При использовании методики в индивидуальной работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(или в работе с микрогруппой) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

1. Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свою готовность (способность - "могу") выполнять те или иные действия, но также оценить и свое желание выполнять эти действия ("хочу"), и даже необходимость именно такой работы с точки зрения своей и своих близких людей (своеобразное "надо"). После зачитывания психологом каждого вопроса учащийся уже в трех колонках на бланке проставляет эти самооценки, используя такую же шкалу, от 0 до 10 баллов.

2. К сожалению, для подведения итогов и, в частности для определения завышения или занижения самооценок, в методике предлагаются (имеются) примерные нормы, относящиеся лишь к способностям (табл. 26). Но при желании такие нормы можно сделать самим психологам, уже с учетом специфики своих городов и конкретных условий работы1.

3. При подведении итогов подсчеты делаются не только по способностям, но и по оценке желаний и необходимости заниматься подобной работой. Поэтому при обсуждении приемлемости тех или иных профессий для данного школьника появляется возможность учесть многие важные составляющие выбора (как говорили раньше, и "хочу", и "могу", и несколько уточненное "надо"). Правда, тогда само название методики - "Будь готов!" оказалось бы несколько суженным. Корректнее было бы назвать ее просто "Будь!.." (шутка).

Мы предполагаем, что данный опросник, особенно в варианте индивидуальной работы с клиентом, вполне можно использовать на компьютере, что позволило бы значительно сократить время и свести к минимуму утомительные расчеты... Это позволило бы также охватить сразу весь перечень профессий, а в перспективе даже расширить этот перечень (для компьютера это не проблема...).

Перечень вопросов (основных трудовых действий) к опроснику "Будь готов!"

Оцените, насколько Вы уже сейчас готовы выполнить следующие трудовые действия, используя шкалу от 0 до 10 баллов, и выпишите эти баллы справа от номеров вопросов.

1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).

2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).

3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, вуме...).

4. Много чертить, рисовать...

5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре.

6. Много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми.

7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.

8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).

9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами...).

10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.

11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (и в любую погоду...).

12. Много запоминать по ходу работы.

13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции...).

14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.

15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.

16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но "по умному"...).

17. Выполнять "грязную" работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом...)1.

18. Переносить однообразную, монотонную работу.

19. Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость...).

20. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры...).

21. Уметь организовывать, руководить людьми.

22. Владеть иностранным языком.

23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.

24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано...).

25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо...).

26. Часто работать по вечерам и без выходных.

27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно...).

28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).

29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный...).

30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме.

31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника...).

32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.

33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.

34. Быть проворным, уметь работать быстро.

Таблица 26

Примерные "нормы" для опросника "Будь готов!"

Номера вопросов и сами действия Девушки Юноши Женщины Мужчины
1 . Следить за экраном, за приборами... 4-8 4-8 4-6 6-8
2. Тексты 3-7 3-7 5-8 7-9
3. Расчеты 2-6 4-7 3-6 3-8
4. Читать 2-7 5-8 2-7 1-6
5. Писать 6-9 5-9 4-8 4-7
6. Говорить 5-8 2-6 6-9 5-8
7. Нравиться 6-9 4-7 4-8 3-5
8. Дисциплина 3-8 2-8 5-8 4-7
9. Управлять техникой 5-8 6-9 1-5 2-7
10. Обрабатывать вручную 3-7 4-8 2-6 2-7
11 . Работать на природе 5-8 6-9 2-7 2-7
12. Запоминать 3-6 3-7 4-8 3-5
13. Разъезжать 5-9 4-8 3-7 3-6
14. Переключать внима­ние 5-8 5-7 4-7 3-5
15. Проверять 4-8 3-6 4-7 3-6
16. Осторожность 6-9 4-8 4-8 4-6
17. «Грязная» работа 1-6 1-5 1-4 3-6
18. Однообразие 1-6 2-6 1-5 2-6
19. Насмешки 2-5 2-6 1-4 2-4
20. Физические нагрузки 3-7 4-8 2-5 2-4
21. Организовывать 4-7 3-6 4-8 2-6
22. Иностранный язык 6-9 2-6 2-6 3-5
23. Постоять за себя 6-9 5-7 5-8 2-5
24. Не обманывать... 3-6 2-6 5-8 3-6
25. Не принимать близко к сердцу 3-7 3-6 2-5 2-5
26. ...Безвыходных 2-5 3-7 3-7 4-6
27. Ответственность 4-7 4-8 5-8 3-7
28. Взаимодействие с коллегами 6-9 4-8 6-9 4-6
29. Мечтать... 6-9 6-8 5-8 4-7
Вопросы-действия Девушки Юноши Женщины Мужчины
30. Быть в форме... 5-8 6-8 4-7 5-7
31. Свято верить... 6-9 4-8 3-7 2-5
32. Придумывать 5-8 4-8 3-6 4-7
33. Создавать красоту 6-9 4-7 5-8 4-7
34. Быть проворным 4-8 5-8 4-8 5-7

Перечень («меню») профессий к опроснику «Будь готов!»

1. Автослесарь.

2. Агроном.

3. Артист драматического театра.

4. Археолог, этнограф.

5. Библиотекарь.

6. Бомж, бродяга, попрошайка1...

7. Водитель городского автобуса.

8. Водитель междугородных (международных) перевозок.

9. Воспитатель в детском саду, яслях...

