | + | о | - | - | - | + |
14. Вера в Бога | + | о | + | + | + | о | - | о | — | - | - | - | о |
15. Опасные приключения | — | о | о | — | — | о | + | + | + | о | о | + | + |
“Нормы” для стереотипов | 0-2 | 3-5 | 4-6 | 1-3 | 2-4 | 3-5 | 2-4 | 3-5 | 2-4 | 0-2 | 2-4 | 2-4 | 1-3 |
12.7. "Моды-2"
Как известно, престижность является важнейшим фактором профессионального выбора. Сама "престижность" определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью. В эпоху социально-экономических катаклизмов и смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Как известно, в переломные исторические эпохи усиливается социальная мобильность населения, а именно существенно облегчается переход из одной социальной страты в другую. Бывшая "элита" резко деградирует, теряет свои позиции и превращается в "средние слои" общества или в "простолюдинов". И наоборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к "низшим" слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественный вес и влияние и становятся "элитой". В частности, появление в России так называемых "новых русских" - это, прежде всего появление "новой элиты"...
Перспектива быстро переместиться в более привилегированные, "элитные" слои общества согревает души многих самоопределяющихся подростков и особенно их честолюбивых родителей. А если учесть, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает именно содержание труда (он еще толком не знает, не прочувствовал всех прелестей и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Этим-то и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами - это все-таки "на любителя"), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, "богатый", "комфортный", а главное - "престижный" образ жизни.
Однако со временем сама престижность профессий сильно меняется и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск сильно ошибиться в своем выборе: ориентировался на престиж и "элитарность", а оказался среди так называемых "лохов", в массе огромного количества невостребованных специалистов, которые еще совсем недавно были "нарасхват"... К сожалению, рамки учебного пособия не позволяют рассмотреть, быть может, еще более интересную проблему взаимоотношений так называемой "массы" и "элиты". Тем более, что нынешняя "элита" больше походит на "псевдоэлиту" и многие ориентирующиеся на нее подростки и молодые люди, скорее всего, имеют ложные жизненные ориентации.
Просто призвать самоопределяющихся подростков поразмышлять о будущем, о том, как может измениться отношение к ныне очень "модным" и "престижным" профессиям - этого мало. Необходимо еще вооружить подростков средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы действительно являются самыми сложными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании, то есть о том, что будет с нашим обшеством в ближайшее время. Но если хотя бы интуитивнЬ не понять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, так как неясна^ в каком психологическом "пространстве" совершать важный жизненный выбор, в каком "пространстве" самоопределяться. Ниже предлагается одна из возможных методик, позволяющая если и не спрогнозировать развитие общества и изменение престижа многих профессий, то хотя бы создать основу для подобных размышлений с самоопределяющимся подростком.
Активизирующий опросник-шутка "Моды-2"
Второй вариант опросника "Моды" используется тогда, когда психолог ограничен временем, но все-таки стремится помочь учащимся хотя бы попробовать спрогнозировать престижность выбираемых профессий.
"Моды-2" проводятся в таких же условиях и по той же процедурной схеме.
1. Сначала рисуется бланк (табл. 35).
Таблица 35
Пример бланка для опросника-шутки "Моды-2"
На примерах показано, как можно проводить расчеты предполагаемого в ближайшем будущем вектора изменения престижности профессий.
+/- | Профессии: 7- 10 профессий выписывает сам подросток и подчеркивает 2-3 самые для себя привлекательные | СССР(изм) | США(изм) | Лучшие времена | Расчеты | +/- |
- + + | Инженер Телохранитель Менеджер Таксист Юрист Товаровед Дипломат и т.д. | 8 4 6 6 5 3 9 | 2 6 9 5 10 8 9 | 6 3 7 7 8 5 7 | 5 6 4 = +15 4 (-2)(-3) = -1 7 (-3)(-2) = +2 6 1 2 = +9 7 (-5)(-2) = 0 5 (-5)(-3) = -3 8 0 (-2) = +6 | + - + - |
2. Далее учащиеся самостоятельно выписывают 7-10 наиболее привлекательных (или интересных) для себя профессий в графу бланка "Профессии".
3. Слева, в графе "+/-" бланка выбираются 1-2 про-фе^сии, предполагаемая престижность которых в будущем будет высокой (помечаются знаками "+") и 1-2 профессии с предполагаемой низкой престижностью (помечаются знаками "-").
4. Далее учащиеся в графе "Профессии" сами выбирают из своего списка и подчеркивают 2-3 профессии, которые лично для них являются самыми привлекательными.
5. Психолог знакомит учащихся с общей инструкцией (с общими правилами работы с опросником): "Нам необходимо посмотреть, как меняется престижность (мода) различных профессий со временем. Рассмотрим следующие три эпохи: 1 - прошлое время (начиная с конца 50-х годов до середины 80-х годов - назовем его "СССРизмом"); 2 - настоящее время (с середины 80-х до наших дней и, вероятно, еще 5-7 лет - пусть это будет "США-изм", поскольку американским духом пронизано сейчас все); 3 - ближайшее будущее (надо быть оптимистами, поэтому назовем его "Лучшие времена"). По каждой профессии необходимо дать оценку ее престижности в каждой из выделенных эпох по 10-балльной шкале".
6. Далее проводятся подсчеты результатов. Общая формула расчетов баллов предполагаемого изменения престижности по каждой профессии следующая:
Престиж (вектор изменения престижности) =
= (СССРизм + СШАизм + Лучшие времена): 3 +
+ (СССРизм - СШАизм) + (Лучшие времена - СШАизм).
7. В правой части бланка, в колонке "+/-" напротив 1-2 профессий, набравших наибольшее количество баллов (самых престижных в предполагаемом будущем), проставляются знаки "+", а напротив 1-2 профессий с наименьшим количеством баллов (скорее всего, с отрицательными значениями) проставляются знаки "-".
8. В итоге можно сравнить первоначальные представления подростка о будущей престижности профессий (левая колонка "+/-") с результатами прогнозирования престижности (правая колонка "+/-"), а также соотнести это с наиболее привлекательными для себя профессиями (подчеркнутыми еще перед проставлением баллов и расчетами).
