ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М.Ф.Шурупова

 

 

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

учебное пособие

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов смежных с социологией специальностей: педагогов, психологов, рекламистов, специалистов в области PR, менеджмента и маркетинга, ландшафтной архитектуры, которым в будущей профессиональной деятельности могут потребоваться навыки проведения прикладных социологических исследований.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Разовые и повторные исследования

Разовые (точечные) исследования дают возможность получить информацию о характеристиках объекта изучения на текущий момент, повторные – в динамике, развитии. Повторные исследования в свою очередь могут быть следующих видов:

Панельное исследование -  предполагает изучение одного и того же объекта через определенный временной интервал. Например, каждый год, либо каждые 3 или 5 лет изучаются студенты - первокурсники.   

Лонгитюдное исследование – повторное изучение одной и той же группы (групп) в течение определенного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. К примеру, одни и те же группы студентов обследуются на первом, третьем и выпускном курсе. Таким образом, можно отследить динамику многих явлений и процессов, связанных с получением высшего образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости. Особый интерес данное исследование будет представлять, если удастся провести обследование данных групп после окончания вуза.

    Мониторинг – это регулярные повторные исследования, объектом изучения в которых чаще всего выступает общественное мнение по различным проблемам.

Сплошные, выборочные и монографические исследования

    В основе разделения этих видов исследования лежат характеристики непосредственного объекта изучения.

    Сплошное исследование -  изучение всех объектов (генеральной совокупности) без исключения. Целесообразно проводить в тех случаях, когда генеральная совокупность не превышает 150-200 человек.

Выборочное исследование свое название получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая должна достаточно точно отражать основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники

    Монографическое исследование проводятся, если нет возможности осуществить полноценное выборочное исследование. В этом случае изучается либо типичный, либо уникальный, выходящий за границы типичности, объект. Так, в качестве объекта исследования можно выбрать одну типичную школу с типичными программами обучения, а можно – единственную в своем роде частную школу, работающую исключительно по авторским программам.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выдвижение гипотез

 Гипотеза исследования - это обоснованное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д., это предварительное (предположи­тельное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

    Цели выдвижения гипотез:

а) сузить массы возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Отправным пунктом разработки гипотез выступает потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Различают гипотезы:

1.По содержанию предположений об объекте – описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные).

2.По задачам - основные и неосновные.

3.По степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

1. иметь преемственность с предыдущим знанием, не противоречить известным фактам;

2. быть однозначно логически согласована с проблемой и целью;

3. заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

4. быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5. заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания.

Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими, т.е. работающими в данном исследовании.

Итак, гипотезы исследования не должны противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу, в обязательном порядке содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

В социологическом исследовании выдвижение гипотез является промежуточным звеном между методологической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на практическое разрешение проблемы.

 

Обоснование выборки

Основные понятия, связанные с формированием выборки.

Единица наблюдения - непосредственный источник информации, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований.

Генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить основные характеристики генеральной.

    Различают качественную и количественную репрезентацию.

Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы).

Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве. К примеру, если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

Виды выборки

Стихийная -  отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Довольно часто он используется в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

Вероятностная (случайная)  - один из наиболее часто используемых в социологических исследованиях видов. Главный принцип вероятностного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор.

Квотная (стратифицированная) -  в основе лежит построение качественной модели генеральной совокупности. Отбор единиц наблюдения осуществляется, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Серийная  - в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады.

    Целевая - применяется преимущественно в качественных исследованиях. Основная задача формирования этого вида выборки – отобрать информационно богатые случаи: типичные социальные феномены, объекты, обеспечивающие максимальное разнообразие материала, либо, напротив, однородные по своей структуре.

    Наконец, по количеству шагов отбора выделяют одноступенчатую и многоступенчатую выборку.

    Одноступечатая характеризуется тем, что респонденты отбираются сразу из генеральной совокупности.

    При многоступенчатой выборке отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты.

    Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема.

    Объем выборки – это общее число единиц исследования. Объем зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше он может быть), от числа признаков выборки (чем оно больше, тем большим будет объем), от требуемой степени точности результата.

    Если объем генеральной совокупности не превышает 500 человек, объем выборки должен быть не менее 50%, если же речи идет о массиве в 200 и менее человек, то целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование. Когда счет генеральной совокупности идет на тысячи, объем выборки должен составлять не менее 10%, но при этом не более 2000-3000 человек.

 

Рабочий план - график проведения исследования

    Рабочий план - график описывает распределение во времени выполнение основных этапов исследования.  Он строится по схеме, традиционной для документов подобного рода, и включает в себя содержание выполняемых видов работ, ответственных исполнителей и сроки выполнения.


 

 


Анализ документов

Анализ документов или кабинетный метод — это один из основных методов сбора данных в социологических исследованиях, предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях.

