Карточки для игры-шутки «Тудема-сюдема»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаются почти готовые для использования кар­точки, которые можно отксерокопировать на плотном ватмане и разрезать.

Познакомиться с богатым «валютным» иностранцем 1.2.3.5. С удовольствием мастерить что-то для души 6.9.13.14. Проводить время в компании друзей 4.6.11.
Назначение на важный и ответственный пост 3.5.13. Любить свое тело, совершенствовать его в специальных занятиях 6.7.14. Найти клад золотых старинных монет 2.11.14.
Делать все для укрепления своей семьи 1.4.7.9.10.13. Иметь роскошную загородную виллу, дачу... 1.2.5.7.9. Питаться только высококачественными продуктами 1.5.7.9.
Поменьше мечтать и побольше зарабатывать реальных денег... 1.2.3.5. Работать всегда только по совести и чести   3.4.6.13. Дружить с те ми, кто сильнее Вас...   3.5.12.
Посещать зрелища (стадионы, праздники, шоу-концерты...) 4.11.14. Отдавать детям все свои силы 1.4.6.9.13. Иметь влиятельных покровителей и быть с ними «на одной ноге» 3.5.12.
Отчаянно рисковать ради получения новых впечатлений 3.6.11. Забирать («конфисковывать») деньги у тех, кто намного богаче Вас... 1.2.11.12. Не изменять любимому человеку ни разу в жизни   6.9.10.
Часто бывать в гостях у самых известных в стране артистов 3.5.6. Любить детей 4.9.10. Поменьше думать о жизни простых людей (их проблемы — это не Ваша забота...) 1.2.3.5.11.
Быть как все нормальные люди ("знать свое место") 3.5.8. Презирать тех, кто не способен по достоинству оценить Вас 3.8. Вести утонченные беседы с избранными людьми (об искусстве, о культуре, о политике) 5.6.14.
Постоянно делать утреннюю зарядку, специальную гимнастику 3.7. Иметь кругленький счет в Швейцарском банке 2.3.11.12. «Лихо» развлекаться с друзьями и подругами 4.11.
Одеваться всегда лучше и дороже других 1.5.7.11. Купить картину (шедевр) Пикассо 1.2.3.5.6. «Мочить» (бить, убивать) всех, кто с Вами не согласен... 1.11.12.
Часто ходить по театрам, выставкам, музеям... 4.5.6.9.14. Купить модный спортивный автомобиль 1.2.5. Всей душой стремиться понять, что такое красота, истина, чудо 6.14.
Быть хитрым, изворотливым, предприимчивым... 1.2.3.5.11.12. Приглашение на обед к английской королеве 3.5. Любить кого-то, даже если Вас самих не любят 4.6.10.
Доводить каждое дело до конца 6.9.13.14. Стремиться в загранпоездки, валютные командировки 1.2.3.5.11. Очень много читать, осмысливать каждую новую книгу 6.13.14.
Презирать всех, кто слабее Вас... 1.3.5.8.12. Писать любимому человеку стихи (так, как получается) 4.6.7.10.14. Брать от жизни все, что Вам положено (если надо, то писать жалобы, заявления, письма...) 1.2.8.
Дарить любимому человеку дорогие подарки 1.2.4.10.14 Приносить своим трудом пользу и радость людям 3.6.13. Каждый месяц посещать врача (на всякий случай, для профилактики...) 4.7.14.
Смело нарушать уже устаревшие законы ради получения большой прибыли 1.2.3.12.     Собирать, коллекционировать что-либо 2.4.5.6.14. Дружить с очень богатым бизнесменом... 1.2.3.5.
Помнить всех, кто когда-либо Вас обидел (ничего никому не прощать...) 3.8.12. Переживать, не спать ночами из-за «мук творчества» 3.6.7.13.14. Вести с друзьями задушевные, откровенные беседы 4.6.8.14.
С презрением относиться к тем, кто еще надеется что-то улучшить в этом мире... 4.8. Рассказывать друг другу веселые анекдоты   4.5.8.11. Защитить диссертацию (ученую степень)   3.5.6.13.
Вести «красивую», дорогую жизнь (модные рестораны, роскошная публика...) 1.3.5.11. Совершить удачную валютную операцию (сделку) 2.3.12. Найти высшее счастье в своей работе 4.6.7.13.
Не баловать своих детей сверх меры 4.6.7.8.9.13. Принимать дорогие «подарки» за оказываемые услуги 1.2.12. Удачно выступить в популярной телепрограмме 3.5.6.7.8.
Часто ходить друг к другу в гости 1.4.8.9.11. Купить роскошную морскую яхту, катер 1.2.5.7.9.11. Часто бывать в увлекательных и опасных путешествиях 3.6.11.
Общаться только с людьми «высшего круга»: писателями, артистами, политиками, бизнесменами, журналистами 3.5.8. Увлеченно спорить о проблемах науки, искусства, политики 4.6.14. Ради успеха и благосостояния не останавливаться ни перед чем... 1.2.3.5.11.12.
     
