Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.
Поясним это сложное для понимания определение на примерах конкретных целей нескольких научно-исследовательских работ учащихся.
Например. Тема: «Жанр «Драмы на охоте» Л. П. Чехова».
Гипотеза может выглядеть следующим образом: Это произведение либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими признаками романного жанра в Исследуемом произведении должен быть описан выбор 1«роя, который влияет на судьбу мира.
Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть циклическая сюжетная схема и определенная авторская позиция, более отдаленная, чем романе, от описываемых событий.
Цель: выявить с помощью анализа произведения «Драма на охоте» его основные жанровые признаки. В этом примере предметом исследования являются жанровые признаки, объектом - произведение А. П. Чехова «Драма на охоте», а средством достижения цели - жанровый анализ произведения.
Аналогичный пример из работ естественно-научного характера. Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхностно-активных веществ». Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением. Цепь: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ. В данной формулировке цели предметом исследования является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ. Средство достижения цели в се формулировке не указано, так как это не является обязательным. Скорее всего, такими средствами будут аналитические и спектроскопические методы исследования строения химических соединений, экспериментальные методы, связанные с определением основных свойств поверхностно-активных веществ, корреляционный анализ, позволяющий установить взаимосвязь строения и свойств химических соединений.
Задачами любой научно-исследовательской работы обычно являются:
§ проблемно-ориентированный анализ информации (литературных данных) по избранной актуальной научной проблеме;
§ разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбором возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;
§ теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
§ обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.
2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы
Прежде чем мы будем анализировать структуру и содержание научно-исследовательских работ, оговоримся, что такие работы нами будут условно разделены на два типа:
§ по естественно-научной и научно-технической тематике;
§ по гуманитарной тематике.
Главное отличие гуманитарных исследовательских работ от естественно-научных и научно-технических заключается в специфике объектов исследования. Например, в научно-исследовательских работах по литературоведению (работах гуманитарного типа) в качестве объектов обычно используются:
1. собственно тексты и/или художественный мир изучаемых произведений (источники);
2. научная литература об источниках;
3. научная литература, содержащая в себе теоретические (фундаментальные) положения и обобщения литературоведения.
В работах естественно-научной и научно-технической направленности в качестве объекта обычно выступают:
1. сами явления природы или техники (технологии), а также объекты теоретического знания (теории, закономерности);
2. научная литература по аналогичной или близкой тематике, описывающая результаты ранее проведенных экспериментальных или теоретических исследований;
3. экспериментальные данные, описанные во всевозможной справочной литературе (например, данные спектроскопии органических соединений, необходимые для доказательства строения новых веществ).
Типовая структура и содержание пояснительной записки работ естественно-научной и гуманитарной направленности представлены в виде табл. 3.
Сравнение структуры пояснительной записки научно-исследовательской работы с типовой структурой реферата показывает, что первая из перечисленных отличается наличием двух новых дополнительных и достаточно больших по объему разделов (глав): теоретической (исследовательской) и экспериментальной частей. Иными словами, если итогом реферативной работы является лишь выведение проблемы в ходе проблемно-ориентированного анализа объекта исследования (источников информации), то научно-исследовательская работа позволяет с помощью построения и доказательства гипотезы разрешить выделенную ранее проблему.
Таблица 3
Типовая структура и содержание пояснительной записки
Дата: 2019-03-06, просмотров: 218.