ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, заочная и очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________________/Мальцева О.А./
«____»____2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии («____»____2014, протокол №___) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 20 стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./
«____»____ 2014 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПиП («___»_____2014, протокол №___). Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ______________/Акунеева Т.В./
«____»____2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав.отделом БПЛ _____________/Локоман Л.И./
«____»____2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Начальник УМУ_____________/Воронова О.Г./
«____»____2014 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Мальцева Ольга Анатольевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050400.62
Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования,
заочная и очная форма обучения
Тюмень
Издательство
Тюменского государственного университета
2014
Мальцева О.А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, очная и заочная форма обучения. Тюмень, 2014, 22с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено первым проректором .
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В., к.психол.наук, доцент
© Тюменский государственный университет, 2014.
© Мальцева О.А., 2014.
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области сопровождения взаимодействия субъектов образования.
Задачи дисциплины:
1. Сформировать представление об особенностях взаимодействия психолога с субъектами образования, факторах, их определяющих;
2. Получить представление о взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве;
3. Получить сведения о способах оптимизации взаимодействия субъектов образования и их профессионального согласия.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Настоящий курс входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования».
Освоения данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, усвоенных студентами по дисциплинам профессионального цикла: Введение в психолого-педагогическую деятельность, Теория обучения и воспитания, Возрастная психофизиология, Социальная психология в образовании. Студенты должны иметь представления: о психологии общения и деятельности; о закономерностях возрастных изменений в поведении людей и возможностях объяснить эти изменения.
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в результате изучения курса «Психолого-педагогической диагностики» необходимы для освоения дисциплин, отраженных в Таблице 1.
Таблица 1
Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | 1.1. | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 |
1. | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности | + | + | + | + | ||
2. | Психология управления в образовании | + | + | ||||
3. | Психологическая служба в системе образования | + | + | + | + | + | + |
4. | Профессиональные затруднения педагога и их коррекция | + | + | ||||
5. | Психолого- педагогическое взаимодействие с родителями, | + | + | ||||
6. | Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом) | + | + |
Для очной формы обучения:
Семестр седьмой. Форма промежуточной аттестации зачет.
Общая трудоемкость по ФГОС составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них: контактная работа с преподавателем : 37.7 (18+18+1.7) и 34,3 самостоятельная работа студентов.
Для заочной формы обучения:
Семестр десятый. Форма промежуточной аттестации зачет.
Общая трудоемкость по ФГОС составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них: контактная работа с преподавателем : 15.1 (6+8+1.1) и 56.9 самостоятельная работа студентов.
3. Тематический план
Таблица 2
Тематический план для очной формы обучения
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Итого количество баллов | ||
Лекции | Практические, семинарские занятия, час | Саостояль* * работа, час | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Модуль 1 | ||||||||
1.1 | Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе. | 1-2 | 2 | 2 | 4 | 8 | 4 | 0-12 |
1.2. | Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе | 3-6 | 4 | 4 | 8 | 16 | 8 | 0-18 |
Всего | 6 | 6 | 12 | 24 | 12 | 0-30 | ||
Модуль 2 | ||||||||
2.1. | Проблемы психологической компетентности субъектов образования | 7-9 | 3 | 3 | 6 | 12 | 7 | 0-17 |
2.2. | Сопряжение ожиданий субъектов образования. | 10-12 | 3 | 3 | 6 | 12 | 6 | 0-13 |
Всего | 6 | 6 | 12 | 24 | 13 | 0-30 | ||
Модуль 3 | ||||||||
3.1. | Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве. | 13-15 | 2 | 2 | 6 | 10 | 6 | 0-14 |
3.2. | Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования | 16-18 | 4 | 4 | 6 | 14 | 4 | 0-26 |
Всего | 6 | 6 | 12 | 24 | 10 | 0-40 | ||
Итого (часов, баллов): | 18 | 18 | 36 | 72 | 35 | 0-100 | ||
Из них в интерактивной форме | 16 | 35 | 19 |
*включены иные виды работ
Таблица 3
Тематический план для заочной формы обучения
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | ||
Лекции | Практические, семинарские занятия, час | Саостоя*тельная работа, час | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Модуль 1 | |||||||
1.1 | Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе. | 1 | 1 | 4 | 6 | 1 | |
1.2. | Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе | 1 | 1 | 8 | 10 | 1 | |
Всего | 2 | 2 | 12 | 16 | 2 | ||
Модуль 2 | |||||||
2.1. | Проблемы психологической компетентности субъектов образования | 1 | 2 | 10 | 13 | 4 | |
2.2. | Сопряжение ожиданий субъектов образования. | 1 | 1 | 6 | 8 | 2 | |
Всего | 2 | 4 | 16 | 22 | 8 | ||
Модуль 3 | |||||||
3.1. | Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве. | 1 | 1 | 15 | 17 | 3 | |
3.2. | Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования | 1 | 1 | 15 | 17 | 6 | |
Всего | 2 | 2 | 30 | 34 | 9 | ||
Итого (часов, баллов): | 6 | 8 | 58 | 72 | 19 | ||
Из них в интерактивной форме | 8 | 19 | 19 |
*включены иные виды работ
Таблица 4
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
ЗАДАНИЕ 1
Содержание дисциплины.
