Как уже отмечалось, методика "За и против" не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения диагностической ценности опросника "За и против" следовало бы соблюсти следующие условия:
1. Исключить "провокационные" и "эмоционально не нейтральные" вопросы (после чего методика значительно потеряла бы в активизирующем плане и воспринималась бы многими клиентами-учащимися как более "скучная").
2. Не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведения методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акценты на наиболее существенных проблемах профессионального самоопределения, что также снизило бы активизирующий эффект).
3. Значительно расширить выборку обследованных для уточнения психометрических "норм", например, по каждой группе (мальчиков-подростков и девушек) довести "статистику" до 200-300 обследованных.
4. Разработать "нормы" не "вообще", а для каждой образовательно-возрастной группы клиентов (например, для подростков, для абитуриентов, отдельно для каждой группы безработного и незанятого населения...).
5. Желательно также разработать "нормы" для каждого культурно-национального региона страны...
6. Периодически обновлять "нормы" (желательно через каждые 3-5 лет).
7. Обязательно соотносить результаты опросника с другими профориентационными методиками.
8. Проводить обследование по всем этим методикам в течение определенного (длительного) времени, например, 2-3 раза в течение учебного года или хотя бы в течение 2-3-х лет, чтобы была возможность отслеживать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере и т.п.
Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры.
При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе "Обобщение результатов". Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения - это своеобразная "подстраховка" для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают...
Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником "За и против" явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.
Бланк для опросника "За и против - 1" Приложение 1.
|
| Сумма баллов | Нормы | Результат | Группы профессий | |||||
1 | 21 | 41 | 61 | 81 |
|
|
| ||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. | |||||||||
21. | |||||||||
20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Бланк для опросника "За и против" (2-я и 3-я части)
Приложение 2
|
| Сумма баллов | Нормы | Результат | ||||||
1 | 13 | 25 | 37 | 49 |
|
|
| ||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
12 | 24 | 36 | 48 | 6 |
Бланк для опросника "За и против - 3" (Зачем?)
| Сумма баллов | Нормы | Результат | ||||||
1 | 9 | 17 | 25 | 33 |
|
|
| ||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Приложение 3
Вопросы для методики "За и против-1"
Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свое желание выполнять на работе следующие действия:
1. Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами.
2. Многократно повторять одни и те же эксперименты ради стремления к истине, к новому знанию.
3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помогать им добрым словом и делом.
4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как можно дороже...
5. Отдавать все силы служению Богу.
6. Работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию.
7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других людей.
8. Выступать перед аудиториями, на сцене, на экране, по радио.
9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высокой точности и качеству.
10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего народа...
11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения, коммуникации...), получая за это очень приличные деньги.
12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подороже.
13. Стремиться воплотить себя в великом творении искусства.
14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя заботой и вниманием.
15. Если понадобится, использовать для построения своего счастья грубую силу, натиск и хитрость.
16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы и другие выполняли приказы и указы, законы и постановления.
17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хочется и где хочется.
18. Любить растения и животных, а также самому за ними ухаживать (в том числе и фекалии-"какашки" собирать...)1.
19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир.
20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбусом, трамваем..., а также самому их обслуживать.
21. Работать в спокойных и комфортабельных условиях, без волнений и физических нагрузок.
22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе, не спорить с ними.
23. Оказывать медицинскую помощь только за очень большие деньги (как в "развитых" странах...).
24. Иметь возможность презирать тех, кто Вам не понравился с первого взгляда.
25. Поменьше верить в милость Божью и побольше доверять в деловых вопросах самому себе (считается самый большой грех...).
26. Иметь возможность перекладывать ответственность за ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по работе (это особый "талант").
27. Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточников, проституток и их сутенеров...
28. Иметь возможность всегда быть естественным на работе, никогда не улыбаться и не грустить по "заказу" (по производственной необходимости...), то есть быть самим собой на работе.
29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышенном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (какие-то работы это позволяют...).
