Карточки для игры «Такой-сякой»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаются 4 набора карточек (для 4 участников), которые можно было бы отксерокопировать на плотном ватмане, разрезать и использовать в работе со школьниками.

 

2 хода вправо 1 ход вправо 2 хода влево   1 ход влево 2 хода вверх 1 ход вверх
2 хода вниз 1 ход вниз Нулевой ход    
2 хода вправо

1 ход вправо

2 хода влево

1 ход влево

 

2 хода вверх

1 ход вверх

2 хода вниз

1 ход вниз

Нулевой ход

 
 
2 хода вправо

1 ход вправо

2 хода влево

1 ход влево

 

2 хода вверх

1 ход вверх

2 хода вниз

1 ход вниз

Нулевой ход

Глава 12. Активизирующие профориентационные опросники

12.1. Общая характеристика данных методик

Следующая группа методик - активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения были сделаны с целью хоть как-то разнообразить существующий диагностический материал, поскольку по нашим многочисленным наблюдениям (и по наблюдениям других профконсультантов) многие существующие средства часто воспринимаются подростками как скучные и неинтересные.

Главной целью и особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если в традиционных тестах и опросниках акцент делается именно на психодиагностике, то есть на получении объективных данных об обследуемом человеке, то в нашем случае мы сознательно отказываемся от самой идеи "объективного" диагноза, построенного на использовании психометрических принципов конструирования тестов и опросников. Если речь идет именно о самоопределяющемся человеке, а не о человеке-испытуемом (обследуемом с помощью тестов), то гораздо важнее оказывается формирование готовности человека к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентации человека).

Естественно, мы не исключаем необходимости и правомерности использования традиционных психодиагностических средств в профессиональном консультировании. Например, если речь идет о профотборе на специальности с особыми требования к работнику (на военные, летные, сложные операторские профессии и т. п.), то объективная психодиагностика, включая психофизиологическую и медицинскую диагностику, является просто необходимой, естественно, если имеются обоснованные и надежные критерии такого профотбора. Но в случае выбора массовых профессий, то есть пригодных для большинства людей, большее значение приобретает не отбор и "отсев", а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности.

В последние годы (и даже десятилетия) все больше усиливается критика существующей профессиональной психодиагностики. Сомнения высказываются даже по поводу объективного профотбора на специальности с особыми условиями труда. Например, Е. А. Климов считает, что "у человека не может быть полностью готовой профессиональной профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности". Таким образом, для строгого, исчерпывающего и объективного профотбора возможности психодиагностики ограничены. Как отмечают Е. М. Борисова и К. М. Гуревич, очень часто психодиагностика в школьной профориентации носит констатирующий, рекомендательный характер, хотя известно, что через некоторое время сильно меняется и обследуемый школьник, да и сами профессии, поэтому профконсультационная рекомендация быстро устаревает. Более перспективной и обоснованной оказывается диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая профконсультационная помощь.

Отмечая, что тесты хотя и являются "ненаучным средством", но все-таки "...могут в известной степени быть полезными", М.-А. Робер и Ф. Тильман призывают к особой осторожности при их использовании в школе: "...Следует решительно разоблачать злоупотребление тестами, когда на основе результатов, научная ценность которых весьма сомнительна, оправдывают личностный, социальный или политический выбор". Примечательно, что еще в 70-е годы в Бордо (Франция) по инициативе Жана Гобэ была создана специальная комиссия по борьбе с тестоманией, где людей знакомили с тестами, чтобы они знали, как лучше отвечать во время тестирования при приеме на работу и в других ответственных случаях...

Переоценка многих "объективных" методов исследования личности, обеспокоенность тем, что собственно психологическое исследование часто подменяется социологическим (с большими, "солидными" выборками), где конкретный человек просто теряется, послужила основой для разработки новых направлений в диагностике личностного развития. Интересны в этой связи так называемые репертуарные тесты (решетки), родоначальником которых является Дж. Келли. Техника репертуарных решеток - "это субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте". К сожалению, данный подход оказался достаточно непростым (громоздким из-за использования мощных компьютерных средств) и в профконсультацион-ной практике распространения не получил.

В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, рассуждая о проблеме соотношения ("соприкосновения") человека и машины (а в более широком плане - человека и профессии), говорят о необходимости "преодоления давних адаптаци-онно-гомеостатических подходов" и отмечают, что подлинная гармонизация человека и техники может быть решена только в контексте решения более широкой проблемы "гармонии индивида и общества".