«Баламут»: перетасовывает всю колоду карт и сразу же берет 1-ю верхнюю карточку, а «Баламут» сразу возвращается   (вниз стопки)! «Баламут»: перетасовывает всю колоду карт и сразу же берет 1-ю верхнюю карточку, а «Баламут» сразу возвращается   (вниз стопки)! «Благотворитель»: отдает одну свою карточку (любую) одному любому игроку, а сам берет новую карточку, а «Баламут» сразу возвращается (вниз стопки)!
     
«Благотворитель»: отдает одну свою карточку (любую) одному любому игроку, а сам берет новую карточку, а «Баламут» сразу возвращается (вниз стопки)! «Нахал»: три раза подряд ходит вне очереди (берет 3 карточки подряд), а «Нахал» сразу возвращается   (вниз стопки)! «Нахал»: три раза подряд ходит вне очереди (берет 3 карточки подряд), а «Нахал» сразу возвращается   (вниз стопки)!
     
«Нахал»: три раза подряд ходит вне очереди (берет 3 карточки подряд), а «Нахал» сразу возвращается     (вниз стопки)! «Воришка-прихватизатор»: забирает у одного любого игрока одну любую карточку. Другой игрок сразу берет новую карточку. «Воришка» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Воришка-прихватизатор»: забирает у одного любого игрока одну любую карточку. Другой игрок сразу берет новую карточку. «Воришка» сразу же возвращается (вниз стопки)!
     
«Воришка- прихватизатор»: забирает у одного любого игрока одну любую карточку. Другой игрок сразу берет новую карточку. «Воришка» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается   (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается   (вниз стопки)!
           
«Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)!
           
«Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)! «Иммунитет»: дает право отказываться от одного любого своего хода, а также от действий «Благотворителей», «Воришек», «Нахалов» и «Баламутов». «Иммунитет» сразу же возвращается (вниз стопки)!

6.5. «Психобизнес» (игра с микрогруппой в 2—6 человек с использованием обычных игральных карт)

Данная игра возникла из-за сильной ограниченности издавать готовые карточные методики, а также из-за не­которых сложностей самостоятельного изготовления карточек частью практических психологов. В предлагаемой методике используются обычные игральные карты, купленные в магазине. С одной стороны, это упрощает получение методического материала, но с другой стороны, вызывает некоторые сомнения этического плана, например, "разве могут дети играть в азартные игры"... Данная игровая методика внешне, действительно, напоминает некоторые азартные ("коммерческие") игры1, но на самом деле в ней заложены некоторые провокационные моменты, позволяющие в несколько неожиданном плане взглянуть на проблемы нравственного поведения. Заметим, что при проведении данной игры с подростками в одном московском МУЛ К однажды директор этого учебного заведения попросил нас не играть "в карты", но тут же предложил эту же игру перерисовать на самодельные карты (как это делалось по другим методикам2) и спокойно играть с детьми. В какой-то степени директор прав, ведь неизвестно, как подростки будут рассказывать о таких занятиях дома (например, "а психолог с нами в картишки резался!"...). Но следует признать, что карты очень часто используются в досуговой деятельности (и в семейном кругу...), поэтому не следует закрывать глаза на реальности и так уж драматизировать ситуацию. Кроме того, карточные игры могут рассматриваться и как прекрасные логические упражнения (известно, что в некоторых странах в детских лагерях отдыха к картам так и относятся, не столько "запрещая" их, сколько извлекая из этих процедур педагогическую пользу...). Нам думается, что для нравственного воспитания иногда можно пользоваться и таким материалом, как "презренные" карты, что при интригующей форме работы позволит рассматривать важные для полноценного развития личности идеи добра и справедливости, хотя бы на примере "зарабатывания" игровых очков. Само название игры - "Психобизнес", - указывает на то, что участники процедуры часто будут оказываться перед выбором, что для них важнее: "очки" или отношения с товарищами, "заграбастывание" прибыли любыми путями или спокойная совесть... При формировании в стране полноценных (а не варварских) рыночных отношений, когда немало молодых людей подумывают о предпринимательстве, важно поскорее закладывать эти идеи в души подростков. Но, к сожалению, пока в России господствуют цинизм, общественное равнодушие и произвол властей, что начинают ощущать на себе даже так называемые "новые русские". Как отмечает заслуженный экономист РСФСР В. С. Проскуров, "особенностью современной жизни в Росиии являются глобальное беззаконие, правовая незащищенность предпринимательства и личности", поэтому каждый, кто собирается стать предпринимателем, оказывается перед нравственным выбором, либо ориентироваться на добывание "грязных" (преступных) денег, либо на основании знания законов и общей ситуации все-таки вкладывать свои энергию и талант в развитие производства и получение честных доходов1.

