Методологический раздел программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблема исследования

 Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит некое противоречие, которое мы не можем объяснить и устранить на основе имеющихся у нас данных. Обычно определению проблемы предшествуют диагноз реально существующей проблемной ситуации, определение ее масштаба, остроты, скорости развития, а также характера тенденции, стоящей за данной проблемой.

    Например, проблема эффективности использования свободного времени студентами некоего вуза может актуализироваться в случае, если существует проблемная ситуация, связанная со снижением успеваемости и одновременным ростом жалоб студентов на усталость, загруженность, отсутствие времени для полноценного отдыха и т.д.

2. Объект и предмет исследования

 Вслед за формулировкой проблемы необходимо определить объект и предмет исследования.  

Объект исследования – это «носитель» проблемы. В нашем случае объектом исследования будут выступать студенты конкретного вуза, возможно, даже конкретного факультета либо конкретного курса. Следует также определить, будут ли это студенты всех форм обучения, или мы остановим внимание только на студентах дневной формы обучения.

    Предмет исследования – это наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых необходимо для разрешения проблемной ситуации. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня знаний и комплекса средств, которыми располагает исследователь. Любопытно. Что один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования.

3. Цели и задачи исследования

 Правильная формулировка предмета служит основой для определения цели исследования, иначе говоря, общей направленности и ожидаемого конечного результата работы.

Если мы, к примеру, в качестве предмета исследования избираем свободное время студентов, то в качестве цели исследования можем избрать изучение досуга студентов как условия успешной успеваемости.

Конкретизация цели осуществляется посредством формулирования задач исследования. Продолжая наш пример, исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

1. Определить, какой удельный вес составляет свободное время в бюджете времени студентов в будние дни, в выходные дни, на каникулах.

2. Выявить наиболее распространенные виды досуговой деятельности студентов.

3. Выявить, какое место занимает «отдых» в структуре досуга студентов.

4. Изучить, существует ли связь между успеваемостью студентов и способами использования свободного времени.

5. Определить уровень удовлетворенности использования студентами свободного времени.

4. Теоретическая интерпретация понятий

 Принято различать два вида интерпретации понятий: теоретическую и эмпирическую. В методологическом разделе требуется провести именно теоретическую. Под данным видом интерпретации имеется в виду четкое определение смысла тех основных понятий, которые предполагается использовать в исследовании. Это очень важный этап подготовки программы, т.к. даже в рамках одной науки существует многозначность в понимании тех или иных категорий, не говоря о понятиях, используемых в смежных науках.

Если вернуться к нашему примеру, то понятие свободное время, безусловно, нуждается в очень тщательной теоретической интерпретации. Так, для одних авторов свободное время – это все время, остающееся после основного вида деятельности (работы, учебы). Для других – это отдых, развлечения. Третьи полагают, что это время, которое человек тратит исключительно на себя, и так далее. В свою очередь понятие свободное время сопряжено с такими понятиями как досуг, отдых и т.п.

Процесс теоретической интерпретации включает в себя ряд этапов: выделение группы базовых понятий, отражающих предмет исследования; анализ их содержания; формирование целостной и непротиворечивой системы понятий.

Выдвижение гипотез

 Гипотеза исследования - это обоснованное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д., это предварительное (предположи­тельное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

    Цели выдвижения гипотез:

а) сузить массы возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Отправным пунктом разработки гипотез выступает потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Различают гипотезы:

1.По содержанию предположений об объекте – описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные).

2.По задачам - основные и неосновные.

3.По степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

1. иметь преемственность с предыдущим знанием, не противоречить известным фактам;

2. быть однозначно логически согласована с проблемой и целью;

3. заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

4. быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5. заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания.

Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими, т.е. работающими в данном исследовании.

Итак, гипотезы исследования не должны противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу, в обязательном порядке содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

В социологическом исследовании выдвижение гипотез является промежуточным звеном между методологической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на практическое разрешение проблемы.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 222.