При разработке предлагаемых в пособии активизирующих опросников мы использовали богатые психотехнические возможности, заложенные в самой идее работы учащихся с бланками, в определенном упорядочивании (систематизации) вопросов и ответов, в возможности работать сразу с большими группами школьников и др. Был использован также известный многим практикам активизирующий эффект, когда после проведения в классе какого-то теста или опросника, многие подростки поскорее стремятся узнать, "что же у них получилось" и буквально ходят за психологом "по пятам". Все это позволяет не столько получать "объективную" информацию, сколько формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их развития.

При проведении активизирующих опросников психолог имеет возможность ставить перед учениками сложнейшие вопросы. Но если такие вопросы произносить просто так, в надежде на то, что школьники станут над ними с удовольствием размышлять, то ничего не получится. Учащиеся должны быть включены в интересную, но одновременно простую и понятную для них деятельность, где размышления над подобными (сложными) вопросами являлось бы лишь элементом этой деятельности. В данном случае в качестве такой деятельности выступает ответ на вопросы психолога в специальном бланке, что внешне похоже на работу с тестом и традиционным опросником. Но это чисто внешнее сходство. И при конструировании, и при практическом использовании активизирующих опросников сознательно сделаны нарушения некоторых психометрических норм1, что позволило выйти за рамки и ограничения при использовании "стандартизированных" опросников и расширить импровизационные возможности как для учащихся, так и для психолога-профконсультанта, работающего в активизирующем режиме. Среди таких нарушений можно отметить следующие:

1. Часть вопросов сформулирована в эмоционально провокационном плане, что противоречит требованию "эмоциональной нейтральности" вопросов. Однако опыт работы с подростками свидетельствует о том, что многим из них быстро надоедают "неинтересные" вопросы и они участвуют в обычных психодиагностических процедурах без особого энтузиазма, а просто самим фактом "тестирования", как это было раньше, сейчас мало кого удивишь...

_______________

1 С основными психометрическими правилами и нормами при конструировании и использовании психодиагностических средств можно познакомиться в книгах: Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столика).- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 304 с.; Словарь-справочник по психологической диагностике/Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова.- Киев: Наумова думка, 1989.- 200 с.

2 См., например, Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова.- Петрозаводск: Петро-ком, 1992.- 318 с.

 

2. По некоторым опросникам "нормы" получены на сравнительно небольшом количестве обследуемых (по разным методикам - от 60 до 100 человек), а по части опросников мы сознательно отказались от норм. Заметим, что нередко в профдиагностике многие опросники вообще используются без каких-либо норм или эти нормы не удовлетворяют элементарным требованиям психометрики...2. И все-таки даже такие представленные в некоторых опросниках нормы позволяют хотя бы ориентировочно говорить о тех или иных ориентациях человека, что может быть основой если не для психодиагностики (в строгом смысле), то для размышлений о своих профессиональных и личностных перспективах.

3. Даже те некоторые из норм, которые были получены с помощью статистических расчетов, мы вынуждены были произвольно сдвинуть в сторону повышения. Например, в опроснике "За и против-1" при подведении итогов рассматриваются и такие сферы приложения своих сил, как "преступная деятельность", "попрошайничество" и др. Понятно, что психолог не должен подкреплять с помощью своих опросников (и представленных в них "норм") даже реально имеющиеся у кого-то из школьников ориентации на такой "труд"...

4. При зачитывании вопросов ведущий не только может, но и должен делать короткие, ненавязчивые и желательно остроумные и веселые комментарии, что категорически запрещается при проведении "настоящих" тестов, поскольку это может повлиять на результаты обследования... Особенность активизирующих опросников заключается еще и в том, что они позволяют хотя бы проговаривать (хотя бы кратко обозначать) в аудитории подростков те вопросы и проблемы, которые в непосредственном общении могут ими восприниматься как морализаторство. Это касается вопросов ценностно-нравственной оценки всего происходящего в обществе, о чем сейчас как бы не принято говорить (по мнению официальных идеологов и продающих им свои таланты журналистов), но без чего немыслимо полноценное самоопределение и развитие любого человека и гражданина, живущего в данном обществе.

5. При подведении итогов ведущий должен обязательно (и не один раз) сказать школьникам о том, что полученные результаты являются очень и очень предварительными и не могут служить основанием для принятия каких-то важных решений. В каком-то смысле психолог должен сознательно "разочаровать" подростков в полученных результатах. Хотя традиционно психодиагност должен всячески повышать доверие клиентов к проведенной диагностической процедуре (здесь нарушаются уже не только психометрические, но и некоторые психотерапевтические требования, основанные на "мифе веры" в психолога и во все, что он делает...).