Смысл предлагаемой игровой методики - в шутливой форме смоделировать некоторые особенности "предпринимательства", когда, с одной стороны, необходимо побольше получить очков (внешняя цель игры), с другой стороны, не поступать слишком жестоко по отношению к своим товарищам по игре2.

Для работы необходимы две полные колоды карт (по 52 карточки с джокерами). Участвуют в игре от 2 до 6 человек. Если играют только 2 человека, то обязательно используется так называемый "болванчик", выполняющий роль третьего игрока (см. ниже). Можно использовать "болванчика" и при игре втроем, вчетвером и т. д. - на наш взгляд, игра с "болванчиком" намного интереснее. Обычно одна игра может занять примерно 15-25 минут. Общая процедура игры следующая:

1. Ведущий знакомит участников с общей инструк-цией, смыслом игры: "Каждый из Вас должен получить к концу игры как можно больше игровых очков. Но при этом я Вам советую не портить друг с другом отношения, а лучше даже - почаще демонстрировать друг другу свои симпатии, поскольку все это будет учитываться при подведении итогов". С более подробными правилами ведущий знакомит всех в следующей последовательности действий (обязательно не на словах, а с реальными картами).

2. Игрокам раздаются в случайном порядке по 6 карт. Хотя сама игра проходит с закрытыми от других картами, объяснение основных правил лучше проводить с открытыми картами. Лучше первый раз вообще провести учебную игру с открытыми картами.

3. Игроки будут ходить по очереди. Во время каждого своего хода игрок может пользоваться только одной мастью. При этом он может просто отправлять в свою "кассу" имеющиеся у него карты одной масти с очками; или сначала сделать ход против какого-либо игрока, забрав у него часть карт, и уже вместе со своими картами одной масти отправить все это в "кассу"; либо предложить кому-то из игроков обоюдовыгодную сделку (см. более подробно - ниже). Отправляя в "кассу" свои очки, каждый игрок обязан показывать их остальным участникам. После каждого хода игроки добирают карты до 6, но если карт больше, то добирать новые нельзя.

4. Ведущий кратко объясняет значение этих карт:

Карточки с 2 по 10 - это показатели "очков", они не играют никакой психологической роли, кроме радости или огорчения, что этих очков оказалось слишком мало, или слишком много...

Основные карты - это "Туз", "Король", "Дама", "Валет" и "Джокер".