На этапе подведения итогов опросника (осмысления результатов) психолог может столкнуться с некоторыми трудностями, с некоторым непониманием смысла опросника со стороны аудитории.
1. Очень часто подростки (и взрослые специалисты, которым данная методика демонстрировалась) оказывались в полном недоумении, когда их любимые профессии набирали в итоге очень мало баллов и попадали в число "непрестижных". В основном это профессии, типа "менеджер", "бухгалтер", "юрист", иногда - "психолог". С одной стороны, ничто не вечно, включая сегодняшнюю престижность. Например, многие помнят, как были престижны в 60-е годы профессии, связанные с "физикой" или с "геологией", и видят, что стало со многими физиками и геологами в наши дни (в лучшем случае многие из них успокаивают себя тем, что "ушли в коммерцию" и там "процветают", но об этом ли они мечтали?). С другой стороны, речь идет не столько о непременном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) престижности, когда та или иная профессия, оставаясь популярной, уже перестает всех "удивлять" и не вызывает особого ажиотажа и зависти.
2. Иногда аудитория высказывает претензии по поводу "некорректности математических подсчетов". В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Например, кто-то может предложить представить разницу в престижности, выраженную в баллах, как абсолютную величину и тогда, якобы, результаты "станут лучше". Но в этом случае теряется смысл сравнения престижности по эпохам и становится сложным определение самого вектора изменения престижности.
В других случаях сами подростки иногда предлагают примеры, когда с каждой последующей эпохой престижность профессии увеличивается в баллах, а общий результат невысокий (например, динамика изменения престижности по эпохам следующая: 2, 8,10, то есть очевиден рост престижности, а по формуле получается результат всего +5 балла). Здесь следует заметить, что сравнивается не то-лько\ настоящее время ("СШАизм") и будущее время ("Лучшие времена"), но сравнивается настоящее время с иными близкими эпохами. В этом смысле будущее и настоящее как бы уравниваются в правах, ведь никто не застрахован от того, что некоторые ценности и моды из прошлых эпох могут вновь проявиться и в будущем (это один из законов "моды"). Как правило, после некоторых дискуссий многие соглашаются, что с точки зрения математики в методике все нормально. Участникам можно напомнить также, что с помощью расчетов определяется не "престижность" данных профессий (престижность участники сами оценивали с помощью 10-балльной шкалы), а сам "вектор" изменения престижности в предполагаемом будущем.
Могут возникать ситуации, когда претензии к подсчетам окажутся достаточно обоснованными (например, если баллы СССРизма, СШАизма и лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обнаружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма...). В подобных случаях лучше просто согласиться с возражениями, заметив, что, естественно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы подсчетов, но тогда опросник оказался бы слишком громоздким. Заметим, что первую часть формулы, где определяется средний балл для всех эпох, предложили и убедительно обосновали сами школьники.
3. Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком "субъективны" и не всегда соответствуют действительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика прежде всего и направлена на то, чтобы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то "объективный" все ему расскажет. Психология - это вообще наука о "субъективном"... Кроме того, прогнозирование ближайшего будущего - это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разберутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах), а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и профессиональных перспектив оказывается явно неполноценным.
4. Иногда спрашивают, почему при разговоре о будущей престижности мы обращаемся к прошлому. Можно ответить примерно так. Очень часто история как бы повторяется. То же самое относится и к моде (часто моды прошедших времен в несколько измененном виде возвращаются). В методике мы просто сравниваем то, что имеется сейчас с иными эпохами: и с будущим (что понятно), и с прошлым (которое тоже может частично возвратиться...).
Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результаты о престижности различных профессий в ближайшем будущем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросника - это всего лишь шутка, но со смыслом...
Поскольку опросник назван активизирующим, то важнейшим результатом его проведения является формирование неравнодушного отношения к своему будущему и к социально-экономическим перспективам той деятельности, которую выбирают для себя подростки. Даже если учащиеся недовольны результатами методики и готовы спорить с психологом-преподавателем, предлагая, например, иные варианты подсчета баллов престижности профессии, то это хороший результат. Если же разволновавшийся подросток, удивленный тем, что его "любимая" и очень популярная ныне профессия может когда-то оказаться непрестижной, еще и продолжает обсуждение результатов методики дома, с родителями - это еще более важный результат. Заметим, что у нас были случаи, когда к следующему занятию школьник приносил сложный вариант подсчетов результатов с интегралами и дифференциалами, предложенный его умным-бородатым папой, которого также заинтересовала данная проблема...
Общий же смысл опросника - поговорить в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах - о престижности (о "модах") профессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков...
Возможны и другие варианты проведения методики "Моды-2". Например, если уточнить, что само понятие "престижность" может относиться к мнению большинства значимых для данного человека людей, а также к его собственному представлению о привлекательности тех или иных профессий, то можно провести оценку и соответствующие расчеты по этим двум видам престижности, после чего сопоставить, насколько они соответствуют друг другу (нередко многие люди сильно страдают от того, что их представление о престижности не воспринимается окружающими и получается, что свое счастье они не могут делить в полной мере с другими людьми - это и есть одиночество...).
Можно также использовать не 10-балльную шкалу при оценке престижности профессий в различные эпохи, а ранжировать профессии по степени престижности для каждого временного периода. При этом сами подсчеты ранговых показателей престижности для каждой профессии проводились бы несколько иначе, примерно по следующей формуле:
Престиж (вектор изменения престижности) =
= [10 - (СССРизм + СШАизм + Лучшие времена): 3] +
+(СШАизм - СССРизм) + (СШАизм - Лучшие времена).
Но для лучшего освоения опросника "Моды" мы рекомендуем сначала поработать с первоначальным вариантом.
12.8. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.
Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:
1. Учащимся предлагается взять чистые с обеих сторон листочки и подписать в верхней правой части: Ф.И.О., класс, школа, дата1.
2. Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать вопросы, а Вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и по возможности обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной".
3. Ведущий по порядку зачитывает вопросы (см. Перечень вопросов - в конце данного раздела), а школьники кратко отвечают на них.
4. Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого - сначала немного поучиться оценивать свои ответы.
5. Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить учащимся и более конкретную шкалу - см. Критерии оценок - в конце данного раздела). Школьники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, учатся оценивать самих себя.
6. Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
7. Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:
1. Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы школьников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.
2. Можно также подсчитать, какой средний балл для данного класса по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом, уже с учетом того, где у большинства школьников имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (средние баллы высокие). При этом можно даже сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким - все осталось без изменений, а может, даже и ухудшилось... Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы.
3. Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его...). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника.
Перечень вопросов для опросника по построению личной профессиональной перспективы – ЛПП2
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так пре-красно устроиться?
3. Когда в России жизнь станет лучше?
________________________
1 Аналогичным образом подписываются все листочки и бланки опросников, если психолог захочет их собрать и повнимательнее познакомиться с ними.
2 За основу вопросов были взяты основные компоненты схемы построения личного профессионального плана - см. Климов Е. А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. - С. 143-152; Пряжников И. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- С. 22.
4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву)... После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...
9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т. д.
10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе...
Приводим в качестве примера ответы на некоторые вопросы (учащиеся 9-х-11-х классов городов Москвы и Мирный, 1994 год - эпоха "демократических реформ", поддерживаемых "лучшими слоями" театрально-эстрадной и "застольной" интеллигенции):
1-й вопрос - стоит ли в наше время честно трудиться? - Типичные ответы: "В наше время стоит трудиться на 50 % честно и на 50 % каким-либо другим путем, чтобы не жить в нужде"; "Не стоит: в нашей жизни, в наше время лучше "вертеться", сейчас никто честно не работает"; "Да, стоит честно трудиться, потому что пришло другое время перемен, где каждый сам за себя..."; "Нет, труд из человека сделал обезьяну...".
3-й вопрос - когда в России жизнь станет лучше? - Типичные ответы: "Никогда. Её надо ждать и ждать, а с нашими руководителями ничего не получится"; "Жизнь должна улучшиться, стабилизироваться примерно через 10 лет"; "Через 3 года она станет ещё хуже... "; "Сейчас живем достаточно хорошо, но чегота (сказано автором - Н. Я.) все-равно не-хватает (автор сказал - Н. П.), надо еще пару лет... "; "Лет через 10, а пока нет культуры...".
8-й вопрос - самые неприятные моменты, связанные с будущей работой и учебой. - Типичные ответы: 1) профессия - психолог: "нервное напряжение"; учебное заведение - Московский институт международных отношений (?): "много лет учебы"... 2) профессия - менеджер: "мало времени на личную жизнь..."; заведение - РГГУ, факультет управления: "сложно поступить, слишком "натянутая атмосфера", обучение старого образца"...
Примечательно, что на явно провокационный 2-й вопрос - стоит ли учиться после школы? - практически 100 % ответили утвердительно, хотя обратных примеров в окружающей жизни очень много и вся государственная политика направлена на то, чтобы сокращать число высококвалифицированных специалистов (в России, мол, "слишком много инженеров в расчете на 1000 жителей"...). Вероятно, не так уж плохи и глупы наши подростки, как считают (или хотят считать) некоторые рафинированные "застольные" интеллектуалы и "борцы за права человека в России".
Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП
1 балл - отказ отвечать изданный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
По самооценкам самих учащихся, наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов...).
12.9. "Смыслы-сюрпризы"
Цель методики - помочь клиентам осознать свои основные жизненные смыслы и саму динамику их развития.
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе (классе).
Общая схема проведения опросника следующая:
1. Клиент (группа) рисует бланки (табл. 36). При этом названия этапов жизни психолог называет уже по ходу процедуры.
2. Далее каждый выписывает первый "этап жизни" (например, "время обучения в выпускных классах в школе".
3. В графе "основные ожидания" выписываются 1-2 самых важных ожидания от жизни на этом этапе. Желательно, чтобы такие "ожидания" не были формальными, типа "хорошо учиться" и т.п. Качество методики повышается в зависимости от степени искренности клиента.
4. Далее в последующих графах выписываются: 1) примерный процент реализации этих ожиданий (для каждого в отдельности); 2) "сюрпризы жизни", которые специально не планировались, но которые оказались "ярким событием" данного периода; 3) примерный "процент счастья "на данном этапе жизни". Опыт показывает, что основная масса клиентов спокойно воспринимает фразы типа "процент счастья" или "сюрпризы жизни".
5. Аналогично выписываются этапы и характеристика всех последующих этапов. Перечень самих этапов может заранее составить психолог (это лучше делать в гомогенных возрастных группах, например в студенческих аудиториях, когда у многих студентов этапы выстраиваются примерно одинаково, лишь с некоторыми различиями). Но можно после первого, общего для всех этапа разрешить каждому самому выписать этапы, характерные именно для его жизни (это лучше делать в разновозрастных группах). При этом может возникнуть вопрос: как быть с "ожиданиями" и "сюрпризами" предполагаемого будущего, ведь никто не знает, что нас ждет? - Каждый выписывает свои "предполагаемые" ожидания и сюрпризы (тем более, что и сюрпризы можно планировать и каждый втайне это делает, иначе жизнь была бы неинтересной, без "сюрпризов"-то!).
6. После этого в оставшейся свободной части листа (или на обратной стороне листа) каждый кратко отвечает в письменном виде на три вопроса:
1) выявить общую тенденцию в изменении ожиданий (от первого до последнего этапов);
2) определить, в чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостности)? А также определить, каков "примерный процент" реализации этого смысла?
3) определить, каков "примерный процент" общего счастья такой жизни?
7. Заметим, что при внешней своей простоте методика, особенно на - последних этапах (при подведении "итогов" спланированной таким образом жизни), может оказаться не только достаточно сложной, но и "обидной" для тех, кто поначалу представлял свою жизнь слишком упрощенно. Наиболее сильные "обиды" возникают у тех, кто так и не обнаруживает какого-либо серьезного изменения (развития) своих смыслов от времени школы до периода зрелости и старости...
8. При анализе результатов можно также деликатно посмотреть, в какой степени в "ожиданиях" и "сюрпризах жизни" проявились элитарные ориентации, например, в какой степени встреча со "знаменитыми" и "влиятельными людьми" (с элитой) помогла в решении карьерных и жизненных проблем (?), наблюдались ли элементы некоторого "хвастовства" по поводу своей "сопричастности" элите? и т. п.