30. Умело использовать недостатки законов для достижения своих целей.
31. Иметь возможность перекладывать всю тяжелую работу на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоро-вье (по принципу: пусть дураки "вкалывают"...).
32. Получать за работу только честно заработанные деньги, которые соответствуют затраченным Вами усилиям.
33. Быть обычным, нормальным работником, делать все тихо и спокойно, без волнений и переживаний (по принципу: хорошему человеку и переживать нечего).
34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать только работе.
35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблюдать законы и общепринятые нормы.
36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие законы (которые "ну просто отстают от жизни"...).
37. Иметь возможность никогда не драться, не воровать и не попрошайничать по "производственной необходимости"...
38. Бороться против того, чтобы животных использовали на мясо и шкуры.
39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремиться, чтобы все уважали и побаивались Вас.
40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в пути, всегда быть первым на дороге ("не глотать чужую пыль!").
41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей.
42. Скрупулезно изучать теоретический и практический опыт в какой-либо области знания.
43. Не терять самообладания при виде крови, открытых ран, ожогов, опухолей (и даже гордиться, что другие всего этого боятся)...
44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя с вами уютно.
45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером благопристойности для окружающих (в профессиях, где наблюдают за каждым Вашим шагом, где Вы - "на виду"...).
46. Конструировать новые приборы, делать их надежными, эффективными и красивыми.
47. Пресекать любую несправедливость, насилие, нарушение закона.
48. Перевоплощаться в образы других людей (играть на работе различные роли - в соответствии с необходимостью).
49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппаратуру и приборы.
50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы.
51. Работать в сложных и необычных условиях (под землей, на ветру, у доменной печи...), получая за это весьма приличные деньги.
52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг.
53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже там, где другие его не замечают и пытаться донести до окружающих, что мир - прекрасен...
54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в выходные и праздничные дни.
55. Знать "свое место", строго соблюдать неписаные законы поведения в работающей группе, жестоко расплачиваться за их нарушение.
56. Не нарушая законов(!), стараться улучшить жизнь общества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хорошо всем было, и законы не нарушались...).
57. Жить под открытым небом, питаться тем, что Бог послал, и радоваться полной свободе от чего бы то ни было и от кого бы то ни было...
58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, чтобы из них получалось хорошее мясо, шкура, другая продукция...
59. Самому побольше знать, чтобы было чему учить других.
60. Постоянно быть внимательным и осторожным, быстро реагировать на все изменения в пути, соблюдать правила дорожного движения.
61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу.
62. Думать на работе только о простых, понятных и приятных вещах (есть и такие удивительные профессии).
63. Общаться на работе только с красивыми и здоровыми людьми (а с больными и несчастными пусть кто-то другой занимается...).
64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услуги, получая лишь "символическую" зарплату (помогать фактически "за спасибо"...).
65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять... (в каких-то профессиях это просто необходимо и без этого сложно выстраивать свои отношения с коллегами).
66. Иметь возможность беречь зрение, поменьше работать с экраном компьютера.
67. Брать подарки и взятки "без всяких там дурацких переживаний", смело используя свое служебное положение и власть (к сожалению, в наше время в ряде работ без этого сложно "вписаться" в существующие системы производственных отношений...)1.
68. Делать на работе все только по-своему и соответственно самому отвечать за все...
69. Иметь возможность часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей...
70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправляться со своими конкурентами и противниками (чтобы работа была полна интриг и страстей - как в "кинуш-ках";..).
71. Делать замечания всем, кто ругается на работе матом (и получать за это зарплату...).
72. Бескорыстно отдавать немалую часть своих денег больным и немощным людям (и так трудиться радостно и самозабвенно...).
73. В своих размышлениях основываться только на строгой логике и математике (чтобы все было четко и понятно, как будто "по полочкам разложено").
74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и развлечения, быть настоящим "аристократом" (есть профессии, где без этого нельзя создать себе образ настоящего профессионала, без чего окружающие Вас просто не поймут...).