"Туз" - забирает всю масть. Например, если игрок сделал ход против одного из своих товарищей (или против "болванчика"), то товарищ обязан показать все свои карты и отдать все карты той масти, к которой принадлежит данный "Туз". Использованный "Туз" откладывается отдельно, рядом со своей "кассой" (при подведении итогов за каждый использованный "Туз" будет высчитываться -10 очков!...). Если игрок не хочет связываться с "Тузом", то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Валет" - такой же разбойник, как и "Туз", только помельче - он забирает лишь младшие карты своей масти за один ход, то есть только карточки с очками (с 2 по 10). Например, во время своего очередного хода игрок ходит "Валетом" против одного из своих товарищей (или против "Болванчика"). Тот, против кого выложен "Валет", обязан открыть все свои карты и отдать все карточки с очками масти, к которой принадлежит данный "Валет". Использованный "Валет" откладывается отдельно, рядом с "кассой" данного игрока (при подведении итогов за каждый такой "Валет" будут вычитаться -10 баллов). Если игрок не хочет связываться с "Валетом", то во время своего очередного хода он просто его откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Дама" - очень коварная карта, способная забирать все очки, отправляемые одним из игроков в свою "кассу" во время своего очередного хода. Особенность "Дамы" в том, что она используется вне очереди. Например, кто-то из игроков отправляет в "кассу" на трефах 15 очков, а владелец "Дамы", чей ход еще не наступил, забирает все эти очки себе и, если пожелает, может даже сразу отправить их в свою "кассу". Использованная "Дама" также откладывается отдельно (при подведении итогов за каждую такую "Даму" высчитывается - 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с "Дамой", то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета -10 баллов при подведении итогов).

"Король" - особая карта, которая позволяет игроку во время своего хода имеющиеся или приобретенные (захваченные у кого-то) очки одной масти, к которой принадлежит имеющийся "Король", перед отправкой в "кассу" сразу же удваивать. При этом "Король" кладется рубашкой вверх, а на него складываются стопкой карты с удвоенными очками (так легче потом будет подсчитывать общие результаты).

При этом владелец "Короля" может во время своего хода предложить какому-то игроку (у кого также есть какой-то "Король") вступить во взаимовыгодную "коммерческую" сделку ("Король" - он же "Коммерсант"), которая позволит каждому уже утроить все свои очки соответствующей (соответствующей имеющемуся "Королю") масти. Например, владелец трефового "Короля" договорился о сделке с владельцем бубнового "Короля". Уже после такой договоренности оба игрока обязательно открывают все свои карты. Владелец трефового "Короля" к своим трефовым очкам добавляет трефовые очки другого игрока и сразу же отправляет уже утроенную сумму этих очков в свою "кассу" (при этом "Король" кладется рубашкой вниз, а на него - все карты с утроенными очками, что облегчает подведение итогов в конце игры). Аналогично поступает владелец бубнового "Короля", забирая у первого все бубновые очки, утраивая их и отправляя в свою "кассу". Все это возможно только между двумя игроками во время очередного хода кого-то из них.

"Джокер" - может использоваться в разных вариантах (по договоренности между участниками). Первый, наиболее простой вариант: "Джокер" вне очереди может нейтрализовать "Туза", "Короля", "Валета", "Даму", такого же "Джокера" и даже чьего-то "Короля", когда кто-то уже сделал соответствующими картами свой ход (даже, если этот ход сделан не к владельцу "Джокера", а к какому-то другому игроку...).

Второй вариант: владелец "Джокера" только во время своего очередного хода забирает у любого другого игрока (или у "Болванчика") все его карты всех мастей.

Третий вариант: "Джокер" используется одновременно и по первому, и по второму варианту (см. выше).

Использованный "Джокер" также откладывается отдельно в стопочку игрока и при подведении итогов за каждый такой "Джокер" вычитается -10 баллов. Если игрок не желает связываться с "Джокерами", то во время своего очередного хода он откладывает его в общую стопку использованных карт и при подведении итогов у данного игрока - 100 баллов не высчитывается.

В двух колодах имеются 4 "Джокера", что позволяет проводить игру достаточно остро, а у игроков имеется немало возможностей, как для "заграбастывания" очков своих товарищей, так и для совершения добрых дел...

Особую роль в игре выполняет "Болванчик". На месте "Болванчика" просто выкладываются 6 закрытых карт (будто там кто-то играет) и когда кто-то из игроков во время очередного хода будет выбирать себе "жертву", то он может сыграть и против "Болванчика". Если кто-то пошел против "Болванчика", то у все карты "Болванчика" открываются и игрок проделывает с ними все, что пожелает (но в пределах правил использования "Туза", "Валета", "Джокера" и "Короля"). После этого карты "Болванчика" остаются открытыми, но новые карты вновь выкладываются закрытыми (рубашкой вверх) - карты "Болванчика" как и у других игроков после каждого хода добираются до 6.