 Изучение документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни. Классическим примером документального исследования в зарубежной социологии является работа У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", материалом для написания которой были письма польских эмигрантов. Авторы случайно приобрели на почте невостребованные письма и подвергли их социологическому анализу, что положило начало не только использованию метода анализа документов в социологии, но и новому направлению в социологических исследованиях. 

Преимущество метода анализа документов заключается в том, что он открывает широкую возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальных источниках. Поэтому не следует планировать полевые исследования, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме, материалы книг и журналов, отчеты  различных ведомств и проч.

 Например, социологическое исследование свободного времени жителей того или иного города целесообразно будет начать со сбора статистических данных об использовании фондов библиотек, посещении театров, концертов и т. д.

Виды документов

    В зависимости от статуса документальной информации ее носители можно разделить на официальные и неофициальные документы.

    Официальные – документы, составленные должностными лицами и особым образом оформленные. К ним относятся документы всех уровней государственной власти, документы учреждений и организаций, данные статистики, протоколы, служебные характеристики и проч.

    Неофициальные – созданы частными лицами: письма, дневники, автобиографии и т.д.

    В зависимости от степени персонификации различают личные и безличные документы. К примеру, библиотечные формуляры являются личными официальными документами, а материалы СМИ могут быть как официальными, так и неофициальными, личными и безличными.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, и технических средств фиксации различают документы письменные (рукописные, печатные, электронные), иконографические (кинодокументы, рисунки, фотографии), фонетические (звукозапись).

Наконец, в зависимости от содержания различают документы статистические, исторические, правовые, технические и т.д.

Способы анализа документов

     При работе с документами используют неформализованные (качественные) и формализованные (количественные) методы анализа.

    Неформализованный анализ документов направлен на выявление логики документа, тщательный анализ его содержания, выявление основных идей. В этой связи огромное значение приобретает профессиональная эрудиция и опыт исследователя. Метод используется прежде всего при анализе уникальных документов.

    К формализованному или контент-анализу обращаются, если:

1. имеется большое количество несистематизированного материала;

2. требуется высокая степень объективности;

3. необходима высокая степень точности при сопоставлении данных.

    Сущность контент-анализа заключается в оценке текстовой информации через количественные показатели. Для этого выделяется два типа измерителей: единицы анализа и единицы счета.

    Единицы анализа – это лексические образования: имена людей, названия, словосочетания, содержащие определенный смысл и т.д.  

    Единица счета – частота упоминания в тексте единицы анализа.

    Иначе говоря, в документе выделяются такие признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы и т.п.), которые отражают его содержание и которые можно подсчитать. Непосредственно контент-анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста между собой и по отношению к общему объему информации.

 

Наблюдение

Наблюдение - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

Особенности наблюдения как метода социологического исследования. Наблюдению больше, чем какому-либо другому методу исследования,  присуща связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

 В социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами.

Необходимо также иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, нервозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.

Виды наблюдения

 В зависимости от целей и задач исследования, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения.

Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса. Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

Внешнее (не включенное наблюдение) - способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны.

Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий.

Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни.

Такое наблюдение имеет место, когда при проведении систематического наблюдения возникают интересные факты или события, имеющие непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом.

Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса - проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.

Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации.

Плюсы и минусы наблюдения

 При организации и проведении наблюдения следует учитывать его достоинства и недостатки. Самое главное достоинство этого метода - непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на начальных этапах исследования. Это позволяет уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования. Второе достоинство метода наблюдения - его гибкость и многовариантность, имеющие важное значение при изучении социальных явлений и процессов. Третье его достоинство - дешевизна, малозатратность проведения.

В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостатков. Самый существенный из них - возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса, так как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Отсюда большое значение при использовании наблюдения имеют личностные качества наблюдателя.

    Перед проведением социологического наблюдения обязательно надо разработать и довести до сведения наблюдателей инструкцию по применению данного метода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их общностей.

Инструментарий наблюдения. Для фиксирования изучаемых событий и ситуаций наблюдателями применяется бланк наблюдения, В нем определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксируются цифровые индексы наблюдаемых проявлений изучаемых реакций на происходящие события/

Макет типового бланка наблюдения

 

 

КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №_____ ШИФР _______

Где проводилось________________________________

Дата_____________ Время ______________________

Кто проводил __________________________________

 

Новые элементы ситуации

Реакция членов группы

Примечания

А Б В Г
Появление в группе нового члена Равнодушен Трудно определить реакцию Оживляется, выступает в контакт Делает вид, что не замечает «Г» украдкой посматривает на него

Опросные методы

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

К сожалению, нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях. Это небезобидное заблуждение, профанирующее социологию как науку.

Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают именно в сочетании с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. К ним относятся анкетирование, интервьюирование, почтовые, телефонные, прессовые, факсовые, экспертные опросы. Каждая из разновидностей имеет свою специфику, однако, всем им также присущи общие черты.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, перечень которых диктуется опять-таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между  человеком, его проводящим, и респондентом (опрашиваемым). Потому каждый опрос должен проводиться с соблюдением следующих основных правил:

1.Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2.Респондент мотивирован на участие в опросе и не заинтересован в выдаче ложной информации.

3. Вопрос имеет один смысл и не содержит в себе нескольких утверждений. Например, «работа интересная и хорошо оплачиваемая». Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

4.Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ. Формулировка вопроса не настраивает респондента на определенный ответ.

5.Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов. Предложены такие варианты ответа, каждый из которых приемлем для респондента в равной степени.

6.Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

7.Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.  

8.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

9.Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

10. Исследователь ровно относится ко всем респондентам без исключения, демонстрируя нейтральность и толерантность по отношению к ответам.

Виды вопросов

 Качество проведения опроса во многом зависит от умения исследователя выбрать уместную формулировку вопроса. Вопросы классифицируются по ряду оснований.

    В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые, закрытые и полузакрытые.

    В открытых вопросах варианты ответа не предусмотрены, респондент в произвольной форме дает ответ.

    Пример:

    Как Вы обычно проводите свободное время?

    В закрытых вопросах респонденту предлагается перечень вариантов возможных ответов. Однако чаще используется, так называемый, вариант полузакрытых вопросов, в которых к перечню вариантов ответа добавляется позиция «другое».

    Пример:

    Отметьте, пожалуйста, как Вы обычно проводите свободное время? _____________________________________________

Встречаюсь с друзьями, родственниками

Выезжаю за город

Посещаю выставки, театры, хожу на концерты

Провожу время в кафе, клубах

Занимаюсь хобби

Ничего не делаю

Другое (что именно?)_________________________________

 

В зависимости от функций выделяют основные (программные) вопросы и контрольные (проверочные по отношению к основным).

Пример:

Если основной вопрос звучит так: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным вопросом по отношению к программному будет вопрос «Хотели бы Вы сменить свою работу?»

Функцией вопросов-фильтров выступает разделение респондентов на тех, кто может отвечать на поставленный вопрос и тех, кто этого делать не может. К примеру, если мы хотим узнать, каким видам спорта студенты отдают предпочтение, то сначала надо спросить, занимается респондент спортом или нет. Исключение составят ситуации, когда мы будем опрашивать только спортсменов.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности респондентов.

По содержанию выделяют вопросы о фактах или знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках и мнениях. Вторая группа вопросов представляет большую по сравнению с первой трудность.

В зависимости от формы выделяют вопросы прямые:

«Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?»

Вопросы косвенные:

«Здесь приведены три суждения. Какое из них Вы считаете самым верным?»

Вопросы прожективные:

« Предположим, Вы сейчас не работаете. Вернулись бы Вы на свою прежнюю работу?»

Общие правила проведения социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

 

Анкетирование

Анкетирование – письменная форма опроса, при которой заполнение опросного документа производится респондентом самостоятельно. Наиболее целесообразно проводить анкетирование в двух случаях: когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, и когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Структура анкеты. Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».

    Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты. Однако не следует писать во введении: "Нас интересует то-то". Такой оборот скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть важность активной позиции, попытаться сделать самого респондента участником исследования. К примеру. Можно написать: "Ваши суждения помогут улучшить работу в какой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему".

Не следует делать ссылку на какие-либо административные документы, тем самым оказывая давление на респондентов, как бы намекая на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка - заискивание перед респондентом: "Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему..." и т.д. Респондент может почувствовать себя ребенком, к которому обращаются "взрослые дяди".

Опытные социологи считают нецелесообразным озаглавливать анкету (например, "Ваш образ жизни"), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название - это фактор включения в действие социальных стереотипов. "Ваш образ жизни" может ассоциироваться с газетным заголовком, а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных: пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации. И то, и другое не будет способствовать  вовлеченности респондента в процесс. Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении — вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.

В большинстве случаев во введении также подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: "Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде".

В основной части  в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в работу, он будет склонен скорее закончить, чем прервать ее на полпути.

Лучше всего начать с  вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.

Нельзя также начинать опрос с заполнения "паспортички", поскольку это нередко тревожит людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого надо разместить в заключение анкетного листа.

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети основной части.

Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты. В качестве контрольных, они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.

"Паспортичка" должна находится в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.

В заключение обычно выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении тоже неплохо указать: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

Интервью

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

1.вопросов без ответов при нем практически не бывает;

2.неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

3.имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

Главный недостаток метода интервьюирования – его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров.

Наибольшее распространение в прикладной социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность заранее подготовленных вопросов, имеющих четкие формулировки и продуманные модели ответов на них..

    Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование.

 Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Для начинающих социологов этот вид опроса представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга.

Разведывательное интервью, другое его обозначение – глубинное,  используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит собрать в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения бесед.

Экспертный опрос

Экспертиза – заключение специалиста по какой-либо проблеме, способного восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.

Эксперт – специалист в какой-либо области знаний, привлекаемый для исследования определенных вопросов, требующих специфической компетентности.

В социологии экспертные опросы используются, как правило, в следующих случаях:

1.Необходимо привлечение информации, известной только специалистам.

2.Необходима оперативная диагностика быстро меняющейся ситуации

3.Необходимо формирование первичного представления о неизвестной, малоизученной области.

Методы подбора экспертов

 На первом этапе формируется список категорий экспертов, которые надо опросить (теоретическая выборка), на втором – проведение отбора в рамках составленных списков, из них осуществляем выборку. Далее возможно использование метода снежного кома – каждого эксперта мы спрашиваем, с кем еще нам поговорить, пока круг не замкнется.

Критерии оценки компетентности экспертов:

1.Формальный статус (должность, род занятий, стаж, образование, публикации и т.д.)

2.Субъективные характеристики или самооценка

3.Взаимооценка экспертов

4.Готовность и склонность к общению

5.Беспристрастность в оценках

Методы повышения готовности экспертов к сотрудничеству:

1.Сбор и предоставление рекомендаций от авторитетных для эксперта лиц или организаций

2.Письмо с информацией об организации и проводимом опросе

3.Обязательство предоставить экспертам краткие результаты исследования

4.Обязательство публикации результатов исследования в общественных или специализированных печатных СМИ

5.Материальная компенсация времени экспертов

По итогам опроса очень неплохо рассылать письма с благодарностью за участие в исследовании.

Основные причины отказа от интервью:

1.Недостаток свободного времени у эксперта. Главный метод борьбы – приводить контраргументы всем потенциальным возражениям эксперта до того, как он их приведет и до окончательного «нет». Например, до того, как эксперт сошлется на нехватку времени, предложить встретиться в любое удобное эксперту время и в любом удобном эксперту месте.

2.Опасения возможного использования информации против интересам эксперта. Рекомендация со стороны лиц, знакомых эксперту.

3.Сомнения в ценности-полезности-эффективности результатов исследования (Представление портфолио реализованных проектов.)

4.Ложная скромность (Лесть, «нам вас порекомендовали такие-то люди», иметь подготовленный список этих людей, «давайте попробуем».)

Рекомендации:

1.Первые вопросы должны быть нейтральными, не вызывать опасений, без оценочных суждений. Не слишком сложными.

2.Первые вопросы должны быть построены так, чтобы дать понять, что у интервьюера знаком с темой.

3.Начальные вопросы должны непосредственно относиться к теме.

Фокус-группа

    Фокусирование – метод получения данных, предполагающий всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей для установления качественных параметров поведения потребителя. Метод предполагает организацию интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов и при этом направляет ход обсуждения.

    Обычно число участников фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек. Группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик ее участников. Все участники группы должны быть знакомы с обсуждаемой проблемой.

    Длительность работы в фокус-группе – от 1 до 3-х часов. За это время необходимо достичь взаимопонимания и разобраться в убеждениях, чувствах, представлениях, социальных установках участников по поводу исследуемого объекта.

    Ход интервью в процессе фокус – группы записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеопленку.

    Помимо основной цели, выделяют еще 5 целей применения метода фокус-группы:

1.Генерация идей. В ходе обсуждения могут быть высказаны, часто случайно, интересные идеи.

2.Ознакомление с психологическими особенностями отношения респондентов к проблеме (восприятие, мотивация и пр.)

3.Иногда с помощью фокус-группы можно лучше понять данные, собранные с помощью количественных методов исследования (например, результаты массовых опросов).

4.Изучение разговорного словаря респондентов. Это может оказаться полезным, например, при составлении опросных листов, формировании рекламных текстов и т.д.

5. В маркетинговых исследованиях это может быть изучение эмоциональных и поведенческих реакций на определенные виды рекламы.

Следует отдавать себе отчет в том, что результаты работы фокус-группы могут не быть репрезентативными по отношению к генеральной совокупности в целом. Кроме того, субъективизм интерпретации результатов работы группы обусловливается тем, что можно делать акцент на фактах, поддерживающих точку зрения ведущего, и игнорировать другие точки зрения.

Корреляционная зависимость

Корреля́ция – статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. По видам различают функциональную и корреляционную зависимость.

Функциональной называют такую зависимость, при которой одному значению факторного признака X соответствует одно строго определенное значение результативного признака Y.

Корреляционная зависимость, в отличие от функциональной зависимости, выражает такую связь между явлениями, при которой одному значению факторного признака X могут соответствовать несколько значений результативного признака Y.

