С чего начинать написание черновика текста реферативной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, вы собрали и обработали необходимый литературный мате­риал по избранной теме реферативной работы. Эта информация лежит перед вами в виде ксерокопий статей, книг, газет, выписок, справок, планов, тезисов и конспектов прочитанных первоисточников. Что же теперь с этим делать?

Теперь этот материал необходимо связно изложить в виде «ново­го текста», последовательно раскрывая тему реферативной работы в направлении поставленной цели. Чтобы выполнить эту задачу, необхо­димо, прежде всего:

1. структурировать (классифицировать) собранные материалы, чтобы лучше понять: материалы какого рода и в каком объеме вам удалось собрать;

2. выбрать композицию будущей реферативной работы;

3. в соответствии с композицией составить план реферата.

Сущность любой реферативной работы состоит в том, что она все­гда представляет собой доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), появившейся у вас в ходе чтения литературных источников по избранной теме. С точки зрения логики, построение ком­позиции такого доказательства может носить индуктивный или дедуктивный характер. Надо хорошо разобраться в том, что это такое. Тогда вам будет значительно проще составлять любые планы.

При индуктивном построении реферативной работы всегда руко­водствуются принципом «от частного - к общему». Именно таким спо­собом изложения материала часто пользуются ученые. Они сначала из­лагают отдельные факты, описанные в литературе и имеющие отношение к исследуемой проблеме. Это описание затем служит основой для промежуточных выводов. Обобщение этого материала, как правило, позволяет сформулировать собственное понимание (т. е. так, как это видится исследователю) сущности выявленных противоречий, их воз­можные причины и сформулировать проблему в виде обобщенного те­зиса (развернутого по содержанию вывода).

При дедуктивном изложении материала всегда поступают наобо­рот, по принципу «от общего - к частному». Сначала формулируют обобщенный тезис (например, гипотезу предстоящей работы), затем - литературные данные и экспериментальные факты, его подтверждаю­щие или опровергающие, а затем - частные выводы (в данном примере - о справедливости высказанной гипотезы). Это позволяет сформулиро­вать заключение по работе, т.е. как бы вновь вернуться к уже доказан­ному обобщенному тезису и обсудить его справедливость. Грамотные читатели, наверное, уже обратили внимание, что работы, построенные по этому принципу, сильно напоминают детективы. Это действительно так и есть. Поэтому они, как правило, и читаются с большим интересом.

Композиция изложения материала реферативной работы во многом зависит от степени изученности темы, специфики собранного литера­турного материала, опыта написания подобных работ и ваших личных пристрастий как автора. Поэтому, чтобы выбрать композицию наилуч­шим образом, все-таки стоит посоветоваться по этой проблеме с вашим научным руководителем.

Общие рекомендации сводятся к следующему. При наличии боль­шого количества описанных в литературе экспериментальных данных по изучаемой проблеме и отсутствии каких-либо попыток их обобщения стоит предпочесть индуктивный способ изложения материала. И, наобо­рот, если тема выглядит вроде бы «достаточно изученной», формулиро­вание необычного по своему характеру и противоречивого по своей сути обобщенного тезиса в начале работы позволяет «оживить» дальнейший процесс ее изложения. Это впечатление создается за счет избранной ва­ми дедуктивной композиции построения реферативной работы: возник­новения необходимости доказать достоверность вроде бы совершенно неочевидного исходного обобщенного тезиса (положения).

План реферата может быть простым и развернутым (подробным, детальным).

Лучше всего составить развернутый план, пронумеровав каждый раздел определенным образом. Так будет легче группировать собранный вами материал в виде тезисов, конспектов и т.п.

План реферата составлен, что делать дальше

На первый взгляд, заголовок этого раздела может показаться странным. Что делать? Конечно, начинать писать черновик рефератив­ной работы, скажете вы, последовательно раскрывая один за другим все пункты плана от первого до последнего, используя для этого собранный и структурированный в соответствии с планом литературный материал! Однако это не совсем так.

Дело в том, что последовательность написания разделов рефера­тивной работы не совпадает со структурой ее разделов.

Типовая структура пояснительной записки реферативной работы обычно включает ряд обязательных разделов (частей), каковыми явля­ются:

1. Аннотация.

2. Титульный лист.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Аналитический обзор литературных данных по проблеме (ос­новная текстовая часть реферата).

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения.

Практика подготовки реферативных работ показывает, что написа­ние черновика разделов работы лучше всего проводить в другой после­довательности:

1) написание аналитического обзора литературных данных (ос­новной текстовой части реферата) и списка использованной ли­тературы;

2) написание заключения, к работе;

3) оформление приложений;

4) написание введения;

5) составление содержания работы;

7) оформление чистовика реферативной работы;

8) оформление титульного листа;

9) написание аннотации.