Игрок может сыграть вместе с "Болванчиком" и на "Королях". Но при этом он сильно рискует. Например, если игрок не видит карт "Болванчика" (когда они еще не раскрыты), то тогда "коммерческая" сделка срывается и игрок вынужден отложить своего "Короля" как уже неудачно использованного в общую стопку. Но если у "Болванчика" "Король" имеется, то игрок получает двойную выгоду, поскольку он забирает себе не только утроенные очки под масть своего "Короля", но и утроенные очки под масть "Короля" "Болванчика"...

Особый случай, если у "Болванчика" при раскрытии карт оказался "Джокер". При игре на "Королях" это не опасно. Но если игрок пошел против "Болванчика" (с "Джокером") своим "Тузом", "Валетом" или "Джокером", то "Джокер" "Болванчика" автоматически нейтрализует эти карты игрока. Он откладывает соответствующую карту в свою стопку использованных карт и при подведении итогов за каждую такую карту ему вычитается - 10 баллов (за то, что хотел "обидеть" "Болванчика"...).

В игре "Психобизнес" могут возникать интересные процедурные моменты, поскольку используются две одинаковые колоды и все карты продублированы. Например, если кто-то пошел против своего товарища, использовав "Джокера", то такой же "Джокер" может нейтрализовать этот ход. Или, например, кто-то решил перехватить своей пиковой "Дамой" все пиковые очки у игрока, отправляющего их в "кассу", а другой владелец такой же пиковой "Дамы" также перехватывает эти очки у игрока, который только что использовал "Даму" первым... Если два участника игры решили сыграть на "Королях", а после раскрытия своих карт оказалось, что у обоих "Короли" бубновой масти, то каждый игрок утраивает только свои бубновые очки.

5. После проведения учебной игры с открытыми картами организуется основная игра (а лучше - серия из 2-3 небольших игр).

6. При подведении итогов можно просто в уме сосчитать все очки на картах, находящихся в "кассе" у игрока (включая удвоенные очки на "Королях", положенных рубашкой вверх и утроенные очки на "Королях", положенных рубашкой вниз), а также не забыв вычесть за использование каждой "нехорошей" карты ("Туза", "Валета", "Дамы" и "Джокера") по - 10 очков. Но можно каждому игроку завести вместо "кассы" специальную табличку, куда после каждого своего хода выписываются заработанные (или вычитаемые за использование "нехороших" карт) очки.

Опыт использования игры с различными группами подростков показал, что основные правила большинство из них осваивает достаточно легко, особенно, если ранее они имели опыт карточных игр. Заметим также, что впервые данная игра вообще была проведена с девочкой, закончившей 4-й класс, в купе поезда (играли до тех пор, пока свет не потушили...). Девочка, правда, оказалась заядлой "картежницей", поскольку научила автора играть в очень интересную игру "Веришь-не веришь", видимо, в благодарность за то, что сама познакомилась с новой игрой.

Но как это часто бывает с карточными играми, лучший способ освоения - это сама игра с реальными картами, а не внимательное "изучение" ее описания... Основные правила этой игры можно даже освоить самому, разложив, например, на столе карты и поиграв сразу с двумя "болванчиками"...

При использовании игры "Психобизнес" возможны самые разные дополнения и изменения (разумные) в игровых правилах. Например, при игре на "Королях" можно не учитывать согласия их владельцев на заключение сделок (с владельцами других "Королей" играют как бы с "Бол-ванчиками", и так же рискуя, если окажется, что у другого не будет ни одного "Короля"...). Можно использовать в игре не одного, а двух и даже более "Болванчиков". Можно использовать не две, а три и более колоды карт (игра, конечно же, станет более громоздкой, но, возможно, и более интересной...). Однако перед тем как играть по новым правилам, мы все-таки советуем поиграть сначала по предлагаемым правилам.

Раздел 7. Настольные профориентационные игры

7.1. Общая характеристика данных методик

Настольные карточные игровые методики, по сравнению с описанными выше карточными системами, дают возможность моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Это позволяет применять данные методики как "домашнее" средство для самостоятельного использования детьми и их родителями, а также для многократного проигрывания этих процедур.

