В соответствии с определением, опубликованным в ГОСТ 7.9 - 77 «Реферат и аннотация», реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) - это «.краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления и определения целесообразности обращения к нему».
Специфика реферата как жанра письменной работы учащегося наилучшим образом отражается в определении, которое дано в словаре «Педагогическое речеведение»: реферат - «вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».
На практике реферат ученика - это чаще всего письменная работа в виде краткого обзора (изложения в определенной последовательности) и сопоставления содержания прочитанных учащимся материалов (статей, книг, публицистики и пр.) по выбранной теме, отражающая собственную позицию автора реферата (ученика), т. е. его отношение к высказанным в реферируемых первоисточниках идеям по этой теме.
Количество первоисточников, по которым пишется реферат, должно быть достаточным для того, чтобы можно было сопоставить несколько (не менее двух-трех) различных точек зрения по избранной к изучению теме.
Отличительными признаками реферата являются:
§ определенная (типовая) структура текста;
§ смысловая адекватность первоисточнику;
§ информационная полнота, т. е. полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме реферата;
§ точность и объективность в передаче содержания первоисточников;
§ выдержанность в научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом);
§ использование особых, характерных для реферата, языковых клише (шаблонных выражений).
Говоря об отличительных особенностях реферата, важно сравнить его с конспектом, который также является вторичным текстом и представляет собой сжатое изложение первоисточников. Реферат, в отличие от конспекта, создается не для сугубо личных целей, а для пользования всех желающих.
Цель реферата - дать полное объективное представление о характере освещаемой работы (работ) по данной теме в компактной, экономной форме, понятной для читателя. Именно поэтому текст реферата должен быть структурно упорядочен, завершен и не должен включать каких-либо сокращений, условных или графических обозначений, которые могут быть непонятны другим людям.
Задачи реферата сформулировать на основе анализа, сопоставления и смысловой переработки первичного текста, в чем заключаются сходство и противоречия взглядов различных авторов по изучаемой теме, а также связанную с этим проблему, научное (теоретическое или экспериментальное) решение которой является актуальным и может представлять интерес в качестве предмета дальнейших исследований. Иными словами, качественно выполненный реферат позволяет обосновать актуальность и целесообразность проведения в дальнейшем специальной научно-исследовательской работы по данной теме, т. е. поставить цель и сформулировать задачи по решению выявленной в ходе реферативной работы научной проблемы. Именно поэтому реферативная работа с литературой является начальным и необходимым этапом любой научно-исследовательской деятельности, а овладение учащимися умениями и навыками этой работы обеспечивает успешный характер дальнейшего научного творчества.
1.2. Современные требования к реферату
Современные требования к реферату, учитывая его отличительные признаки как одной из форм письменной работы ученика, специфические цели и задачи, сводятся к следующему:
1) наличие логически завершенной (целостной) структуры работы, отраженной в элементах ее содержания;
2) точность и объективность изложения смысла содержания реферируемых первоисточников;
3) полнота отображения основных элементов содержания при ограниченности объема (как правило, средний объем реферата ученика составляет 10-15 печатных страниц);
4) наличие конкретных сведений и фактических данных о путях и методах изучения проблемы по данной теме;
5) доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и по форме;
6) использование автором реферата научного стиля, стилевая однородность всех частей (разделов или глав) реферата;
7) наличие в тексте реферата правильно оформленных ссылок на список использованной учеником литературы, приведенный в конце работы;
8) обязательное наличие выводов автора реферата (ученика) по существу изучаемой темы, первичная оценка новизны и значения полученных результатов работы (что нового вносит реферируемый материал в теорию и практику), перспектив дальнейшего развития работы (где конкретно могут быть использованы в дальнейшем материалы, полученные в ходе реферативной работы).
Дата: 2019-03-06, просмотров: 208.