По направлению различают прямую и обратную зависимость.

Прямой называют такую зависимость, при которой значение факторного признака X и результативного признака Y изменяются в одном направлении. Т.о. при увеличении значения X, значения Y в среднем увеличиваются, а при уменьшении X – Y уменьшается.

Обратная зависимость между факторным и результативным признаками имеет место, если они изменяются в противоположных направлениях.

Коэффициеты корреляции

Математической мерой корреляции двух случайных величин служат коэффициенты корреляции. При анализе эмпирических социологических данных чаще всего используют ранговый коэффициент Спирмена и линейный коэффициент корреляции Пирсона.

Коэффициент Спирмена используется при оценке тесноты связи между количественными признаками, значения которых можно проранжировать. Значение коэффициента меняется от -1 до +1. Коэффициент, равный +1, означает полную идентичность в ранжировании двух сравниваемых признаков. Коэффициент, равный -1, показывает, что ранжирование признаков у двух сравниваемых групп прямо противоположно.

Коэффициент линейной корреляции Пирсона отражает меру линейной зависимости между двумя переменными. Предполагается, что переменные измерены в интервальной шкале либо в шкале отношений. Значения коэффициента также меняются от -1 до +1. Коэффициент, равный 0, означает отсутствие связи между признаками. Знак, в свою очередь, указывает на направление связи. Знак «плюс» свидетельствует о наличии прямой корреляции, «минус» – обратной. Соответственно, чем ближе значение к единице, тем теснее корреляционная связь.

    Не следует забывать, что корреляционная зависимость обладает вероятностным характером, она не является абсолютно полной и точной, как, например, функциональная зависимость, когда значению одной величины соответствует вполне определенное значение другой.

    Корреляционная зависимость показывает, что, если две величины изменяются совместно, то по значению одной из них можно предсказать тенденцию развития другой. Но само по себе это не означает наличие причинно-следственной связи. Более того, результаты исследований нередко дают примеры так называемых ложных корреляций, когда совместное изменение признаков вызвано случайным совпадением, либо недочетами проведения корреляционного анализа.

    Известный отечественный социолог В.А.Ядов в работе «Стратегия социологического исследования» так описывает подобный случай.

«В книге "Человек и его работа" мы совершили именно такую ошибку – приняли некоторые связи за прямые и пришли к заключению, что в простых видах труда высокое образование отрицательно коррелирует с продуктивностью. Впоследствии было установлено, что поскольку в 1964 г. подавляющее число молодых рабочих имело преимущественно более высокое образование в сравнении с большинством рабочих среднего и старшего возрастов, а те, в свою очередь, обладали большим опытом и стажем, тогда как первые – малым, то прямая связь между образованием и продуктивностью рабочего фактически была ложной. Она опосредована возрастом, стажем работы, уровнем производственного опыта. Все обнаружилось, как только из всей совокупности обследованных были выделены подгруппы разного стажа и возраста: в каждой возрастной подгруппе по правилам, описанным выше (введение контрольной переменной, в нашем случае – возраста), обнаружились усиленные прямые связи уровня образования и деловитости, продуктивности рабочих, т. е. чем выше образование, тем выше и производственные результаты».

    Вместе с тем, сам факт выявления корреляции может подразумевать наличие и причинных связей, а это, в свою очередь, становится основанием рассмотрения уже причинно-следственных отношений.

Первичная обработка данных

Единого способа первичной обработки данных качественных исследований не существует. Можно предложить только примерную схему.

1. Кодирование собранных материалов. Форма кода выбирается, исходя из наиболее важных характеристик исследования. Например, было проведено несколько групповых интервью. Целесообразно будет сформировать их коды таким образом, чтобы в них были зафиксированы порядковый номер, дата, место проведения, количество участников, другие характеристики каждой из проведенных бесед.

2. Оформление паспортички. Помимо социально-демографических характеристик сюда можно включить фамилию, имя и отчество респондентов (в качественных исследованиях они чаще называются информантами), их псевдонимы (если используются), контактную информацию и т. п.

3. Обстоятельства проведения исследования. Например, можно отметить, как человек отнесся к предложению обсудить данную тему. Эти факты позволяют оценить степень искренности информанта. Очень важно отметить наличие или отсутствие зрителей, поскольку это также влияет на особенности поведения человека.

4. Одежда и невербальные особенности поведения исследуемых. Эти особенности могут стать ключом к пониманию идентичности информанта, его уровня жизни, вкуса и системы ценностей.

5. Транскрибирование, т.е. перевод собранной информации в письменный текст. Например, оформление в виде текста (транскрипта) записи, сделанной на диктофоне.