10. Врач-терапевт.

11. Врач-хирург.

12. Геолог.

13. Дизайнер (техническая эстетика).

14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта, обслуживание очень "дорогого" мужа...).

15. Животновод (зоотехник).

16. Инженер на промышленном производстве.

17. Инспектор ГИБДД.

18. Кассир - оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке...).

19. Квартирный вор2.

20. Коммерсант (делание денег из "воздуха" в условиях демократических реформ...).

21. Конструктор (чертежник-конструктор).

22. " Ларёчник" (спекулянт в кооперативном ларьке)3.

23. Лесник, инспектор рыбнадзора.

24. Летчик (пилот гражданской авиации).

25. Манекенщица, фотомодель.

26. Мастер телеателье.

27. Матрос, рыбак на сейнере.

28. Машинист поезда.

29. Металлург.

30. Монах, человек-отшельник, послушник.

31. Офицер армии (десантные войска).

32. Официант.

33. Парикмахер.

34. Переводчик (текстовый перевод).

35. Писатель, поэт, публицист (журналист).

36. Повар (в престижном ресторане).

37. Пограничник (сухопутная граница).

38. Пожарник, спасатель.

39. Политический деятель, дипломат.

40. Портной по пошиву верхней одежды.

41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке.

42. Программист.

43. Продавец.

44. Проводник железнодорожных составов.

45. Проститутка4.

46. Психолог, психотерапевт.

47. Редактор, корректор.

48. Руководитель, менеджер...

49. Рэкетир5.

50. Священнослужитель.

51. Секретарь-референт.

52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист...).

53. Слесарь-ремонтник.

54. Спортсмен-профессионал (командный спорт).

55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик...).

56. Строитель-монтажник.

57. Стюардесса.

58. Таксист.

59. Телохранитель, охранник.

60. Торговец наркотиками6.

61. Участковый милиционер.

62. Ученый-теоретик (биолог).

63. Ученый-экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции...).

64. Учитель средней школы.

65. Фотокорреспондент.

66. Художник, скульптор.

67. Чиновник, служащий, инспектор...

_________________________

1 Рассмотрение подобных видов деятельности лучше провести как полушутку... В условиях псевдодемократии нередко именно такие виды и способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес и педагог-психолог должен проявить к ним очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные "педагоги" и "психологи"...

2 Еще раз обращаемся к психологам-практикам, не бойтесь обсуждать с подростками подобные ориентации. Ведь все-равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем... Психологи мы в конце-концов или нет!..

3 Почему бы не обсудить...

4 Даже это можно в корректной и тактичной форме рассмотреть со старшеклассниками, ведь почему-то во многих молодежных изданиях пишут об этом очень даже много, например, в газетах, типа "Московский комсомолец" (как известно, это "любимая газета" "всенародно любимого Президента"...). Нельзя психологу уходить от реальных проблем самоопределения, только рассматривать эти проблемы следует максимально тактично!

5 И это следует рассматривать, если,конечно, мы психологи...

6 К сожалению, и подобные виды деятельности актуальны для подростков. Только обсуждать это следует в максимально корректной форме: не морализировать, но и не поощрять такие ориентации.

68. Шахтер, проходчик.

69. Экономист.

70. Экскурсовод-переводчик.

71. Ювелир.

72. Юрист (адвокат).

Набор профессий к опроснику "Будь готов!"

Цифры слева показывают номера наиболее характерных для данной профессии трудовых действий (см. Перечень вопросов), а цифры справа - значимость этих действий для успешной работы по рассматриваемой профессии (заметим, что сумма всех показателей значимости всегда равна 10, то есть как бы 100 %, что позволяет более корректно рассчитывать вероятность успешной работы по профессии в целом). По своему усмотрению каждый психолог, использующий данный опросник, может усовершенствовать соотношения действий и показателей их значимости для данных профессий.