75. Иметь возможность разводить на работе рыбок, выращивать цветочки, любить все вокруг (чтобы это не мешало основной работе).
76. Иметь возможность работать только с теми людьми, которые лично Вам приятны.
77. Демонстрировать на работе хорошие манеры поведения, быть обаятельным, изысканным, выглядеть бла-гополучным и удачливым в делах.
78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда появляется настроение поработать (например, если несколько месяцев нет вдохновения, то и не работать вовсе).
79. Искренне верить в мистику, в астрологические гороскопы и кофейную гущу, а также иметь возможность использовать все это в своей работе.
80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время работы самые разные дела, вести приятные разговоры.
81. Быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с честью выходить из самых сложных ситуаций (и соответственно, чтобы таких ситуаций было побольше).
82. Признавать свои ошибки, отказываться от прежних взглядов и не бояться говорить об этом своим коллегам и ученикам.
83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье (не курить, не пьянствовать, избегать излишеств...), пропагандировать на работе здоровый образ жизни...
84. Обязательно улыбаться на работе всякому клиенту и посетителю (с учетом того, что они бывают разные, например, пьяные и невоспитанные...).
85. Нести слово Божье людям (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях компьютерных программ.
87. Смело вступать в противоборство даже с очень сильными и опасными бандитами.
88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настроением и соответственно тренировать их, часто ограничивая себя в "радостях жизни"...
89. Соблюдать технику безопасности в работе с механизмами и аппаратурой (и даже гордиться тем, что другие вообще боятся подходить к такой опасной технике).
90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых разных людей.
91. Испытывать радость от силы и напряжения своих мышц на работе.
92. Не останавливаться ни перед чем, ради получения высокой прибыли.
93. Описывать скучные и банальные вещи очень живо и увлекательно (например, какое-то событие "яйца выеденного не стоит", а вы так о нем напишите, что все возрадуются...).
94. Часто выполнять сразу несколько дел одновременно, уметь быстро переключаться на разные виды работ.
95. Часто рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки...
96. Уметь организовывать, руководить людьми.
97. Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от нее ("уносить свои ноги", играть с опасностью "в кошки-мышки"...).
98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в любую погоду...).
99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и крика, а с помощью доброго и умного слова (например, Вам хамят, а Вы - по-доброму...).
100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инспекторами и "начальниками" (и даже гордиться тем, что так легко с ними находите "общий язык"...).
Приложение 4
Вопросы для методики "За и против-2"
Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свою способность и готовность выполнять следующие действия:
1. Я никогда не оставляю после себя мусор.
2. Мне несложно заставить самого себя сделать что-то неинтересное и неприятное.
3. Я готов демонстрировать свои познания в разных областях.
4. У меня легко получаются движения с высокой точностью.
5. Я хорошо решаю различные логические и математические задачи.
6. Я не раз замечал, что другие устают от какой-либо работы гораздо быстрее меня.
7. Я знаю, что окружающим нравится моя внешность.
8. Мне несложно развеселить любую компанию.
9. Я всегда стараюсь выполнять свои обещания и держать данное слово.
10. Окружающие считают, что у меня есть талант к искусствам, который можно было бы и развивать.
11. Я могу в любой ситуации получить свою выгоду: кто-то мне даже завидует по этому поводу.
12. Я считаю, что дураки и негодяи - это тоже люди, и даже с ними можно решать какие-то вопросы.
13. Ценить работника надо не за "чистоту" на его рабочем месте, а за ту пользу, которую он приносит фирме.
14. Я никогда не делаю того, что лично мне скучно и неинтересно.
15. Я стараюсь не забивать себе голову всякими фактами, событиями и знаниями.
16. Я терпеть не могу, когда приходится выполнять какие-то мелкие высокоточные действия.
17. Окружающие считают, что с логикой и математикой у меня плоховато.