Таблица 36
Бланк для активизирующего опросника “Смыслы и сюрпризы”
Этапы жизни | Основные “ожидания” (1—2 ожидания от жизни) | Примерный процент реализации каждого ожидания | “Сюрпризы жизни” (то, что специально не планировалось, но оказалось очень важным для жизни) | Общий “процент счастья” на данном этапе жизни |
1. Обучение в старших классах школы | ||||
2. Поступление в вуз (или работа после школы) | ||||
И т.д. | ||||
Ответить на вопросы: 1. Выявить общую тенденцию в изменении ожиданий (от первого до последнего этапов). 2. Определить, в чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостности)? А также определить, каков “примерный процент” реализации этого смысла? 3. Определить, каков “примерный процент” общего счастья такой жизни? |
Глава 13. Схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального и личностного самоопределения
13.1. Общая характеристика данных методик
Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые теоретические модели, а с другой стороны, как самостоятельные методики. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщенного рассмотрения наиболее сложных вопросов, связанных с принятием решения и планированием перспектив развития самоопределяющегося человека.
По сравнению со многими другими формами работы схемы позволяют сложное представить в простой и понятной (наглядной) форме. Но некоторые схемы (например, ценностно-нравственного плана) применять следует в ненавязчивой форме. Лучше даже просто иметь их в своем арсенале и использовать только тогда, когда без схемы рассмотреть какой-то важный для учащихся (или для клиента) вопрос не удается. Можно также специально создавать такую проблемную ситуацию, когда у участников занятия появится желание самостоятельно построить некоторую обобщенную модель для рассмотрения интересующей их проблемы.
Общая логика практического применения схем подразумевает следующий порядок: 1 - озадачивание подростков (создание мотивационной основы рассмотрения данного вопроса); 2 - краткое знакомство со схемой; 3 - рассмотрение с помощью схемы нескольких типичных задач-ситуаций (лучше заготовленных заранее); 4 - только после освоения схемы на задачах - использование каждым подростком схемы для оценки собственной ситуации (для самооценки).
К схемам общей оценки ситуаций самоопределения можно отнести: "восьмиугольник основных факторов выбора профессии" - по Е. А. Климову; схему уровней сформированности ЛПП; схему различения внешних и внутренних выборов; схему альтернативного выбора и построенные на ее основе методики уточнения выбираемой специальности конкретных учебных заведений.
К методикам ценностно-нравственной оценки ситуаций относятся: схема осуществления человека - по В. Франклу; поле ценностных ориентации; "нравственный перекресток"; схема принципиального различения зависти и чувства справедливости; схема принципиального различения стереотипов: Труженика, Лентяя и Бездарности в "Трех судьбах"; схема "расплаты и достижений" и др.
Для оценки и последующей коррекции взаимоотношений профконсультанта с клиентом (на случай реального непонимания между ними) была разработана методика с несколько необычным названием "ОтКронвение". Само название - "ОтКронвение" - указывает на то, что методика является модифицированным вариантом консультационной игры "Интрига", разработанной А. А. и Е. А. Кро-ник. В процедурном плане наш вариант отличается от игры Кроник тем, что мы отказались от громоздких карточек и весь ход игры отражается в специальных бланках. Методика используется только с согласия клиента. Профкон-сультант и консультируемый по очереди оценивают свое отношение друг к другу по чувствам, степени воздействия и пониманию, а также пытаются отгадать эти оценки, после чего раскрывают свои записи в бланках и обсуждают их. В другом варианте методики "ОтКронвение" рассматриваются: оценка сложности проблемы клиента, уровень согласованности действий психолога и клиента, а также степень самообладания клиента в ходе консультации.
13.2. "Восьмиугольник основных факторов выбора профессии" (по Е. А. Климову)
Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать с учащимися 8-х-9-х и даже более старших классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.
1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: "Что нужно учитывать, выбирая профессию?" Обычно подростки правильно выделяют различные факторы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.). Ведущий кратко все это выписывает на доске. Но очень быстро ученики начинают повторяться или просто замолкают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в данную проблему.
2. Затем ведущий говорит: "Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде "восьмиугольника". Далее ведущий быстро рисует такой "восьмиугольник" и кратко комментирует эти факторы (рис. 15). На данном этапе работы нарисованный "восьмиугольник" пока еще не совсем понятен большинству, поэтому следует сразу же показать на примерах, как с его помощью можно анализировать те или иные ситуации самоопределения.
3.Ведущий зачитывает учащимся первую задачу-ситуацию (Задача-ситуация 1): "Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия "юрист", отвечает, что это "очень денежная и уважаемая профессия". Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают его как-то молча..."1.
4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого надо разобраться, как строится личная профессиональная перспектива - ЛПП (все ли остальные факторы учитываются при построении его планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией (см. пример на рис. 15).
5. Наконец, в целом оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Например, в приведенном выше примере с Вовой Б. ЛПП строится с учетом мнения родителей и уровня притязаний, потребности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о выбираемой профессии вызывает некоторые сомнения, а что касается склонностей, способностей и одобрения такого выбора товарищами, то в данной ситуации это как-то не прозвучало.
6. Иногда для закрепления (для лучшего понимания схемы) классу можно предложить вторую, более сложную задачу-ситуацию, например (Задача-ситуация 2): "Лариса Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы - литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса - тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит - год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт...". Например, в данной ситуации очевидно, что Лариса не учитывает мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по поводу ее знаний профессии и готовности пройти сложный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор довольно обоснованный.
Естественно, при анализе данных задач-ситуаций ведущий сначала обращается к классу и просит самих учащихся высказываться по каждому фактору, лишь в конце обозначая свое мнение.
7. Когда ведущий почувствует, что "восьмиугольник" понят большинством учащихся (а это чувствуется по их высказываниям), можно даже предложить классу небольшую контрольную работу, что особенно ценно в условиях, когда в данной школе читается курс по профориентации или планированию карьеры. Для этого каждый вырывает из тетради листочек, подписывает его, быстро рисует три "восьмиугольника", лишь обозначая факторы выбора точками (подписать можно лишь фактор - ЛПП), а также нумеруя все три "восьмиугольника". Далее ведущий зачитывает поочередно две новые задачи-ситуации, а учащиеся самостоятельно оценивают их в своих листочках, соединяя ЛПП с теми факторами, которые учитываются при выборе профессии. Третий "восьмиугольник" используется для оценки собственной ситуации самоопределения, как ее представляет сам подросток. Естественно, оценка заданную контрольную работу проставляется только по первым двум задачам.