1. Автослесарь 7-2 9-1 10-3 15-2 17-2 2. Агроном 2-5 5-3 11-2 20-2 21-1 26-1 3. Артист драмтеатра 2-1 6-2 13-1 19- 1 26-1 30-2 33-2
4. Археолог, этногр. 2-2 5-1 10-1 11-1 13-1 17-1 18-1 20-1 22-1 5. Библиотекарь 2-2 5-2 7-2 7-2 18-3 22-1 6. Бомж, попрошайка 6-1 7-1 16-2 17-3 19-2 20-1
7. Водитель автобуса 9-2 14-2 16-2 19-1 20-1 23-1 26-1 Водитель-междуг. 9-1 10-1 12-1 13-1 14-1 16-1 18-2 22-1 23-1 9. Воспитатель в д/с 6-4 14-1 21-3 24-1 32-1
10. Врач-терапевт 5-1 6-2 7-1 12-1 15-2 17-1 19-1 26-1 11. Врач-хирург 6-1 10-2 14-1 15-1 16-1 19-1 20-1 26-1 27-1 12. Геолог 5-1 9-1 11-2 13-1 16-1 17-1 20-2 28-1
13. Дизайнер (техн.) 3-1 4-4 18-1 32-1 33-3 14. Домохозяйка 7-1 17-1 19-1 21-1 23-1 26-1 30-1 33-1 34-1 15. Животновод 10-1 16-1 17-4 20-1 26-2 34-1
16. Инженер 1-1 3-3 9-1 15-1 18-1 28-3 17. Инспектор ГИБДД 6-1 11-2 14-2 15-1 16-2 19-1 26-1 18. Кассир 3-4 7-1 19-3 23-1 24-1
19. Квартирный вор 10-2 12-1 15-1 16-2 19-1 2-1 25-1   20. Коммерсант 3-2 7-2 13-1 16-1 19-1 21-1 27-2 21. Конструктор 3-2 4-2 9-1 10-1 13-1 15-1 32-2
22. "Ларечник" 3-1 7-1 12-1 13-1 14-1 16-3 19-2 23. Лесник, рыбнадз. 10-3 11-3 16-1 17-1 20-2     24. Летчик (пилот) 1-1 9-2 13-2 16-1 18-1 20-2 28-1
25. Манекенщица 6-2 13-2 19-1 26-1 30-3 33-1 26. Мастер телеателье 7-1 10-5 15-3 18-1 27. Матрос, рыбак 8-1 10-2 11-1 13-2 16-1 17-1 20-1 28-1
28. Машинист поезда 1-1 9-3 10-2 13-1 17-2 18-1 29. Металлург 9-1 10-2 16-2 17-2 20-3 28-1 30. Монах 8-1 11-1 17-1 18-1 29-2 30-1 31-3
31. Офицер армии 6-1 8-1 9-1 11-1 16-1 20-1 26-1 27-1 30-1 32. Официант 3-2 7-3 12-1 17-1 19-1 22-1 24-1 33. Парикмахер 7-2 10-1 17-1 19-1 20-2 32-1 33-2
34. Переводчик 2-1 5-2 12-1 15-1 18-2 22-3 35. Писатель, поэт, журналист 2-1 5-1 6-1 13-1 19-1 24-1 26-1 29-1 31-1 33-1 36. Повар (ресторан) 7-1 10-3 15-1 17-3 20-1 34-1
37. Пограничник 8-2 9-1 11-1 16-2 20-1 26-1 27-1 30-1 38. Пожарник, спасатель 8-1 9-1 14-1 16-2 17-1 20-1 27-1 30-2 39. Политич. деятель, дипломат 6-1 13-2 16-1 19-2 22-1 23-1 24-1 27-1
40. Портной 4-1 7-3 10-4 15-1 33-1 41. Приемщица белья 3-2 7-2 15-5 19-1 42. Программист 1-2 3-4 18-2 28-1 32-1
43. Продавец 3-1 7-2 11-1 15-1 17-1 19-2 20-1 24-1 44. Проводник ж/д составов 6-1 7-3 10-1 13-2 17-1 19-1 20-1 45. Проститутка 7-2 16-1 17-1 19-2 20-1 22-1 25-1 30-1
46. Психолог 6-3 7-1 15-1 19-1 21-1 24-1 32-2 47. Редактор 2-3 5-1 15-1 18-2 22-1 24-1 33-1 48. Руководитель, менеджер 6-1 13-1 15-1 19-2 21-3 23-1 26-1
49. Рэкетир 3-1 8-1 14-2 16-2 19-1 25-2 30-1 50. Священник 2-1 6-1 7-1 19-1 24-1 26-1 29-1 30-1 31-1 51. Секретарь-референт 2-1 3-1 5-2 7-1 12-2 19-1 22-1 26-1
51. Сельский механизатор 9-2 10-1 11-2 17-1 20-2 26-1 34-1 52. Слесарь-ремонтн. 9-1 10-3 15-1 16-2 17-2 20-1 54. Спортсмен-проф. (команд. спорт) 13-2 14-1 16-1 19-1 20-3 26-1 28-1
55. Станочник (токарь, фрезеровщик) 3-1 9-5 10-1 15-2 34-1 56. Строитель-монтажн. 10-2 11-1 16-1 17-2 20-3 26-1 57. Стюардесса 6-1 7-2 13-2 14-1 19-1 20-2 22-1
58. Таксист 7-2 9-1 12-1 14-2 16-1 19-1 23-1 26-1 59. Телохранитель, охранник 7-1 8-1 14-3 16-2 19-1 25-1 30-1 60. Торговец наркотиками 7-2 8-1 12-1 16-2 17-1 19-1 25-2
61. Участковый милиционер 6-1 12-2 15-1 16-2 19-2 23-1 26-1 62. Ученый-теоретик (биолог) 2-2 5-2 22-1 26-1 29-1 31-1 32-2 63. Ученый-эксперим. (биолог) 2-2 3-1 5-1 11-1 15-1 24-1 29-1 29-1 32-2
64. Учитель 2-1 5-2 6-3 15-1 19-1 23-1 65. Фотокорреспондент 11-1 12-1 14-2 16-2 20-1 22-1 24-1 29-1 66. Художник 2-1 4-1 7-1 17-1 24-1 26-1 29-1 31-1 33-2
67. Чиновник, служащий 2-2 5-3 7-1 13-1 15-1 18-1 21-1 68. Шахтер 9-1 10-1 16-3 17-2 20-2 34-1 69. Экономист 3-3+12-1 18-3 28-2 34-1
70. Экскурсовод-переводчик 2-1 6-2 7-1 13-1 19-1 22-2 26-1 33-1 71. Ювелир 7-1 10-3 15-2 18-2 33-2 72. Юрист (адвокат) 2-1 6-1 7-2 12-1 13-1 16-1 19-1 24-2

"Самооценка нравственности, гражданственности" (СНГ)

Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и в некоторой степени даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении.

