психолога в школе.
Функция психолога в образовании : проектировщик и организатор развивающих сред, методолог, диагностом развития, выстраивающим коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт. Неопределенность статуса школьного психолога. Влияние системы отношений психолог – администрация на статусную позицию психолога. Способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога. Минусы отсутствия статуса независимого эксперта.
Тема 2. Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе
Мотивы овладения профессией. Психологическая профессия как своеобразная «надстройка» над уже имеющимся образованием. Содержание «борьбы ментальностей». Психолог-профессионала в представлениях различных исследователей (К.Роджерс, Р.Мэй, Г.С. Абрамова, Р.В.Овчарова, А.Г.Лидерс, М.Р.Битянова, Е.Е.Сапогова, Р.Кочунас, С.Укке, А.Э.Пятинин, Е.Л.Доценко). Отличительные признаки непрофессионального психолога. Профессиональные качества психолога как продолжение его личностных особенностей.
Типичные проявления невысокого уровня профессионализма психолога в школе во взаимодействии с субъектами образования.
Тема 3. Проблемы психологической компетентности субъектов образования
Недостаточность психологической компетенции у субъектов образования. Переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса как интегративный показатель социального компонента развивающей образовательной среды.
Проявления психологической некомпетенции части педагогов, и администраторов и родителей. Психологическая компетентность педагогов как основополагающая в структуре педагогической деятельности. Предметно-центрированность образовательного процесса. Условия повышения психологической компетенции субъектов образования.
Тема 4. Сопряжение ожиданий субъектов образования.
Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования: недостаточность согласованности в профессиональных ценностях, установках, смыслах; неудовлетворенность характером взаимодействия; наличие агрессивно-защитных форм взаимодействия; недостаточная востребованность психолога. Субъекты образования как носители обыденного сознания. Имплицитные теории взаимодействия Дж.Брунера.Три стороны межличностного пространства общения – предметной, инструментальной и аффективно-потребностной, его составляющие: взаимопонимание (о предмете и мире), координация (о способах и стратегиях) и согласование (о намерениях и потребностях).Формирование совместного субъекта деятельности субъектов образования. Соотнесение сфер общения: когнитивной, операциональной, потребностно-смысловой.
Тема 5. Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве
Школа как семантическое (смысловое и знаковое) пространство c собственными контекстами взаимодействия. Взаимодействие субъектов образования как наложение субъективных полей. Напряжённость смыслового поля школы. Возможные смысловые рассогласования субъектов образования в каждом уровне, определяющем школу: архетипическом, государственном, культурном, межличностном, межгрупповом. Содержание архетипическокого уровня: Учитель–Ученик, Мудрец–Воспитанник, Преследователь–Жертва.Базовые архетипы психолога в школе: Волшебник, Шаман, Герой. Содержание мифов (Г.Гринберг, Т. Гордон) препятствующие конструктивному взаимодействию педагога. “Профессиональный фантомом социальной ответственности” психолога. Взаимодействие психолога с родителями: возможные патогенные установки.
Тема 6. Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования
Содержание моделей работы психолога с педагогами, учащимися и родителями по повышению их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный.
План практических занятий
Практическое занятие 1. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования
1. Групповое обсуждение результатов проведенного в качестве самостоятельной работы интервью с целью выявления представлений обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему.
2. Анализ представленных результатов исследований характера ожидания субъектов образования от психолога и ожидания психолога.
3.Сравнение выявленных представлений обыденного сознания о психологе и представлений субъектов образования о психологе, дать объяснение различиям.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 281.