Обсуждение способов и стратегий укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении по результатам самостоятельно сделанного анализа предложенных источников.
Практическое занятие 3-4. Условия и способы повышения психологической компетенции субъектов образования.
Вопросы для обсуждения
1.Проведение деловой игры «Субъекты образования глазами друг друга»
Ход работы:
Участники, Четыре группы (число подгрупп 6): «Ученики», две группы: «Трудные ученики», «Благополучные ученики»; «Родители», «Учителя», «Психологи», «Администраторы».
Задания группам:
1.«Портрет группы». Каждая группа дает описание себя: «Кто мы? Какие мы?» Эмоционально - волевая, мотивационная сферы, особенности взаимодействия, личностные, профессиональные потребности, ценности и смыслы.
2.«Портрет-отношение». Каждая группа дает описание всех других групп: «Кто они? Какие они?». Каковы их особенности, личностные и профессиональные ценности и смыслы. Что принимается, что отторгается.
3.Рефлексия. Сбор информации.
4.«Мозговой штурм»: над какими именно составляющими психологической компетенции психологов, педагогов, родителей, администраторов и учащихся необходимо работать психологу и как именно?
5.Обсуждение содержания следующих моделей работы психолога с педагогами для повышения их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный.
Практическое занятие 5-6. Исследование представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования
1.Исследование собственных представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.
2. В малых группах сочинить сказку о взаимодействии психолога с субъектами образования.
3. Презентация сказки и анализ ее по предложному алгоритму.
Алгоритм анализа текста сказки:.
· Тема.
· Роли – это то, с какими персонажами из сказки идентифицируются рассказчики (кто адм, кто пед, кто пси, кто ребенок).
· Инициатива (кто держит инициативу, кто ставит промежуточные ситуации, кто вводит всех остальных в работу, у кого ведущая и направляющая роль).
· Дистанция – межличностное расстояние, определяющаяся количеством преград, стоящих на пути сближения людей. Преграды бывают внешние и внутренние.
· Пристройка – обозначает вертикальную составляющую психологического пространства взаимодействия. Пристройка может быть сверху, снизу, на равных. Пристройка сверху – это стремление доминировать. Может выражаться в поучениях, осуждениях, высокомерных и покровительственных интонациях и т.д. Пристройка снизу – может выражаться в просьбах, извинениях, оправданиях и т.д. Пристройка на равных – это отсутствие пристроек сверху и снизу. Выражается в стремлении к сотрудничеству, повествовательных интонациях и вопросах.
· Преобладающие эмоции – рассмотреть эмоциональный тон каждого эпизода сказки, указать на то, что чувствуют герои сказки и сочинители сказки по отношению друг к другу.
· Цели – информируют о том, к чему человек стремится, чего хочет добиться. Кто ставит цели, кто борется за собственные цели, как идет согласование целей составителей сказки, каким образом ставятся цели, что ставится в качестве цели?
· Типичные формы поведения (анализ стратегии поведения). Дает информацию о том, как преимущественно ведет себя человек в проблемной ситуации. Стратегии – способы совладания с трудностями. Средства совладания с трудностями. При наличии затруднения, преграды – выбранные формы поведения (игнорирование, избегание, деструкция, компромисс). При затруднениях – анализ недостающих ресурсов, имеющихся ресурсов (качество, доступность, мощность).
· Дополнительные вопросы для обсуждения:
― Если были противоречия при сочинении, то по какому поводу?
― Роль педагогов в вашей сказке;
― Место психолога в школе из вашей сказки;
― Место администратора;
― Место ребенка;
― Характер их взаимодействия.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 323.