Работа проводится с группой (классом) в течение примерно 30-40 минут. Для работы желательно иметь обычный тетрадный лист в клеточку, а преподавателю - классную доску, где рисуется бланк и объясняются основные правила работы с методикой. Общий порядок работы с методикой следующий:

1. Преподаватель показывает на доске, как подготовить бланк для работы с опросником (табл. 28). При этом в верхней части бланка, где проставлены три римские цифры, пока ничего не пишется, а в центральной части выписываются семь качеств человека.

2. Первое задание: "В графе бланка самооценка - "СОранг" - необходимо проранжировать выписанные качества по степени их развитости у Вас. Например, если Вы считаете, что из этих качеств лучше всего у Вас развита осторожность, то она занимает 1-е место, за ней следует по развитости у Вас доброта - 2-е место и т. д.".

3. Второе задание: "Представьте, что перед Вами вдруг появился волшебник и сказал: Здравствуйте, времени у меня всего 2 минутки, поэтому быстро назовите три самых заветных Ваших желания. Если не успеете, то это Ваши проблемы... Каждый участник должен в верхней части своих бланков, там, где выписаны три римские цифры, выписать против каждой цифры по одному желанию". Ровно через две минуты все прекращается и ведущий предлагает следующее задание.

4. Третье задание: "Как это часто бывает, волшебник сказал, что он пошутил, что никакой он не волшебник, и быстро исчез... Иными словами, Вам самим надо думать, как реализовать свои мечты и становиться счастливым человеком. Вы должны в самой таблице, под римской цифрой три (III), соответствующей Вашему третьему желанию, используя 10-балльную шкалу, оценить, насколько каждое из семи качеств позволит реализовать данное желание. Например, если Вы считаете, что для отъезда в США совесть набирает только 5 баллов, то под цифрой III, напротив совести ставится пять баллов и т. п. (табл. 28). Затем следует перейти ко второму желанию (цифра II), и наконец, к первому (цифра I)".

5. Четвертое задание: "Когда будут проставлены против качеств баллы по всем трем желаниям, необходимо просчитать по каждому качеству, сколько баллов набирается в сумме. Например, совести для первого желания требуется на 5 баллов, для второго - на 4 балла, для третьего - на 7 баллов, а в сумме получается 16 баллов и т. п.". Все суммы проставляются в графе "∑ СЧ." (см. пример в табл. 28).

6. Пятое задание: "В графе "СЧранг" необходимо проставить ранговые значения, которые набирает каждое качество, в зависимости от того, сколько у него баллов в графе сумма (∑ сч). Например, если по баллам на первое место претендует качество интеллект (23 балла!), то в графе "СЧранг" ставится цифра 1 (первое место) и т. п. (табл 28.)1. Полученные ранги ориентировочно будут показывать, насколько важны выписанные качества для достижения самых заветных желаний (счастья - СЧ).

Уже после проведения данной процедуры можно чисто визуально ("на глазок") сравнить, насколько ранги самооценки (СО) соответствуют рангам счастья (СЧ). Но можно для более корректного сравнения использовать специальный коэффициент ранговой корреляции Спирмена, о чем будет сказано немного позже.

7. Шестое задание: "Сейчас Вам будут предложены 10 непростых ситуаций (см. "Ситуации..." - в конце данного раздела), где необходимо будет выбрать один из двух вариантов действия: "а" или "б". Выбранный вариант Вашего возможного действования ("а" или "б") выписывается под номером соответствующей ситуации в верхней части бланка (табл. 28, справа от "качеств"). Одновременно, проставив вариант действования, Вы должны будете по 10-балльной шкале оценить, насколько в Вашем поведении по выбранному варианту проявились те или иные качества. Например, если Вы выбираете по первой ситуации вариант "б" и считаете, что Ваша совесть проявилась при этом всего на 3 балла, то под номером первой ситуации, под буквой "б", ставится 3 балла и т. п. (табл. 28). Ведущий (психолог) зачитывает по очереди все 10 ситуаций (см. "Ситуации..." - в конце раздела), а участники аналогично выбирают варианты действования и оценивают, насколько проявились бы при этом их качества3.

8. Седьмое задание: "По каждому качеству подсчитайте общую сумму баллов, набранных по всем 10 ситуациям, и выпишите полученные суммы в графе ∑ СИТ. (табл. 28)"2.

9. Восьмое задание: "В зависимости от того, сколько баллов в сумме набрало каждое качество, проранжируйте все семь качеств и выпишите соответствующие ранговые значения в графу "СИТранг". Например, если по баллам на первое место выходит качество совесть (82 балла), то в графе "СИТранг" напротив совести ставится 1-е ранговое место и т. п. (табл. 28)".

Таким образом, в итоге получаются три ранговых ряда: 1 - самооценка своих качеств (СО); 2 - важность тех или иных качеств для достижения своего счастья (СЧ); 3 - возможное проявление этих же качеств в сложных с этической стороны ситуациях (СИТ).