Самооценку ситуации самоопределения по третьему "восьмиугольнику" ведущий психолог может использовать для сбора и уточнения информации о данном ученике (что особенно важно, когда психолог работает с данным классом постоянно, то есть реально). Например, если по первым двум задачам ситуации были оценены верно, то психолог уже в большей степени может доверять и самооценке ученика, но если задачи-ситуации проанализированы неправильно, то, значит, ученик плохо освоил данную схему ("восьмиугольник") и его самооценка, скорее всего, тоже неверная.
Данную самооценку конкретного ученика можно использовать и в индивидуальных профконсультациях, например, психолог может попросить ученика прокомментировать его видение своей ситуации самоопределения, и этот разговор может оказаться взаимно полезным и достаточно конкретным.
_____________________
1 Заметим, что подобные задачи-ситуации легко может составить любой педагог или психолог, работающий с подростками. Главное, чтобы в этих ситуациях отражились основные факторы выбора профессии и чтобы эти задачи-ситуации не были слишком громоздкими.
Опыт показал, что приведенный способ использования схемы для анализа ситуаций самоопределения оптимальный. Например, если проводить анализ ситуаций более строго и "грамотно", то есть учитывать взаимозависимости факторов, а также все возможные сочетания этих факторов, то сама схема становится очень громоздкой и не только подростки, но и многие взрослые сразу же в ней запутаются (мы однажды уже наблюдали такую картину, когда эту схему пытались использовать "более корректно с методологической точки зрения" - те, кто это попробовал, уже через несколько минут сами расхохотались, осознав всю абсурдность своей затеи). Кстати, сам Е.А. Климов неоднократно говорил и писал о предпочтительности более простых методов, особенно в практической консультативной работе, заявляя, например: "Чем более проста методика как внешнее средство профессиональной деятельности, тем большего профессионализма она требует от психолога практика".,.
Заметим, что данный, "восьмиугольник" вполне можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Эта схема анализа ситуаций самоопределения сможет оказаться очень полезной на этапе знакомства с клиентом, когда требуется уточнить его проблему и совместно наметить пути дальнейшей работы. Заметим также, что работа с "восьмиугольником" предполагает реальное взаимодействие психолога-профконсулътанта и клиента, то есть обеспечивает настоящий диалог.
13.3. Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Данная схема составлена на приведенном выше "восьмиугольнике" основных факторов выбора профессии Е. А. Климова, а также на некоторых положениях теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами П. Я. Гальперина. При этом сами факторы выбора, выделенные Е. А. Климовым, обеспечивают определенную ориентировку в ситуации выбора, а типы ориентировки в какой-то степени соотносимы с типами построения ЛПП.
Сама такая система типов и уровней сформированности ЛПП имеет вид 12-клеточной таблицы (рис. 16). По вертикали выделяются 4 способа (типа) построения ЛПП (критерий выделения типов - учет основных факторов выбора, степень их обобщения, применительно к конкретному выбору): 1) отсутствие сознательно планируемого выбора (фактически выбор осуществляет не сам подросток, а его родители, учителя, психологи или даже его приятели-советчики); 2) выбор конкретной профессии с опорой на неполную систему факторов выбора (например, учет только своих склонностей или мнения товарищей, но неучет других важных факторов выбора); 3) выбор конкретной профессии с учетом всех (или основных для данной ситуации) факторов, то есть правильный выбор; 4) способность повторить правильный выбор в усложненных или меняющихся ситуациях (в условиях неожиданной болезни, переезда и т.п.), то есть наличие метода правильного выбора. В какой-то мере это соответствует третьему типу ориентировки при решении определенных мыслительных задач - по П. Я. Гальперину.
По горизонтали выделяются три уровня реализации того или иного способа (типа) построения ЛПП (критерий выделения уровней - степень активности самого подростка): 1) пассивное принятие данного типа, но не более того (например, подросток в душе считает, что "лучше слушать свою маму и не "дергаться"); 2) использование способа, но только "на словах" (в разговорах, спорах о правильности того или иного способа выбора профессии); 3) использование способа "на деле" (посещение подготовительных курсов, кружков по интересам или, наоборот, демонстративное бездельничание).
Общий порядок использования данной схемы анализа ситуаций самоопределения примерно такой же, как и в работе с "восьмиугольником" основных факторов выбора профессии (см. выше):
Сначала психолог обозначает 12-клеточную таблицу на доске и кратко ее комментирует (рис. 16).
Рис 16. Пример анализа ситуации (см. Задачу-ситуацию 3) с использованием схемы типов и уровней сформированности ЛПП
1. Сразу же учащимся предлагается задача-ситуация для того, чтобы продемонстрировать, как с помощью данной схемы можно эту ситуацию проанализировать. Например, можно предложить следующую ситуацию (Задача-ситуация 3): "Андрей А., учащийся 9-го класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на тройки (иногда бывают и четверки). После девятого класса собирается поступать в кулинарное училище, а в дальнейшем, после армии, окончить специальные курсы и работать в ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное. На вопрос, чем нравится профессия повар, отвечает, что "нравится готовить и угощать своими блюдами". Сам Андрей иногда готовит дома, помогая бабушке, однако его родители недовольны этим, считая, что "эта профессия не для парня". Товарищи Андрея сначала посмеивались над его увлечением, но прошлым летом, в походе он всех приятно удивил ухой, которую сварил из пойманной в пруду рыбы". Например, в данной ситуации, скорее всего, третий тип построения ЛПП и третий уровень реализации профессиональных планов (см. пример на рис. 16).