18. Я считаю, что физический труд унижает благородного человека.
19. Я даже не стараюсь приукрашивать свою внешность, так как главное - это духовная красота.
20. Я не раз замечал, что окружающие слушают меня без интереса.
21. Если откровенно, то меня мало волнуют страдания чужих людей (мне в свое время никто не помогал..., да и вообще, всем несчастным все равно не поможешь...).
22. Я ничего не понимаю в искусстве и не очень-то страдаю от этого.
23. Если мне не обеспечат нормальные условия, то я вряд ли смогу хорошо работать.
24. У меня всегда найдутся друзья и близкие люди, которые никогда не оставят меня в беде.
25. Окружающие считают меня аккуратным и даже педантичным человеком.
26. Если потребуется, то я смогу и силу применить, и заставить другого человека сделать так, как сам считаю нужным.
27. Я часто стараюсь фиксировать заинтересовавшую меня информацию: обычно у меня хорошие конспекты.
28. Многие считают, что у меня отличная двигательная реакция.
29. Обычно я быстро разбираюсь с инструкциями по эксплуатации технических приборов.
30. Я способен выполнять даже монотонную и тяжелую работу.
31. Мне грех жаловаться на свою внешность.
32. Обычно я легко и быстро устанавливаю контакты с новыми людьми.
33. Я знаю, что кто-то считает меня чересчур "честным" и даже смеется над этим.
34. Иногда мне кажется, что я хорошо понимаю какого-нибудь поэта, писателя, музыканта или художника.
35. Мой принцип: не распускать сопли даже в самой безнадежной ситуации.
36. Иногда мои советы друзьям помогали им решить сложные жизненные проблемы.
37. Иногда я не замечаю какой-нибудь важной мелочи, и тогда мне приходится переделывать работу, но зато и получается лучше...
38. Окружающие считают меня добродушным и покладистым человеком, с которым легко можно договориться.
39. Я живу по принципу: зачем мне все запоминать, когда всегда можно спросить об этом какого-нибудь "умника"...
40. Иногда я бываю нерасторопным и неуклюжим.
41. Я терпеть не могу различные расчеты и вычисления.
42. Длительные нагрузки меня обычно утомляют.
43. Я не сильно переживаю от того, что окружающие не восхищаются моей внешностью.
44. Многие считают меня угрюмым и неуживчивым человеком.
45. Я считаю, что помощь другим людям только развращает их: каждый сам должен выпутываться из своих проблем.
46. По-моему, все поэты, художники и музыканты - это неудачники и дармоеды, которые не умеют делать ничего конкретного.
47. Обычно я хорошо выполняю свое дело, если рядом сильный, инициативный и уважаемый мною человек.
48. Я никогда не отказываю себе в удовольствии посмеяться над каким-нибудь неуклюжим и неопытным человеком.
49. Мне обычно не приходится переделывать работу из-за собственной невнимательности.
50. Я замечал, что иногда окружающие побаиваются со мной спорить.
51. Окружающие часто обращаются ко мне за какой-нибудь информацией.
52. Если я захочу, то смогу действовать четко, быстро и без ошибок, почти как "робот" из фантастического фильма.
53. У меня не бывает проблем с компьютером.
54. После физического труда у меня и голова обычно работает лучше.
55. Иногда мне бывает даже неприятно, что всех больше интересуют мои внешние данные, чем мой внутренний мир.
56. Я замечал, что многие стремятся рассказать мне о своих переживаниях и "сердечных делах".
57. Я не стану молчать, если кто-то в моем присутствии незаслуженно обидит хорошего человека.
58. Иногда я готов любоваться даже тем, чего другие не замечают, и что даже готовы опошлить.
59. Для меня выходить невредимым из сложных ситуаций - это азарт, настоящий спорт и я неплохо в этом преуспел.
60. Я считаю, что не пропаду в этой жизни даже без посторонней помощи.