Как уже отмечалось, можно просто визуально оценить, насколько между этими ранговыми рядами имеется согласование. Например, если по самооценке совесть занимает 2-е место, а для счастья важность совести на 7-м месте, то здесь уже есть над чем задуматься (хотя результаты данного опросника ни в коем случае нельзя рассматривать как

__________

1 В случае, если два и более качества набирали бы одинаковое количество баллов, более корректно (грамотно) было бы поделить между ними ранговые места. Например, на первое и второе места одинаково претендуют два качества: интеллект и воля (набрали по 23 балла). Тогда 1-е и 2-е места складываются и делятся пополам, то есть 1 + 2 = 3/2= 1,5 ранговое место, которое и получают оба качества. Но если предлагать детям эти вычисления, то есть риск, что процедура методики покажется им слишком сложной. Поэтому в нашем варианте детям просто предлагалось самим решить, какое качество должно быть на первом месте, а какое - на втором (при одинаковых баллах). Аналогично с другими ранговыми местами при равном количестве баллов.

1 По нашим данным, более-менее равномерные выборы вариантов "а" и "б" проявились по ситуациям 1 и 4. В ситуациях 2,3,7, 8. 10 примерно в 90 % случаев выбирались варианты "а". В ситуациях 5,6,9 чаще всего (примерно в 90 % случаев) выбирался вариант "б".

2 Обычно подростки проявляют интерес к опроснику (особенно, когда работают с ситуациями) и делают утомительные расчеты без высказывания недовольства.

 

строго психодиагностические - это так же, как и в других активизирующих опросниках, всего лишь материал для размышлений!...)1.

Но можно использовать и более корректный способ определения степени соответствия между ранговыми рядами - коэффициент ранговой корреляции Спирмена2, который имеет следующий вид:

 

где d-разности между рангами каждой сравниваемой пары (пары рангов по каждому качеству);

n -число сравниваемых пар (в нашем случае, по числу качеств - 7).

Если, используя результаты нашего примера (табл. 28), сравнить ранги самооценки с рангами качеств, необходимых, по мнению данного подростка, для достижения своего счастья (для удобства мы рекомендуем при использовании методики отражать все эти данные в таблице - см. табл. 27), то можно подставить соответствующие значения и получить следующий коэффициент соответствия (соответствия имеющихся качеств и того, что требуется для счастья...):

1 По нашим данным, общее (среднее) соответствие по всем трем ранговым рядам у девушек-подростков (9-10-е классы, 60 человек) выглядит примерно следующим образом:

Качества: Самооценка (СО) Для счастья (СЧ) В ситуациях (СИТ)
Совесть 1 6 2
Интеллект 4 2 3
Осторожность 5 5 6
Доброта 2 7 4
Предприимчивость 7 3 5
Воля 6 1 1
Самокритичность 3 4 7

Как видно из примера, соответствие не очень высокое...

Таблица 27

Пример таблицы для подсчета коэффициента ранговой корреляции по Спирмену

(соответствие между рангами СЧ и СО)

Качества: СЧранг   СОранг   d   d2  
Совесть 5 5 0 0
Интеллект 1 1 0 0
Осторожность 7 7 0 0
Доброта 4 2 2 4
Предприимчивость 3 4 1 1
Воля, решительность 2 6 4 16
Самокритичность 6 3 3 9

∑d2 = 30

Аналогично можно подсчитывать коэффициент ранговой корреляции между СЧ и СИТ или между СО и СИТ.

12.4.Ситуации для опросника-шутки "СНГ"

Постарайтесь выбрать один из вариантов поведения ("а" или "б") в представленных ниже сложных случаях, связанных с нравственным поступком. Одновременно оцените по 10-балльной шкале, насколько проявились бы в этих вымышленных ситуациях Ваши качества.

1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас деньги. Ваши варианты действия:

а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все-равно отнимают деньги;

б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои денежки.

2. Вы хотите продать знакомым новый и очень красивый автомобиль. У Вас имеется два покупателя:

а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, который предлагает купить машину за обычную цену;

б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что это злой и мерзкий человек, но он предлагает купить автомобиль в два раза дороже (у мерзавцев часто деньги водятся...).

3. Ваши старые и добрые знакомые оказались беженцами из "горячих точек" СНГ (или оказались погорельцами)1. Они обратились к Вам с просьбой приютить их семью из трех человек, пока государство им не поможет. У Вас серьезный выбор:

а) приютить нуждающихся, даже несмотря на все возможные неудобства;

б) отказать в помощи, сославшись на то, что Вам и самим тесно в Вашей квартире.

4. В веселой компании симпатичные, остроумные ребята (ну просто настоящие "очаровашечки"!) говорят гадости о Вашем близком человеке (о друге), который в данный момент отсутствует. Например, обзывают его дебилом, сплетничают... Что же Вам делать (?):

а) Вы заступаетесь за друга и тогда все начинают обзывать "дебилом" Вас самого...

б) Вы молчите, считая, что "нет смысла связываться с данной публикой"...

5. Вы оформляетесь на очень хорошую, денежную работу (или поступаете в престижный институт), где довольно высокий конкурс и много желающих туда поступить. В какой-то момент Вас приглашают к руководству и предлагают сделать выбор:

а) Вас принимают, но с условием, что Вы будете одновременно осведомителем (и даже за неплохую дополнительную оплату)2;

б) Вы гордо отказываетесь и... становитесь безработным.

6. Вашего старого друга (товарища) преследуют власти (или мафиозные структуры) за политические убеждения. Друг вынужден скрываться и обращается к Вам за помощью, чтобы Вы пустили его переночевать на две ночи. Вы в размышлении:

а) Вы отказываете в помощи, так как не хотите, чтобы и Вас преследовали;

б) Вы помогаете старому другу, рискуя за это своей жизнью и жизнью своих близких...