В профориентационной игре "Или-Или" участники передвигают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику.

В эколого-экономической игре "Бизнес-Мусор" моделируются нравственные аспекты предпринимательской деятельности. Участники покупают территории, строят на них свои предприятия, но, в отличие от близкой по духу знаменитой игры "Монополия", эти предприятия дают игрокам не только прибыль, но и загрязняют все имеющиеся территории (всё покрывается специальными карточками с "черепами", олицетворяющими "экологическую смерть"). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической катастрофой. Постоянная нехватка у участников "лишних" денег провоцирует не только игровые эмоциональные переживания, но и необходимость как-то кооперироваться против общей опасности. Дополнительную интригу в процедуру привносят специальные игровые роли Банкира, Мафии, Браконьера, Президента, Милиции-полиции, Чуда, Беды, а также особые карточки со случайными экономическими и экологическими "событиями".

Поскольку и эти методики оказалось довольно сложно изготовить типографским способом1, то были разработаны более упрощенные игры: игра-шутка "Тудема-сюдема", где участники также составляют из карточек образы своего счастья (само шутливое название игры определяется характером игровой процедуры: карточки постоянно так и ходят туда-сюда...), а также построенная по гомеостатическому принципу и рассчитанная на более ранний возраст (учащихся 4-х-6-х классов) шутливая игра "Такой-сякой", где участники совместными усилиями выстраивают на игровом поле образы друг-друга, что позволяет закладывать основы самопознания и будущего самоопределения.

Поскольку и эти игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы далеко не все психологи, была сделана отчаянная попытка придумать еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт (двух полных колод). В появившейся таким образом игре "Психобизнес" (Пряжников, 1992) моделируются некоторые нравственные моменты. Если в обычных карточных играх цели участников можно назвать "коммерческими" (набрать побольше очков), то в данной игре подведение итогов построено таким образом, что все нехорошие действия, сделанные против остальных игроков (изъятие у них очков, "перехват" возможной прибыли и др.), специально наказываются, и поэтому часто более выгодной игровой стратегией оказывается если не бескорыстная совсем, то хотя бы уважительная к другим позиция. Даже опытные картежники понимали это нехитрое правило лишь после нескольких проигрываний. Опыт использования данной игры в школе показал, что она легко усваивается учащимися, но со стороны администрации стали возникать претензии. Нам было даже предложено "перерисовать" эту же игру и "использовать ее как и другие карточные методики". По-своему администрация, видимо, права, поскольку дети действительно могут начать хвалиться своим родителям, что психолог с ними "в картишки режется"... Лучше все-таки издавать специальные профконсультационные карточки, к которым ни у кого претензий не возникает, но для этого должны наступить и лучшие для педагогики и психологии времена.

7.2. Игра "Или-Или"

Общая характеристика игры

Цель игры - в шутливой форме смоделировать профессиональный выбор в контексте жизненного и личностного самоопределения. Первоначально игра разрабатывалась как "домашнее средство" для самостоятельного использования подростками и их родителями. Но опыт ее использования в условиях школы и детского летнего лагеря показал, что ее с успехом может применять и педагог, и психолог в различных образовательных учреждениях и на базе Центров профориентации молодежи.

Смысл игры - из специальных карточек составить образ наиболее привлекательной профессии и образ жизни (жизненного стереотипа). Сами карточки отбираются с помощью ходов-выборов на игровом поле (или при другом варианте игры - с помощью карточек с ходами-выборами, которые в случайном порядке лежат в отдельной стопочке). У игрока всегда имеется возможность осуществлять те или другие выборы. Отсюда и название игры - "Или-Или".

Условия игры. Данная игровая методика рассчитана на работу с группой из 3-6 человек. Лучше, когда игру организует ведущий, но возможен вариант, когда участники сами осваивают игровые правила по специальной инструкции. Это занимает больше времени. Но, как показал опыт, подростки в состоянии играть и самостоятельно. Возраст участников - от 12 до 16 лет. Среднее время на одну игру - около часа. Для игры необходим удобный стол, вокруг которого рассаживаются игроки.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 278.