Приложение 5
Вопросы для методики "За и против-3"
Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5), насколько Вы согласны со следующими утверждениями:
1. Хорошо работать можно только за очень хорошие деньги.
2. Нельзя допускать того, чтобы кто-то тобой командовал.
3.Даже самая интересная работа не стоит того, чтобы из-за нее терять свое здоровье.
4. От однообразной, спокойной работы можно сойти с ума.
5. Размышления о возвышенном - это самый интересный и достойный труд.
6. Невыносимо работать, когда не с кем обмолвиться словом.
7. Приятно, когда кто-то немного завидует тебе и твоей работе.
8. Очень важно, чтобы работа приносила окружающим людям радость и пользу.
9. Богатство убивает в человеке благородство.
10. Нельзя командовать людьми: они сами должны принимать важные решения.
11. Если постоянно думать о своем здоровье, то точно скоро умрешь раньше времени.
12. Только тихая, спокойная работа способствует настоящему творчеству.
13. Настоящая истина не в книгах, а в вине и развлечениях: умные и благородные люди редко бывают счастливыми.
14. Можно с ума сойти, когда кто-то постоянно пристает к тебе с вопросами на работе.
15. В модных, престижных организациях и учебных заведениях часто царят "волчьи законы" (склоки, травля, зависть, стукачество...).
16. Главное на работе - не какое-то там благо для окружающих, а собственный заработок.
17. Ради больших денег можно согласиться на любую работу.
18. Очень приятно, когда все беспрекословно выполняют твои распоряжения, когда твое слово является законом для окружающих.
19. Лучше чего-то не сделать или сделать плохо, чем растрачивать свои нервы и здоровье.
20. Без риска и приключений работа и вся жизнь становятся пустыми и неинтересными.
21. Только ничтожный человек боится мечтать о собственном счастье, боится своих мыслей и чувств.
22. Можно с удовольствием просто слушать, о чем говорят другие, даже когда сам не участвуешь в разговоре.
23. Надо всячески стремиться попасть в высший свет, быть среди элиты.
24. Ради пользы дела можно отказаться и от больших гонораров, и вообще трудиться "за спасибо".
25. Есть вещи более важные, чем комфорт и богатство.
26. Быть начальником - очень неблагодарное дело: никто спасибо не скажет...
27. Когда бережешь себя и свое здоровье, то никогда приличных денег не заработаешь.
28. Непредвиденные события, риск и азарт только мешают настоящей работе.
29. Только дураки отдают свою жизнь ради каких-то там высших ценностей и идеалов.
30. Когда чего-то не знаешь, лучше самому почитать об этом в умных книгах, чем обращаться к кому-то за помощью и разъяснениями.
31. Главное в любой работе - не то, как тебя уважают окружающие, а то, как ты сам себя уважаешь.
32. Все разговоры о благородстве - это вранье: обычно те, кто любит порассуждать о бескорыстии, сами стремятся брать со своих клиентов и посетителей огромные гонорары.
33. Деньги - это главный показатель успеха всей жизни.
34. Только тогда, когда влияешь на судьбы других людей, по-настоящему чувствуешь себя человеком.
35. Чтобы быть здоровым, надо поменьше работать и побольше лечиться.
36. Нет ничего приятнее, чем выходить победителем из сложных и опасных ситуаций.
37. Читать серьезные книги интереснее, чем сидеть перед телевизором.
38. Интересно работать, когда постоянно преодолеваешь заговоры своих коллег по работе и когда сам устраиваешь для них ловушки (как в кино...).
39. Вызывает сочувствие лишь человек, который не стремится как-то прославиться, как-то соприкоснуться с лучшими людьми общества (с элитой).
40. Нет ничего прекраснее, чем сознание того, что твоя работа очень нужна людям.