7. Как-то шутя, Вы вместе со своим другом (подругой) придумали веселую песенку. Через два месяца Вы узнаете, что друг опубликовал эту песенку в одном модном поэтическом сборнике под своим именем и сразу же прославился. Вы в растерянности:

а) Вы обижаетесь на своего друга (подругу), так как он даже не вспомнил о Вас, хотя песенку-то придумали вместе...

б) Вы очень даже обрадовались за своего друга (подругу), что он стал таким знаменитым и все поют вашу песенку, даже не зная, что Вы - один из ее авторов...

8. Вы нашли на улице портфель (кейс), в котором оказалось 100 тысяч американских долларов и визитная карточка владельца. Что делать (?):

а) Вы отыскиваете владельца и возвращаете ему деньги, рассчитывая на приличное вознаграждение;

б) Вы оставляете все 100 тысяч долларов себе, так как Вам ничуть не жалко богатого ротозея.

9. Ваш друг совершил уголовное преступление, например обокрал квартиру стариков в Вашем же доме (и решил похвастаться, какой он "крутой"). Вы перед выбором:

а) поскольку Вам очень жалко обворованных стариков, то Вы сообщаете о краже в милицию, но так, чтобы Ваш друг об этом не узнал;

б) Вы не выдаете своего друга, так как друзей выдавать нехорошо.

10. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не нравитесь. Что делать (?):

а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете его любить) и быстренько влюбляетесь в другого;

б) Вы продолжаете любить этого человека, даже тогда, когда он создает свою семью, так как любовь (да еще Ваша Любовь!) - она на всю жизнь!..

________________

1 Проводя данную методику в 1994-1995 годы, мы, к сожалению, иногда сталкивались с некоторым непониманием смысла методики, когда некоторые участники процедуры (чаще взрослые специалисты-психологи на курсах переподготовки) заявляли нам, что эти ситуации слишком надуманные и на самом деле все гораздо проще. Пусть, мол, эти нуждающиеся беженцы едут в деревню и становятся фермерами... Должны, мол, быть и третьи варианты выбора (хотя многие опросники, даже более корректные в психометрическом плане, часто содержат ограниченное число таких вариантов...). С одной стороны, все это указывает на действительную сложность размышлений на эти непростые темы, а с другой стороны, еще раз свидетельствует о том, что немало людей в нашем обществе просто не хотят замечать страданий значительного числа окружающих нас людей (особенно страшно, когда такую позицию занимают психологи...). Многие еще, наверное, помнят, с какой бравадой так называемые "телекомментаторы" представляли нам "сообщения с фронтов содружества" (имеется в виду "содружество независимых государств" - сокращенно "СНГ"...).

2 К сожалению, и данная ситуация не надуманная. Соблюдение коммерческих тайн в ряде "хороших" и "солидных" частных фирм приобретает очень даже "тоталитарные" формы, когда на сотрудников составляются настоящие досье, когда фирма начинает пристально следить за неделовыми контактами, за мыслями и поступками своих наемных работников... По причине закрытости (или "сокрытия" своей часто преступной деятельности) фирмы мало кого допускают к своей работе. Многие психологи труда жалуются, что сейчас стало очень трудно исследовать деятельность сотрудников коммерческих организаций, чего не было раньше в таких уродливых формах и масштабах даже в военных ведомствах, с которыми психологи хоть как-то работали...

 

Таблица 28

Пример заполненного бланка для опросника-шутки “СНГ”

Ф.И.0.

класс, школа, дата

 

СНГ             Три заветных желания (счастье...)

I — создать счастливую любящую семью

II — найти хорошую работу (стать менеджером)

III — уехать в США с родственниками...

Ниже указаны размеры колонок бланка в “клеточках” обычного тетрадного листка: 2          2 1 1 1     2   сколько осталось      1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  3             3  

 


Ранги:          Баллы: Ранги:                                      Ситуации — баллы:                                 Ранги:

СЧранг ∑сч. I II III СОранг Качества 1 б 2 а 3 а 4 б 5 б 6 б 7 б 8 а 9 а 10 б ∑сит. СИТраиг
5 16 7 4 5 5 Совесть 3 10 10 10 10 10 5 4 10 10 82 1
1 23 6 9 8 1 Интеллект 4 4 3 4 7 7 5 4 4 5 47 6
7 14 2 5 7 7 Осторожность 10 7 5 3 9 5 4 9 8 8 66 4
4 17 6 6 5 2 Доброта 2 5 10 10 10 9 2 5 10 10 64 5
3 18 3 10 5 4 Предприимчивость имчивость 2 1 1 ] 1 4 1 4 3 2 20 7
2 23 7 9 7 6 Воля, решительность 5 9 8 9 9 9 7 5 9 9 79 2
6 15 2 7 6 3 Самокритичность ность 5 8 7 7 9 8 7 8 8 8 75 3

В нижней части бланка можно произвести расчеты с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. описание в тексте данного раздела, а также табл. 27)

2.5. "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия" (СССР)

Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе (компаньонами) получаемых благ... Также в методике моделируются непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному труду... Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений.

Методика проводится с группой (классом) и занимает по времени 20-30 минут. Общий порядок (процедура) проведения опросника следующие.

1. Каждый подросток на обычном тетрадном листочке в клеточку рисует бланк, а психолог показывает на доске, как это лучше сделать (табл. 29). В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4 х 10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.