2. Также для закрепления данной схемы ученикам можно предложить следующую задачу (Задачу-ситуацию 4): "Татьяна Р., ученица 11-го класса, профессию пока еще не выбрала. Она имеет некоторый интерес к искусству (любит рисовать и читать современную поэзию). Дома иногда шьет, но портной быть категорически отказывается. Учится в основном на четверки и пятерки, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы она поступала в МАИ (авиационный институт). Сама Татьяна убеждена, что "не пропадет", "без работы не останется", "где-нибудь пристроится, даже если никуда не поступит". Под нажимом родителей ходит, "на всякий случай", на подготовительные курсы при МАИ". В данном случае, по данной схеме анализа, тип планирования ЛПП - второй, а уровень его реализации - где-то между первым и вторым. Примечательно, что обычно мальчики оценивают данную ситуацию по довольно высоким типам и уровням (видимо, их сбивает с толку то, что она сравнительно хорошо учится и имеет определенные претензии на изысканность), тогда как девочки оценивают ее достаточно критично (видимо, их не проведешь увлечениями литературой и искусством)...
3. После усвоения данной схемы можно также провести контрольную работу (каждый на отдельном листочке быстро рисует три схемы, нумерует их, после чего решает две предложенные ведущим задачи, а на третьей схеме делает самооценку). Полученный листочек с самооценкой также может стать основой для индивидуальной беседы с теми школьниками, чьи представления о своей ситуации самоопределения сильно отличаются от представлений об этих ситуациях у психолога.
Опыт показал, что лучше бывает использовать "восьмиугольник" основных факторов выбора профессии и систему сформированности ЛПП вместе, на одном занятии, поскольку эти схемы хорошо взаимодополняют друг друга. Например, по второй схеме (схеме сформированное(tm) ЛПП) можно проанализировать и те задачи, которые анализировались с помощью "восьмиугольника". Чем больше будет получать подросток простых и понятных средств для оценки различных ситуаций самоопределения, тем увереннее он будет ориентироваться и в своей собственной ситуации профессионального и личностного самоопределения.
13.4. "Схема альтернативного выбора"
Цель методики - помочь подростку (взрослому клиенту) в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии или места работы из уже имеющихся вариантов, с учетом наиболее важных для клиента факторов выбора. (Подчеркиваем, что особенность данной методики - в работе с уже имеющимися, альтернативными вариантами.) Выбор происходит в ходе специально организованного совместного обсуждения, где основное (решающее) слово всегда принадлежит клиенту.
Схема альтернативного выбора наиболее эффективна именно в индивидуальной работе, хотя ее можно использовать и в работе с небольшой группой, когда выборы конкретных учащихся (клиентов) обсуждаются совместно с присутствующими, затем обсуждаются выборы другого и т. д.
Общий порядок работы со схемой следующий:
1. Психолог и клиент сидят за столом рядом, а не напротив друг друга, как в психотерапевтических процедурах.
2. На чистом листе бумаги рисуется несложный бланк, где вверху по горизонтали будут выписываться имеющиеся у клиента варианты, а слева по вертикали - те факторы и условия, которые важны для принятия решения данного клиента (см. образец бланка - в табл. 37). Оптимальное количество рассматриваемых вариантов - от 2 до 5-7, то есть столько, сколько размещается на обычном листе бумаги. Когда клиент будет называть имеющиеся у него варианты, желательно, чтобы они были сформулированы как можно конкретнее.
3. Психолог-консультант предлагает клиенту назвать наиболее важные для него факторы выбора и выписывает эти факторы в бланк. Для удобства работы используется специальный перечень таких факторов (см. Перечень факторов выбора1 - в конце данного раздела). Таким образом, в бланк выписываются 20-30 факторов. При выписывании этих факторов психолог может задавать клиенту уточняющие вопросы, позволяющие иногда видоизменять их первоначальные формулировки. Главное - чтобы смысл выписываемых факторов был хорошо ясен и клиенту, и самому психологу, что и обеспечивает настоящее взаимодействие и понимание между ними.
4. После того как будут выписаны все важные для клиента факторы, ему предлагается самому назвать из выписанного перечня 5-7 наиболее значимых для него факторов. Рядом с этими факторами слева проставляется отметка особой значимости - "х2", а сами эти факторы для наглядности лучше подчеркнуть.
5. Далее клиенту предлагается самому оценить, насколько каждый из выписанных в бланке факторов соответствует имеющимся (также выписанным) вариантам. Для этого используется несложная шкала от 0 до 4 баллов: О баллов - фактор совершенно не соотносится с данным вариантом; 1 балл - фактор соотносится с вариантом, но очень слабо; 2 балла - фактор имеет некоторое соотношение с вариантом; 3 балла - фактор хорошо соотносится с вариантом; 4 балла - фактор очень хорошо соотносится с вариантом. Первое и последнее слово в такой оценке всегда предоставляется клиенту, чтобы у него было постоянное ощущение самостоятельной работы (чтобы чувствовал себя субъектом самоопределения). В этом главный активизирующий смысл данной методики.
Сидящий рядом профконсультант может иногда задавать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях предложить и свою оценку. Но и в этом случае окончательное слово - всегда за клиентом (даже если консультант считает, что клиент совершенно не прав, ведь консультанту не удалось привести краткие и убедительные аргументы...).
Ни в коем случае нельзя спорить с клиентом "до хрипоты": работа должна проходить легко, с пониманием и с удовольствием2.
6. После проставления в бланк баллов-оценок используется коэффициент особой значимости факторов - "х2", который ранее уже был проставлен рядом с такими факторами. Все выделенные факторы (особо значимые для клиента) просто удваиваются (умножаются на 2), то есть рядом с их первоначальными баллами-оценками в бланке выписываются новые, увеличенные в два раза баллы (табл. 37).
7. После этого по каждому варианту (столбику бланка) подсчитывается сумма всех баллов, включая и удвоенные, и неудвоенные. Полученные результаты выписываются внизу, под соответствующими столбиками-вариантами. Вариант, набравший наибольшее количество баллов, скорее всего, является наиболее предпочтительным для данного клиента.
_________________________
1 Данный перечень факторов является достаточно универсальным и может использоваться как для профконсультации выпускников школ (больше ориентирующихся на первоначальный выбор профессии и учебных заведений), так и для работы со взрослыми клиентами (больше рассматривающих варианты трудоустройства или смены профессии).