Приложение 6
Примерные "нормы" для опросника "За и против-1"
Группы профессий | Нормы для девушек1 | Нормы для юношей |
1. "Странствия": водители дальних рейсов, участники экспедиций | +4, +7 | +2, +6 |
2. Наука: теоретики, методологи, экспериментаторы, лаборанты | -1,+5 | 0,+4 |
3. Медицина: врачи, медсестры, санитары, тренеры | +1, +8 | -1,+4 |
4. Торговля, сервис, коммунально-бытовое обслуживание | +5, +9 | +4, +9 |
5. Служение Богу: священники, монашество и послушничество | -7,-1 | -4,+1 |
6. Инженеры, конструкторы, программисты | +1.+5 | 0,+6 |
7. "Герои": армия, милиция, органы безопасности, спасатели, пожарники | +4, +8 | +3, +5 |
8. Артисты (театр, кино, эстрада, цирк); спортсмены-профессионалы | 0,+5 | -1.+4 |
9. Рабочие на производстве: станочники, сборщики, слесари, операторы | -1,+3 | +1,+5 |
10. Юристы: адвокаты, прокуроры, судьи, консультанты | +2, +8 | +2, +7 |
11. Тяжелое производство: шахтеры, металлурги, нефтяники, моряки | -1.+7 | +1, +6 |
12. Бизнес, финансы: экономисты, бухгалтеры, бизнесмены, коммерсанты | +2, +6 | +4, +9 |
13. "Творцы": архитекторы, художники, писатели, композиторы | +1, +8 | 0,+4 |
14. Домашнее хозяйство: гувернантки, прислуга, телохранители | +1,+5 | +1, +6 |
15. Преступления: воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели | +6, +11 (+2, +7)2 | +6, +11 (+3, +8) |
16. Управление, менеджмент: руководители, инспекторы, чиновники | 0, +6 | +1.+4 |
17. Бродяги-попрошайки: бомжи, "цыгане", профессиональные "нищие" | +3,+7 (-2, +2) | +5, +9 (-1, +4) |
18. Крестьяне: агрономы, зоотехники, ветеринары, фермеры, механизаторы, | -3.+3 | -1,+4 |
19. Педагоги, психологи, социальные работники, тренеры, воспитатели | +4, +9 | +3, +7 |
20. Городской транспорт: такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро | +1, +5 | +2, +5 |
1 Указывается интервал на числовой оси. Например, "+4, +7" означает, что норма находится в пределах от "+4" до "+7" баллов.
2 В скобках указаны старые (более точные) "нормы". Напомним, что произвольное увеличение норм вызвано необходимостью формирования у клиентов более оптимистичного отношения к своему будущему...
Приложение 7
Примерные «нормы» для опросника «За и против—2»
Психологические качества и способности | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Аккуратность | 0,+8 | +3,+7 |
2. Воля, лидерство | -1,+2 | +1,+4 |
3. Память, эрудиция | +5,+8 | +2,+5 |
4. Координация движений | +5,+6 | +4,+7 |
5. Логичность | -2,+4 | 0.+7 |
6. Выносливость, физическая сила | +4,+8 | +2,+6 |
7. Внешние данные (красота, параметры) | +2,+7 | +3,+6 |
8. Умение обшаться | +8,+13 | +5,+8 |
9. Нравственность, чувство долга | +4,+10 | +4,+9 |
10. Чувство красоты, эстетические спое. | +4,+10 | +1,+6 |
11. Предприимчивость, инициативность | +4,+6 | +2,+5 |
12. Жизненный опыт | +3.-7 | +1,+4 |
«Нормы» для опросника «За и против-3»
Преимущественные ценности и смыслы | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Деньги, богатство, комфорт | 0,+7 | +1,+7 |
2. Власть, влияние | +5,+8 | +2,+6 |
3. Здоровье | 0,+7 | 0,+6 |
4. Азарт жизни, интересные события | +8,+12 | +4,+8 |
5. Духовный поиск | +2,+8 | -1,+3 |
6. Общение | +4,+6 | +2,+5 |
7. Престиж, известность | +3.+7 | +1,+4 |
8. Чувство полезности людям | 0.+7 | -1,+4 |
Указывается интервал на числовой оси. Например, «О, +8» означает, что норма находится в интервале от «О» до «+8» баллов.
