Общий порядок организации игры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: "В игре с помощью специальных карточек каждый из вас попробует составить наиболее привлекательный для себя образ своей будущей профессии и всей жизни. Сначала вы отберете карточки с возможными группами профессий и жизненных стереотипов, то есть определите, к чему вы стремитесь в игре, а также определите, каких результатов игры вы хотели бы избежать. Затем поочередно вы будете делать ходы на игровом поле с помощью фишек. Каждый раз, когда фишка будет останавливаться на каком-то поле, у вас будет возможность по надписям на этом поле делать выборы карточек, из которых вы и будете составлять образы своих профессий и жизненных стереотипов. Выбирать вам придется из трех групп карточек:

1) карточек, связанных с характеристиками профессионального труда (на карточках будет стоять знак - "П");

2) карточек, связанных с хобби, досугом, домашним хозяйством (со знаком - "X"); 3) карточек, связанных с личностным развитием, с различными жизненными позициями и установками (со знаком - "Л"). К концу игры по этим карточкам мы определим, чьи карточки больше соотносятся с теми или иными профессиями и жизненными стереотипами, то есть сумели ли вы достичь то, к чему стремились, и избежать того, чего опасались".

Знакомя участников с общей инструкцией, ведущий одновременно показывает и раскладывает карточки на столе. Сами перечни карточек, а также порядок их самостоятельного изготовления представлены в приложениях данного раздела: 1) карточки целей (профессий и жизненных стереотипов) - Приложение 1; 2) карточки характеристик профессий - "П", карточки хобби, хозяйства - "X", карточки личностного развития - "Л", а также пример заполненной карточки - Приложение 2; 3) Пример игрового поля - Приложение 3; 4) пример расположения карточек и игрового поля на столе - Приложение 4.

2. Перед самой игрой участники отбирают по 2-3 наиболее привлекательных для себя карточки с профессиональными и жизненными целями (к чему надо стремиться в игре) и по 1-2 карточки с явно непривлекательными для них целями (чего следует избежать в игре). Организуется такой выбор карточек следующим образом. Карточки целей (см. Приложение 1) просто пускаются по кругу, и каждый отбирает то, что для него важно. Может так оказаться, что кто-то уже сделал наиболее интересные выборы и тогда ведущий должен успокоить игроков тем, что все эти отобранные карточки собираются вместе и уже к концу игры станет ясно, кто чего будет достоин (или не достоин).

3. Игроки разбирают фишки (это могут быть фишки от какой-то настольной игры или их заместители - какие-нибудь мелкие предметы или игрушки) и определяют очередность игровых ходов. Ведущий предлагает познакомиться с правила игры в ходе самой игры, поэтому он предлагает сделать первый ход кому-то из участников. Первый игрок бросает кубик и делает соответствующее количество ходов по часовой стрелке на игровом поле. Его фишка останавливается на каком-то поле. На каждом поле обозначено, какие действия (выборы) должен совершить игрок. Ниже приводится перечень таких действий:

1) +П, или +Х, или +Л: игрок может выбрать себе любую из карточек профессий ("П"), хобби ("X") и личности ("Л"), лежащих сверху соответствующих стопок на столе;

2) +77 или +Л: игрок может выбрать любую из верхних карточек в стопках профессий и личности;

3) +77: игрок берет только верхнюю карточку из стопки профессий (аналогично +Х - из стопки с хобби и +Л - из стопки с личностью);

4) -X: игрок обязан отдать одну свою карточку хобби (х) и положить ее рядом со стопкой хобби, но лицевой стороной вниз;

5) обмен с игроком: игрок обязан обменяться любой карточкой с другим, который в данный момент также оказался на поле "обмен с игроком" (обмен производится по договоренности, то есть игроки сами решают, какие карточки обменять, но обмениваются в обязательном порядке);

6) обмен с коном: игрок обязан обменяться одной любой своей карточкой с коном, то есть вернуть любую свою карточку на кон и положить ее сверху стопки, одновременно взяв из любой стопки первую сверху карточку;

7) пропуск хода: игрок, попав на данную клетку, просто пропускает данный (один) ход;

8) свободный выбор: оказавшись на данной клетке, игрок может поставить свою фишку на любое игровое поле и выполнить соответствующие действия.

В ходе игры каждый участник не может накапливать более 9 карточек. Поэтому каждую последующую карточку игрок обязательно берет, но при этом и обязательно отдает какую-то из своих имеющихся так, чтобы постоянно было не более 9 карточек. Это позволяет постоянно уточнять, совершенствовать образы привлекательной профессии и будущей жизни. По усмотрению самих игроков, можно ввести такое правило, при котором каждая новая карточка берется не обязательно, например, тогда, когда игрок уверен, что имеющиеся девять карточек и так хороши, а новая карточка может испорть общую картину...