В целом можно даже так определить активизирующие опросники - это своеобразная "игра в тесты", важным условием проведения которых является понимание того, что это не настоящая психодиагностика, а именно "игра", причем понимание как со стороны подростков, так и со стороны самого психолога-профконсультанта. Естественно, говоря об игре, мы вкладываем в это слово глубокий смысл, ведь известно, что игра является одним из сложнейших явлений и еще не понятым до конца методом работы практического психолога. При определенном воображении игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и "солидном" направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика.

К активизирующим профконсультационным опросникам можно отнести следующие. Система "За и против", состоящая их трех частей: 1) "За и против-1" предназначена для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток);

2) "За и против-2" служит для ориентировочного определения желания подростка использовать и развивать в работе те или иные свои качества (каким бы он хотел быть);

3) "За и против-3" служит для определения профессиональных ценностей данного подростка (зачем, ради чего он хотел бы заниматься данным делом). Само название - "за и против" - указывает на некоторую противоречивость вопросов, позволяющих посмотреть на профессии как бы с разных сторон. Если не удается использовать все три части опросника, то каждая часть вполне может выступить как самостоятельная методика.

Активизирующий опросник "Будь готов!" основан на самооценке и служит для ориентировочного определения готовности клиента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотнести свои возможности с 70 профессиями, но в работе с целым классом реально удается рассмотреть в среднем 5-7 профессий для каждого учащегося.

В полушутливом опроснике "Как поживаешь?" определяются жизненные ценности подростка, а также оценивается, как отнеслись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те или иные вымышленные типичные стереотипы.

В полушутливом опроснике "За и против" также определяются некоторые жизненные ценности и приоритеты, а в самом заложена известная истина о том, что важные дела лучше не откладывать на "потом". Недавно был разработан усовершенствованный вариант методики "За и против", который и приводится в настоящем пособии.

На основе основных процедурных идей методики "За и против" появился новый активизирующий опросник "Перекресток", где выявляются основные предпочтения подростка к сферам труда и к тем или иным средствам труда, после чего на пересечении выделенных сфер и средств определяются конкретные профессии (отсюда и название - "перекресток"). Данная методика позволяет также выявлять в шутливой форме предполагаемые уровни дальнейшего профессионального образования и различные профессиональные позиции клиента (от "лентяя" и "хулигана" до "гения"), после чего удается выйти на обсуждение реалистичности выбранных профессий и даже рассмотреть другие, более реальные варианты самоопределения.

Активизирующие опросники "Самооценка нравственности, гражданственности" (сокращенно - СНГ) и "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия" (сокращенно - СССР) хотя и построены в полушутливом варианте, но на самом деле моделируют сложнейшие вопросы, связанные с нравственными выборами.

Опросники-шутки "Моды-1" и "Моды-2" предназначены для ориентировочного прогнозирования престижности в ближайшем будущем (при "лучших временах") набора заранее заданных типичных профессий (Моды-1) и, в более сокращенном варианте, - престижности только тех профессий, которые привлекательны для данного подростка (Моды-2).

Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) дает подростку возможность представить все свои профессиональные перспективы во взаимосвязи и целостности. Он может быть использован как при работе с классом, так и в последующей индивидуальной профконсультации.

12.2. Опросник "За и против"1

Общая характеристика методики

Активизирующая методика "За и против" включает в себя три относительно самостоятельных опросника: "За и против-1" (предназначен для выявления предпочтительных групп профессий); "За и против-2" (для выявления наиболее развитых групп качеств) и "За и против-3" (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с "настоящим" тестом она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также - для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана.

Тем не менее методика имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентаци-онными опросниками, например, с "Дифференциально-диагностическим опросником" (ДДО) Е. А. Климова, с "Картой интересов", с опросником Дж. Голланда и т. п.

Данная методика является усовершенствованной модификацией ранее опубликованного варианта опросника "За и против"1. Мы выражаем особую благодарность за помощь в сборе и обработке данных для составления новых "норм" Е. Ю. Пряжниковой, психологу московской школы № 848 Е. В. Лямкиной и педагогу школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О. Н. Мелехиной.

Общие условия использования методики "За и против":

1. Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы набраны для учащихся 10-х классов), так и со взрослыми клиентами.

2. По времени методика обычно занимает: "За и против-1" - около 40-50 минут; "За и против-2" - около 25-30 минут; "За и против-3" - около 20-25 минут. Время для обобщения результатов всех трех частей - около 15-20 минут.

3. Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальной профконсультации.

4. Обычно результаты подсчитывают сами клиенты (все-таки методика - активизирующая и клиенты должны понимать, что они делают).

5. Также клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает не намного больше, чем при шумной и "веселой" раздаче готовых бланков...).

Активизирующий опросник "За и против-1"

Цели методики:

1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель).

