Цели и задачи научно-исследовательской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств дости­жения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.

Поясним это сложное для понимания определение на примерах кон­кретных целей нескольких научно-исследовательских работ учащихся.

Например. Тема: «Жанр «Драмы на охоте» Л. П. Чехова».

Гипотеза может выглядеть следующим образом: Это произведе­ние либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими признаками романного жанра в Исследуемом произведении должен быть описан выбор 1«роя, который влияет на судьбу мира.

Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть циклическая сю­жетная схема и определенная авторская позиция, более отдаленная, чем романе, от описываемых событий.

Цель: выявить с помощью анализа произведения «Драма на охоте» его основные жанровые признаки. В этом примере предметом исследо­вания являются жанровые признаки, объектом - произведение А. П. Чехова «Драма на охоте», а средством достижения цели - жанро­вый анализ произведения.

Аналогичный пример из работ естественно-научного характера. Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхно­стно-активных веществ». Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением. Цепь: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ. В данной формулировке цели предметом исследо­вания является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ. Средство достижения цели в се формулировке не указано, так как это не является обязательным. Скорее всего, такими средствами будут аналитические и спектроскопические методы иссле­дования строения химических соединений, экспериментальные методы, связанные с определением основных свойств поверхностно-активных веществ, корреляционный анализ, позволяющий установить взаимосвязь строения и свойств химических соединений.

Задачами любой научно-исследовательской работы обычно явля­ются:

§ проблемно-ориентированный анализ информации (литератур­ных данных) по избранной актуальной научной проблеме;

§ разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбо­ром возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;

§ теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдви­нутой гипотезы;

§ обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.

2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы

Прежде чем мы будем анализировать структуру и содержание на­учно-исследовательских работ, оговоримся, что такие работы нами бу­дут условно разделены на два типа:

§ по естественно-научной и научно-технической тематике;

§ по гуманитарной тематике.

Главное отличие гуманитарных исследовательских работ от есте­ственно-научных и научно-технических заключается в специфике объ­ектов исследования. Например, в научно-исследовательских работах по литературоведению (работах гуманитарного типа) в качестве объектов обычно используются:

1. собственно тексты и/или художественный мир изучаемых произведений (источники);

2. научная литература об источниках;

3. научная литература, содержащая в себе теоретические (фунда­ментальные) положения и обобщения литературоведения.

В работах естественно-научной и научно-технической направлен­ности в качестве объекта обычно выступают:

1. сами явления природы или техники (технологии), а также объ­екты теоретического знания (теории, закономерности);

2. научная литература по аналогичной или близкой тематике, опи­сывающая результаты ранее проведенных экспериментальных или теоретических исследований;

3. экспериментальные данные, описанные во всевозможной спра­вочной литературе (например, данные спектроскопии органиче­ских соединений, необходимые для доказательства строения новых веществ).

Типовая структура и содержание пояснительной записки работ ес­тественно-научной и гуманитарной направленности представлены в виде табл. 3.

Сравнение структуры пояснительной записки научно-исследовательской работы с типовой структурой реферата показывает, что первая из перечисленных отличается наличием двух новых до­полнительных и достаточно больших по объему разделов (глав): тео­ретической (исследовательской) и экспериментальной частей. Иными словами, если итогом реферативной работы является лишь вы­ведение проблемы в ходе проблемно-ориентированного анализа объ­екта исследования (источников информации), то научно-исследовательская работа позволяет с помощью построения и доказа­тельства гипотезы разрешить выделенную ранее проблему.

Таблица 3

Типовая структура и содержание пояснительной записки

Дата: 2019-03-06, просмотров: 186.