2. Общая инструкция: "Представьте, что двумя коллегами-компаньонами выполняется определенная работа, приносящая огромные деньги. Например, два человека занимаются бизнесом (можно сразу уточнить, каким именно бизнесом...)1. При этом компаньоны - разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно разные свои качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешному бизнесу, а какие-то - не очень. При этом компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо как-то справедливо распределить между вами, в соответствии с теми качествами и способностями, которые они по-разному проявляют".

Далее психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает их на доске (качество и его первую заглавную букву для краткости): ум (у), силу (с), честность (ч), решительность (р) и красоту (к) - всего 5 качеств.

 

________________________

1 Следует признать, что тема бизнеса наиболее популярна среди подростков нашего времени, поэтому психолог смело может использовать ее для примера в данной методике. Но если проявится больший интерес к другим видам труда, то вполне можно с радостью для всех рассмотреть, например, совместную деятельность инженеров-конструкторов, артистов и даже педагогов-психологов...


Таблица 29

Пример бланка методики «СССР»

СССР                                                                                                                                                                 ФИО, дата

 

 
   

Справедливость

   

Самооценка

   

Самоуважение

   
   

1-й            2-й

к-он          к-он

   

 

   

Вы            Ваш

                  к-он

   
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.       1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.       1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.        
    1 = 2 =             1 = 2 =    
                           
                           
   

«Рефлексия - 1»

   

«Рефлексия - 2»

   

«Рефлексия - 3»

   

Качества

Сумма балов по Справедливости

Ранг - 1    

Сумма балов по Самооценке

Ранг - 2

 

 

Сумма по Самоуважению (только по колонке «Вы»)

Ранг - 3

 

 

 

 

 

 

             

Ум (У) ……………=

 

……………………….=

 

……………………..=

   

Сила (С)

……………………….=

 

……………………..=

 

 

Честн. (Ч)

……………………….=

 

……………………..=

 

 

Решит. (Р)

……………………….=

 

……………………..=

 

 

Красот. (К)

……………………….=

 

……………………..=

     

 

Ниже по формуле рассчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. пояснения в тексте)

 

 

3. При работе с первой табличкой на бланке - "справедливость" (табл. 29) зачитывается отдельное задание: "Представьте, что за каждую из 10 коммерческих сделок, примерно таких, которые потом придется совершать и Вам уже с Вашим компаньоном, какие-то другие два коммерсанта зарабатывают за каждый ход на двоих ровно 10 миллионов "чего-то там"... При этом они также проявляют разные качества и, видимо, заслуживают разное вознаграждение за это. От Вас требуется по справедливости распределить между ними эти 10 миллионов за каждый ход, в зависимости от того, насколько их качества соответствуют данной коммерческой деятельности. Например, один больше проявил ума (у), а второй - красоты (к), а вместе заработали 10 миллионов - как распределить между ними эти 10 миллионов по справедливости?

В первой табличке (справедливость) напротив номера первого хода в графе "1-й к-он" требуется написать, сколько он заслуживает за свой "ум"(например, делается такая запись "у-8"), а в графе "2-й к-он" - написать, сколько заслуживает такой работник за свою "красоту" (например, "к-2"), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10...".

Сам психолог при этом пользуется выписанными в строго определенном порядке парами качеств, "проявляемых" каждый раз компаньонами-коммерсантами (табл. 30). В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-й и с 3-й табличками бланка.

4. Психолог зачитывает пары качеств, а игроки распределяют между этими абстрактными компаньонами по 10 миллионов за каждый ход по справедливости. Обращаем внимание, что записи следует делать именно так, как показывалось в примерах выше ("у-8", "к-2" и т. д.), что зна-чительно облегчит дальнейшее подведение итогов1.

5. Далее психолог дает отдельное задание для работы со второй табличкой - "самооценкой" (табл. 29): "Сейчас Вам будут предложены пары этих же самых качеств, а Вы должны будете каждый раз определять, какие

___________________

1 Аналогично делаются записи в бланк и по двум другим табличкам: самооценке и самоуважению.

качества у Вас развиты лучше, а какие - чуть хуже. Для такой оценки Вы будете пользоваться 10-балльной шкалой, но так, чтобы в сумме каждая пара качеств всегда набирала ровно 10 баллов. Например, Вам предлагается пара "ум" и "честность". Если Вы считаете, что "ум" развит у Вас гораздо больше "честности", то их соотношение в баллах может быть примерно такое: ум - "у-7", честность - "ч-З" (а в сумме: 7 + 3 = 10)...".

6. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (табл. 30), а подростки оценивают с помощью парного сравнения их развитость у себя.

7. Для работы с третьей табличкой бланка - "самоуважением" психолог дает еще одно новое задание: "Представьте, что Вы делаете бизнес со своим компаньоном и каждый из вас примерно в похожих ситуациях проявляет разные качества. За каждую сделку (за каждый ход) вы вдвоем зарабатываете 10 миллионов. Сейчас Вам будут предложены пары качеств, которые каждый из вас проявляет в коммерческой деятельности, а уже от Вас требуется распределить между собой и компаньоном 10 миллионов таким образом, чтобы и себя не обидеть, и хоть как-то справедливость соблюсти...".

8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (табл. 30), а игроки распределяют "миллионы" между собой и своим компаньоном...