Приступая к подготовке черновика основной текстовой части ре­ферата, следует также учитывать ряд специфических особенностей жан­ра нового текста, который вам предстоит написать - жанра научной литературы, для которого характерен особый научный стиль речи.

Для научного стиля речи типичны:

§ строгая логичность изложения материала, которая предполага­ет расположение предложений текста в полном соответствии с причинно-следственной связью явлений, изложение выводов, вытекающих из фактов, описанных в тексте;

§ точность, которая достигается употреблением слов по воз­можности в их прямом значении, научных терминов и специ­альной лексики (например, не принято использовать эмоцио­нально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я» и глагола в первом лице единственного числа употребляются неопреде­ленно-личные («Считают, что ...»), безличные («Известно, что ...»), определенно-личные («Рассмотрим проблему ...»); в на­учной речи (в реферате и в научных докладах) принято также излагать материал, используя местоимение «мы» или «нами», а не «я» или «мною» («Мы установили, что ...» или «Нами было показано, что ...»). Такой стиль изложения нисколько не умаля­ет авторских заслуг референта, но свидетельствует о его компе­тентности в применении норм специальной лексики при изло­жении содержания научного текста. Кроме того, в подготовке реферата ученика как минимум принимают участие два челове­ка: он сам и его научный руководитель. Так что «мы» — вполне оправдано;

§ объективность изложения фактов, недопустимость эмоцио­нальности в изложении материала. Например, нельзя писать: «это утверждение - абсолютно нелепо и могло придти в голову только ограниченному человеку»; корректнее было бы напи­сать: «это утверждение, по нашему мнению, не соответствует действительности» и привести аргументы, которые позволяют сделать вам это заключение;

§ отвлеченность и обобщенность изложения материала, кото­рые достигаются за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

§ широкое использование в тексте реферата так называемых язы­ковых клише - особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определен­ных повторяющихся ситуациях. Использование клише позволя­ет обеспечить связность и целостность научного текста, дос­тигнуть единства стиля изложения его различных частей.

Рассмотрим последовательно содержание и особенности написания каждой части (раздела) реферативной работы.

1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных  (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы

Написание текста реферативной работы требует, как уже упомина­лось выше, создания «нового текста» на основе сделанных вами выпи­сок, справок, планов, тезисов и конспектов первоисточников, составлен­ных с помощью приемов сжатия и смысловой переработки. Этот «новый текст» должен быть изложен в соответствии с выбранной вами компо­зицией (индуктивной или дедуктивной) и планом.

Как уже отмечалось ранее, на практике помогает быстрее овладеть приемами написания единого по стилю научного текста использование клише. Ниже мы специально приводим достаточно полный перечень таких клише из работы И.Р. Калмыковой, чтобы вы как автор реферата чувствовали себя более уверенно в любой ситуации, а не думали мучи­тельно, с каких слов начинать написание того или иного раздела работы. Список этих клише полезно выучить наизусть.

1. Описание темы:

§ Настоящая реферативная работа посвящена (актуальному во­просу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).

§ Темой реферативной работы является ...

§ В реферативной работе (рассматривается ..., говорится о ..., да­ется анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).

2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена реферативная работа:

§ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуаль­ность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых (исследовате­лей, критиков и т. п.), так как является актуальной для ...).

§ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...

§ ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотре­ния темы (проблемы), посвященной ...

§ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...

3. Характеристика первоисточников, используемых автором рефера­тивной работы:

  • Материалом исследования послужили ...
  • Нами для анализа литературных данных были использованы…
  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для ана­лиза послужили...

4. Характеристика основных подходов к решению поставленной про­блемы:

  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее реше­нию.
  • Существует несколько подходов к решению указанной пробле­мы. Первый, описанный в работах ..., предполагает ..... Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в .... Третий, описанный в публикациях ...., базируется (основан) на ….
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

§ Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состо­ит в том, что ...

6. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

§ Мы разделяем точку зрения автора ...

§ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...

§ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомне­ний, так как ...

§ Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...
  • Нельзя принять утверждения ... о том, что ...
  • Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ... на ...., так как ...
  • Недостаточно аргументированным представляется суждение ав­тора о том, что ...
  • Недостаточно четко сформулировано положение о ...
  • Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., не­обоснованно утверждает то, что ...

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

§ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зре­ния ...

§ Таким образом, есть все основания полагать, что ....

§ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зре­ния ...

§ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргу­ментированной, убедительной) является точка зрения ...

§ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....

§ На основании анализа литературных данных можно сделать за­ключение о том...

