Проблема достоверности документов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ документов отличается от других методов социологических исследований тем, что оперирует уже готовой информацией. В то же время серьезной проблемой этого метода является отсутствие уверенности в достоверности как самого документа, так и содержащейся в нем социологической информации. Ведь можно столкнуться и с поддельным документом. А может возникнуть и ситуация, когда подлинник фактически является фальшивкой с точки зрения заложенной в нем информации, что может быть следствием существовавшей в прошлом системы приписок, фальсификации отчетности и статистических материалов. Однако социологическому анализу можно подвергнуть и фальшивку (если есть уверенность в том, что это действительно фальшивка) для изучения целей и методов фальсификации документов и их последствий для общества.

Проблема достоверности документальной информации обусловлена также и типом документа. В целом информация, содержащаяся в официальных документах более достоверна. Это же можно сказать и о первичных документах по сравнению с вторичными (интерпретация первоисточников). Максимальной достоверностью обладают документы,  подвергшиеся специальному контролю, например финансовому, юридическому и другим видам контроля.

Отличаться   может быть и степень достоверности различных информационных фрагментов в документе. Например, если в личном письме есть сообщение о каком-либо событии и описание его участников, то наиболее достоверен сам факт события, а оценка участников может вызывать сомнения.

Для того чтобы повысить достоверность социологической информации, необходимо выполнять следующие правила: 1.убедиться в подлинности документа;

2. по возможности найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый;

3. четко представить себе цель документа и его смысл, суметь понять его язык;

4. применить документальный метод в совокупности с другими методами сбора социологической информации.

Способы анализа документов

     При работе с документами используют неформализованные (качественные) и формализованные (количественные) методы анализа.

    Неформализованный анализ документов направлен на выявление логики документа, тщательный анализ его содержания, выявление основных идей. В этой связи огромное значение приобретает профессиональная эрудиция и опыт исследователя. Метод используется прежде всего при анализе уникальных документов.

    К формализованному или контент-анализу обращаются, если:

1. имеется большое количество несистематизированного материала;

2. требуется высокая степень объективности;

3. необходима высокая степень точности при сопоставлении данных.

    Сущность контент-анализа заключается в оценке текстовой информации через количественные показатели. Для этого выделяется два типа измерителей: единицы анализа и единицы счета.

    Единицы анализа – это лексические образования: имена людей, названия, словосочетания, содержащие определенный смысл и т.д.  

    Единица счета – частота упоминания в тексте единицы анализа.

    Иначе говоря, в документе выделяются такие признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы и т.п.), которые отражают его содержание и которые можно подсчитать. Непосредственно контент-анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста между собой и по отношению к общему объему информации.

 

Наблюдение

Наблюдение - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

Особенности наблюдения как метода социологического исследования. Наблюдению больше, чем какому-либо другому методу исследования,  присуща связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

 В социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

Необходимо также иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, нервозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 195.