Методы анализа

    В качественном исследовании, в отличие от количественного, выделить анализ в отдельную стадию исследования практически невозможно, поскольку он пронизывает все этапы, определяя, в конечном счете, логику их прохождения. Иначе говоря, представлять, как именно мы будем анализировать данные, полученные в ходе фокус-группы, глубинного интервью и т. д., мы должны прежде, чем будем их проводить. Тогда избранный способ анализа будет направлять и написание гайда (сценария) проведения беседы, и сам процесс интервьюирования, и методы последующей расшифровки письменных и/или аудиовидеозаписей.

    Основными методами анализа в качественном исследовании выступают методы категоризации собранной информации, уплотнения и интерпретации смыслов, в ней содержащихся.

    Эти методы следует использовать сразу, как только набрано количество данных, достаточное для проведения анализа, с тем, чтобы можно было корректировать инструментарий и ход дальнейшего исследования.

Категоризация − процесс группировки понятий, описывающих отдельные феномены, цель которого − сокращение числа выявленных понятий до относительно небольшого числа категорий.

    Например, в ходе исследования мы получили следующий массив суждений: « я с интересом смотрю эту программу», «когда идет эта программа, я не отхожу от телевизора», «я никогда заранее не планирую, что я буду смотреть по телевизору сегодня вечером», «я не покупаю телевизионные программы и не ищу их в Интернете». Первые два суждения мы можем объединить понятием интерес к определенной телепрограмме, тогда как последние два объединяются понятием спонтанность просмотра телевизионных передач. В свою очередь оба эти понятия могут входить в содержание категории зрительское поведение, описывающей более крупное явление.

    В ходе категоризации мы можем создавать шкалы, с помощью которых можно измерить отдельные свойства выделенных категорий. Так, применительно к категории зрительское поведение таким измеряемым свойством, наряду с другими, выступает частота просмотров телепередач.

    Уплотнение смыслов означает сведение пространных суждений к точным и лаконичным формулировкам.

Например, можно использовать следующий прием: на одной и той же странице слева размещается исходный неотредактированный текст, а справа записываются краткие формулировки смысла отдельных фрагментов этого текста. Таким образом, пространные рассуждения информанта можно свести к короткому связному рассказу.

Вторым этапом процедуры уплотнения смыслов может стать сведение, если это возможно, нескольких индивидуальных историй в одну.

    Интерпретация или толкование смыслов − это не просто структуризация информации, это поиск значений, которые не выражены открытым текстом и требуют расшифровки. Толкование может осуществляться двумя путями: через рассмотрение собранной информации как логически завершенной целостности и через обращение к существующим социально-психологическим теориям.

    В первом случае отдельные суждения, факты объясняются исходя из знания всего содержания собранной информации. Например, отдельные факты биографии человека мы можем объяснить, узнав его жизненный путь в целом.

    С другой стороны, факты поведения отдельного человека или группы можно интерпретировать, отталкиваясь, например, от теории социального поля К. Левина или теории конформизма.

    Степень объективизма истолкования, безусловно, напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации, широты личного опыта, гибкости восприятия исследователя. Сказанное не означает, что начинающий психолог не должен браться за подобные исследования. Однако на первых порах, видимо, это лучше делать под руководством более опытных коллег.

Написание отчета

В зависимости от вида исследования форма отчета может быть сжатой или развернутой, ориентированной на теоретические выводы или на практические рекомендации. Однако в любом случае необходимо придерживаться принятой логики изложения.

Во вводной части отчета обосновывается актуальность проблемы проведенного исследования, затем дается характеристика исследования

( цели, задачи, обоснование выборки, методов сбора информации и проч.). Далее приводятся социально-демографические характеристики объекта исследования, анализируются полученные результаты. В заключительной части формулируются основные выводы, даются рекомендации.

Сам отчет не должен быть слишком объемным, поскольку основные методологические и методические материалы (программа, инструментарий, инструкции, рабочий план и проч.), а также результаты математико-статистической обработки базы данных идут в качестве приложений.

 

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.В чем состоит специфика прикладных социологических исследований? Приведите примеры формулировок тем фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований.

2.Приведите классификации видов прикладных социологических исследований.

3.Обоснуйте необходимость программы социологического исследования и дайте характеристику ее основных разделов.

4.Приведите примеры теоретической, эмпирической и операциональной интерпретации понятий.

5.Что такое репрезентативность выборки? Какие виды выборки Вы знаете?

6.Ориентируясь на Приложение 2 , подготовьте методологический раздел программы гипотетического исследования.

7.Дайте характеристику основным методам прикладных социологических исследований?

8. В чем проявляется специфика опросного метода по сравнению с другими методами эмпирических исследований?

9. Основное назначение и область применения анкетирования. Подготовьте макет анкеты «Преподаватель глазами студентов».

10. Дайте характеристику основным способам обработки и анализа полученной информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. методы социологического исследования: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

5.Зборовский, Г. Е. Прикладная социология: учеб. пособие / Г.Е.Зборовский, Е.А.Шуклина. - М: Гардарики, 2004.

6. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

7. Ноэль-Нойман, Э., Петерсен, Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Э. Ноэль-Нойман, Т.Петерсен, Пер. с нем. М., 2007.

8. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

9.Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2007.

10.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социал. реальности: учеб. для. студентов выш. учеб. заведений / В.А. Ядов; Ин-т социологии. -М.: Добросвет, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Пример разработки методологической части программы прикладного исследования

(Источник: гипотетические данные)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА N

Проблемная ситуация

 ООО «Образовательный Центр» планирует расширить свою деятельность за счет разработки и продвижения на рынке образовательных услуг программ бизнес-образования. Однако, на сегодняшний день «Образовательный Центр» не располагает достаточной информацией об основных потребительских предпочтениях потенциальный клиентов, что затрудняет максимальный учет их интересов, а также деятельность по формированию спроса через маркетинговые коммуникации.

Задачи исследования

1.Выяснение основных мотивов, которыми руководствуются потенциальные клиенты при принятии решения об участии в той или иной образовательной программе.

2.Определение наиболее актуальных для клиентов тематик бизнес-тренингов.

3.Определение требований клиентов к бизнес-тренингам: длительность, интенсивность обучения, место проведения.

4.Выяснение требований клиентов к квалификации тренеров и стоимости тренингов.

5.Выяснение критериев выбора потенциальными клиентами образовательного учреждения.

Предварительный системный анализ объекта исследования

В данном исследовании предварительная работа заключалась в систематизации и анализе имеющейся информации об объекте исследования: были определены примерное количество фирм в городе N, могущих стать потенциальными клиентами, территориальное распределение этих фирм, их организационно-правовая форма и направленность коммерческой деятельности. По возможности были собраны и проанализированы сведения о руководителях (фамилия, имя, отчество, половозрастные показатели, другая предварительная информация, характеризующая будущих респондентов).

Такой анализ был нужен для последующего формирования выборки, адаптации инструментария (опросного листа) относительно будущих респондентов, а также для соответствующей информационной и психологической подготовки интервьюеров к проведению эффективных (с точки зрения получения необходимой информации) бесед с респондентами.

Гипотезы исследования

В данном случае рабочие гипотезы имели вид предположений (версий) о том, какая ситуация сложилась на рынке образовательных программ г.N.

1.Среди слушателей российских учебных бизнес-программ повысились требования к содержанию и формам преподавания, предполагающим использование реальных ситуаций из российской деловой практики. Курсы, построенные только на западном материале, уже не пользуются спросом и популярностью. Руководители, обеспечивающие выживание и развитие предприятий в непростых экономических условиях, уже не хотят изучать темы, которые не приносят немедленную пользу в их повседневной деятельности.

2.Образовательные потребности российских слушателей и спрос на учебные программы существенно различается в зависимости от возраста и занимаемой должности. Если молодые специалисты предпочитают программы более долгосрочные и фундаментальные, подтвержденные солидным сертификатом, то более зрелые и опытные менеджеры выбирают преимущественно краткосрочные, максимально приближенные к непосредственному применению учебные курсы и направленные на формирование конкретных навыков и умений.

3.Сегодня максимальным спросом в России пользуются программы, основанные на анализе реальных бизнес-проблем. Такие курсы состоят из 3-4-дневных интенсивных учебных модулей, разделенных периодами от 3 до 4 недель. Данная структура изложения учебного материала дает возможность сочетать процесс обучения с применеием полученных знаний и навыков на практике, что существенно повышает общую эффективность получаемого бизнес-образования.

 

Приложение 3

Анкет a

Инструкция

по организации и проведению анкетирования студентов по вопросам организации воспитательной работы в вузе

Подготовка к опросу

Для организации и проведения анкетирования студентов приказом руководителя образовательного учреждения назначается ответственный сотрудник.

Ответственный за организацию и проведение анкетирования студентов должен предварительно составить список учебных групп, подлежащих опросу. Проверить готовность места проведения опроса (компьютерный классы, наличие установленной программы анкетирования студентов) *

Процедура опроса

До начала опроса организатор должен представиться присутствующим респондентам, кратко объяснить им цель и задачи опроса, подчеркнуть его значение для повышения уровня организации внеучебной работы в вузе. При проведении консультации по работе с анкетой необходимо обратить особое внимание на ее анонимность и на то обстоятельство, что результаты анкетирования будут использованы только в обобщенном виде.

Необходимо обратить внимание респондентов на работу с отдельными вопросами анкеты

Первый вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы в общежитии?» направлен на выявление иногородних студентов, проживающих на съемной квартире, или студентов, живущих в семье (дома) в жилищных условиях, не позволяющих им нормально учиться, то есть тех, кто действительно нуждается  в общежитии.