2 При использовании схемы часто можно сталкиваться с ситуациями, когда аргументы психолога лишь "частично" убедят в чем-то клиента, и тогда в таблице вполне допускается вместо ошибочных баллов-оценок выписывать "компромиссные баллы", как бы находящиеся где-то посередине между первоначальным баллом клиента и уточненным баллом психолога. Важно понимать, что абсолютно "объективных" оценок почти не бывает и речь идет лишь о степени приближения к реальности.
Таблица 37.
Пример совместно заполненного бланка для методик “Схема альтернативного выбора”
Работа с выпускником 11-го класса — Борисом Е. В скобках указаны баллы после удвоения. Получается, что более предпочтителен 2-й вариант.
Коэффициент значимости - "х2" | Мотивационные факторы | 1-й вариант: строительный техникум, специальность — монтаж... | 2-й вариант: экономический ннсти-тут,слецн-альность — бухучет… | 3-й вариант: торговать газетами (“скоро в армию”...) |
Интуиция подсказывает | 1 | 3 | 1 | |
Одобрение отца | 2 | 2 | 1 | |
Способности позволяют | 3 | 2 | 4 | |
х2 | Хотел бы проявить интеллект | 2(4) | 3(6) | 2(4) |
Хотел бы проявить жизненный опыт | 3 | 4 | 3 | |
Хотел бы проявить самостоятельность | 3 | 2 | 4 | |
х2 | Престиж | 0(0) | 3(6) | 1(2) |
Легкость поступления | 3 | 1 | 4 | |
Хорошая “атмосфера” | 2 | 1 | 0 | |
х2 | Работа со знаковыми системами (предмет труда) | 2(4) | 4(8) | 1(2) |
Оценка,контроль (цель труда) | 1 | 2 | 0 | |
Творчество (цель) | 3 | 2 | 1 | |
Теоретические (средства труда) | 2 | 3 | 0 | |
Бытовой микроклимат (условия труда) | 1 | 4 | 0 |
Но нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Полученные показатели также являются лишь приблизительной основой для размышлений о выборе профессии, учебного заведения или места трудоустройства. У нас были случаи, когда клиент уже после проделанной совместной работы говорил, что методика помогла ему "лучше разобраться в том, чего же он действительно хочет", а затем все-таки останавливался на варианте, который не набирал самое большое количество баллов.
Может оказаться и так, что методика с первого раза и не позволит выявить наиболее предпочтительные варианты (например, все или многие варианты просто наберут примерно одинаковое количество баллов). В этом случае можно предложить клиенту еще раз посмотреть, те ли факторы им были выбраны, те ли факторы оказались особо значимыми для него (правильно ли проставлен коэффициент "х2"), а может, даже вернуться к некоторым спорным баллам-оценкам. Такое повторение работы обычно занимает гораздо меньше времени, поскольку клиент уже знаком с общей логикой использования схемы и, как правило, проделывает все достаточно быстро.
Перечень мотивационных факторов для методики "Схема альтернативного выбора"
При проведении профконсультации у клиента постоянно спрашивается: "Хотели бы Вы, чтобы в Вашей будущей профессии (в учебном заведении, на работе...) проявилось...?" или "Хотели бы Вы, чтобы у Вас была возможность...?", или "Хотели бы Вы учесть во время своего выбора...?", "Важно ли для Вас при выборе...?" и т. п. и т. д. При этом клиент может не только выбирать ограниченное количество факторов, но из каких-то групп называть столько, сколько считает нужным.
I. Факторы общего порядка:
1. Собственное желание:
1) осознанное, хорошо продуманное желание;
2) интуитивное предчувствие успеха.
2. Отношение (одобрение) близких людей:
1) отец;
2) мать (мама);
3) любимый человек;
4) друг (подруга) и др.
3. Собственные способности и возможности для реализации варианта, их соответствие каждому из вариантов.
4. Желание проявить те или иные качества (насколько данный вариант позволяет это):
1) физическую силу;
2) красоту, внешнюю привлекательность;
3) умение общаться;
4) интеллект;
5) чувство прекрасного;
6) волю, решительность;
7) самостоятельность;
8) нравственные качества;
9) общую эрудицию; 10) жизненный опыт и др.
5. Информированность, знание о том или ином варианте (знание того, что ждет...).
6. Наличие (или, наоборот, отсутствие) друзей и знакомых на месте будущей учебы или работы.
7. Престиж (в понимании клиента и его близкого окружения).
8. Перспективность варианта для будущей жизни.
9. Близость месторасположения.
10. Отсрочка от армии и др.
П. Характеристики возможного места учебы1:
1. Легкость поступления (или наоборот, сложность поступления, чтобы потом хвалиться можно было...).
2. Легкость обучения (или, наоборот...).
3. Большая стипендия, льготы (можно уточнить, какие...).
4. Наличие общежития.
5. Хороший социально-психологический климат (приятная "атмосфера").
6. Интересная производственная практика или стажировка.
7. Хорошее распределение (гарантированные хорошие места трудоустройства).
8. Отличная культурная, спортивная жизнь.
9. Качественный преподавательский состав.
10. Отличная материальная база (кабинеты, лаборатории...).
11. Отсутствие взяток (или, наоборот, возможность поступить за взятку и купить отличный диплом) и др.
III. Характеристики возможного места работы*
1. Легкость трудоустройства.
2. Возможность дополнительного обучения или переподготовки за счет организации.
3. Возможность работать по контракту.
4. Хороший социально-психологический климат ("атмосфера").
5. Развитый социально-культурный быт (свои санатории, детские сады и ясли, снабжение продуктами, различные культурно-развлекательные программы и т.п.).
6. Льготы (уточнить, какие именно).
7. Перспективы профессионального роста и построения карьеры.
8. Высокая официальная зарплата, возможность зарабатывать валюту.
9. Возможность дополнительного заработка (чаевые, взятки-подарки, возможность использовать в личных целях технику и оборудование организации...).
10. Возможность работать по совместительству в других местах.
11. Относительно свободный режим посещения.
12. Возможность использовать ранее приобретенный профессиональный опыт.
13. Легкость увольнения из организации.
14. Стабильная работа организации (без кадровых перетрясок, без массовых увольнений, без риска банкротства и т. п.) и др.