 

 

Таблица 21

 Пример заполненного бланка для оценки результатов игры "Или-Или"

Отобранные игроками карточки целей (привлекательных и явно нежелательных)

Имена участников игры

 

Маша Б. Павел С. Марина К.
Менеджер 1 3 5
Врач 5 4 3
Артист 2 4 1
Ученый 2 6 0
Лидер 4 3 5
Самодовольное ничтожество 0 1 1
Отличная голова 3 4 3
Преступник 1 0 2
Журналист 7 2 3
Геолог 3 3 2
Предприимчивый человек 4 2 6
Прекрасная жена, семьянин 5 3 3
Тихоня 2 2 0
Эстет 4 2 3

Естественно, каждый игрок делает выборы карточек, исходя из своих представлений о хорошей профессии и привлекательном образе жизни. Выбирая карточки, игроки раскладывают их на столе перед собой, чтобы перед их глазами постоянно был образ тех выборов, которые они уже сделали и который может быть скорректирован в дальнейшей игре.

Также в игре могут быть обозначены дополнительные правила:

- если кто-то из игроков будет слишком долго размышлять над своим ходом (например больше 10 секунд), то, по мнению большинства остальных игроков, его можно оштрафовать: либо он пропускает один ход, либо отдает одну любую карточку из имеющихся;

- если игрок не может выполнить какое-то действие (а выполнять их надо обязательно!), то он также штрафуется, особенно это часто происходит, когда требуется вернуть какую-то карточку на кон (например, выполнить действие "-X"), поэтому есть смысл выбирать в ходе игры разнообразные карточки.

4. После того, как игроки, усвоив с помощью ведущего основные правила, начинают играть самостоятельно (это обычно происходит примерно через 5-10 минут), ведущий может подготовить бланк для оценки результатов игры. Пример такого бланка представлен в табл. 21. К выбранным игроками целям ведущий по своему усмотрению может добавить несколько иных целей (как привлекательных, так и явно непривлекательных) - для придания игре большей интриги. При этом ведущий отбирает все выписанные карточки и раскладывает их в том порядке, как это представлено в таблице.

5. Заканчивается игра, когда большинство участников заявят, что их вполне устраивают выбранные наборы карточек и они не хотели бы их существенно менять. Это происходит обычно через 30-40 минут активного выбора карточек и уточнения выбираемых образов. К этому времени игроки уже познакомятся с основными карточками характеристик профессий, хобби и личностного развития.

Игру можно закончить и по общей договоренности, через строго обозначенное время. Или закончить игру тогда, когда в игре будут использованы все карточки из всех трех колод ("П", "X" и "Л").

После окончания игры ведущий все-таки может предложить желающим сделать "последний ход", а потом еще и "самый последний ход" с тем, чтобы дать возможность некоторым игрокам улучшить свой карточный расклад.

6. Далее начинается общее подведение результатов игры. Все раскладывают свои карточки в порядке возрастания номеров (а все карточки пронумерованы - см. Приложение 2). Ведущий берет отобранные карточки с целями (в том порядке, как это представлено в таблице), берет первую карточку и, не называя пока самой этой карточки, начинает зачитывать номера, выписанные в ее нижней части. Каждый игрок считает, сколько раз зачитываемые номера совпадают с номерами его карточек ("П", "X" и "Л"). Правило такое: если число совпадений три и более раз, то это уже не случайность и данная профессия или жизненный стереотип действительно привлекают игрока. Далее каждый говорит, сколько было у него совпадений, а ведущий записывает это в таблицу, напротив имени каждого участника по данной карточке. Только после этого называется сама карточка, что нередко вызывает бурные реакции (радость или удивление) игроков. На этом игра заканчивается.

Вариант игры с использованием карточек с ходами-выборами

Общий порядок игры и игровые правила сохраняются такими же, как и в основном варианте игры. Также участники знакомятся с общей инструкцией и основными правилами. Главное отличие - вместо игрового поля используются карточки с ходами-выборами (см. Приложение 4), которые лежат отдельной стопкой. Самих таких карточек столько же, сколько игровых клеток на игровом поле, и все обозначения на карточках такие же, как на соответствующих игровых клетках поля (см. Приложение 3). Участники по очереди берут первую сверху карточку и выполняют все выписанные на ней действия (так же, как они выполняют действия, попадая на те или иные клетки игрового поля). Выполнив действия, игрок кладет данную карточку рядом со стопкой лицевой стороной вниз.

Приданном варианте игры имеется некоторое изменение правил. В частности, карточка "обмен с игроком" берется участником и остается до тех пор, пока кто-то другой не возьмет из колоды такую же карточку. После этого они обязательно обмениваются друг с другом своими любыми карточками ("П", "X" или "Л"), а карточки "обмен с игроком" кладут лицевой стороной вниз рядом с карточками ходов-выборов.

В ходе игры можно проиграть данную колоду (стопку) 2-3 раза. Обычно к этому времени многие составляют из карточек ("П", "X" и "Л") наиболее приемлемые для себя образы профессий и жизненных стереотипов.

Опыт показал, что данный вариант игры более динамичен, чем предыдущий вариант (с игровым полем). Но игровое поле все-таки больше нравится юным игрокам (5-е-8-е классы), а учащиеся старшего возраста (9-е-11-е классы) предпочитают вариант игры с карточками.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 213.