Приложение 8
12.3. "Будь готов!"
Смысл использования методики - повысить у клиента уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Опросник может проводиться с целым классом, а может использоваться в индивидуальной профконсультации, и тогда его возможности существенно расширяются. Так, если при работе с классом удается рассмотреть ориентировочную готовность к профессиям, то в индивидуальном варианте можно рассматривать и готовность (способность) к профессии, и мотивацию к той или иной деятельности, и сознание необходимости для себя лично и своих близких в выборе определенного вида труда. Так же, как и другие активизирующие опросники, методика "Будь готов!" ни в коем случае не должна рассматриваться как психодиагностическая. Ее главная идея - активизация самопонимания человека и его размышлений о собственных возможностях, так или иначе определяющих успешность самоопределения.
Процедура проведения опросника с классом предполагает следующие основные этапы:
1. Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать (табл. 24 - в конце данного раздела).
2. Инструкция: "Сейчас Вам будут предложены различные трудовые действия (см. Перечень вопросов - в конце раздела). Вы должны будете оценить, насколько смогли бы выполнить каждое из этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для Вас представляется трудным, то ставится невысокий балл, если Вы считаете, что легко с ним справитесь, то можно поставить высокий балл. Обращаем особое внимание, что речь идет не о желаниях, а только о Вашей самооценке способностей. Все баллы проставляются справа от номеров вопросов через дефис".
3. Психолог зачитывает 34 вопроса, а учащиеся в своих бланках оценивают, насколько они готовы их выполнять1.
4. Далее психолог зачитывает примерные "нормы" по каждому вопросу (табл. 26, Примерные нормы - в конце данного раздела), отдельно для девушек и для юношей, а учащиеся проставляют справа от своих ответов знаки соответствия этим нормам: если попадает в норму (включительно), то ставится "О", если больше нормы - знак "+", если меньше - знак "-". Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свою готовность 6 баллами, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется "О", так как 6 находится в интервале 4-8.
5. Далее каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму полученных знаков (+, -, 0) и выписывает ее внизу (табл. 24). Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой: (-5) - 6 баллов. Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка по большинству вопросов адекватная ("нормальная"), если выше нормы - самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы - заниженная2... Все эти размышления пригодятся в дальнейшем, при общей оценке готовности к конкретным профессиям.
Таблица 24
Пример бланка ответов для опросника "Будь готов!"
Будь готов! | ФИО учащегося класс, школа, дата | ||
Номера вопросов | Баллы-ответы учащегося | Знак соотнесения с нормами | Места для 4 профессий |
1-7 2-5 3-5 4-8 5-6 6-2 7-5 8-7 9-2 10-5 11-3 12-2 13-1 14-4 15-6 16-8 17-2 18-3 19-3 20-2 21-1 22-3 23-6 24-2 25-1 26-1 27-3 28-2 29-8 30-4
31-7 32-5 33-2 34-4 | 0 0 0 + 0 - 0 0 - 0 - 0 - - 0 0 0 0 0 0 - - 0 0 - 0 - - 0 0
0 0 - 0 | Программист 1 - 7 * 7 = 14 3 - 4 * 5 = 20 18 - 2 * 3 = 6 28 - 1 * 2 = 2 32 - 1 * 5 = 5 Сумма = 47 % 47 * 1.3 = 61,1 % | Руководитель |
Ювелир | Таксист | ||
В итоге сумма знаков (-10) меньше нормы (от -5 до 6 баллов), что свидетельствует о возможной недооценке подростком своих возможностей… | |||
(∑ знаков = -10) |
_________________
1 Как и при работе с другими активизирующими опросниками, психолог может по-своему уточнять и комментировать отдельные вопросы, что отличает данную методику от "настоящих" тестов, где подобные комментарии недопустимы.