Все Темы входят в собеседование.Можно читать и разбираться по моей диссертации.
План практических занятий
Практическое занятие 1. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования
1. Групповое обсуждение результатов проведенного в качестве самостоятельной работы интервью с целью выявления представлений обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему.
2. Анализ представленных результатов исследований характера ожидания субъектов образования от психолога и ожидания психолога.
3.Сравнение выявленных представлений обыденного сознания о психологе и представлений субъектов образования о психологе, дать объяснение различиям.
Практическое занятие 8.
1.Выступление студентов с подготовленными рефератами по предложенным темам.2.Обсуждение содержания выступлений
Практическое занятие 9.
Зачетное тестирование по основным темам
7. Темы лабораторных работ не предусмотрен тематическим планом.
8. Примерная тематика курсовых работ- не предусмотрены учебным планом .
9. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Таблица 5
Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
№ |
Модули и темы
Виды СРС
Неделя семестра
Объ *ем часов
Кол-во баллов
Обязательные
Дополнительные
Модуль 1
1.1
Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе.
1-2
4
81.2
Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе
3-6
8
Всего по модулю 1:
12
Модуль 2
2.1.
Проблемы психологической компетентности субъектов образования
7-9
6
2.2.
Сопряжение ожиданий субъектов образования.
10-12
6
Всего по модулю 2:
12
Модуль 3
3.1
Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве.
13-15
6
3.2
Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования
16-18
6
Всего по модулю 3:
36
ИТОГО:
36
*включены иные виды работ
Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Объем часов | |||||||||
Обязательные |
Дополнительные | |||||||||||
Модуль 1 | Работа с литературой, источниками |
| ||||||||||
1.1 | Несформированность нормативной и методологической базы как фактор, определяющий трудности взаимодействия психолога в школе. | Проанализировав предложенные источники, сравнить и обобщить способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении. | 4 | |||||||||
1.2 | Проблемы профессионального самоопределения, психологической компетенции психолога в школе
| В малых группах составить и провести интервью с целью выявить представления обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему. Проанализировать полученные результаты. | 8 | |||||||||
| ||||||||||||
Модуль 2 | Работа с литературой, источниками |
| ||||||||||
2.1. | Проблемы психологической компетентности субъектов образования | Диагностика психологической компетентности субъектов образования | 10 | |||||||||
2.2. | Сопряжение ожиданий субъектов образования. | В малых группах подготовить заключение о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с субъектами образования, исследуя следующие источники и результаты исследований представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования | 6 | |||||||||
| ||||||||||||
Модуль 3 | Работа с литературой, источниками |
| ||||||||||
3.1 | Взаимодействие психолога с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве. | Сформулировать возможные патогенные установки психолога во взаимодействии с родителями, используя предложенные источники | 15 | |||||||||
3.2 | Методологические подходы по налаживанию конструктивного взаимодействия субъектами образования
| Подготовка с рефератов | Разработка тестовых заданий по основным темам курса на основе предложенных источников. | 15 | ||||||||
|
Итого 58 | |||||||||||
*включены иные виды работ
10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
10.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:
-способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
-способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
Таблица 7
Дисциплины ОП | семестр | ОК - 8 | ОПК-6 | ПКПП-6 |
Русский язык и культура речи | 1 | + | ||
Социальная педагогика | 4 | + | ||
Летняя пришкольная практика | 2 | + | ||
Основы тренинговой работы | 2 | + | ||
Психология игры ( с практикумом) | 3 | + | ||
Психология воспитания( с практикумом) | 3 | |||
Психолого-педагогическое взаимодействие участников обр. процесса | 4 | + | ||
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия педагога с дошкольником | 4 | + | ||
Практика в детском саду | 4 | + | ||
Практика в школе | 5 | + | ||
Психология семьи | 6 | + | ||
Практика в летнем лагере | 6 | + | ||
Психолого-педагогический практикум | 7 | + | ||
Психологическая служба в системе образования | 7 | + | ||
Педагогическая конфликтология | 7 | + | ||
Возрастно-психологическое консультирование | 7 | + | ||
Комплексная психолого-педагогическая практика | 8 | + | ||
Психология игры ( с практикумом) | 3 | + | ||
Психология учебной деятельности | 4 | + | ||
Психологическая служба в системе образования | 7 | + | ||
Теория обучения и воспитания | 9 | + |
10.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Карта компетенций дисциплины
Карта компетенций дисциплины
Код компетенции
Вопросы для самопроверки
1. Структура продуктивного учебного взаимодействия.
2. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве.
3. Психологическая безопасность образовательной среды.
4. Учитель в системе психологической службы в школе.
5. Представления педагогов о психологической службе в школе.
6. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании.
7. Основы профессионально-педагогического общения.
8. Технология работы психолога с учителем.
9. Коммуникативной компетенции школьного психолога.
10. Взаимодействие психолога и педагогического коллектива.
11. Психологическая служба в структуре педагогического процесса.