2. Активизировать самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

Процедура использования и подсчет результатов:

1. Общая инструкция: "Методика позволит нам ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наиболее привлекательными".

____________________________

1 См. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.- M: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- 80 с.

2. Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клетку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой части методики (см. Приложение 1 в данном разделе пособия).

3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3 - Вопросы для "За и против-1"), а каждый клиент проставляет в соответствующих клетках бланка баллы, означающие его желание выполнять на работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).

4. Подсчет результатов:

- Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой колонках проставляется знак "минус";

- Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (см. Приложение 1, графа "Сумма баллов") - в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно для мужчин-мальчиков и для девушек (см. Приложение 6, "Нормы" для "За и против-1").

6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

- Клиент выписывает каждую норму справа от колонки "Сумма баллов", в другой колонке - "Нормы" (чтобы нормы находились перед глазами - для простоты расчетов);

- Если результат попадает в "норму", то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результат - (-2), а "норма" - (-6, +3); результат находится в пределах от (-2) до (+4), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от "нормы", в графе "Результаты" (см. Приложение 1) выписывается "О" ("ноль");

- После этого определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы, например, результат - (+5), а "норма" - (-4, +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) - (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий - соответственно в графе "Результаты" выписывается "+2". Или другой пример: результат - (-7), а "норма" - (-2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, то есть ближнее, значение нормы: (-7) - (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий - в графе "Результаты" выписывается "-5" и т п.

7. После определения соответствия своего результата норме психолог зачитывает название группы профессий, а клиент выписывает это название в графе "Профессии". Далее определяется соответствие по следующей профессии и т. д.

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то - нули (интерес невыраженный), а где-то - минусы (интерес отсутствует).

Активизирующий опросник "За и против-2"

Методика проводится аналогично опроснику "За и против-1" (см. выше). При этом используется несколько иной бланк ответов (см. Приложение 2), естественно, другие вопросы (см. Приложение 4 - Вопросы для "За и против-2") и другие "нормы" (см. Приложение 7, "Нормы" для "За и против-2").

Мы рекомендуем рисовать на одном листочке сразу два бланка: для опросников "За и против-2" и "За и против-3". По объему данные методики небольшие, и их вполне можно успеть провести за одно занятие.

Цель опросника "За и против-2" - ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности клиента и также спровоцировать его для размышлений ценностно-смыслового плана о будущих профессиональных выборах.

Общая инструкция: "Сейчас мы выявим наиболее развитые ваши качества и способности для будущих профессий... Вам будут предлагаться различные действия, а вы должны оценивать свою готовность их выполнить по шкале от 0 до 5 баллов: чем лучше развита ваша способность, тем больше баллов...".

Во всем остальном процедура проведения и обработка результатов такая же, как в опроснике "За и против-1".

Активизирующий опросник "За и против -3"

Общая схема проведения методики такая же, как в опросниках "За и против-1" и "За и против - 2" (см. выше).

При этом используются несколько иной бланк ответов (рисуется на одном листке с бланком ответов для методики "За и против-2" - см. Приложение 2), иной перечень вопросов (см. Приложение 5 - Вопросы для "За и против-3") и иные "нормы" (см. Приложение 7 - "Нормы" для "За и против-3").

Дается также несколько иная общая инструкция: "С помощью опросника мы выявим ваши профессиональные ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях... Вам будут зачитываться различные утверждения, а вы должны оценить, насколько вы с ними согласны по шкале от 0 до 5 баллов: чем больше эти утверждения вам близки, тем больше баллов".

Сама процедура и обработка результатов такие же, как в опросниках "За и против - 1" и "За и против - 2" (см. выше).

Обобщение результатов всех трех частей опросника "За и против"

Целью обобщения результатов опросников "За и против-1, 2 и 3" является определение соответствия между привлекательными группами профессий (результаты "За и против-1"), сформированностью тех или иных качеств клиента (результаты опросника "За и против-2") и ценностями клиента (результаты "За и против-3").

Естественно, данное соответствие является очень приблизительным и служит лишь дополнительной информацией для принятия окончательного решения. В данном случае важнее смоделировать с клиентом саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора.

Общая схема определения соответствия между результатами трех частей опросника "За и против":

1. Используется специальная таблица соответствия (см. Приложение 8).

2. В колонку "Результаты-1" выписываются итоговые баллы по всем двадцати группам профессий (см. пример в Приложении 9).