2 Конечно, выводы о завышенной или заниженной самооценке носят очень условный и приблизительный характер, ведь некоторые подростки вполне могут быть способны с успехом выполнять самые разные действия ("таланты!") и их простое соотнесение со статистической нормой ни о чем не говорит. Тем более, что, как уже отмечалось, представленные в опроснике нормы очень далеки от совершенства и служат не столько для психодиагностики, сколько для активизации самопознания.
6. Психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, по которым учащиеся хотели бы проверить свою готовность, и выписывает 8-12 профессий на доске.
7. Далее с помощью "Меню профессий" (см. "Меню" - в конце раздела) определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера. Если интересующих подростков профессий не окажется, то можно найти близкие профессии и, по согласованию с учащимися, именно их и рассматривать в дальнейшем.
8. На примере одной из выписанных профессий психолог показывает, каким образом определяется готовность к ней. Для лучшего понимания всем учащимся предлагается повторить за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем определять свою готовность только к особо интересующим профессиям.
Процедура проведения методики с классом позволяет каждому школьнику проверить свою готовность как минимум к 4 профессиям. На бланке ответов справа от выписанных баллов и их соотнесения с нормами весь оставшийся лист делится на 4 части, в каждой из которых и будет оцениваться готовность к какой-то профессии (см. пример определения готовности к профессии "программист" в табл. 25).
9. Рассмотрим на примере порядок оценки своей готовности к профессии "программист". Само название профессии выписывается в бланк (табл. 24). В наборе профессий, которые включает данный опросник, быстро, по алфавиту или по номеру, отыскивается профессия "программист", где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах (см. Набор профессий "Программист" - в конце раздела). Все это выписывается в бланк (номера трудовых действий, характерных для профессии программист, то есть соответствующие этим действиям номера вопросов и показатели значимости данных действий для успешной работы программиста - табл. 25).
Далее справа, рядом с показателями значимости выписываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, 1-й вопрос (следить за показаниями приборов...) - 7 баллов; 3-й вопрос (выполнять расчеты) - 5 баллов; 18-й вопрос (переносить однообразную работу...) - 3 балла и т.д. (табл. 25). После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, а полученные результаты суммируются. Общий показатель (процент) готовности подростка к профессии выписывается внизу. Если он ниже 60-70 %, то могут возникнуть сомнения в готовности к данной профессии.
Наконец, учитывается, насколько самооценка подростка была нормальной, завышенной или заниженной (см. представленную ранее процедуру подсчета - пункт 5). Если самооценка оказалась завышенной, то полученный показатель готовности к профессии "программист" умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если заниженной - на 1,3, а если самооценка оказалась нормальной, то никаких корректировок показателя готовности можно и не делать1... В нашем примере (табл. 25) первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47 % с учетом заниженной самооценки, был умножен на корректировочный коэффициент 1,3 и в итоге получилось 61,1 %, что близко к нормальной готовности...
10. Аналогичным образом учащиеся сами подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом около 6—8 и более профессий (учащиеся выполняют расчеты на других листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.
Таблица 25
Пример определения готовности к профессии «программист» '
Номера действий (вопросы) | Названия действий | Значимость действий для профессии | Самооценка готовности к действиям | Вероятность готовности к действиям | ||
Программист: |
| |||||
1 Следить за приборами | 2 х 7 = 14 | |||||
3 Выполнять расчеты | 4 х 5 = 20 | |||||
18 Переносить монотонную работу | 2х 3 = 6 | |||||
28 Уметь работать в коллективе | 1х 2 = 2 | |||||
32 | Придумывать новое | 1х 5 = 5 | ||||
| Сумма произведений по всем действиям = 47 % | |||||
С учетом заниженной самооценки подростка (табл. 24)
показатель его готовности умножается
на корректировочный коэффициент: 47 х 1,3 = 61,1%
Дата: 2019-03-06, просмотров: 233.