Количественные и качественные исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность. Примеры количественных исследований: стандартизованное внешнее наблюдение, анкетный опрос, контент-анализ документов и др.

Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальных техник так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Обычные требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы, однако, предъявляются очень высокие требования к уровню профессиональной и общей культуре исследователя. Примеры качественных исследований: нестандартизованное и включенное наблюдение, глубинное неформализованное интервью, биографический метод, неформализованный анализ документов и др.

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.). Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

 

Основные этапы  проведения исследования

Как уже отмечалось, прикладное социологическое исследование является сложным процессом, в ходе которого исследователь осуществляет переход от непонимания сущности изучаемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика прикладного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы.     Чаще всего выделяют три этапа социологического исследования:

1.Подготовка программы исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности проводимого исследования. А с другой стороны, программа в определенном смысле является моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.    

Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении оценки качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы.  

2. Сбор первичной социологической информации или проведение полевого исследования.  Этот этап включает в себя подготовку условий (люди, помещения, технические средства и пр.), сбор информации по разработанным методикам, периодический выборочный контроль за качеством проведения исследования.

3.Подведение итогов исследования. На этом этапе осуществляется обработка собранной информации, производится статистический и логический анализ данных, дается интерпретация фактов и формулировка выводов и рекомендаций, составляется итоговый отчет.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 177.