Как уже было указано ранее в разделе 1.3.1.3, цель работы всегда отражает действие исследователя (ученика), которое он будет совершать Над предметом в рамках объекта исследования как области научного знания, в котором ведется исследование. Зная эту структуру цели научно-исследовательской работы, сформулированной вами ранее в аналитическом литературном обзоре, теперь следует попытаться выделить («извлечь») из нее объект и предмет исследования. Здесь нет ничего нового по сравнению с реферативной работой. Кроме того, эту процедуру «извлечения» предмета и объекта исследования из цели мы уже рас сматривали ранее в разделе 2.1.1 настоящей работы достаточно подробно и на конкретных примерах.
Чтобы научиться лучше выявлять предмет и объект в цели исследования, приведем дополнительно некоторые характерные черты этих двух компонентов цели. Предмет исследования всегда связан с настоящим и будущим процесса развития науки и практики (объекта) как часть и целое со всеми его противоречиями и проблемами. Поскольку между предметом и объектом в науке всегда существует внутренняя (иногда очень сложная) взаимосвязь, сознательно и последовательно изучая (или изменяя) предмет, исследователь может отследить качественное своеобразие (или изменения) объекта и сформулировать закономерности предполагаемой взаимосвязи. В этом и заключается подлинный смысл научного поиска, организуемого в направлении поставленной цели научно-исследовательской работы.
В литературоведческих работах, посвященных анализу литературного произведения, например, с целью определения его жанра, роль предмета исследования играет само художественное произведение, а объекта - жанр изучаемого произведения.
Разработка гипотезы
Первоначальное предположение о взаимосвязи предмета и объекта исследования в науке принято формулировать в виде гипотезы. Таким образом, гипотеза - это тезис, высказанный изначально, априори, т.е. до опыта (до экспериментальной проверки).
Древняя мудрость гласит: «Наука без гипотез, что конь без сбруи». Действительно, ключевую роль разработки гипотезы в успешном проведении научных исследований невозможно переоценить. Эта исследовательская операция позволяет предсказать пути и способы достижения цели, т. е. осуществить проектирование способа разрешения выявленного противоречия (проблемы) в направлении достижения цели на основе исследования, с помощью которого существующий предмет изучения переводная в новое состояние, приводящее к изменению объекта исследования. Если вы внимательно прочитали последнее предложение, то, видимо, вам стало совершенно ясно, что в гипотезе, по существу, соединились все элементы аппарата научного исследования: противоречие и проблема, цель, предмет и объект исследования.
Любая гипотеза, являясь научным предположением, требует доказательства, в ходе которого она обязательно приводит исследователя к выводу как новому научному знанию. К сожалению, практика показывает, что не всякая гипотеза подтверждается в ходе научного исследования. По образному выражению Т. Гексли, «большая трагедия науки состоит в убийстве прекрасных гипотез низкими фактами». Но отрицательный результат в науке - это тоже важный результат, так как он позволяет изменить тактику исследования в направлении поставленной цели. В этом случае на смену старой гипотезе приходит (разрабатывается) новая, более совершенная, которая снова проверяется на практике. Так от вывода к выводу по проверке гипотез и развивается новое научное знание.
Чтобы научиться правильно строить гипотезы, можно воспользоваться алгоритмами, приведенными в книге В. С. Безруковой. В связи с этим рассмотрим в качестве примера некоторые типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ учащихся (табл. 5). Безусловно, описанными алгоритмами не описывается их возможное разнообразие.
Таблица5
Дата: 2019-03-06, просмотров: 230.