12. Профессиональное психологическое сознание.
13. Ситуация учения-обучения как конфликт.
14. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях образовательного учреждения.
Образовательные технологии.
ИК-технологии (мультимедейные лекции), деловые игры, элементы социально-психологического тренинга, анализ конкретных ситуаций, рефлексивная психодиагностика, встречи и интервью с ведущими психологами и педагогами страны, региона, города.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
12.1.Основная литература:
1. Доценко, Е. Л.. Психология общения: учеб. пособие/ Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 296 с. Имеются экземпляры в отделах: БПЛ(41), ЧЗ(1)
2. Ильин, Е. П.. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 576 с. Имеются экземпляры в отделах: БПЛ(29)
3.Психология и этика делового общения: учебник / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 420 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-01050-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117118 (дата обращения 14.08.2014).
12.2. Дополнительная литература:
1. Гордон, Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее / Т. Гордон ; пер. К. Лукьяненко. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 433 с.
2. Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М.Ю. Чибисова. - М. : Генезис, 2009. - 184 с. - (Психолог в школе). - ISBN 978-5-98563-168-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236445 (дата обращения 14.08.2014).
3. («Школа завтра»). - ISBN 978-5-91678-022-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73990 (дата обращения 14.08.2014).
4. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М. : Академический проект, 2004. - 560 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0416-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223373 (дата обращения 14.08.2014).
5.Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалев. - М. : Когито-Центр, 2011. - 600 с. - ISBN 978-5-89353-335-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86251 (дата обращения 14.08.2014).
1 3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Виды информационных технологий, применяемые на занятиях:
- Текстовая обработка;
- Электронные таблицы;
- Мультимедийные системы;
Информационные справочные системы:
- Энциклопедия практической психологии «Психологос» URL: http://www.psychologos.ru/ (дата обращения: 20.08.2014).
- Психологическая библиотека «Синтон» URL: http://www.syntone.ru/library/books/ (дата обращения: 20.08.2014).
- Библиотека «Пси-фактор» URL: http://psyfactor.org/lybr.htm (дата обращения: 20.08.2014).
- Lib.Ru: Психология URL: http://www.lib.ru/PSIHO/ (дата обращения: 20.08.2014).
1 4. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Информационные технические средства служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала. К таким средствам можно отнести:
1. Фильмотека (видео занятия):
2. Мультимедийное оборудование.
1 5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
План практических занятий
Практическое занятие 1. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования
1. Групповое обсуждение результатов проведенного в качестве самостоятельной работы интервью с целью выявления представлений обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему.
1.2. Анализ представленных результатов исследований характера ожидания субъектов образования от психолога и ожидания психолога. Разработать рекомендации по трансформации неадекватных ожиданий в адекватные.
3.Сравнение выявленных представлений обыденного сознания о психологе и представлений субъектов образования о психологе, дать объяснение различиям.
Практическое занятие 8.
1.В малых группах на основе теоретического исследования типичных рассогласованиях между субъектами образования разработать модель продуктивных способов построения социальных взаимодействий с учетом этнокультурных и инклюзивных различий участников образовательного процесса. Выступить с защитой модели.
Практическое занятие 9.
1.Содержание приемов повышения психологической и инклюзивной культуры, социально-коммуникативной и конфликтологической компетентности у субъектов образования.
2.Зачетное тестирование по основным темам
СР.
1.Проанализировав предложенные источники, сравнить и обобщить способы и стратегии укрепления статусной позиции психолога в образовательном учреждении.
СР.2.В малых группах составить и провести интервью с целью выявить представления обыденного сознания о психологе, его образе, ожиданий к нему. Проанализировать полученные результаты, обозначить способы перевода «первичного» запроса к психологу обыденного сознания к «рабочему».
СР.3.В малых группах подготовить заключение о природе различий в представлениях о реальном и идеальном взаимодействии психолога с субъектами образования, исследуя следующие источники и результаты исследований представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования
4.Сформулировать возможные патогенные установки психолога во взаимодействии с родителями, используя предложенные источники
ПРАКТ.Отработка си, гдн неадекват. Ожид.
СР.5. В деловой игре под предложенное затруднение предложить типовые приемы организации эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности; подобрать и скомбинировать сообразно задаче приемы выстраивания и включения в содержательное взаимодействие субъектов образования под поставленную задачу.
СР.6.Планировать работу психолога и других субъектов образования по предупреждению возможного
неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых, учащихся с ОВЗ, мигрантов и попавших в трудные жизненные ситуации Защитить проект.
ЗАДАНИЕ ПРО ЭССЕ!
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, заочная и очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________________/Мальцева О.А./
«____»____2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии («____»____2014, протокол №___) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 20 стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./
«____»____ 2014 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПиП («___»_____2014, протокол №___). Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ______________/Акунеева Т.В./
«____»____2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав.отделом БПЛ _____________/Локоман Л.И./
«____»____2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Начальник УМУ_____________/Воронова О.Г./
«____»____2014 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Мальцева Ольга Анатольевна
Дата: 2019-03-06, просмотров: 320.