В ходе написания черновика основной части реферативной работы полезно помнить, что:

§ каждый абзац «нового текста», выражая тот или иной тезис, имеет достаточно стандартную структуру, состоящую минимум из трех связанных по смыслу предложений: постановка во­проса (тезиса), его рассмотрение (анализ) и вывод (обобщение);

§ все абзацы «нового текста» должны быть логически связаны между собой, т. е. подчинены реализации одной цели, сквозной идеи, основной мысли, которой посвящена реферативная рабо­та; это достигается использованием «предложений-связок», а также вводных слов и словосочетаний (например, «Несмотря на описанные противоречия ...», «К сожалению, ...», «Как и сле­довало ожидать ...», «Эти выводы позволили высказать предпо­ложение ...», «Во-первых, ...», «Во-вторых,...» и т. д.);

§ при любой композиции основной части реферативной работы в ней должны быть последовательно рассмотрены:

1) актуальность темы (проблемы), которая показывает роль и место вашей темы (выявленной проблемы) в теории и практике, соответствие выбранной темы возникшим об­щественным потребностям;

2) цель работы, которая, как уже отмечалось в разделе 1.3.1.2, всегда отражает действие исследователя (ученика), совершаемое над предметом в рамках объекта исследова­ния;

3) предмет изучения - то, что подвергается непосредствен­ному исследованию (описанию) в рамках темы работы;

4) объект изучения - область знания (науки), в которой изучается предмет;

5) обоснование выбора методов исследования;

6) задачи и этапы выполнения работы;

7) описание существующих подходов к решению проблемы и изложение сущности различных точек зрения;

8) обсуждение и сопоставление различных точек зрения (анализ);

9) изложение собственного отношения к обсуждаемой проблеме (аргументированное принятие или непринятие точек зрения, существующих в научной литературе). В случае аргументированного неприятия вами сущест­вующих в литературе точек зрения по существу обсуж­даемых вопросов необходимо сформулировать собствен­ное видение сущности обсуждаемых противоречий и про­блем, а также гипотезу о возможных путях их решения. Тогда подготовленный вами реферат может быть исполь­зован в качестве литературного обзора дальнейшей на­учно-исследовательской работы по данной теме. Более подробно эти вопросы обсуждаются во второй главе на­стоящей работы;

§ черновик реферата может печататься на компьютере, а может быть и рукописным. В последнем случае текст пишется разбор­чиво, с полями для пометок с одной стороны листа формата А-4, чтобы потом можно было его корректировать, не прибегая к переписыванию (экономия времени!), а вырезая и переклеивая отдельные фрагменты текста в любом порядке;

§ объем черновика должен быть таким, чтобы объем чистовика основной текстовой части реферативной работы не превышал 15 страниц машинописного текста (компьютерного текста в формате \Уогс1 — 7, шрифт- 12).

Одновременно с написанием черновика реферативной работы вам следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту или ГОСТу) оформлять список использованной литерату­ры, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата. Практика показывает, что несоблюдение этих реко­мендаций может привести к самым печальным последствиям. Как ми­нимум, вам снизят оценку за реферат из-за отсутствия или неправильно­го оформления списка литературы. Худшее будет заключаться в том, что вы не сможете впоследствии найти цитируемую работу, даже если очень этого захотите.

При оформлении списка использованной литературы к рефератив­ной работе следует соблюдать следующие правила:

1. Ссылки на цитируемые в тексте реферата литературные источники сразу же заносятся в раздел «Список использованной литературы» для удобства сначала в том порядке, в котором они встречаются в тексте (т. е. с первого и до последнего номера).

2. При оформлении ссылок на различные источники необходимо строго следовать образцам, которые приводятся нами ниже.

3. После завершения составления списка использованной литературы (т. е. после написания всех частей реферативной работы, а не только основной текстовой части) все ссылки расставляются заново, уже по алфавиту. Это можно легко сделать, если вы печатали черновик на компьютере. Если в списке литературы имеются ссылки на работы иностранных авторов, то они приводятся в списке после ссылок отечественных авторов в порядке, определяемом латинским ал­фавитом.

4. На основании откорректированного окончательного списка исполь­зованной литературы вносятся изменения в нумерацию ссылок в тексте реферативной работы перед оформлением чистовика.

В заключение этого раздела еще раз обращаем ваше внимание на необходимость строгого соблюдения всех правил оформления ссы­лок на первоисточники. Это означает, что все точки, запятые, двое­точия, скобки, тире и другие знаки препинания в вашем списке должны стоять точно так же и там же, как и в соответствующих образцах, Поверьте, что это позволит вам избежать очень многих ошибок и заме­чании рецензента.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 209.