9. Итоги подводятся следующим образом.

9.1. Сначала в первой табличке (справедливость) подсчитывается сумма заработанных денег по 1-му и по 2-му абстрактному компаньону и под соответствующими столбиками выписываются их результаты (табл. 29). Далее по третьей табличке (самоуважение) аналогично подсчитывается, сколько заработал учащийся и сколько заработал его вымышленный компаньон (результаты-суммы "миллионов" также выписываются под соответствующими столбиками). Поскольку порядок сопоставления качеств был совершенно одинаков и в первой табличке (справедливость "вообще"), и в третьей табличке (уважение своего собственного труда), то можно предположить, что суммы в первых колонках этих табличек (табл. 29, знаки "I") не должны сильно отличаться... Если в третьей табличке сумма денег, полученных данным учащимся, значительно превышает аналогичную сумму 1-го компаньона в первой табличке, то, скорее всего, этот учащийся немного эгоистичен, а если наоборот, то не очень-то он ценит свой собственный труд... Конечно, это не есть настоящая психологическая "диагностика" - это всего лишь шутка (для размышлений предназначенная)...

Таблица 30

Пары качеств, зачитываемые психологом в одном и том же порядке по всем трем таблицам: справедливости, самооценке и самоуважению

1-я пара Ум -У Красота - К
2-я пара Честность -Ч Сила - С
3-я пара Сила - С Решительность - Р
4-я пара Красота - К Честность - Ч
5-я пара Сила - С Ум -У
6-я пара Ум -У Честность - Ч
7-я пара Красота - К Сила - С
8-я пара Решительность - Р Красота - К
9-я пара Честность -Ч Решительность - Р
10-я пара Решительность - Р Ум -У

 

9.2. Далее определяется, насколько важны для рассматриваемой коммерческой деятельности те или иные качества и как развиты эти качества у данного подростка.

Сначала в первой таблице (справедливость "вообще") по двум колонкам, относящимся и к 1-му и ко 2-му коммерсантам, складываются все баллы-миллионы, проставленные против буквы "у" (ума) - полученная сумма выписывается в нижней части бланка (табл. 29, "рефлексия" - 1). Аналогично подсчитываются баллы по силе, честности, решительности и красоте. После этого в колонке "ранг-1" проставляются ранговые номера этих качеств, относящихся к первой табличке, в зависимости от того, сколько данные качества набрали баллов (например, если "красота" набрала больше всего баллов, то она занимает 1-е ранговое место и, скорее всего, именно она важнее всего для рассматриваемой коммерческой деятельности с точки зрения данного подростка... и т. п.).

Далее во второй таблице (самооценка) по двум колонкам также подсчитываются все баллы, относящиеся к уму, затем к силе, честности и т.д. Результаты выписываются в бланк (табл. 29, "рефлексия - 2"). После этого аналогично определяются ранговые номера этих качеств, которые выписываются в графу "ранг-2". Здесь можно ориентировочно посмотреть, как оценивает развитость этих качеств у самого себя данный подросток. Естественно, и это не является "психодиагностикой" в строгом смысле слова - это лишь материал для размышлений...

Наконец, в третьей табличке (самоуважение) только по левой колонке (!), относящейся к оценке подростком своего труда, подсчитывается, сколько баллов-миллионов набрали данные качества, и также определяется, какие ранговые места они занимают уже с позиций уважения подростком себя как работника (коммерсанта). Соответственно баллы выписываются в колонку "рефлексия - 3", а ранговые места - в графу "ранг-3" (табл. 29).

Уже по полученным таким образом ранговым показателям можно чисто визуально ("на глазок") определить, как соотносятся представления подростка о справедливости, собственных способностях и оценке собственного труда за определенную работу (например, за занятие бизнесом). Например, если для данного "бизнеса" по справедливости на первое место выходит качество "сила", по самооценке получается, что "сила" занимает лишь четвертое место, а уважает сам себя за "силу" подросток только через пятое место (с помощью пятого места), то здесь есть над чем задуматься. Но можно определить данные соотношения, используя математические показатели корреляции. Правда, и в этом случае не следует думать, что это "настоящая" психодагностика - это лишь очень ориентировочная оценка своих представлений о том или ином труде и о справедливом вознаграждении за него.

9.3. При наличии времени и желания (настроя) учащихся можно подсчитать корреляцию между качествами, требующимися для данной деятельности (объективно, по справедливости), и качествами, хорошо развитыми у данного подростка (самооценка); или корреляцию между имеющимися у подростка качествами (самооценка) и качествами, за проявление которых подросток готов сам себе платить большие деньги (самоуважение), и т. д. Для таких подсчетов можно использовать коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена (r2)1, который имеет следующий

            6∑d2

rs = 1-

          n3 - n 

где d-разность между рангами каждой сравниваемой пары (в нашем случае, по первой таблице - это разность между суммами баллов-миллионов по "уму" у 1-го компаньона и у 2-го и т. п.); n -число сравниваемых пар (в нашем случае их - 5).

Например, если рассматривать соотношение двух ранговых рядов "ранг-1" и "ранг-2" (табл. 31), то тогда, после всех расчетов (согласно формуле коэффициента ранговой корреляции) получится, что это соотношение равно -0,05 (низкая корреляция).

Таблица 31

Пример использования коэффициента ранговой корреляции

для определения соответствия представлений подростка



Дата: 2019-03-06, просмотров: 205.