3. По результатам опросника "За и против-2" определяется соответствие наиболее развитых качеств и наиболее привлекательных профессий. Например, наиболее привлекательная группа профессий - "Торговля, сервис", а наиболее развитые качества - это "Аккуратность", "Координация движений", "Умение общаться", "Жизненный опыт". На пересечении группы профессий "Торговля, сервис" и названных наиболее развитых качеств подсчитываем все "плюсы" и общую их сумму выписываем в графе "Результат-2". В нашем примере сумма получилась бы = "5 (пять) плюсов".

4. Аналогично подсчитываются баллы по другим наиболее привлекательным профессиям.

5. В итоге можно посмотреть, насколько качества клиентов позволяют ему быть "успешным" по разным привлекающим его профессиям.

6. Точно так же определяется соответствие привлекательных профессий и наиболее важных для клиента ценностей (по опроснику "За и против-3"), а все суммы соответствующих "плюсов" записываются в графу "Результат-3".

7. Это также позволяет посмотреть, насколько те или иные привлекательные профессии позволят клиенту реализовать важные для него ценности и смыслы...

8. Завершается работа общим подсчетом результатов по всем трем опросникам: по графам: "Результаты-1", "Результаты-2" и "Результаты-3". Итоговые результаты записываются в графу "Итоговые результаты".

9. Все это позволяет не только выявить наиболее привлекательные для данного клиента группы профессий, но и ориентировочно оценить, насколько эти профессии выбираются с учетом развитости качеств клиента, а также, насколько эти профессии позволят ему реализовать свои основные смыслы и ожидания от данного труда.

Важные особенности проведения опросника "За и против"

Поскольку методика "За и против" является активизирующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих "тестов".

1. Психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы - это маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того, чтобы прямо ставить данные вопросы перед клиентами (что, скорее всего, вызвало бы непонимание и даже определенные психологические барьеры), эти вопросы просто включены в другую деятельность - заполнение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентов как вполне "нормальный"...

2. Некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с "настоящим" тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащимися, которые часто сами (и по-своему) комментируют "заинтересовавшие" их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может через такие комментарии обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.

3. У самих некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы, связанные с такими "профессиональными группами", как "Преступления" и "Бродяги-попрошайки". Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик, хотя социологи и философы, выделяя типичные группы населения в разных культурах, давно говорят о "неизбежности" преступников и проституток, а социальные педагоги говорят о том, что уже давно сформировался институт "профессиональных нищих"... К сожалению, часть подростков размышляет и о таких перспективах своего самоопределения (иногда из "озорства" или "осознанно", иногда - вынужденно, в силу специфического социально-экономического и антидуховного положения современной РФ). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто начать обсуждение данной проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать подобные вопросы, то тогда кто?... К сожалению, другие "специалисты" времени зря не теряют: идея "криминализации общества" до сих пор еще весьма популярна не только в подростковой среде.

4. При обработке и интерпретации результатов в опроснике "За и против-1" следует помнить, что некоторые нормы произвольно нами сдвинуты "вверх". Например, "нормы" для "Преступной деятельности" для мальчиков раньше были: (+3) - (+8), и тогда многие попадали в "плюс", что как бы "подтверждало" их намерения... Мы изменили "нормы", которые стали выглядеть так: (+6)-(+11), и тогда уже редко кто из подростков попадает в "плюс"... Аналогично изменены нормы для "Бродяг-попрошаек": с (-1) - (+4) раньше - до (+5) - (+9) сейчас... Соответственно изменены "нормы" для девушек: по "Преступной деятельности" - с (+2) - (+7) раньше до (+6) - (+11) сейчас, а для "Бродяг-попрошаек" с (-2) - (+2) ранее до (+3) - (+7) сейчас...

5. На этапе подведения итогов могут возникать ситуации, когда кто-то сильно недоволен результатами. Ни в коем случае нельзя слишком "серьезно" подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так "успокоить" клиента: "Скорее всего, у Вас просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными", "Это не Ваша вина: скорее всего, методика не совсем удачная" и т.п. Но в любом случае клиент может не только задуматься над такими "неудачными" результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче...

6. При большом желании на этапе обобщения результатов всех трех частей опросника можно не только учитывать соответствие групп профессий - качествам и ценностям (что отражено через "плюсы" в таблице соответствий - см. Приложение 8), но и учитывать несоответствия. Например, если какое-то качество по самооценке клиента развито плохо или какая-то ценность не является для клиента значимой (при сравнении с "нормами" получается "минус"), то все это также можно представить в виде алгебраической суммы и отразить в графе "Результат-2" и "Результат-3" (см. Приложение 8). На наш взгляд, в "ручном" варианте все это получается довольно громоздко (для особо желающих), а вот в компьютерном варианте это быстро обрабатывала бы машина...

Дата: 2019-03-06, просмотров: 282.