Вопрос №9. Оценку бытовых условий проживания в общежитии дают только те студенты, которые живут в общежитии. Следовательно, не проживающие в общежитии, пропускают этот вопрос.

Вопросы 23-27, 30. Оценку материально-технического обеспечения того или иного вида деятельности, например, технического творчества, дают только те студенты, кто занимается этим видом творчества. Остальные данный вопрос пропускают.

Вопрос № 35. Оценку работы социально-психологической службы вуза дают только те студенты, которые обращались за помощью, остальные данный вопрос пропускают.

Необходимо следить за тем, чтобы во время заполнения анкеты респонденты не переговаривались и не консультировались друг с другом.

Нужно внимательно относиться к каждому случаю отказа участвовать в опросе. При этом в тактичной форме постараться еще раз объяснить цель исследования, его общественную значимость, подчеркнув его анонимность.

 

Рекомендации по определению объема выборочной совокупности

    Анкетирование проводится среди студентов 2-3-4-5-(6) курсов. Единицей отбора выступает учебная группа, в которой происходит последующий сплошной опрос. Группы отбираются случайным образом. При этом желательно, чтобы в анкетировании приняли участие студенты всех вышеуказанных курсов обучения и факультетов учебного заведения.

В вузах с контингентом очной формы обучения менее 500 человек опрашиваются все студенты, за исключением студентов 1 курса.

В вузах с контингентом от 500 до 4000 человек опрашиваются не менее 500 студентов, за исключением студентов 1 курса.

В образовательных учреждениях с контингентом очной формы обучения более 4 тыс. человек опрашиваются не менее 10% студентов, за исключением студентов 1 курса.

Анкета студента

Уважаемый(ая) студент(ка)!

    В Вашем вузе, в рамках комплексной оценки деятельности, проводится анкетирование студентов с целью изучения их мнения об организации учебной и внеучебной работы. Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты.

    Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Для нас ценно Ваше личное мнение.

1. Ваш пол: 1. Мужской                             2. Женский

 

2. Ваш возраст: _____ лет

 

3.Полное наименование Вашего вуза: ______________________________________________________________

4.Ваша специальность:_________________________________________

 

5. На каком курсе Вы учитесь: _____

6. Нуждаетесь ли Вы в общежитии? (на этот вопрос отвечают только те студенты, которые не проживают в общежитии)

                      1. Да                                        2. Нет

7. Вы удовлетворены условиями обучения? Выразите оценку удовлетворенности ниже перечисленными условиями в баллах. 1 балл – в таких условиях учиться невозможно. 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные.

1. Обеспеченность учебной и методической литературой ____

2. Уровень доступности учебной и методической литературы 

в библиотеке образовательного учреждения ____

3. Оснащение учебных аудиторий, лабораторий

современным техническим оборудованием ____

4. Уровень доступности в вузе современных информационных технологий (возможность работы на компьютере, использовать ресурсы Интернета)____

5. Санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий ____

6. Санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного

питания ____

7. Санитарно-гигиеническое состояние общественных туалетов ____

8. Бытовые условия проживания в общежитии ____

 

8. Укажите, сколько примерно времени (в часах) за прошедшую неделю Вы работали непосредственно в своем вузе:

1.В библиотеке ____

2.За компьютером ____

3.В Интернете ____

9. Дайте примерную оценку процессу обучения в целом. 1 балл – крайне низкая оценка, 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные.____

ВИЧ-Инфекций

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

Наркологической зависимости

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

Алкогольной зависимости

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

 

Правонарушений

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

31. Дайте примерную оценку организации специальной профилактической работы в вузе в целом. 1 балл – крайне низкая оценка, 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные. ____

 

32. Администрация Вашего вуза поощряет студентов за достижения в учебе, в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, за активное участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях?

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

 

33. Оцените уровень эффективности и справедливости системы поощрения студентов за достижения в учебе, в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, за активное участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях. 1 балл – крайне низкая оценка, 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные. ____

34. В Вашем вузе проводятся опросы студентов с целью выявления мнения об организации внеучебной работы?

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

 

35. Как Вы считаете, учитывается ли мнение студентов при составлении плана (графика) организации и проведении внеучебной работы?

    1. Да                     2. Нет                     3. Затрудняюсь ответить

36. дайте оценку уровня влияния мнения студентов на составление плана (графика) организации и проведения внеучебной работы. 1 балл – крайне низкий уровень, 10 баллов – очень высокий уровень. Другие значения промежуточные.____

М.Ф.Шурупова

 

 

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

учебное пособие

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов смежных с социологией специальностей: педагогов, психологов, рекламистов, специалистов в области PR, менеджмента и маркетинга, ландшафтной архитектуры, которым в будущей профессиональной деятельности могут потребоваться навыки проведения прикладных социологических исследований.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 178.