IV. Характеристики выбираемых профессий1:
1. Предмет труда:
1) природа: животные, растения, организм человека;
2) материалы и заготовки;
3) дети;
_________________________
1 Данные характеристики используются в консультациях, где основная проблема - помощь в выборе учебного заведения. Но если среди вариантов клиента имеются и связанные с дальнейшим обучением, и с трудоустройством на работу, то тогда приходится рассматривать полные наборы мотивационных факторов.
2 Данные характеристики больше подходят для консультаций, где решается вопрос о том, где именно работать клиенту (взрослому или выпускнику).
4) взрослые люди;
5) техника;
6) транспорт;
7) знаковые системы (стабильные, меняющаяся информация);
8) художественный образ (красота).
2. Цели труда:
1) контроль, оценка, диагноз;
2) преобразование (материалов, человеческого сознания...);
3) творчество, изобретательство;
4)транспортирование;
5) обслуживание (поддержание в определенном состоянии);
6) собственное развитие и самосохранение.
3. Средства труда:
1) ручные и простые приспособления;
2) механические;
3) автоматические;
4) функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила...);
5) теоретические (знания, способы мышления);
6) переносные средства или стационарные.
4. Условия труда:
1) бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора...);
2) большие помещения с людьми (аудитории, торговые и концертные залы...);
3) обычный производственный цех;
4) необычные производственные условия (особая стерильность, режим влажности, температуры...);
5) экстремальные (риск для жизни и здоровья);
6) работа на открытом воздухе;
7) домашний кабинет.
5. Характер подвижности в труде:
1) преимущественно сидя;
2) преимущественно стоя;
3) длительная ходьба;
4) вынужденные статичные позы;
5) множество разнообразных движений;
6) высокая избирательная подвижность (в основном только рук, только головы, только ног...).
6. Характер общения:
1) минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд);
2) работа с клиентами и посетителями;
3) обычный коллектив ("свои люди", одни и те же лица...);
4) работа с аудиториями;
5) особая дисциплина и субординация;
6) небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты).
7. Характер ответственности в труде:
1) материальная;
2) моральная;
3) за жизнь и здоровье людей;
4) обычная (невыраженная) ответственность.
8. Различные особенности профессий:
1) высокая официальная зарплата;
2) возможность дополнительного заработка (чаевые, взятки-подарки, возможность использовать оборудование организации, возможность что-то унести...);
3) возможность проявить власть;
4) изысканные отношения (особый этикет...);
5) встречи со знаменитостями;
6) частые командировки по стране;
_________________________
1Данная группа характеристик особенно важна для случаев, когда профессия еще не выбрана (включая случаи выбора профессионального заведения, когда обучение предполагает работу по тем или иным профессиям). Менее значимо использование данной группы факторов в работе со взрослыми клиентами, уже имеющими профессию, совершенно не собирающимися ее менять и лишь подыскивающими другое место работы. Хотя, например, для большинства клиентов службы занятости (безработных) актуальным является вопрос смены имеющихся специальностей и приобретение новых.
7) загранкомандировки (или просто - валюта...);
8) завершенный или промежуточный результат труда (возможность полюбоваться тем, что сделал...);
9) минимальные профвредности (уточнить, какие именно);
10) спокойная работа (минимальное нервное и физическое напряжение);
11) отсутствие мата и сквернословия на работе;
12) увлекательная, рискованная работа;
13) ярко выраженная общественно полезная работа.
9. Минимальное профессиональное образование, необходимое для профессии:
1) без специального профессионального образования;
2) краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев);
3) начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ...);
4) среднее профессиональное образование (техникум,
училище...);
5) высшее профессиональное образование (вуз): бакалавриат, магистратура?
6) ученая степень;
7) дополнительное профессиональное образование, переподготовка, доподготовка (к уже имеющемуся образованию...).
Заключение
Развитие любой науки и любого научно-практического направления имеет интересную тенденцию. Если на первых этапах развития какого-то направления основное внимание уделяется результатам работы (например, позитивным изменениям у клиента), то в дальнейшем происходит постепенное переключение внимания на сами методы работы (по принципу "каковы методы, таковы будут и результаты"). На заключительных этапах развития любого научно-практического направления все большее внимание специалисты уделяют самим себе (своей готовности помогать тем или иным клиентам, своему уровню образования и владения различными методами, наконец, своей готовности самостоятельно совершенствовать свою работу, вырабатывать индивидуальный стиль своего труда).
В этом плане мы надеемся, что представленные в пособии методики помогут не только активизировать самоопределяющихся клиентов, но и активизировать самих психологов-практиков, использующих данные методики. При этом становление и развитие профессионального самосознания психолога-практика предполагает прежде всего умение находить интересные и значимые проблемы в своей профессиональной деятельности, а затем искать пути решения этих проблем. Неспособность видеть такие проблемы (когда "все и так прекрасно") является верным признаком профессиональной деградации. Но сложность профориентационной работы заключается еще и в том, что проблемы самоопределения неразрывно связаны и с проблемами общества, в котором молодому человеку или подростку приходится искать свое место (в том числе и с помощью выбираемой профессии). Устранение от размышления над подобными проблемами (социально-экономическими, политическими, культурологическими) превращает всю профориентацию в "профанацию".
Поэтому от самих профконсультантов требуется сильная внутренняя мотивация (внутренняя активность), желание действительно разобраться в сложнейших вопросах нашего общества. Быть может, кому-то предлагаемые методики помогут найти для этого в себе силы.
Оглавление
Введение
Часть 1. Теоретические основы использования активизирующих профориентационных методов
Глава 1. Сущность профессиналыюго самоопределения 1.1. Соотношение понятий: профориентация и проф-консультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
1.2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении
1.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии
Глава 2. Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения
2.1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый характер субъекта самоопределения
2.2. Парадоксы "субъектности" в профессиональном самоопределении
2.3. Главная (идеальная) цель, основные задачи
и уровни профессионального самоопределения
2.4. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения
2.5. Проблема основных вариантов (схем) планирования человеком своей карьеры.
Глава 3. Смысл активизации субъекта профессионального и личностного самоопределения
3.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации клиента
3.2. Проблема метода активизации в профессиональном и личностном самоопределении
3.3. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики
Дата: 2019-03-06, просмотров: 218.